Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста

грамматического строя в старшей группе с ОНР

Шернина Елена Владимировнаучитель – логопед высшей категории
МДОБУ «Детский сад №39
«Василёк» комбинированного вида
г. Новотроицка Оренбургской области

Тема: «Зимующие птицы»

Коррекционно – образовательные цели: актуализировать в речи словарный запас по теме, закрепить умение делить слова на слоги, обучать чтению и пропеванию слогов на звук «в» по таблице А. Зайцева, развивать навыки звуко – буквенного анализа при составлении слова «совы», отрабатывать навыки употребления предлогов «в», «на», «под», «за», упражнять в употреблении Тв. п. существительных, Коррекционно – развивающие цели: развивать слуховое и зрительное
восприятие, память, Коррекционно – воспитательные цели: воспитывать желание помогать птицам.

Оборудование: «птичьи следы», вырезанные из бумаги, кубики Н.А. Зайцева, фонограмма  «Вдоль по улице метелица метёт» А. Варламова, парные карточки, на обратной стороне которых приклеены буквы, «звуковое письмо» с описанием совы, цветные фишки, наглядное пособие «компьютер».

1. Орг. момент. Релаксация под спокойную музыку  с закрытыми глазами.

Мы будем заниматься,
Мы будем все стараться,
Звуки чётко говорить,
Думать, не спешить.

2. Введение в тему.

Откройте глаза. Что вы видите? (следы). Кто их оставил? (птицы) Чьи следы? (птичьи). Какие птицы оставили следы? (зимующие) Что они написали своими следами? (зима) Где ещё написано это слово? (на «кубиках»)

3. Работа над выразительностью. Произнесём это слово весело, грустно, тревожно.

4. Деление слов на слоги. Давайте позовём зимующих птиц. Прохлопайте названия по слогам. СО – РО –КА, ВО – РО – НА и т.д. Не пускает птиц Метелица, дует она, задувает: в-в-в

5. Пропевание слогов по таблице А. Зайцева. Давайте споём для Метелицы песенку. (пение слогов под фонограмму). Метелица согласна отпустить, да вот беда, Снежная Королева решила заморозить птиц. Покажите, как стало холодно, сожмитесь в комочек.

6. Развитие внимания и памяти. Игра «Меморина» Давайте расколдуем наших птиц. Вы будите поочерёдно выбирать по две картинки, читать слог, а затем открывать их. Если картинки одинаковые – вы спасли птицу.

7. Развитие познавательной активности. Ребята к нам пришло звуковое письмо, а от кого отгадайте. (звучит звукозапись с загадкой – описанием). От кого письмо? Как вы догадались? Сова – одна, а в лесу летают кто? (совы). Составьте это слово из «кубиков». А теперь составьте это схему слова из фишек.

8. Отгадывание загадки.

Окраской  – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая-
Известная персона,
Зовут её … /ворона

9. Физ. минутка.

Поглядите, боком, боком,         /повороты
Ходит ворона мимо окон.        /притопы
Скок – поскок, да скок – поскок,
Дайте булочки кусок.

10. Работа с предлогами. Как помочь нашим птицам?

Посмотрите, кто прилетел на нашу кормушку. Кто где сидит? /Дети составляют
предложения с предлогами/

11. Упражнение в употреблении сущ. в ТВ. п.
Чем же надо кормить птиц? Поможет нам «компьютер».
Я кормлю синицу салом.
Я угощу…
Я дам…

12. Итог занятия.

Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»

Предыдущий материал из рубрики —


Конспекты логопедических занятий:

СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:


Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Рубрики: Конспекты логопедических занятий
 

Игры для развития лексико-грамматического строя речи

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.

«Один-много» (I вариант) (с 4 лет)

Цель: образование существительных множественного числа И. п.

Ход игры: педагог называет существительное в единственном числе, а ребёнок во множественном, например: яблоко-яблоки, сумка-сумки, дерево-деревья и т. д.

Усложнение: используются словосочетания- прилагательное+существительное, например: красивый цветок-красивые цветы, яркая бабочка-яркие бабочки, сочное яблоко-сочные яблоки и т. д.

«Один-много» (II вариант) (с 5 лет)

Цель: образование существительных множественного числа Р. п.

Ход игры: педагог бросает мяч ребёнку и говорит: «У меня один мяч», ребёнок отвечает: «А у меня много мячей»; «У меня одно яблоко» -«А у меня много яблок» и т. д.

«Назови ласково» (с 4 лет)

Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Ход игры (игру можно проводить с мячом) :

Кукла-куколка

Лиса-лисичка

Петух-петушок и т. д.

«Скажи наоборот»

Цель: учить детей образовывать слова-антонимы

Ход игры:

Большой-маленький

Толстый-тонкий (худой)

Кислый-сладкий

Высокий-низкий

Тепло-холодно

Весело-грустно

Пришёл-ушёл

Прилетел-улетел

Сел-встал и т. д.

«Посчитай» (с 5 лет)

Цель: согласование существительных и числительных

Ход игры: педагог выставляет на доску цифры 1, 2, 5 и называет ребёнку слово, ребёнок считает, например: одна машина, две машины, пять машин; один слон, два слона, пять слонов и т. д.

«Из чего сделано? » (с 5 лет)

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

«Чей, чья, чьё? » (с 5-6 лет)

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

«Какой бывает? » (с 4 лет)

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

«Что таким бывает? » (с 4-5 лет)

Цель: подбор предметов к его признаку

Ход игры: педагог спрашивает детей: «Что бывает сладким? ». Дети отвечают: «Конфета, мороженное, варенье, торт, сок и т. д. ». «Кто бывает пушистым? » — «Кошка, заяц, лиса и т. д. »

«Назови одним словом» (с 4 лет)

Цель: развитие словесно-логического мышления

Ход игры: педагог называет 3-4 слова, ребёнок называет их обобщающим понятием: «груша, яблоко, банан»- «фрукты»; «собака, кошка, корова» «домашние животные» и т. д.

Усложнение: педагог называет обобщающее слово, а дети подбирают относящиеся к нему предметы: «Мебель»- «Стол, стул, кровать, диван… » и т. д.

www.maam.ru

Ход ИГРЫ „.

Педагог предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря»

,«га-га-га» ,«ко-ко-ко» и др.

Педагог говорит:

— Вот хорошо вы всё вспомнили, как по – разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь? Как кричит петух с утра? И т. д.)

Игра «Кто как выглядит»

Цель. Закреплять в речи детей, названия частей тела птицы.

Игровое правило: Педагог называет птицу. Один из детей описывает внешний вид птицы, не видя ее изображения. Одновременно остальным детям показывают картинку, они проверяют правильность ответа.

Игровое действие: Образец речи детей: «У петуха маленькая головка с красным гребешком и красной бородкой, чёрными глазками, острым клювом. У петуха есть крылья, с помощью которых он может взлететь на забор, его ноги украшают шпоры. А ещё у петуха есть красивый пёстрый хвост, тело петуха покрыто разноцветными (или белыми)

перьями».

Игра «Домашние и дикие»

Цель. Закреплять умение детей классифицировать птиц на домашних и диких.

Игровое действие: Игровое поле представляет собой круг, разделё нный на две части: с одной стороны изображён дом человека, с другой — лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребёнок называет какую-либо домашнюю птицу, если на лес – дикую.

Игра «Птенчики»

Цель. Развивать умение детей правильно называть взрослых птиц и их птенцов.

Игровое действие: Используются шапочки из предыдущей игры. Дети делятся на две группы — одни изображают взрослых птиц, другие птенцов. Дети движутся по игровой комнате. По сигналу педагога они объединяются в пары.

Образец речи детей: «Я утка, вот мой птенец. Я утёнок, вот моя мама»

Игра «Чей голос?»

Цель. Закреплять умение детей звукоподражать птицам.

Игровое действие: Дети делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какой-либо птицы, второй угадывает, что это за птица.

Образец речи детей: 1-й ребё нок: «Чирик-чирик»

,

2-й ребё нок: «Это чирикает воробей»

Игра «Самый главный»

Цель. Дать детям знания о том, какую пользу приносят различные птицы.

Игровое действие: Образец речи детей: «Я курица, я даю людям мясо и яйца — я самая главная»

,«Я сова, я санитар леса — я самая главная» ,«Я соловей — я радую людей своим пением. Я самый главный» . И т. д.

Игра «Летает, не летает»

Цель

Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку

Игровое правило: поднимать руку надо только в том случае, когда будет назван летающий предмет.

Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки, обыгрывание фантов.

Игры и пособия на развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

Люсова А.В., учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №257» г.Новокузнецк, Кемеровская

область.


Д/и “Страна Логокубиков”

Цель:

Серия состоит из 12 кубов. На гранях куба картинка с заданием или

символом. Каждый куб имеет свое название и цель, может использоваться как отдельная

дидактическая игра, так и в сочетании с другими кубами. Дети выбирают водящего, передовая

куб по считалочке. Водящий вращает куб с закрытыми глазами, произносит:

-Раз, 2,3,4,5. Буду кубик я вращать и игру выбирать!

Какая грань куба выпала, то задание выполняют дети.

Д/и “Угадай, что — ты? кто — ты?”

Цель: развитее словарного запаса, связной диалогической речи.

Пособие может использоваться как в работе с одним ребёнком, так и с

группой детей. Ребёнок берёт рамку с прорезью для глаз и подносит к лицу. В карман

вкладывается предметная картинка, которую сам ребенок не видит. Что изображено на ней он

узнает по ответам на свои вопросы, которые ему надо задать другим участникам игры (другие

участники видят картинку и могут отвечать на вопросы односложно ДА или НЕТ) Например: — Это

живой предмет? – Да. – Это человек? – Нет. – Это животное? – Да. и т.д.

«Игра ‘Угадай, что — ты? кто —

ты?”’»Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Д/и “Страна Гномия”

Цель: знакомство с предлогами: В НА ЗА К ОТ НАД ПОД ОКОЛО МЕЖДУ ПО,

закрепление умения составлять предложения с предлогами.

Пособие состоит из 10 квадратов с фигурками гномиков на каждом. При

знакомстве с гномиком дети запоминают его имя (Гномик НА, Гномик ПОД и т.д.) На задней

стороне квадрата есть прищепка, поэтому пристегивая квадрат к одежде, ребёнок может

“превратиться” в гнома и придумать предложение о своем гномике и т.п. игры

«Игра ‘Страна Гномия’»Нажмите на рисунок, чтобы

увеличить

Д/и “Придумай предложение”

Цель: закрепление предлогов В НА ЗА К ОТ НАД ПОД ОКОЛО, закрепление

умения составлять предложения с предлогами.

Пособие состоит из нескольких карточек, в каждой из которых

расположены две картинки и символ предлога. Ребенок должен составить предложение с

опорой.

«Игра ‘Придумай

предложение’»Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Д/и “Поле-чудес”

Цель: формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной

речи, развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Пособие состоит из комплекта “полей”: предлоги, цвета, цифры, слова-

предметы, слова-действия, слова-признаки, предметные картинки, блок формирования

лексико-грамматических представлений, артикуляционная гимнастика блок работы со звуками,

блок развития словаря и связной речи. Игра представлена в двух видах: 1) ребенок крутит

юлу, которая ставится на “поле”, 2) “поля” – компакт-диски вставляются в коробку для дисков

и ребенок пальцем крутит “поля”. Стрелка указывает задание: придумать предложение с данным

предлогом, согласование прилагательных с существительными, числительных с существительными,

подбор слов, формирование относительных и притяжательных прилагательных, работа со звуками и

др.


«Игра ‘Поле-чудес’»Нажмите на рисунок, чтобы

увеличить


«Игра ‘Поле-чудес’»Нажмите на рисунок, чтобы

увеличить

Д/и “Части предметов”

Цель: развитие словаря; закрепление знаний о частях предмета.

Пособие состоит из набора карт, на которых изображены части предмета.

Дети должны назвать части, и определить предмет, который состоит из данных частей.

«Игра ‘Части предметов’»Нажмите на рисунок,

чтобы увеличить

Д/и “Бумажная сказка”

Цель: развитие связной речи, развитие мелкой моторики.

Пособие состоит из бумажных фигурок и бумажных пальчиковых масок,

выполненных в технике оригами. Дети разыгрывают сказки. Старшим детям можно предложить

выполнить фигурки из бумаги самим.

«Игра ‘Бумажная сказка’»Нажмите на рисунок,

чтобы увеличить

Д/и “Пальчиковый театр”

Цель: развитие связной речи, развитие мелкой моторики.

Пособие состоит из вязанных крючком фигурок героев сказок. Дети

инсценируют сюжеты сказок и рассказов.

«Игра ‘Пальчиковый театр’»Нажмите на рисунок,

чтобы увеличить

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: