Что дает пескотерапия детям?
Работа с мелким сыпучим песком весьма полезна. Прежде всего, она помогает успокаиваться, снимать напряжение, расслабляться. Такие занятия учат ребенка познавать не только окружающий, внешний мир, но и свой, внутренний: учиться самоконтролю, саморегуляции, обретать уверенность в себе, повышать самооценку. Ведь в этом песочном мире он – хозяин, творец. Он властен создавать, изменять, преодолевать. Властен сделать так, чтобы конкретное добро в этом его мире (а значит — в подсознании) победило конкретное зло.
Помимо этого, игры с песком способствуют интеллектуальному развитию (тренируют логическое и образное мышление, память, сенсомоторное восприятие, речь, воображение), развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, координацию, глазомер, чувство пространства.
Сад камней
Игра для детишек постарше, которым не хватает способов снимать напряжение.
Сад камней – это домашняя мини-версия песочницы с эффектом антистресс. Такие нередко можно увидеть в офисах в качестве бизнес-версии.
Обычно к такой песочнице прилагается песок, камушки и мини-грабли, чтобы рисовать на песке узоры. Ребенок может разместить камушки – как душа пожелает, а узоры на песке помогут снять стресс и пробудить творческое начало.
Если бюджет ограничен, то на бизнес-версию лучше не тратиться, а купить красивую керамическую или пластиковую емкость, чистый мелкий песок (в строительном или зоомагазине), мешок камушков (ориентир – на магазин с живыми рыбками) и мини-грабли (покупаем в игрушечном отделе).
Что такое пескотерапия?
Этот метод – один из самых популярных среди многих методов арт-терапии (то есть, психологической коррекции, основанной на применении творчества, искусства), таких, как сказкотерапия, музыкотерапия и другие. Специально организованная работа с песком позволяет воздействовать на психику ребенка при помощи визуализации его комплексов, страхов, переживаний, его внутреннего мира в целом.
Метод заключается в произвольных действиях, которые ребенок производит с мелким очищенным песком, различными маленькими предметами или фигурками, а также водой. Психологами доказано, что все, изображаемое ребенком на песке или с его помощью, напрямую связано с подсознанием, а значит, проецируется в создаваемые образы. Весь накопленный негатив, все психологические зажимы, обиды или другие негативные чувства выплескиваются в этих образах.
Пескотерапия позволяет психологам и психотерапевтам:
- диагностировать различные отклонения состояния личности, выявлять психотравмирующие факторы или ситуации, причины неадекватного поведения ребенка;
- устанавливать контакт с замкнутым ребенком, особенно, если это вызвано психическими отклонениями (например, аутизмом);
- снижать эмоциональную неустойчивость, снимать повышенную тревожность, стрессы, напряжение;
- корректировать состояние детей с ЗПР, ЗРР, дефектами речи;
- способствовать социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- помогать ребенку развиваться в гармонии с собой.
Работа с песком может строиться в виде различных игр:
- развивающих (счет, чтение, письмо);
- фонематических (с отработкой произношения отдельных звуков);
- коррекционных (ребенок иллюстрирует, воссоздает свои переживания или страхи);
- проекционных (ребенок выбирает фигурку-себя, а затем создает вокруг нее свой мир);
- семейных (в играх участвуют также родители).
Песок – открытая среда
Дети учатся больше всего, когда сталкиваются с открытыми вопросами и открытыми задачами, а песок – это среда, которая по своей природе открыта. Независимо от навыков или когнитивного уровня ребенка, песок – подходящий игровой объект. Очень маленькие дети могут просто сидеть в песке и рассматривать его текстуру, а дети более старшего возраста могут использовать песок для исследований и творчества.
Не существует какого-то определенного правильного или неправильного способа игры с песком, можно экспериментировать и играть с ним по-разному. Когда он сухой, его легко насыпать и просеивать сквозь пальцы, что позволяет детям исследовать его текстуру и изменчивость. При добавлении в песок немного воды, его физические свойства сильно меняются, из него уже можно лепить, строить, создавать устойчивые формы.
Как и игра с водой, игра с песком успокаивает и развлекает детей. Хотя песок естественным образом встречается на открытом воздухе, и с ним можно играть на пляже или использовать специально установленные детские песочницы, его также можно принести внутрь помещения для игр в домашних условиях.
Независимо от того, где ребенок играет с песком, занятия с ним всегда полезны для него. О том, что песок – открытая среда, способствующая детскому развитию, уже сказано Ниже приводятся еще несколько доводов в его пользу.
Песок расширяет воображение
По мере того, как дети начинают более полно понимать физические свойства песка, у них появляется возможность применять свои творческие способности и воображение, создавая различные здания, города и замки.
Предоставьте им разнообразные предметы домашнего обихода и игрушки, и понаблюдайте, как они приспосабливают их к своим творениям и вдохновляются на создание новых.
Песок способствует физическому развитию
Через игры с песком улучшаются мышечные навыки пальцев, рук и всей верхней части тела ребенка. При копании, наливании, черпании и просеивании дети используют верхнюю часть тела так, как этого не требует большинство других игр.
Большое количество песка становится тяжелым, и его трудно перемещать, что создает дополнительные возможности для физических упражнений и наращивания мышц.
Ноги и нижняя часть тела детей задействованы, когда они сидят на корточках или поднимают и переносят ведра с песком в другие места. Кроме того, улучшается зрительно-моторная координация и контроль мелких мышц, поскольку дети работают с мелкими принадлежностями для песка, такими как формы и совки.
Песок способствует развитию социальных навыков
Когда дети играют с песком вместе, у них есть возможность поделиться инструментами, договориться об игровом пространстве, прийти к компромиссу в отношении того, что будет построено на песке. У каждого ребенка может быть отдельное игровое пространство, но многие из них будут участвовать в воображаемой игре, поскольку они «готовят», роют туннели, строят дороги или башни.
Песок способствует когнитивному развитию
Дети узнают о физических свойствах песка, играя с ним и сравнивая влажный и сухой песок. Они познают свойство сохранения материи, пересыпая песок из одного контейнера в другой и сравнивая количество песка, которое помещается в каждом.
Дети практикуются в решении проблем, когда думают, как удержать свои башни от падения или рвы от обрушения. Они обнаруживают причину и следствие, исследуя, что происходит, когда вода добавляется в песок. Наконец, словарный запас детей также расширяется, поскольку они учат слова, относящиеся к песочнице, и разговаривают с другими детьми.
Песок учит математическим понятиям
Использование контейнеров разных размеров и форм помогает научить детей тому, что «больше, чем», «меньше, чем» и «равно». Предоставление мерных ложек и чашек помогает детям выучить конкретные меры, а также другие математические термины, такие как «пустой» и «полный» или «тяжелый» и «легкий». По мере взросления дети начнут узнавать, сколько мерных ложек разного размера нужно, чтобы наполнить емкость.
Песок способствует художественному самовыражению
Детям может понравиться рисовать картинки на песке, разрабатывать сложные замки из песка и создавать интересные формы. Их можно украсить листьями, камнями и цветами, тем самым делая дизайн уникальным и индивидуальным.
Песок помогает ставить научные эксперименты
- Закопайте в песок металлические «сокровища» и дайте детям магниты.
- Установите систему веревок и шкивов, чтобы дети могли перемещать ведра с песком по игровой зоне.
- Предоставьте детям материалы, которые позволят им строить свои собственные научные эксперименты.
Таким образом, игры с песком позволяют детям предсказывать, наблюдать, исследовать, выдвигать гипотезы о том, что будет дальше, и делать выводы.
Радуга в бутылках
Это творческое занятие не только приносит удовольствие в процессе, но и долго потом радует результатом.
Оригинальная поделка, простая в исполнении, внесет немного разнообразия в ваши привычные игры с ребенком и станет украшением для его комнаты.
Что нужно для поделки?
- Мелкий просеянный песок. В крайнем случае – соль мелкого помола.
- Цветные мелки.
- Стеклянные небольшие бутылочки/баночки с крышками. Хотя пластиковые, безусловно, предпочтительнее, учитывая, что дети – основные участники процесса, но в стекле радуга смотрится более интересно, да и мелки к стеклу меньше прилипают.
Насыпаем на бумагу 1/6 часть песка, необходимого для одной бутылочки. Далее берем цветной мелок — например, красный — и растираем им песок. Окрашенный песочек пересыпаем в сосуд. Теперь берем новый лист — и повторяем процедуру уже с другим мелком.
Емкость постепенно должна наполниться несколькими слоями песка, окрашенного в разные цвета.
На заметку: гораздо интереснее будет смотреться радуга, если песок засыпать в сосуд под углом или по спирали
Но важно сыпать его максимально аккуратно, чтобы разноцветные слои не смешивались. Теперь закручиваем крышку и можно использовать в интерьере!
Песочная анимация
Одна из самых интересных песочных игр, в которую с удовольствием играют не только дети, но и взрослые – причем, некоторые весьма профессионально.
Наверное, уже не осталось людей, которые бы не слышали о песочной мультипликации: все чаще можно увидеть в Сети подобные мультфильмы, созданные руками больших и маленьких мультипликаторов. Занятие фантастически интересное, творческое, развивающее уже раскрытые таланты и открывающее новые.
Что касается затрат на эту песочную игру – не такие уж они и большие.
Что нужно для игры?
- Песок. При отсутствии песка можно использовать даже манную крупу или молотый кофе.
- Лампа с рассеянным светом.
- Стол с высокими бортиками
- Стекло и светоотражающая пленка.
Кисточки в этой технике не нужны. Компьютерные мыши и планшеты – тоже. Рисовать нужно пальцами, что идеально для ребенка. К тому же, любая «неудача» легко исправляется легким движением руки в новый сюжет, а образы можно менять бесконечно.
Плюсы данной игры (техники):
- Не нужны навыки и дорогие расходные материалы.
- Нет возрастных ограничений.
- Занятие интересно в любом возрасте.
- Ролики с песочной анимацией действительно бьют рекорды по просмотрам на определенных сайтах.
Песочная анимация обладает 100% антидепрессивным эффектом, раскрепощает, развивает сенсорные ощущения.
Создай свой мир
Эту игру психологи рекомендуют для детишек от 5-ти лет. Именно через создание собственного мира ребенок открывает вам тайны своих страхов и мечтаний.
Будьте внимательны и ничего не пропускайте – возможно, именно через эту игру вы вдруг поймете, чего так сильно не хватает вашему чаду.
Конечно, играть в нее рекомендуется дома, где ребенок максимально открыт и спокоен.
Что нужно для игры?
- Песочница.
- Игрушки.
Суть игры – в создании собственного мира. Попросите чадо создать именно такой мир, каким бы он хотел его видеть – свой индивидуальный. Пусть ребенок населяет его, кем захочет, строит, что захочет, использует любые материалы. Главное – это результат «строительства» и история ребенка про его мир.
Конечно, идеальный вариант – если детей хотя бы двое, все-таки в коллективной игре дети раскрываются охотнее, демонстрируя общие интересы в строительстве, четко отрисовывая границы — или же вовсе моделируя войны и сражения. В любом случае, плюсов немало – и ребенка не оторвать от игры, и мама с папой могут узнать о ребенке много нового.
Кроме того, это создание собственного мира и его истории сильно развивает воображение и речь, мелкую моторику, фантазию и творческое начало.
Виды игрушек для песочницы
Игры с песком нельзя представить без специальных игрушек, ведь именно они помогают детям проявить себя, развиваться и весело проводить время. Основные виды игрушек для песочницы включают:
- Лопатки: данный вид игрушек позволит ребенку делать с песком всё, что угодно – копать, насыпать, ровнять. Можно выбрать как маленький совок, так и большой;
- Грабли: игрушка, которая поможет ребенку выровнять или просеять песок, а также украсить свою постройку узорами и линиями;
- Формочки: это те игрушки, которые позволят ребенку проявить всю свою фантазию и творческий потенциал, ведь создавать можно как простые фигурки и конструкции (круг, квадрат, треугольник), так и более сложные и искусные (звезда, фрукты, самолетик, машинка, грибочек, рыбка);
- Ведёрко: незаменимая игрушка для создания куличиков или переноски песка и других игрушек;
- Лейка: интересная игрушка, которая разнообразит игры с песком, ведь помимо сухого песка, мокрый песок не менее любопытен ребенку;
- Сито: полезная игрушка для просеивания и фильтрации песка, которая позволит ребенку увидеть разницу между крупными и мелкими частицами песка и камушками.
Игры с песком – это незаменимая летняя забава, которая очень интересна, а самое главное, полезна для общего развития ребенка. Правильно выбрав игрушки для песочницы, Вы сделаете игру вашего ребенка еще более увлекательной и насыщенной!
Позвольте вашему ребенку, играя с песком и специальными игрушками для песочницы, совместить приятное с полезным!
Когда можно и нельзя заниматься пескотерапией?
Возиться в песке, получая от этого удовольствие, карапузы могут начать еще до года. Но целенаправленно моделировать свой внутренний мир на песочной поверхности малыш сможет примерно после 2 лет. Даже если у него нет выраженных психологических проблем, пескотерапия будет способствовать его речевому, эмоциональному и интеллектуальному развитию (поскольку песок стимулирует нервные окончания пальцев и ладоней, что заставляет нервные рецепторы разных отделов мозга активнее работать). Поэтому по данной методике зачастую проводятся занятия в детских садах – как обычных, так и коррекционных.
Работу с песком любят не только дети, но также подростки и даже взрослые, так что верхнего возрастного предела здесь не существует.
Однако есть ряд состояний и заболеваний, при которых пескотерапия противопоказана:
- аллергическая реакция на песок и пыль, тяжелая форма бронхиальной астмы;
- синдром навязчивых движений (обширные тики), при котором частые непроизвольные движения конечностей мешают творчеству, нервируют ребенка;
- туберкулез;
- эпилепсия с частыми приступами, судорогами, потерей сознания;
- тяжелые формы умственной отсталости, другие состояния, сопровождающиеся неспособностью взаимодействия с людьми или предметами.
Слайд 25Игры на развитие мелкой моторики• Поскользить ладонями по поверхности песка,
выполняя зигзагообразные и круговые движения.• Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;• «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочерёдно. • Создать узоры и рисунки — солнышко, бабочка, буква А или целое слово.«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой.• Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
На что следует обратить внимание при выборе игрушек для песочницы
В наше время существует огромное многообразие форм, размеров и цветов игрушек для песочницы. Для того чтобы выбрать игрушки, которые принесли бы не только пользу, но и радость вашему ребенку, следует учитывать такие факторы, как:
- Материал и качество изготовления. У игрушек должна быть аккуратная сборка, ровные края без сколов и трещин, не должно быть неприятного запаха, окраска не должна стираться или облезать. Все игрушки должны быть прочными и не ломаться от первой минимальной нагрузки.
- Безопасность. Каждая игрушка должна соответствовать стандартам ГОСТ и иметь сертификат качества. Никаких острых углов, слишком узких отверстий или мелких деталей.
- Удобство. Подходит ли лопатка или грабельки для маленьких ручек, удобно ли малышу держать лейку, не тяжело ли носить ведерко? Ведь главное – это комфорт и радость ребенка при обращении с игрушкой.
Угадай наощупь
Игра подойдет и для домашней песочницы, и для уличной.
Что нужно для игры?
- Песок.
- Мешок с различными игрушками и простыми предметами (от ракушек и шишек до камушков и кукол).
Мама закапывает игрушку (неглубоко) в песок, а задача малыша – нащупать ее в песке, отгадать, что это — и только потом вытащить.
Игра хороша для развития мелкой моторики, воображения, образного мышления, тактильных ощущений, и главное — для создания более тесной связи между мамой и малышом.
Песочная терапия – это не только снятие стресса и борьба с детскими страхами
Прежде всего, это веселое времяпрепровождение с родителями, внимание которых – бесценно
Литье в песчаные формы
Одно из интереснейших занятий для песочницы. В принципе, им легко можно заниматься и на пляже, но в домашних условиях будет более комфортно.
Что нужно для игры?
- Совочек.
- Песок и вода.
- Старая миска или любая тара, которую не жалко будет выбросить.
- Природные материалы – цветы, ракушки, веточки, галька.
- Материалы для рукоделия – например, бусы, цветные шарики, ленточки и др.
- Гипс.
В песке делаем небольшое углубление. Желательно, ровное – например, с помощью стакана или бутылки. Стенки углубления выкладываем имеющимися сокровищами – ракушками, стеклянными бусами и проч.
Далее разводим гипс 2:1 с водой в старой кастрюльке и выливаем его в сделанное углубление до самых краев, чтобы покрыть все находящиеся внутри материалы. Сверху посыпаем ракушками и ждем полчаса, пока гипс подсохнет.
Далее вынимаем нашу «отливку» из песочницы, аккуратно смахиваем весь лишний песок и оставляем на ночь на полке до полного затвердевания.
Это творческое развлечение точно придется ребенку по вкусу, тем более что получившийся летний презент можно принести осенью в школу в качестве поделки — или подарить кому-нибудь на праздник.
Рисуем песком
Художественная творческая игра, которая подойдет для любой песочницы или пляжного отдыха.
Что нужно для игры?
- Клей ПВА – 1 бутылочка.
- Пачка плотной бумаги, можно цветной (или картона).
- Кисти и краски (любые).
- Непосредственно песок.
- Вода.
Рисуем на бумаге узоры или любой сюжет по желанию клеем, затем посыпаем сверху песком — и стряхиваем лишний песок. Клей должен полностью покрыться песком. Теперь ждем, пока шедевр подсохнет.
Песок — или саму бумагу в местах его отсутствия — можно раскрасить с помощью жидко разведенной краски.
Основной недостаток игры: разводить краски на улице не особо удобно.
Как проходят занятия?
Для занятий пескотерапией необходимо специальное оборудование, которое можно приобрести (но стоимость его довольно высока) или сделать самостоятельно. Это деревянный или пластиковый ящик с размерами 500:700: 80 мм, с голубыми бортиками и синим дном, песок мелкой фракции желтого или белого цвета, вода, а также наборы всевозможных фигурок:
- людей;
- сооружения;
- разные виды транспорта;
- дикие и домашние животные, птицы;
- морские жители;
- природные материалы (плоды, семена, листья, травы, шишки, камешки, ракушки);
- мебель и посуду;
- религиозные символы;
- технические детали (гайки, шурупы, болты);
- символы найденных кладов, богатства и ценностей (стеклянные «драгоценности», сундучки, шкатулки, бусины);
- буквы, цифры;
- продукты;
- растения;
- насекомые;
- динозавры;
- небесные тела;
- предметы городской среды (мосты, дорожные знаки, ворота, заборы, памятники);
- орудия труда;
- музыкальные инструменты;
- оружие;
- монеты;
- пуговицы, ткань и т.д.
То есть в этот набор по возможности должны входить предметы, позволяющие создать реальный мир во всех деталях.
В начале занятия ребенку разъясняют, что песок – это земля, синее дно – вода, голубой бортик сверху – небо. Теперь малышу нужно выбрать предметы из имеющейся коллекции, чтобы приступить к созданию своих миров, планет, сказок, в которых он обязательно выплеснет все, что его тревожит
На этом этапе важно выяснить, почему он выбрал именно эти предметы, почему вместо людей у него собаки или танки, почему все предметы серого цвета, зачем ему эта шишка, перо или камешек. По этим предметам можно судить о психологическом состоянии тестируемого в данный момент его жизни
В процессе творчества взрослый тактично расспрашивает у юного творца, что и почему он делает: зачем закопал ножичек, почему кошка у него живет в воде, а тигр ест яблоко, и т. д. Все эти моменты также помогают понять переживания и мировоззрение ребенка, выявить скрытые страхи, пережитые стрессы.
При этом важно обратить его внимание на то, что нельзя просыпать песок, ломать или разбрасывать фигурки. А после окончания занятия пусть расставит или сложит все предметы по местам
Такие игры можно проводить и дома. Если нет уверенности в своих силах, можно посмотреть видео мастер-классов по песочной терапии.
Важно все время поддерживать с ребенком речевой контакт, задавать вопросы, просить объяснений и комментариев. Кроме того, для первичного выявления скрытых проблем большое значение имеет правильная интерпретация полученного результата
Что должно насторожить родителей на этом «холсте» и почему?
- Замки или засовы на домах, высокие плотные заборы, толстые стены, особенно, если за ними спрятана «я-фигурка». Это сигнал о чувстве незащищенности, боязни, о потребности в защите.
- Беспорядок, хаотичное, бессюжетное расположение фигур, знаков, символов. Это значит, что в душе ребенка тоже царят смятение и неразбериха.
- Много нарисованных кругов. Ребенка заело однообразие, он хочет каких-то значимых перемен, ему не хватает любви и заботы.
- На песке нет человеческих фигурок (хотя в наборе они есть) – отчуждение от людей, страх, боль и обида.
- Острые углы, стрелы, искры, ломаные и рваные линии. Ребенок переживает сильный гнев, чувство ревности (к новорожденному, отчиму). Такие знаки говорят о сильном внутреннем конфликте.
- Спиральные линии. У ребенка накопилась усталость, ему не хватает общения (в первую очередь, с близкими людьми). Возможно, его мучают кошмары.
В случае любых сомнений или появлении других линий или знаков, которые показались настораживающими, стоит обратиться за консультацией к профессиональному детскому психологу. Возможно, проблема куда серьезнее, чем кажется.
Пескотерапия – весьма действенный метод коррекции эмоционального и психического состояния детей, релаксации и саморегулирования. Поэтому заниматься ей можно не только деткам с показаниями. Песок приносит радость абсолютно всем. И родителям – в том числе. Совместные игры в домашней песочнице только укрепят моральный микроклимат семьи.
Публикация «Значение игр с песком для развития дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Несмотря на испачканные руки, песок положительно влияет на психику ребенка, помогают развивать мелкую моторику, координацию движений, способствуют оздоровлению и закаливанию детей, так как организуются на свежем воздухе.
Детям нравится пересыпать сухой песок, лепить из мокрого «пирожки», «куличики» и «угощать» друг друга. Дети с интересом нагружают песок в машины, перевозят его. В играх с песком широко применяют формочки, лейки, посудку, лопатки и грабли, ведерки. Яркие цвета на формочках позволяют закреплять знания о цвете и формы.
В раннем возрасте игры с песком является первой созидательной деятельностью, позволяющей проявлять выдумку, творчество и фантазию. Такие игры в соответствии с этапом развития ребенка предполагают собой выполнение разнообразных игровых действий: совместные действия взрослого и малыша; действия по подражанию и по образу, которое предложил взрослый; самостоятельные действия, отражающие собственную задумку ребенка.
Психологи утверждают, что игры с песком очень полезны, ведь мелкие песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека непостижным образом часть негативной энергии. Теплый сухой песок, приятно пропускать сквозь пальцы. Песок является тренажером для пальчиков, потому что есть прямая зависимость между развитием речи и мелкой моторики малыша.
По мнению педагогов, игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасных средством для развития и саморазвития.
Строя и разрушая, а затем снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние.
Песочница — это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста. Она даёт неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью, позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Удивительное происходит в том, что песочная сказочная страна — не что иное, как проекция внутреннего мира ребёнка. Игры с песком — это и возможность обучения детей природному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, камешков и т. п.) они сооружают реки, долины, горы, озёра, туннели, мосты. Вдоль дорог возводятся строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). Старшим детям можно предложить: «Построй сказочный город (мир, город своей мечты)».
При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща. На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (палочкой, пальцем, что вызывает гораздо больший интерес, чем изображение на бумаге.
Таким образом, игры с песком позволяют :
а) стабилизировать психоэмоциональное состояние,
б)совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику,
в)стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности г)развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию,
д)стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор,
е)разнообразить способы сотрудничества.
Содержание игр и методика руководства в разных возрастных периодах (3-5, 5-7 лет).
Для детей младшего дошкольного возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому – воспитатель показывает и объясняет. В ходе игры задает вопросы, даёт советы и предложения, поощряет детей, контролирует их действия. Игры в этом возрасте могут быть элементарные сюжетно-ролевые (мама, папа, игры со строительным материалом.
Особенности руководства в средней группе: правила игры объясняются воспитателем перед началом, и показываются с помощью пробного действия, воспитатель внимательно следит за ходом игры, словесно поощряет. Игры могут быть сюжетно-ролевые с более сложным мотивом, театрализованные, хороводные.
В старшей и подготовительной группе воспитатель объясняет правила перед игрой, без показа и повторения, не принимает участие в игре, но следит за выполнением правил и за ходом игры. Игры могут быть сюжетно-ролевые(1-2 сюжета вместе, режиссерские, игры –драматизации, игры со строительным материалом, игры-импровизации.
Слайд 3«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких
детей наилучшая игрушка – это куча песка» К.Д. Ушинский
История метода «Песочная терапия»Научно-методической основой опыта является технология «терапии песком», который был предложен в середине XX века швейцарским психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. Формированием концепции «песочной терапии» занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими.
Домашняя песочница
Такая антистрессовая игрушка всегда выручит маму, когда на улице не подходящие для прогулки погодные условия, когда в песочнице во дворе не протолкнуться, когда у малыша плохое настроение или нужно просто занять его на некоторое время.
Что нужно для игры?
- Песочница средних размеров (около 50-70 см х 70-100 см х 10-20 см). Размеры выбираем в соответствии с домашними условиями. Кто-то может позволить себе и двухметровую песочницу посреди большой квартиры, а для кого-то – и крохотную впихнуть достаточно проблематично. Изнутри рекомендуется красить песочницу в нежный и спокойный голубой цвет, который символизирует воду и успокаивающе действует на детскую нервную систему.
- Выбирая ящик под песочницу (или сооружая его своими руками), помните, что песочница должна быть безопасной! Никаких острых углов, заусенцев, шершавых неошкуренных поверхностей, торчащих гвоздиков и проч. Идеальный вариант – надувная песочница, в которой можно безбоязненно мешать песок с водой, не переживая за ковер. Кроме того, такую песочницу легко убирать – достаточно просто высыпать песок в контейнер и сдуть саму «песочницу». Или же в качестве песочницы можно подыскать большой пластиковый контейнер.
- Выбираем песок! Например, обычный морской песок — или прокаленный кварцевый. Конечно, можно при желании играться и с кинетическим или космическим песком в песочнице, но, если ребенок забирается в нее целиком, то стряхивать с одежды кинетический песок потом будет весьма затруднительно.
- Что еще? А все, что может пригодиться ребенку в песочнице – формочки и лопатки, вода и лейка, игрушки и проч.
Песочница, в которую можно забраться с ногами, чтобы до умопомрачения зарываться в песок пальцами ног и рук – это фантастический антистресс для ребенка. Пропылесосить после игры – дело 10-ти минут, поэтому не стоит отказывать чаду в таком удовольствии.
Безусловно, оставлять ее в комнате постоянно не следует – доставайте «игрушку» по мере необходимости.
Слайд 26 •Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам. •Посчитать камешки и решить на песке математическую
задачку. •Выложить фишками геометрическую фигуру. •Просеять песок через сито, просеять песок через систему воронок и т.д. •Нарисовать узор кисточкой или палочкой •Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. •Песочницу можно использовать для нахождения игрушек, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»). •Обвести пальцем контуры и шаблоны.•Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни, пуговицы и природные материалы.
Слайд 16Игры на совершенствование грамматического строя речи«Чего не стало?». Игра на закрепление использования
существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось. «Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других. «Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).
Слайд 5Песок – дар природыПесок – природный материал, обладающий собственной энергетикой.Песок способен
«заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми.Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка — своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга.Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психо-эмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук.Для дошкольников — это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.
Слайд 12Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания При выполнении игр и
упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное. «Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца. «Песочный ветерок». Выдувать углубления, ямки, дорожки на поверхности песка. Ребенок дует в коктельную трубочку и рисует на песке из дорожек буквы.