Игровые формы обучения: когда учиться интересно и радостно

Музыкально-дидактические игры в детском саду для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Чем полезны дидактические игры

Использование игры в качестве основного вида обучения позволяет решать целый комплекс вопросов.

Справедливым будет вопрос о том, любая ли игра будет полезна для развития? Ответ будет однозначным. Да, каждая игра несет в себе определенную пользу для развития ребенка. Благодаря этой деятельности, он постоянно находится в поиске новых вариантов решения задач и применяет на практике то, что усвоил ранее.

  1. Закрепляет уже изученный материал;
  2. Оттачивает новые умения;
  3. Развивает познавательные способности;
  4. Позволяет ребенку моделировать ситуации и решать задачи;
  5. Учит сосредотачиваться;
  6. Развивает фантазию и мышление;
  7. Позволяет обрести необходимость в новых знаниях и умениях;
  8. Благодаря четким правилам и ограничениям игрового процесса, развивает усидчивость и целеустремленность.

Малыш не будет играть в те игры, которые не доставляют ему удовольствия и не несут в себе новых ощущений. Те игры, которые он выдумывает себе самостоятельно являются отражением его уровня знаний и общего развития.

Если не заниматься с ребенком, то, возможно, он сможет самостоятельно познать большое количество навыков, но на это понадобятся годы. Лучший вариант – целенаправленные занятия.

Помогите ребенку найти ответы на его вопросы и покажите новые грани познания. Ориентируясь на его возраст и развитие, дайте ему ту информацию, благодаря которой он сможет глубже изучить окружающий мир. Одним из действенных и самых популярных способов будет использование дидактических игр.

Дидактические игры в обучении грамоте

Изучение грамоты проходит постепенно с помощью дидактических игр. Это позволяет решить следующие задачи:

  • нужно познакомить школьников с тем, что такое звук и слово;
  • нужно формировать их фонематический слух;
  • нужно научить детей делить слова на отдельные слоги;
  • нужно обучить детей правильно расставлять ударение в словах;
  • нужно научить детей анализировать звуковой состав слов;
  • нужно научить определять гласные и согласные, твердые и мягкие;
  • нужно познакомить детей с термином «предложение» и с его структурой;
  • нужно научить детей читать и писать.

Современные подходы к изучению грамоты   опираются на методику, разработанную К.Д. Ушинским более века назад.

Эта методика предполагает, что школьники будут знакомиться со звуками, выделяя их из живой речи. Сначала осваиваются гласные. Задания нужно делать все более сложными постепенно. Звук нужно определять сначала в односложных словах. Затем используются двусложные слова. А уже затем и многосложные.

После изучения наиболее часто встречающихся в речи гласных звуков осуществляется переход на менее общеупотребительные. И только после этого нужно перейти к усвоению согласных звуков. К.Д. Ушинский считал, что обучить школьников определять согласные внутри слов – это очень трудная, но необычайно важная работа. Именно она является важнейшим ключом для освоения чтения.

Детские игры для обучения чтению

Упражнения, позволяющие научиться читать, могут быть представлены в виде настольных игр, компьютерных приложений, или заданий из специальных учебников. Но все они делятся на две основных категории: те, что попроще, помогают лучше запомнить алфавит, а те, что посложнее, тренируют навыки восприятия текста. Рассмотрим примеры игр, предназначенных для обучения детей чтению, начиная с легких заданий и заканчивая более сложными:

«Ассоциация». Упражнение направлено на развитие ассоциативного мышления и на запоминание алфавита. Ученику требуется рассказать, с чем у него ассоциируется тот или иной символ. Например, «У» напоминает веточку дерева, а «Р» – флаг.
«Угадай букву по рисунку». Ребенок рассматривает картинку с одним или несколькими объектами, названия которых начинаются с одной и той же буквы. Задача малыша – определить ее.
«Чтение по картинкам». Это задание немного похоже на предыдущее, но теперь ученику нужно прочитать слово по первым буквам названий нескольких предметов. Например, на картинке последовательно изображены велосипед, облако, дом и арбуз. Малыш соединяет начальные буквы этих объектов и у него получается «вода».
«Замена». Взрослый называет слово, а ребятам нужно получить из него еще одно, заменив в нем один из буквенных знаков. Вот несколько примеров: «нора-кора», «тон-сон», «дом-ком».
«Цепочка». Нужно составить цепочку слов, каждое из которых начинается на последнюю букву предыдущего: «рябина – ананас – садик – коробка – азбука – апельсин». 
«Крокодил»

Эта игра позволяет увеличить словарный запас, что также важно при дошкольной подготовке. Дети читают выбранное педагогом слово про себя, а затем пытаются объяснить его значение, не произнося само его название.
«Буквенный паззл»

Детям предлагается рассмотреть картинку с несколькими символами. Задача учеников – расположить их в правильном порядке, чтобы получилось какое-либо слово. Например: «соклео» превратится в «колесо», а «бечинук» – в «учебник». 

Современные игровые методы и технологии обучения

Существует немало методик, которые обучают с помощью заданий с элементами игры. Среди них встречаются те, которые сегодня почти не используются, и те, которые имеют массу сторонников среди психологов, родителей и педагогов. Мы же рассмотрим наиболее популярные программы, основанные на игровых приемах и методах обучения:

  • технология Марии Монтессори. Отличается от привычной программы тем, что дети сначала осваивают написание символов алфавита по специальным пособиям, а уже потом учатся их воспроизводить.
  • кубики Зайцева. Метод основан на изучении не слогов, а складов – частиц, которые могут представлять собой одну букву, пару из согласной и гласной, а также связку из согласной и мягкого или твердого знака.
  • карточки Домана. Методика не предполагает изучение букв и звуков. Ребятам регулярно показываются и озвучиваются карточки с уже готовыми словами, чтобы они сразу учились распознавать их целиком.
  • методика Ольги Соболевой. Основной задачей этой программы является развитие интереса к чтению. Малыши изучают алфавит по картинкам, которые изображают животных, персонажей сказок, игрушки и другие объекты.

Все перечисленные методики имеют одну общую черту – они построены на основе игры, что можно считать несомненным плюсом. Однако, педагоги начальных классов нередко критикуют их за непоследовательность и пропуск некоторых этапов.

В школе первокласснику предстоит знакомиться с алфавитом, читать побуквенно, по слогам, и только потом пословно. Если он осваивал чтение по складам с помощью метода Зайцева, то ему сложно будет привыкнуть к послоговому воспроизведению. Если же он учился по технологии Домана, то ему все равно придется проходить алфавит, то есть осваивать пропущенный на подготовительных занятиях этап.

Чтобы у будущего первоклассника не возникло сложностей, педагоги рекомендуют заниматься с ним по классической программе, используя разнообразные задания.

Речевая среда как средство обучения грамоте

Речевое пространство – это очень широкое понятие, которое состоит из множества компонентов. Сюда можно включить разные образцы речи, которые доступны для восприятия детьми. При этом говорить вокруг могут не только люди, но и может звучать радио и телевидение.

Л.П. Федоренко считает, что речевая среда может играть развивающую функцию. Он считает, что это позволяет активизировать речевые коммуникации. И эта среда позволяет раскрыть полностью речевой потенциал школьника. Но такая среда не может возникнуть спонтанно. Она появляется в результате целенаправленных усилий.

Автор считает, что существует две составляющие речевой среды: это естественная среда коммуникаций, а также общение с другими детьми. Вторая составляющая – искусственно созданная речевая среда.

Свободная среда – это общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Она возникает естественным путем во время разных режимных моментов. Но ее можно использовать для достижения максимального эффекта.

Искусственная среда – это речевое пространство, которое целенаправленно организует воспитатель для достижения поставленных задач. Для этого нужно использовать определенные методики.

Можно даже разработать центр коммуникаций. Он будет состоять из следующих элементов:

  • театры;
  • различные наглядные пособия;
  • книжные полки.

Используемые пособия могут быть такими:

  • дидактические игры настольного типа;
  • альбомы по звукопроизношению;
  • иллюстрированные материалы;
  • картины.

При этом все используемые материалы нужно подбирать так, чтобы они совпадали с возрастными особенностями школьников.

Н.К. Усова также подробно изучала эту тему. Она писала, что сотрудники детского сада должны организовать такую речевую среду, которая бы помогала детям активно развивать грамотность своей речи.

Речевая среда должна создаваться так, чтобы у школьников были лучшие условия для развития грамотности речи. При этом развиваться речь детей должна не только во время занятий, но и при самостоятельном времяпрепровождении.

Что такое образовательные игры и как они работают

Стоит определить, что подразумевается под игровым форматом, то есть геймификацией в образовании.

В некоторых случаях в образовании могут использоваться компьютерные игры. Многие видеоигры изначально создавались в развлекательных целях, а уже потом начали применяться при обучении чему-либо. Например, игру Red Dead Redemption 2 используют в учебных программах, освещающих историю США конца XIX — начала XX века, а Minecraft можно использовать для изучения практически всех предметов школьной программы. Подробнее о таких видеоиграх мы рассказывали в отдельном материале.

Есть ещё одна категория, которая называется serious games, — это профессиональные симуляторы, помогающие улучшить владение какими-либо навыками.

В этом материале мы в первую очередь хотим осветить образовательные игры, которые проходят офлайн. В качестве аудитории чаще всего выступают школьники, а ведущими становятся профессиональные педагоги. Площадки могут различаться: игру можно провести в лесу, когда ребёнок находится в летнем лагере, или в классе.

Часто речь идёт о ролевых или метафорических играх. Участники могут примерять на себя разные амплуа, следуя установленным правилам и достигая необходимых целей.

Ключевые стадии игры — это начало процесса, вход в игру и выход из неё.

Фото: личный архив Никиты Афанасьева

Войти в игру можно иногда буквально как в пространство — в этих случаях участники проходят, например, через импровизированный «портал», сложенный из столов и стульев.

Выход важен не меньше, чем другие стадии. Проводится он по-разному — например, участники могут символически сжечь в костре бейджики с именами, которые использовали в игре, или выйти обратно через портал.

Игровые ситуации в обучении грамоте

Грамота для школьников достаточно сложна для восприятия. Ребенку  довольно сложно воспринимать абстрактные понятия, которые нельзя встретить в реальном мире.

Игровой подход – это лучший способ решить эту проблему. Благодаря игре даже самые сложные вещи можно сделать доступными и простыми. Игра не может появиться сама по себе.

Игровые ситуации побуждают каждого игрока использовать свои коммуникативные навыки и способности для достижения игровой задачи. Это помогает формировать интеллект и сенсорику. С помощью игр можно помочь детям усвоить лексические и грамматические категории родной речи.

Также игры помогают закреплять и уточнять полученные речевые знания. От того, насколько школьник будет хорошо владеть грамотой, зависит его успех в дальнейшем обучении в школе. Причем это касается не только письма и чтения, но и всех других предметов.

Приёмы обучения грамоте

Во время занятия, педагог должен стремиться так применять разные приемы, чтобы дети меняли виды деятельности. Нужно разнообразить и форму подачи новой информации. Обсудим несколько приемов:

  • кольца Луллия: это интересное средство, которое позволяет формировать интеллектуальные способности школьников и их творческие порывы. Есть много разных материалов, как можно использовать это приспособление.
  • чтобы обучать школьников грамоте, можно также сделать кольца Луллия, и на одно из них поместить буквы, а на второе – предметы, названия которых начинаются с этих букв. Дети должны правильно соединить буквы и подходящие для них изображения.

Этот интересный прием помогает увлечь детей, создать атмосферу непринужденности, помочь им воспринимать новый материал.

Изучая с детьми буквы, можно помогать им лучше усваивать новый материал. Для этого нужно обыгрывать эти буквы в разных заданиях творческого типа. Например, можно нарисовать букву и украсить ее с помощью разных узоров.

Также можно вылепливать буквы, шить для них платья, выкладывать буквы из гороха или из пуговиц. Их можно рисовать на песке, складывать из палочек и других доступных детей материалов.

Также нужно проверять знания детей с помощью проверочных материалов.

Упражнения, которые включаются в эту работу – материал с изображением предметов для изучения гласных. Школьники соединяют букву и предмет, который содержит в своем названии эту букву. Для слов можно также рисовать схемы, изображая количество слогов и ударные слоги.

Лучшие образовательные приложения для маленьких детей от 2 до 5 лет

Puzzle Shapes

Это приложение учит детей в возрасте от 2 до 5 лет разбираться в цветах, формах и числах с помощью головоломок. Более 200 игр и заданий, сложность которых увеличивается по мере развития ребенка. Приложение помогает улучшать логику, воображение, концентрацию, пространственное мышление и память. Программа включает в себя 2D и 3D формы.

смартфоны

Достоинства:

  • Широкий выбор игр и заданий.
  • Возрастает сложность по мере развития ребенка, помогая ему учиться и совершенствоваться с течением времени.
  • Взращивает важные навыки, такие как логика, воображение, концентрация, пространственное мышление и память.
  • Включает в себя как 2D, так и 3D-формы.

class=’s-article__points-list’>

Недостатки:

  • Фокус на формах, цветах и числах может быть не таким всеобъемлющим, как в других образовательных приложениях, которые охватывают более широкий круг тем.
  • Некоторым детям головоломки могут показаться повторяющимися или неинтересными.

class=’s-article__points-list’>

Рисовалка

Это приложение подходит для детей в возрасте от 2 до 7 лет и учит их рисовать. Программа бесплатна первый месяц, а полная версия стоит 299 рублей. Ее можно скачать на Android или iOS. Игра помогает развивать мелкую моторику, обучая детей рисованию животных. Ребенку просто нужно провести пальцем по пунктирным линиям, и после завершения картинка оживает с анимацией.

смартфоны

Достоинства:

  • Учит детей рисовать, помогая развивать их творческие и художественные способности.
  • Включает анимированную обратную связь.
  • Развивает мелкую моторику, которая важна для многих видов деятельности в жизни.
  • Подходит для широкого возрастного диапазона, от 2 до 7 лет.

class=’s-article__points-list’>

Недостатки:

  • Завышенная, по мнению пользователей, стоимость полной версии.
  • Акцент на рисовании животных делает приложение не таким всеобъемлющим, как другие программы для рисования, которые охватывают более широкий круг предметов.
  • Некоторые дети со временем теряют интерес к приложению, поскольку действия повторяются.

class=’s-article__points-list’>

Сказбука

Это приложение «все в одном», которое помогает детям научиться читать, математике и английскому языку, а в качестве дополнительного бонуса — веселые обучающие мультфильмы. Интерфейс выполнен в спокойных тонах, чтобы не напрягать глаза. Возрастных ограничений нет, хотя приложение оптимально для детей от 2 до 6 лет. Задачи программы разделены по возрастному диапазону, а игры усложняются по мере взросления. Интересной особенностью приложения является ограничение времени, которое не позволяет детям злоупотреблять гаджетом.

смартфоны

Достоинства:

  • Различные предметы для изучения.
  • Веселые развивающие мультфильмы на случай, когда ребенок устанет.
  • Нет возрастных ограничений.
  • Задания разделены по возрасту для оптимального обучения.
  • Функция лимита времени помогает предотвратить чрезмерное использование гаджета.

class=’s-article__points-list’>

Недостатки:

class=’s-article__points-list’>

Мимизавр чистит зубы

Это приложение предназначено для того, чтобы побудить детей развивать хорошие привычки в виде чистки зубов с помощью коротких мультфильмов о динозаврах. Программа включает в себя в общей сложности 28 мультиков, которых хватит на один месяц, а за выполнение заданий выдаются виртуальные стикеры, однако потенциальным недостатком является то, что после просмотра всех мультфильмов некоторые дети теряют интерес к процессу.

смартфоны

Достоинства:

  • Помогает привить детям хорошие привычки.
  • Короткие и увлекательные мультфильмы о динозаврах.
  • Виртуальные стикеры для мотивации.
  • Подходит для разных возрастов.

class=’s-article__points-list’>

Недостатки:

class=’s-article__points-list’>

Математика и числа для детей

Это приложение предлагает пять мини-игр, которые учат детей считать в уме до десяти. Это помогает им выучить числа, их названия и способы написания. Программа предназначена для дошкольной возрастной группы. В каждой мини-игре дети считают животных, изображенных на картинке, и выбирают правильный номер, соответствующий ему. Они могут показать это с помощью жестов или записать.

В одной из игр им нужно обвести цифры по контуру. Все картинки большие, кликать удобно. Числа с соответствующим количеством животных также произносятся вслух для лучшего запоминания и произношения. Две мини-игры доступны бесплатно, а остальные три можно приобрести для пользователей iPad.

смартфоны

Достоинства:

  • Помогает детям выучить цифры и счет.
  • Большие картинки и озвучка для легкого понимания.
  • Есть несколько мини-игр.
  • Доступна бесплатная версия.

class=’s-article__points-list’>

Недостатки:

class=’s-article__points-list’>

Как мотивировать ребенка учиться

Мотивация детей к учебе может быть проблемой как для родителей, так и для преподавателей

С таким количеством отвлекающих факторов и конкурирующих интересов, которые борются за их внимание, может быть трудно заставить детей сосредоточиться на образовании. Однако воспитание любви к учебе имеет решающее значение для будущего успеха и счастья ребенка

Рассмотрим некоторые эффективные стратегии мотивации детей к образованию:

Сделайте обучение веселым. Один из лучших способов мотивировать детей к образованию — сделать процесс приятным. Дети от природы любознательны и обожают исследовать, поэтому включение игр, головоломок и других интерактивных занятий может сделать учебу увлекательной. Вы также можете попробовать включить примеры и сценарии из реальной жизни, соответствующие интересам вашего ребенка.

Ставьте цели и награды. Постановка четких задач и создание стимулов для их достижения — еще один эффективный способ мотивации детей

Это может быть так же просто, как поставить цель заполнить определенное количество страниц в книге или освоить новую математическую концепцию и вознаградить их чем-то, что им нравится, например, дополнительным временем у смартфона или вкусняшкой.

Поощряйте творчество. Предоставление детям возможности проявить свои индивидуальные способности является важной частью обучения. Это может включать в себя предоставление им возможности писать рассказы, рисовать картины или создавать другие виды искусства

Поощрение их мыслить нестандартно и выдвигать собственные идеи помогает развивать их навыки критического мышления, а также воспитывает чувство автономии и независимости.

Хвалите. Дети очень любят похвалу и поощрения, поэтому важно поощрять их и поддерживать по мере обучения. Признание их прогресса и достижений, какими бы маленькими они ни были, может помочь повысить их уверенность в себе и мотивировать продолжать учиться.

Подавать пример. Наконец, один из самых действенных способов взрастить желание детей — подавать пример. На детей сильно влияет поведение окружающих их взрослых. Именно поэтому, если они увидят, что вы цените образование и ставите его в приоритет, они с большей вероятностью сделают то же самое. Это может включать в себя чтение перед ними, обсуждение текущих событий или просто выражение положительного отношения к обучению.

Мотивировать ребенка к образованию не всегда легко, но при наличии терпения, творчества и небольшого количества усилий можно воспитать любовь к новому, которая принесет пользу на всю жизнь. Делая обучение увлекательным, устанавливая цели, поощряя творчество и подавая пример, вы можете помочь своему ребенку развить навыки и знания, необходимые ему для достижения успеха как в учебе, так и в жизни.

Основы развития речи

Основой для обучения может быть общее речевое формирование детей.

Поэтому во время подготовки к обучению нужно формировать речь школьников еще в детском саду. Нужно формировать связность их речи, пополнять их лексический запас, развивать грамматику и звуковую культуру.

Согласно исследованиям, школьники с хорошо сформированной речью успешно осваивают грамоту и все другие школьные предметы.

Очень важно, чтобы развивалось элементарное осознание собственной и чужой речи. Предметом внимания детей является сама речевая активность

Развитие речевой рефлексии и произвольности речи – это очень важный аспект подготовки к изучению письма.

Это качество – важная часть психологической подготовки ребенка к обучению. Стоит отметить, что сознательность и произвольность речевых высказываний – это психологическая основа для развития навыков письма. Поэтому, когда идет развитие рефлексии и произвольности устной речи, это помогает в последующем изучить речь письменную.

Показателями того, что у ребенка есть определенный уровень осознания речи и готовность обучаться грамоте – это наличие следующих навыков: нужно сосредоточить внимание на том, чтобы решалась вербальная задача. Нужно преднамеренно продуцировать свою речь, выбирать языковые инструменты для того, чтобы решать вербальные задачи

Также нужно размышлять о том, какие варианты для ее решения можно выбрать. Также нужно давать оценку того, как выполняются вербальные задачи.

Проведение музыкально-дидактических игр в подготовительной группе детского сада

Для улучшения детского восприятия игру нужно умело донести. Поэтому необходимо понимание её особенностей и подготовка к проведению, т. е. составление плана, репетиция (или мысленное проигрывание), знание текстов. Для начала обратитесь к картотекам игр.

Игровая картотека

В интернете много разнообразных по тематике и содержанию игр. Представленные примеры составлены в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта игры «Мельница»: таблица

Название Цель Приёмы Материалы Ход игры
«Мельница» Научить детей отличать сильную и слабую долю такта через движения рук Наглядный (наглядно-слуховой ) Инструмент для игры или аудиозапись Детей можно не расставлять в специальном порядке, пусть стоять врассыпную. Воспитатель показывает расположение рук: не напряжены, немного согнуты в локтях и подняты в стороны. Движения под музыку зависят от такта:
  • С 1 по 8: все легко качают руками перед собой: звучат нечётные такты — скрещивают перед грудью, чётные — взмахивают в стороны.
  • С 9 по 14: выполняют круговые движения, начиная с небольших взмахов, которые сопровождаются лёгкими пружинистыми движениями в коленях, затем постепенно увеличивая их. Когда начинаются более энергичные движения, дети становятся на носки при взмахах.
  • Во время 15 такта мелодия проигрывается с замедлением. Дошкольники постепенно ослабляют взмахи.
  • После 16 такта все останавливаются.

Движения сначала лучше провести без музыкального сопровождения и показать на личном примере. Акцент нужно делать во время напряжения и ослабления рук, чтобы дети хорошо их чувствовали.

Упражнение также направлено на тренировку пластичных движений, позволяющих в дальнейшем выполнять сложные упражнения.

Музыку можно использовать любую. В примере представлена композиция Т. Ломовой.

Музыка Т. Ломовой

Технологическая карта игры «Волшебная коробка»: таблица

Название Цель Приёмы Материалы Ход игры
«Волшебная коробка» Научить детей различать инструменты по звучанию Наглядный и практический
  • цветная коробка,
  • музыкальные инструменты,
  • аудиозаписи их звучания,
  • карточки с изображениями.
В начале игры воспитатель показывает и даёт детям рассмотреть коробку со всех сторон. Ребята должны назвать изображённые на ней инструменты. Затем рассказывает о волшебстве этой коробки, ведь она непростая, потому что внутри живут музыкальные инструменты.Воспитатель ставит коробку рядом с разложенными карточками. Затем все прослушивают записи и угадывают инструменты. Угадавший вынимает инструмент и кладёт его к подходящей картинке.Для детей подготовительной группы задание может быть простым, поэтому можно его усложнить: угадавшему нужно сыграть на инструменте под музыку.

Составляющие грамматически правильной речи

Во время занятий также детей нужно учить анализировать звуковой и буквенный состав слов.

Грамматически верная речь включает в себя следующие составляющие:

  • нужно создать для детей эффективную речевую среду, которая содержит много речевых образцов;
  • нужно повышать речевую культуру окружающих ребенка людей;
  • нужно специально изучать с детьми сложные грамматические формы, чтобы не допустить развитие ошибочного их употребления;
  • нужно формировать грамматические навыки;
  • нужно исправлять грамматические ошибки, которые допускает ребенок.

Если грамотно организовать речевое пространство для школьника, это окажет очень мощное влияние на него. Это позволит формировать познавательные отношения ребенка, развивать у него основные представления о русском языке и речи.

Поэтому необходимо организовать речевое пространство и уделить этому приоритетное внимание

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: