Функциональная роль развивающей среды
Предметно-игровая среда, созданная в дошкольном заведении, выполняет следующие функции:
- Познавательная функция – помогает ребенку освоить окружающий мир и сформировать его познавательную деятельность;
- Коммуникативная функция – развивает навыки общения, установления контактов с различными возрастными категориями граждан;
- Оздоровительная функция – привитие культуры здоровья, формирование двигательной активности, развитие двигательных навыков;
- Функция практической ориентации – развивает навыки и опыт практической жизнедеятельности;
- Творческая функция — формирует творческую направленность деятельности, помогает саморазвитию, самореализации, готовит к самовыражению;
- Духовная функция – формирует навыки восприятия, понимания и усвоения общечеловеческих ценностей.
Прогрессивные идеи построения развивающей среды для дошкольников
Воспитание и развитие ребенка в современном обществе должно проходить в таких условиях, которые обеспечат нравственное и духовное формирование его личности, физиологическое развитие и поддержание нормального состояния здоровья. В этой связи формирование развивающей среды в учреждении дошкольного образования базируется на следующих идеях:
- Ориентация на возрастную и индивидуальную специфику развития ребенка;
- Формирование дифференцированной предметно-пространственной среды в зависимости от возрастной категории детей. Выделяют несколько периодов развития ребенка дошкольного возраста и соответствующих им групп: младший дошкольный возраст, средний и старший;
- Природосообразность воспитания детей;
- Знакомство с окружающей действительностью на основе наглядных представлений. Применяются методы наблюдения за объектами и процессами окружающего мира, а также наглядные пособия, отражающие характеристики реального мира;
- Приоритетными направлениями воспитательной работы выступают: развитие органов чувств ребенка, формирование речи, восприятия и пространственных представлений;
- Программа обучения и развития в ДОУ должна носить преемственный характер т.е. она должна содержать знания их всех научных областей, чтобы подготовить ребенка к дальнейшему этапу его обучения;
- Развитие навыков и умений детей, формирование их знаний должно происходить поэтапно, на основе перехода от простого к сложному;
- Опора на игровую деятельность в обучении. Природный потенциал ребенка необходимо развивать с помощью правильно построенной игры. Игра наиболее эффективно мотивирует ребенка к выполнению разнообразной деятельности. Это обусловлено ее увлекательностью для детского возраста.
Принципы построения развивающей среды дошкольного учреждения
Построение развивающей среды в дошкольном учреждении ориентировано в настоящее время на реализацию личностно-ориентированного подхода в образовании. Ее разработка происходит путем построения модели взаимоотношений педагога и воспитанника, включающей пространственную организацию помещений учреждения и наполнение содержанием времяпрепровождения ребенка в данном заведении. Создание такой модели происходит на базе следующих принципов:
- Формирование не мешающих друг другу областей для проявления детской активности внутри единого игрового пространства ДОУ. Предполагается подразделение на зоны умственной деятельности, театральной, творческой, конструктивной, деятельности с активными движениями. Это позволяет детям, объединяться в подгруппы по интересам и играть в те игры, которые отвечают их потребностям и интересам и, не мешают другим членам коллектива;
- Обеспечение комфортных условий индивидуальной, групповой и подгрупповой деятельности детей, исходя из их эмоционального состояния и настроения;
- Создание изолированных игровых зон. Предполагается построение игрового пространства по принципу: все вижу, но никому не мешаю. Среда, в которой играет ребенок должна быть безопасной для его жизни;
- Организация игрового пространства в помещениях, имеющих иное функциональное назначение – спальни, раздевалки, столовая, с целью создания непрерывного визуального взаимодействия между педагогом и детьми;
- Постоянное развитие предметно-игровой области дошкольного заведения. Освоение детьми игр приводит к необходимости усложнять их содержание и правила, чтобы развить у детей новые навыки. Содержание игр должно меняться, вместе с применением новых атрибутов игры, новых методов организации игровой деятельности;
- Качественный и количественный отбор игровых атрибутов. Выбранные игрушки должны быть оптимальными для уровня развития ребенка и их количество должно быть достаточным для принятия участия в игре, предусмотренного количества детей. нарушение данных пропорций может привести к ограничению развития ребенка и его дезориентации в игровой деятельности;
- Все игровые атрибуты должны располагаться в зоне доступности каждого ребенка;
- Равные положения мальчиков и девочек в игровом пространстве. Нельзя ущемлять права детей в игровом пространстве. Игра должна проходить с учетом степени интересов мальчиков и девочек.
Вариативность среды
Каждую неделю планирование предполагает определенную тему, в соответствие с которой педагог должен проработать и РППС. Так, например, при теме недели «Транспорт» педагог привносит в группу наглядно-образный, игровой и дидактический материал, который будет стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей по данной теме. К работе по оснащению группы рекомендую привлекать и родителей – дома с ребенком можно выполнить макет «Автостоянка», которые дети разместят в групповом помещении там, где они посчитают нужным, и пр. Следующая неделя — это новая тема, а значит и новые варианты наполнения РППС. Вариативность среды одно из требований ФГОС к РППС.
Трансформируемость пространства
Трансформируемость пространства – еще одно требование ФГОС ДО к РППС. Дети могут использовать все пространство в группе изо дня в день одинаково: сегодня справа у нас стоят столы для занятий, слева мягкие игровые модули, а у дальней стены стенка с игрушками и завтра все точно так же. Детям нужно сначала показать, а потом они сами подхватят идею того, что с пространством тоже можно «играть» и «преобразовывать». Групповое пространство возможно поделить столами, ширмами, игровыми модулями, постройками и пр. Занятия можно провести, вынеся столы в приемную (где будут соблюдены нормы освещения), сидя на полу в спальне и т. д. Нетривиальность подхода педагога станет примером для дальнейшей трансформируемости среды ребенком.
Безопасность
Одной из главных задач образовательной организации является сохранение и укрепление жизни и здоровья детей, поэтому особое внимание воспитателя должно быть уделено безопасности. Все предметы, наполняющие РППС, должны тщательно быть осмотрены педагогом, прежде чем попасть в руки к детям
Если это игрушки, то на них должны быть сертификаты соответствия, если это маски, то они должны быть выполнены из экологически-чистых материалов, если это рыцарский меч, имеющий сертификат соответствия, то воспитатель все равно должен осмотреть его на предмет безопасности – не острый ли он и пр. Вся мебель в группе должна быть закреплена к стенам и/или полу и быть надежно устойчивой.
Провести анализ
Далее необходимо провести анализ. Нужно учесть наличие детей с ОВЗ в группе. В случае организации инклюзивного образования среда должна обеспечивать необходимые для него условия. Среда для детей, занимающихся по ООП ДО и АОП отличается, так как дети испытывают разные физиологические и образовательные потребности. Это отправная точка, с которой необходимо начать планирование организации РППС.
Если группу посещают дети с ОВЗ с разными диагнозами, необходимо учесть и этот факт. Перед воспитателем стоит задача организовать скомбинированную среду для детей, учитывая особенности и потребности всех воспитанников.
Я придумаю, я сделаю сам
Современный воспитатель должен отойти от того, что дети – это пассивные слушатели, что занятия проходят по «школьной партовой системе». Ведущая деятельность ребенка в детском саду – игровая. Это должен взять себе за правило каждый педагог при планировании своей работы. Поддержать детскую инициативу должна и грамотно организованная РППС. Рекомендую привнести в группу максимум неоформленного материала для того, чтобы ребенок отходил от модели «мне предложили – я соглашусь / возьму, что есть» к «я придумаю / я сделаю сам». Привнесите в группу деревянные брусочки разных форм и размеров, палочки, веточки, разные куски тканей, лоскуты. Ребенок сможет смоделировать из предложенного материала самолет, маскарадный костюм, замок, атрибуты для сюжетно-ролевой игры и пр. Когда ребенок сам начнет думать, фантазировать, тогда начнется его развитие.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
28 сентября, 2016 admin
«Требования к развивающей предметно-пространственной среде»
Лётова Екатерина Юрьевна,
воспитатель МБ ДОУ № 231,
г. Новокузнецк Кемеровской обл.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
— реализацию различных образовательных программ;
— в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;
— учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
— двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
— наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
— наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
— периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
— доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
— свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
— исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Опубликовано в рубрике Методические материалы
Доступность
При проектировании РППС в соответствие с ФГОС ДО надо помнить, что все, что предназначено детям, должно быть расположено на уровне их роста, чтобы с любой полки ребенок мог подойти и взять игрушку и т. д. Если это демонстрационный материал (плакаты, стенды) его рекомендуют располагать на уровне глаз детей, так же как горшечные цветы. Для ребенка не должно быть мест, с которых что-то нельзя брать. Доступность, доступность и еще раз доступность. Свободный доступ ко всем материалам, предназначенным детям, должен быть обеспечен и детям-инвалидам, если таковые посещают группу.
Так как РППС, соответствующая требованиям ФГОС ДО должна обеспечивать возможность общения детей и взрослых, а также возможность для уединения ребенка, рекомендую создать в группе уголок уединения, в который ребенок в любой удобный для него момент может отлучиться. Этот уголок может представлять собой вигвам, шалашик, домик и пр., рекомендую постелить на пол подушки, чтобы времяпрепровождение в нем стало наиболее комфортным.
Рекомендую оформить уголок экспериментирования с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой), как в старших группах, так и в младших. При его организации нужно учесть возрастные особенности детей.
Поддержание детского интереса
Для одного и того же ребенка среда, в которой он развивается, на разных этапах жизни не может оставаться статичной. То есть педагог перед планированием организации РППС должен проанализировать потребности ребенка в данном возрасте. Так, например, разместив в уголок по развитию моторики во второй младшей группе мелкий конструктор «Лего», дети вряд ли будут с ним манипулировать и не проявят к нему интерес, поскольку развитие моторики в данном возрасте следует начинать с манипуляции более крупными деталями. РППС должна работать на поддержание детского интереса и ни в коем случае не наоборот.
Первый этап планирования организации РППС в группе представляет собой анализ:
- инклюзивное образование;
- национально-культурные условия;
- возрастные особенности детей.