Упражнения для развития памяти у младших школьников

Развитие памяти у детей

Правила благополучного родителя

О том, как строить общение с ребенком, мы уже рассказали. Воспитание должно быть взрослым и человечным во всех смыслах. Если вы хотите стать примером для своего ребенка, попробуйте начать следовать представленным далее рекомендациям психологов. Это не совсем рекомендации, скорее правила. Их 7:

  1. Больше внимания к детям со стороны родителей – выше вероятность его получения в ответ во время старости. Меньше внимания – ниже вероятность. Все закономерно.
  2. Меньше угроз и наказаний – ниже вероятность того, что в старости придется «пожинать плоды» в виде обратной реакции (бумеранг).
  3. Меньше упреков и замечаний – ниже вероятность того же бумеранга (как в пункте №2).
  4. Больше терпимости и уважения – выше вероятность позитивного отношения со стороны детей к постаревшим родителям.
  5. Хамству и грубости не должно быть места.
  6. Обсуждение жизненно важных и просто волнующих детей моментов – это хорошо. Игнорирование их проблем и переживаний – плохо.
  7. Принимая решение о рождении ребенка, следует определиться с ожиданиями и понять, что долгу нет места. Дети не должны будут содержать вас или проводить жизнь вблизи, быть рядом до самого конца.

Стройте общение с детьми правильно. Не считайте, что ваши шаги навстречу будут приводить к негативным последствиям. Все иначе: чем больше любви, заботы, поддержки на бескорыстных началах, тем лучше и качественнее отношения в семье.

Считаете ли вы справедливыми представленные правила?
Да, мне кажется, что они вполне рациональны и соответствуют действительности. 66.67%

Нет, я не думаю, что если следовать этим правилам, можно добиться расположения детей. 8.33%

Сомневаюсь, потому что с чем-то согласен (согласна), а с чем-то не до конца. 25%
Проголосовало: 12

Воспитание личности по Макаренко

Гениальный педагог Антон Семенович Макаренко имел свой взгляд на воспитание детей. Его методика подвергалась критике и гонениям, тем не менее, по версии ЮНЕСКО, он входит в четверку людей, оказавших самое сильное влияние на современную педагогическую науку. В цитатах Макаренко о воспитании детей его виденье, как вырастить полноценную личность.

«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

«Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением».

«Хотите развратить душу вашего ребенка? Тогда ни в чем ему не отказывайте. И со временем вы поймете, что растите не человека, а кривое дерево».

«Концентрация любви на одном ребенке – страшное заблуждение».

«Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

«Вот мы все выдумываем системы воспитания: так надо воспитывать, этак… А на самом деле у родителей и воспитателей одна задача: сохранить к 18 годам нервную систему ребенка в целости и невредимости. Жизнь положит ему на плечи такой груз, что нервы понадобятся целенькие, а мы их в клочки рвем с малых лет…»

Что такое родительский фаворитизм?

Родительский фаворитизм, говорит психолог, – предпочтение родителями одного ребенка. Также его называют избирательностью родителей по отношению к детям. Есть исследования, которые говорят о том, что фаворитизм – черта, общая для всех культур человечества. В одних культурах он встречается ярко и открыто: распределение приданого, наследование титула, получение образования в зависимости от пола. В других же культурах такой феномен носит скрытый характер.

«Чаще всего принято считать, что любимчиком становится младший ребенок. Но в то же время все же есть исследования, которые говорят об обратном. Мне очень нравится выражение, что родительский фаворитизм – в глазах смотрящего. Старшим детям может казаться, что больше любят младшего ребенка, или же наоборот. Все это может происходить в рамках одной семьи», – говорит Анастасия Шакирова.

Сами же родители, поясняет психолог, могут утверждать, что у них нет любимчиков. Но давайте разбираться, почему же так происходит. 

Когда в семье рождается первый ребенок, для родителей это новый этап в жизни, и пока они не знают, как нужно действовать. Они стараются вложить в него все силы, изучают литературу и хотят сделать все идеально. Но, к сожалению, идеально мало у кого получается, поэтому часто родители попросту натыкаются на множество ошибок в воспитании старших детей. 

«На первого ребенка, как правило, возлагают большие надежды, поскольку он первый и гордость семьи. Когда появляется второй ребенок, родители не совершают кучу ошибок, как с первым, многое поняв в воспитании благодаря ему. Отсюда может казаться, что младших любят больше, потому что они воспитываются по-другому». 

Психолог также говорит, что есть такая категория родителей, которая считает, что после рождения второго ребенка первый автоматически становится взрослым, и все свое внимание переключает на младшего. 

«Как ни крути, после рождения ребенка мамы инстинктивно начинают заботиться о младшем, потому что он еще крохотный, беззащитный и нуждается в мамином внимании, потому что без этого он попросту не выживет. В какой-то момент может показаться, особенно в глазах старшего, что мама уделяет больше внимания младшему ребенку».

КАК РАЗВИВАТЬ УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

С ребенком-дошкольником обязательно необходимо заниматься. Правильно составленная программа его обучения позволит подготовить малыша к школе и станет началом его развития как личности. Упускать дошкольный возраст нельзя, малыш в это время как губка способен впитывать информацию и от взрослых требуется только направить активность мозговой деятельности в нужное русло. Разработаны и успешно применяются на практике определенные методики, помогающие развитию запоминания у ребенка и использованию памяти в любых жизненных ситуациях. Естественно, что в детсадах с детьми обязательно занимаются воспитатели по специальным программам. Но не будет лишним направлять активность ребенка и дома в нужное русло. Существуют определенные упражнения, постоянное воплощение которых в жизнь, помогает тренировать разные виды памяти у дошкольников.

УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

Для выполнения этого упражнения необходимо несколько человек. Ведущим может быть взрослый или один ребенок. Этот человек должен выполнять роль «кукловода», заключается упражнение в выполнении следующих действий:

  • Одному из детей нужно завязать глаза.
  • «Кукловод», придерживая сзади ребенка за плечи, должен провести его по некоторому маршруту.
  • Ведущему необходимо молчать. Сам ребенок должен выбирать свои действия, то есть он может сделать три шага вперед, затем на несколько шагов уйти назад. Также на этом маршруте малыш может подпрыгнуть, постоять на одной ноге, присесть.
  • После завершения маршрута с малыша снимают повязку и предлагают ему повторить всю последовательность совершаемых им во время упражнения действий.

Упражнение нужно начинать с выполнения несложных для ребенка движений. Постепенное расширение задач позволяет усилить и двигательную память дошкольника.

УПРАЖНЕНИЕ, ТРЕНИРУЮЩЕЕ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

Выполнять это упражнение несложно и очень интересно. Для этого необходимо предварительно подготовить две карточки с одинаковыми изображениями. На одной картинки у отображенного предмета один из элементов должен отсутствовать. Сначала малышу показывают первоначальный вариант, предлагают его запомнить, а затем показывают другую картинку. Вначале ребенок может долго искать отличия, затем постепенно он учится выявлять даже незначительные изменения в идентичных изображениях.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ АССОЦИАТИВНОГО ВИДА ПАМЯТИ

Взрослый человек должен назвать известный ребенку предмет, а он в свою очередь должен перечислять все те ассоциации, который возникают в момент образного представления этого предмета. Так мяч у ребенка ассоциируется с тем, что он круглый, прыгучий, твердый или мягкий, разноцветный.

Как видите некоторые упражнения на развитие памяти дошкольника совсем несложные, а их периодическое выполнение положительно отражается на умственной и психической деятельности дошкольника. Дети в дошкольном возрасте развиваются очень быстро и если родители не упустят этот момент, то в последующие годы будут бесконечно радоваться успехом своего малыша.

Игры и упражнения на развитие памяти у детей дошкольного возраста

Отличное игровое упражнение для развития двигательной памяти — повторяй-ка.

Взрослый показывает движения, а ребенок повторяет. Начните с одного движения, но с каждым последующим разом увеличивайте нагрузку. Например, обернитесь вокруг своей оси в первый раз, а во второй не просто обернитесь, но и присядьте.

«Слово за слово». Упражнение развивает кратковременную механическую память. Взрослый называет одно слово и просит ребенка повторить его. С каждым разом к слову прибавляется еще одно, образуются словосочетания, которые ребенок должен повторять.

«Хожу по следам». Взрослый и ребенок выбирают игрушку или предмет (можно несколько), который взрослый будет прятать в комнате

Важно выбирать определенную комнату для игры, не распространяясь на все комнаты жилища. Задача ребенка – найти игрушку

Развить образную память поможет игра «Кого потеряли?»

Подготовьте карточки, на которых изображены предметы, или сами предметы (например, карточки с изображениями животных, цветные карандаши, столовые предметы и прочее). В зависимости от умений вашего ребенка, разложите перед ним 3 -6 карточек или предметов, дайте запомнить их, поговорите об их назначении, пользе и преимуществах, а потом попросите закрыть глаза. Уберите одну карточку или предмет, попросите ребенка открыть глаза и задайте вопрос: «Посмотри внимательно, кого потеряли? Кого здесь не хватает?».

«Нарисуй меня». Предложите ребенку повторить нарисованные вами фигурки, но не забывайте убирать с его поля зрения ваш листочек. Ребенок должен повторить рисунок так, чтобы он был максимально похож на ваш.

Развить слуховую память поможет упражнение «Что за звуки?»

Для проведения упражнения вам понадобятся игрушки или подручные предметы, способные издавать звуки (погремушки, крупы в банках, музыкальные инструменты). Расскажите и покажите ребенку эти вещи, пусть он послушает, как они звучат. После чего попросите его отвернуться спиной к вам, начните бить в барабан, например. Задача ребенка – назвать, какая игрушка или что издает этот звук.

«Что за запах?». Отличное упражнение для развития образной памяти, которое включает работу обонятельных анализаторов. Предложите ребенку сконцентрироваться на запахах, которые он ранее встречал в своей жизни. Вы можете предложить ребенку ощутить аромат цветка, фруктов, овощей, мыла, духов. Изучите каждый аромат вместе с ребенком, потом попросите его закрыть глаза, поднесите предмет к носу так, чтобы он почувствовал запах и назвал сам предмет.

Развить эмоциональную память помогут не только интересные упражнения и игры, но и положительные слова, направленные на ребенка (похвала, поощрение, слова любви и прочее). Практикуйте совместные игры в кукольный театр, чтение сказок, запоминание небольших стихотворений и песенок с эмоциональной окраской.

Тренировать ассоциативное мышления можно при помощи игры в ассоциации. Вы говорите ребенку слово (например, вкусно, тепло, круглый), а ребенок должен назвать собственные ассоциации, связанные с этим словом. Например, «вкусно»: мороженное, клубника, конфета, булочка, морковка. Подбадривайте ребенка, помогая ему придумать как можно больше слов.

Методы развития памяти у детей

Прежде чем вбирать методику для развития памяти, следует сказать, что память бывает нескольких видов: зрительная, слуховая, сенсорная или тактильная, обонятельной, вкусовой. Кроме того различают кратковременную, долговременную и мгновенную память. Для каждого вида существуют свои задания, упражнения, развивающие игры

Работая над собой нельзя уделять внимание какому-то одному виду памяти, лучше делать это комплексно, тогда и результаты будут куда лучше. Для развития концентрации, внимания и памяти существует множество методик. Методика Домана

Методика развития малышей и подростков Гленна Домана направлена на развитие как физического тела, так и интеллекта. Она включает в себя множество развивающих упражнений, которые для достижения результатов рекомендуется выполнять систематически. Занятия проводятся в игровой форме и имеют возрастные отличия: есть комплекс для новорожденных, есть для младенцев постарше, а так же для дошкольников и школьников

Методика Домана. Методика развития малышей и подростков Гленна Домана направлена на развитие как физического тела, так и интеллекта. Она включает в себя множество развивающих упражнений, которые для достижения результатов рекомендуется выполнять систематически. Занятия проводятся в игровой форме и имеют возрастные отличия: есть комплекс для новорожденных, есть для младенцев постарше, а так же для дошкольников и школьников.

Метод Шичида. Развитие памяти по методу Шичида направлено на развитие творческих навыков у малышей, эффективное запоминание материала, и стимуляцию креативного мышления. Упражнения и игры разработаны таким образом, чтобы можно было заинтересовать в занятии и дошкольников, и грудничков, поскольку комплексы разработаны для отдельных возрастных групп детей. По этой методике работают многие детские сады и школы, а также она рекомендуется для занятий ребенка с родителями. Важным требованием для достижения хороших результатов обучения является системность и регулярность занятий.

Методика эйдетики. Эйдетика представляет собой одну из современных методик развития речи, памяти ребенку, обучения его чтению и скорочтению, развития образного мышления у ребенка. С ее помощью, занимаясь по несколько минут в день, можно достичь потрясающих результатов. Те педагоги, которые обучали детей в школьных и дошкольных заведениях по упражнениям данной методики пришли к выводу, что с ее помощью даже самого слабого ученика можно вырастить развитой и неординарной личностью. Суть метода состоит в том, чтобы подключить к процессу запоминания все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, тактильные ощущения. Таким образом, можно создавать ассоциации, которые помогут вспоминать необходимую информацию.

Методик для развития и тренировки памяти и внимания существует множество, но нет смысла опробовать на ребенке каждую. Можно выбрать для занятий упражнения из разных методик, которые больше нравятся малышу или родителям.

Не смотря на то, что некоторые методики рассчитаны на развитие детей от 0+, перед началом занятий следует проконсультироваться с неврологом на предмет зрелости мозговых структур к интеллектуальным нагрузкам.

Важно помнить, что любые упражнения для развития детей должны носить систематический характер, чтобы эффект от них был максимально высоким. Продолжительность занятия т особенности развития памяти и внимания прямопропорционально зависит от возраста ребенка

Все мы родом из детства

«Все взрослые когда-то были детьми. Только мало кто об этом помнит», – сказал Антуан де Сент-Экзюпери. Цитаты о детях помогут нам вспомнить то ощущение легкости и полноты жизни, которое мы испытывали в детстве.

«Дети моложе нас, они еще помнят, как тоже были деревьями и птицами и поэтому еще способны их понимать; мы же слишком стары, у нас слишком много забот, а голова забита юриспруденцией и плохими стихами».

Генрих Гейне

«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние».

Лев Толстой

«Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какою была некогда и, вероятно, будет когда-нибудь опять».

Михаил Лермонтов

«Будьте сами и человеком, и младенцем, чтобы учить ребенка».

Владимир Одоевский

«Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок».

Артур Шопенгауэр

«В каждом из нас до сих пор находится трехлетний ребенок, которому страшно, который хочет только немножко любви».

Луиза Хей

«Великий человек – это тот, кто не утратил своего детского сердца».

Мэн-Цзы

Ах, детство, дни твои чисты, как кадры старой киноленты…

Цитаты и афоризмы про детей со смыслом свидетельствуют о том, что дети – это не просто маленькие человечки, которые только начинают познавать жизнь, но и шанс для нашего мира стать чуть светлее и добрее.

«Дети – вот причина, почему небо не разрушило еще мира».

Мориц-Готлиб Сафир

«Как ужасен был бы мир, если бы не рождались постоянно дети, несущие с собой невинность и возможность всякого совершенства!»

Джон Раскин

«Ваши дети – это не ваши дети. Они появляются через вас, но не из вас. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть их думы. Вы можете дать дом их телам, но не душам. Вы только луки, из которых посланы вперед живые стрелы, которые вы зовете своими детьми».

Джебран Халиль Джебран

«Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст».

Виктор Гюго

«Детей нет, есть люди. Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».

Януш Корчак

«В игре детей есть часто смысл глубокий».

Фридрих Шиллер

«Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться».

Жан-Жак Руссо

Основные виды памяти

В психологии под памятью имеют виду ряд способностей, которые фиксируют полученный опыт, удерживают его в активном состоянии, для воспроизведения в будущем. В процессе задействованы механизмы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Развитие памяти влияет на становления личности ребенка.

Информация поступает к дошкольнику через органы чувств:

  • зрительные — запоминание видимых образов;
  • слуховые — все, что дошкольник воспринял через органы слуха;
  • вкусовые — воспоминания о вкусовых качествах съеденных продуктов;
  • обонятельные — запоминание различных ароматов;
  • тактильные — ощущения, которые были полученные вовремя контакта с предметом.

Важно! Каждый из вышеперечисленных видов необходимо развивать отдельно, путем задействования соответствующих органов чувств. По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

  1. Кратковременная. Информация задерживается в мозге на короткий период, через некоторое время исчезает. Может длиться всего 20-30 секунд.
  2. Долговременная. Полученный опыт сохраняются на протяжении длительного срока. Бывает механическим или смысловым.

Память дошкольника может быть, как непроизвольной (информация сохраняется сама по себе), так и произвольной (чтобы что-то запомнить, необходимо приложить усилия).

Виды памяти

Какая память преобладает у дошкольном возрасте

Каждый этап развития памяти в дошкольном возрасте, имеет свои особенности:

  • У детей от 0 до года быстро развивается моторная память. Проявляется в виде условных рефлексов. В этот период малыш наблюдает за действиями своих родителей, и пытается повторить их. Запоминание будет эффективным, если обучение сопровождается яркими эмоциями.
  • От года до двух лет развивается Центральная Неравная Система. В этом возрасте преобладает образное запоминание. Малыш узнает лицо мамы и папы, делает первые шаги.
  • В 2-4 года припадает на быстрое развитие механической памяти у детей. Ребенок начинает запоминать слова и логически мыслить.
  • У дошкольников 4-6 лет лидирует непроизвольное запоминание. Они обычно усваивают ту информацию, которая кажется им интересной.

Со временем у малышей укрепляются механизмы запоминания, и улучшается качество мышления. Дети становятся более способными к обучению.

Специфика особенностей запоминания в дошкольном возрасте

Механическая память

У дошкольников хорошо развита механическая память. Они без особого усилия запоминают, а затем воспроизводят то, что увидели или услышали. Главное чтобы информация вызывала интерес. Иногда ее называют «зубрежкой», смысловая часть материала отходит на второй план. Словесный запас быстро усовершенствуется и увеличивается.

Зачем необходимо развивать память дошкольников

Крохе совсем не обязательно все знать и помнить. Но, все же благодаря хорошей памяти, ему будет легче учиться, и жить

Развитие памяти у детей дошкольного возраста улучшает работу таких процессов как: внимание, мышление, воображение. Чем старше ребенок становиться, тем процессы запоминания работают лучше

Все это и за того, что ребенок совершенствует технику усвоения новой информации.

Важно! Тренировать память нужно самого раннего возраста, это даст возможность в будущем применять полученные навыки и умения

Общие советы

Не ругайте ребёнка

Если в процессе тренировки ребёнок что-то забыл, вернитесь к началу и попробуйте ещё раз. У каждого малыша преобладает какой-то один или два вида памяти

Важно понять, как именно ваш ребёнок лучше запоминает информацию, и построить тренировки согласно его особенностям. Вместо порицания поощряйте ребёнка — так он будет замотивирован заниматься дальше

Следите за режимом дня

Если вы заметили, что у ребёнка младшего школьного возраста появились проблемы с запоминанием, а учителя жалуются на рассеянность, пересмотрите его режим дня и проследите, чтобы он соблюдал его.

Следите за питанием

Кормите ребёнка полезными продуктами, которые благоприятно влияют на работу мозга. Включите в меню жирную рыбу, икру, зелёный горошек, овсянку, грецкие орехи, чернику, шоколад, льняное масло, яблоки, морковь и киви.

Проверяйте знания

Чтобы долговременная память хорошо работала, спрашивайте ребёнка о выученном сначала один раз в неделю, затем раз в месяц.

Игры для развития памяти

Для детей самого младшего возраста (10 месяцев — 1,5 года) существуют игры, развивающие память, например, «Найди игрушку». Сначала на глазах у ребенка кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка? Сосредоточенное выражение его лица покажет, что он старается вспомнить, куда же ее спрятали. Наконец, он сдернет пеленку и обрадуется, что не ошибся. Этот опыт повторяется несколько раз, причем, игрушку всегда кладут под одну и ту же пеленку. А потом, под наблюднием малыша, ее прячут под другую. И, хотя карапуз все прекрасно видел, какое-то время он все же будет искать игрушку на прежнем месте. Так происходит потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, от 1 до 1,4 года, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что под пеленкой.

Игра «Прятки» тоже хорошо помогает развитию памяти у маленьких детишек, начиная с 8-10 месяцев. Самый простой вариант — набросить на свое лицо платок и спросить: «Где мама?», а потом открыть лицо или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше, около года, можно попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или спинку кровати. Когда мама «исчезает», память крохи сохраняет ее образ, а когда появляется вновь, малыш испытывает неподдельную радость от совпадения этого образа и маминого облика наяву.

Ребят старше 2 лет прекрасно развивает игра «Чего не стало?» («Чего не хватает»). На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну — две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка — вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант — с исчезновением двух и более игрушек). Ответные действия детей могут быть разными. В зависимости от готовности, малыш может найти игрушку на другом столе, в комнате, на более удаленном расстоянии, выбрать табличку с названием игрушки и т.д. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия — игра «Кто к нам пришел?», когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.

Есть и еще одна игра на запоминание — «Ящик». В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: