Проблемы использования игр в образовательном процессе
Применение игровых технологий в образовательном процессе сталкивается с рядом сложностей и проблем.
Если педагог внедряет игровую технологию для организации, хотя бы одного, учебного занятия, то ему требуется перестраивать всю методику преподавания. А соответственно, необходимо применять разнообразные формы игрового обучения, изучать современные игровые технологии, исследовать передовой педагогический опыт.
Самой серьезной проблемой использования игровых технологий является опыт педагога в этом направлении деятельности, его мастерство и творческий подход.
В ходе игрового действия, педагог занимает позицию стороннего наблюдателя. Он может обозначить цель игры и ее правила, но ему неподвластно влиять на ход игрового процесса. Это делает итоги обучения непредсказуемые. В отличие от иных форм обучения, игровые технологии делают процесс обучения, не зависящим от педагога и его профессионализма. Вернее, профессионализм важен, но он важен в направлении использования игровых технологий и их ориентации на развитие учащихся.
Упражнения на развитие общей моторики
Основная работа по развитию общей моторики заключается в совершенствовании движений детей, развитию их координации, обучению ориентации в пространстве, регуляции мышечного тонуса, закреплению понятий «движение вправо-влево» и т.д.
Регуляция мышечного тонуса
Регуляции мышечного тонуса помогут упражнения при выполнении, которых мышцы сначала напрягаются, а затем расслабляются, такие как:
«Лодочка» (Лежа на спине нужно вытянуть руки над головой, затем одновременно поднимать руки, ноги и голову),
«Росток» (Малыш на корточках, голова в коленях, руки охватывают колени. Он медленно поднимается, распрямляя ноги, выпрямляя туловище, как семя прорастает в росток)
«Кукольный театр» (Предложите ребенку представить, что он является частью кукольного представления. Та часть, которая закреплена нитью является напряженной, остальное расслаблено. Взрослый дергает веревочки, и кукла начинает двигаться)
Положение в пространстве
Развитию ощущения границы тела и его положения в пространстве помогут упражнения, когда ребенок передвигается разнообразными способами:
— перекатываясь в разные стороны, лежа на спине, сидя на корочках,
— ползать на животе, спине, четвереньках с помощью и без помощи рук.
При этом взрослый может давать направление малышу, указывая куда двигаться (вправо, влево, вперед, назад) или ребенок сам определять, куда ему двигаться.
Ориентация в пространстве
Данные упражнения могут развить глазомер малыша, научить его определять положение вправо, влево, вперед, назад.
«Горячо-холодно»
Прячется предмет, а ребенок, используя указания взрослого, ищет его.
«Как в зеркале»
Взрослый выполняет движения, а ребенок, стоя напротив него, его отзеркаливает, работая вместе с ним.
«Графический диктант»
По указаниям взрослого ребенок рисует линии на листах в клетку. При правильном выполнении инструкций должен получиться рисунок.
Игры из подручных материалов
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:
Игра «Шнуровки»
Можно купить уже готовую «шнуровку», а можно ее изготовить самому. Уверена, что ребенок еще с большим удовольствием будет играть, если основу папа или мама сделают самостоятельно, специально для него. Будет нужен кусок линолеума, фанеры, пластика и т. п. с проделанными отверстиями и шнурок.
Игра «Застежки»
Застегивание пуговиц, кнопок, липучек, змейки. Нужна ткань, пуговицы и нитки.
Выкладывание, перебирание косточек
Нужно: тарелочка, косточки, желательно разные (например, из абрикоса, персиков, вишен). Но если ребенок еще маленький лучше брать крупные косточки.
Создание ожерелья из пуговиц, частиц соломинки, крупных бусинок
Для развития моторики посредством создания ожерелья понадобятся: шнурок, пуговицы с крупными отверстиями, несколько разноцветных соломинок для коктейля (разрезать на кусочки по 1-3 см длиной), бусины, ножницы.
Игры с прищепками
Потребуются прищепки и картон.
Откручивание и закручивание крышек
Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, коробка из-под обуви, клей.
Скручивание лент
Игра «Волшебный мешочек»
Угадывание на ощупь предметов. Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами.
Перекатывание карандаша
Перекатывание карандаша или ручки в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирует организм в целом.
Обводка трафаретов
Для развития моторики в этой игре потребуется пластиковая бутылка с плоской стенкой (подойдет бутылка из-под шампуня), ножницы.
Аппликации из круп
Для развития моторики посредством аппликации понадобятся: картон, пластилин, клей, крупы, семечки, макаронные изделия и тому подобное.
Пересыпание косточек, каштанов, круп, фасоли, ракушек, монет и т. п. с одной емкости в другую.
Нужно: две и более мисочки (можно одну пластиковую, а другую металлическую, тогда еще и развиваем слух), «сыпучие». Для усложнения можно соединить все «сыпучие» и попросить ребенка разложить их в разные емкости.
Рисование на песке или манке
Нужно: плоская тарелка или поднос, манка или песок.
Рисование пальчиками
Нужно: бумага, можно заготовку для раскраски, пальчиковые краски, вода, влажные салфетки.
Лепка из соленого теста
Нужно: соленое тесто (можно разноцветное), скалка, разные формочки для выдавливания.
Каждый из этих приемов для развития моторики также направлен на всестороннее развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.
Приятных вам игр и общения!
Развитие мелкой моторики
Любая манипуляция ребенком мелкими предметами, работа с пластилином, раскрашивание, рисование влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук. Кроме этого с ребенком можно учиться:
— завязывать и развязывать шнурки, ленточки,
— застегивать и расстегивать пуговицы,
— вырезать из бумаги,
— открывать и закрывать банки с закручивающимися крышками,
— плести косички,
— перебирать крупы,
— выполнять пальчиковую гимнастику и т.д.
Материалов для развития общей и мелкой моторики много. Вам родители остается лишь найти время, набраться терпения и поиграть со своим малышом. Возможно, у него не сразу все получиться, но со временем пальчики станут крепче и более подвижными. Они станут более развитыми, а значит, мышление и речь тоже получат развитие.
Принципы применения игровых технологий в обучении
Игровые технологии, применяемые в обучении, опираются на следующие принципы организации игровой деятельности:
- Принцип добровольности. Он означает добровольное участие учащихся в игровом процессе.
- Принцип динамичности. Игра должна иметь динамику действий и сюжетной линии. В ней происходит развитие событий.
- Принцип опоры на реальность. Чувства учащихся, в ходе игрового действия, должны носить реальный характер.
- Принцип связи игровой деятельности с реальной жизнью. В игру переносятся события из реальной жизнедеятельности учащегося, его опыта.
- Принцип перехода от простого к сложному. Игры должны постепенно усложняться и развиваться — по мере развития учащегося и его способностей.
Что такое крупная моторика
Крупная моторика, или общая — это активные движения телом, в которых задействованы руки, ноги, туловище, голова. По сути, этими навыками взрослые пользуются, не задумываясь, а детям приходится их постепенно осваивать.
Первый год жизни малыш стремительно развивается и учится владеть своим телом:
- фокусирует взгляд;
- держит голову;
- управляет руками и ногами;
- учится сидеть;
- ползает;
- пытается встать;
- ходит, бегает, прыгает.
От того, насколько успешно пройдут все эти важные процессы, зависит здоровье и жизнь ребенка.
- Ребенок к 2 годам осваивает сложную общую моторику рук и ног. Малыш кидает и пинает предметы. Держась за руку, поднимается по лестнице.
- Дети в 3 года осваивают ходьбу, бег, прыжки более уверенно.
Формирование крупной моторики происходит за счет любых движений: активных игр, копирования действий взрослых и животных, спортивных занятий, танцев, аэробики.
Важно начать заниматься с ребенком как можно раньше. Хорошее физическое развитие дошкольника — залог его дальнейших успехов в учебе, жизни и возможность избежать многих проблем
Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в возрасте 2 лет
Опасность недостаточного развития общей моторики
С возрастом дети достигают все более высоких стадий развития общей моторики. Например, в возрасте 3-4 лет они обычно могут прыгать двумя ногами, а к 7-8 лет они — ездить на велосипеде без тренировочных колес.
Если ребенок регулярно пропускает эти стадии или длительное время в должной мере не проявляет двигательную активность, то это может быть признаком состояния, называемого нарушением координации развития, или диспраксией — заболевания, вызывающего у ребенка трудности в выполнении повседневных действий.
Если у вас есть сомнения по поводу двигательных навыков вашего ребенка, поговорите с детским врачом. И прочитайте о том, как проблемы со способностью чувствовать могут повлиять на моторные навыки.
Помните, что недостаточное развитие общей моторики может повлиять на самооценку и социальную жизнь ребенка!
Направления применения игры как технологии обучения
Игра испокон веков является развлекательным средством. При этом она выступает важным атрибутом образования, поскольку приобретает развивающее значение.
Ее использование в образовательной сфере реализуется в следующих направлениях:
- Игровые технологии применяются для изучения отдельных тем понятий, курсов и разделов учебной дисциплины.
- Игровая технология может быть компонентом общей технологии образовательной деятельности.
- Введение игровой технологии в качестве способа организации учебного занятия или на его отдельной стадии.
- Использование игровой технологии в качестве технологии организации внеклассной деятельности.
В том случае, если игровая технология применяется в качестве метода организации урока в общеобразовательной школе, то она может быть использована по следующим направлениям:
- Постановка цели урока в игровой форме;
- Вся учебная деятельность обозначается в виде правил, которые преподносятся в игровой форме;
- Средством реализации игры выступает весь учебный процесс;
- Соревнования в учебном процессе;
- Положительные итоги выполнения дидактического задания связываются с игровым результатом.
Замечание 1
Игра является такой формой обучения, которая способствует мотивации учащихся к познанию. Она делает процесс обучения не односторонним, а двусторонним, т.е. учащийся выступает полноценным субъектом обучения.
Посредством игры обучение приобретает обоюдный характер: все участники образовательной деятельности учатся и учат за счет непрерывного контактирования друг с другом. Такое обучение является более продуктивным и носит развивающий характер.
Связь крупной моторики с психофизическими качествами
Мы используем навыки крупной моторики для выполнения повседневных дел, которые затрагивают наши большие мышцы — от общих физических упражнений до сгребания листьев в саду. Большинство людей без особого труда используют эти навыки не задумываясь, автоматически. Однако, развитие крупной моторики — это вопрос более сложный, чем кажется на первый взгляд.
Крупная моторика — это скоординированные действия скелетно-мышечной и нервной системы. Она отвечает за баланс и координацию. Она также формирует основу для мелкой моторики, помогающей делать движения кистями, стопами, пальцами рук и ног
Крупная моторика связана со следующими психофизическими качествами:
- Баланс — удержание равновесия.
- Координация — согласование активности различных мышц тела при выполнении двигательной задачи.
- Проприоцепция — ощущение положения частей своего тела относительно друг друга.
- Физическая сила.
- Скорость реакции.
Все эти способности помогают детям успешно участвовать в мероприятиях детского сада и школы, выполнять повседневные действия дома, отмечать дни рождения друзей, играть с ними во дворе, на детских и спортивных площадках.
В наше время нет недостатка в средствах развития общей моторики и тесно связанных с ней физических качеств ребенка. Так, для детского сада интepнет-мaгaзин Лаzалка предлагает разнообразные детские игровые площадки, спортивные комплексы, а также детские тренажеры, такие как «Гребля», «Райдер», «Твистер», «Бегущий по волнам», служащие для развития силы различных групп мышц, а также координации движений, гибкости и подвижность суставов.
Родители также могут подобрать для своих малышей развивающее общую моторику спортивно-игровое оборудование для дома: спортивные комплексы, батуты, бассейны, шведские стенки, турники, цепные и веревочные лестницы, гимнастические кольца, канаты и т.д.
А теперь представьте, на что похожи занятия по физкультуре или игры с другими детьми для ребенка со слаборазвитой общей моторикой.
История развития игровых технологий обучения
Определение 1
Игровая технология обучения – это форма организации учебного процесса, основанная на преобразовании ситуаций, содержащих социальный опыт жизнедеятельности, в заданные условия.
Игра, как технология обучения, имеет древнее происхождение. Игры появились еще в Древнем мире и использовались в качестве развлечения и развития подрастающего поколения. Кроме того, играм придавалась религиозная значимость и политический аспект. Например, древние греки считали, что игра имеет божественный характер. Игры созданы богами и являются единственным возможным способом проведения досуга.
Существовало большое количество народных игр. Все они были ориентированы на передачу социального опыта подрастающему поколению, а следовательно, носили воспитательный и развивающий характер.
Что касается использование игры, в качестве технологии обучения и ее утверждения в педагогической практике, то можно отметить, что это произошло в СССР В 1932 году. Игра, стала ведущим методов обучения дошкольников, а также, игровые технологии обучения стали активно применяться в высшем профессиональном образовании.
Игровые технологии, как основа организации образовательного процесса, были исследованы в трудах К.Д. Ушинского, С.Л. Рубинштейна, Э. Берна, Ж.-П. Сартра и других ученых.
На современном этапе развития общества, игровые технологии лежат в основе обучения и воспитания подрастающего поколения. Их использование в педагогическом процессе обусловлено принципом активности обучения. Поскольку, он является ведущим дидактическим принципом, то образовательный процесс, строится в опоре на него. Игровые технологии, способствуют мотивации к познанию и развитию подрастающего поколения, а потому, становятся ведущей педагогической технологией.
В современном мире, игры становятся основным средством, применяемым в системе дошкольного образования, а также, в начальном школьном обучении. Игровая деятельность может быть использована в качестве средства изучения отдельного понятия из школьной программы, темы и даже раздела учебной дисциплины. Также, игровые технологии включаются в части уроков и во внеклассную работу на разных этапах школьного обучения, а также становятся важным средством профессионального обучения.
Что такое образовательные игры и как они работают
Упражнения для развития крупной моторики
Терминология
Моторика — это двигательная активность индивида, заключающаяся в последовательности движений, необходимых для выполнения определённой задачи. В ней принимают участие не только костно-мышечная система, но и нервная, и зрительная система.
Крупная (общая) моторика — это использование мышц туловища, рук и ног для выполнения движений всего тела. Развитие крупной моторики происходит при выполнении таких действий, как наклоны, ползание, кувырки, ходьба, бег, прыжки, метания и т.д. У всех людей крупная моторика развивается в определённом порядке по общему шаблону.
Мелкая моторика — включает в себя работу сравнительно мелких мышц — кистей (например, передавать что-то из рук в руки, жонглировать, сжимать-расжимать, вертеть) и пальцев рук с мелкими предметами (захватывать, застегивать пуговицы), умение манипулировать небольшими объектами (вязать, писать, рисовать, вырезать, играть на музыкальных инструментах).