Начальные этапы коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми

Ефименкова л.н. формирование речи у дошкольников: (дети с общим недоразвитием речи)

Задания на активизацию ощущений

Цель: Развивать ощущения ребенка с использованием различных поверхностей, с помощью легких массажных движений, вырабатывать удовольствие и интерес.

Задание 1. Перед ребенком на столе тарелочка с теплой и холодной водой, вата, жесткая щетка. Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке, сопровождая действия словами . Если ребенок с удовольствием участвует в игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям. В дальнейшем используются разнообразные поверхности – наждачная бумага, тарелочка с кремом.

Задание 2. Игра «Следы». Перед ребенком на столе находится игрушечный домик и заранее размягченный пластилин в форме дорожки. Логопед объясняет ребенку, что если кто-нибудь пойдет по дорожке, останутся следы, и показывает, как их сделать, используя совмещенные действия. Игра проводится последовательно: каждым пальцем отдельно; каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними); указательным и средним пальцами каждой руки. Дети воспроизводят звукопдражательные слова «топ-топ», Миша- , зайка-, лягушка- , киса —

Задания на развитие способности к использованию невербальных средств коммуникации

Цель: Воспроизведение движений, изображенных на сюжетной картинке, развитие мимики и адекватной эмоциональной реакции.

Задание 1. Ребенок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением. На сюжетной картинке «бабочка летит» – ребенок машет руками, имитируя махи крыльев, сопровождая звукоподражаниями ; «девочка кушает», «кошка лакает молоко» – имитирующее движения языком, движения рукой от стола ко рту, сопровождая звукоподражаниями .

Занятия в сенсорных комнатах и уголках, проведение сенсорных игр способствуют установлению эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, сенсорные игры — важный инструмент преодоления негативизма безречевого ребенка. Большинство детей с нарушениями в развитии легче познают новое, если педагогами применяется полисенсорный подход, т.е. в работу включаются все органы чувств ребенка (Ньюмен С).

Сенсорные игры, являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая эмоционально насыщенный фон логопедических занятий, преодоление негативизма. Сенсорное воспитание безречевых детей состоит из следующих разделов: тактильно-двигательное восприятие и развитие моторных функций; зрительное восприятие, восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, вкусовые ощущения; слуховое восприятие. Сенсорное воспитание способствует формированию речевой деятельности.

Специфика работы на лексическом уровне

Коррекционная работа

Посещение логопеда необходимо произвести, если к трем-четырем годам у малыша не происходит формирование речи. В таком случае диагностика, подробная характеристика и коррекция ОНР формируется не одним специалистом.

С помощью невропатолога определяется причина. При необходимости проведения лечения или назначения витаминов, специалист может назначить специальные препараты, которые окажут стимулирующее действие на речевые центры и нервную систему ребенка. Чаще всего рекомендуется пройти МРТ головного мозга. В некоторых случаях врачу будет достаточно проведения беседы с родителями.

После того, как была проведена консультация с невропатологом, необходимо посетить логопеда. Чаще всего специалист определяет ребенка в специальную группу, но при определенных обстоятельствах могут использоваться индивидуальные занятия.

Главной целью коррекционной работы является развитие активной речи, улучшение ее понимания, а также формирование фраз и их верное звукопроизношение. В качестве подкрепления некоторые логопеды обращаются к родителям с просьбой о проведении дополнительных занятий в кругу семьи, ведь два-три занятия в неделю может быть недостаточно.

В качестве примера можно привести простое упражнение, в котором ребенку необходимо произносить определенные слова нараспев, а родители после этого должны ответить ему таким же способом. Это упражнение не только поможет избавиться от речевых дефектов, но и сблизит семью.

Основные направления коррекционной работы:

  • улучшение произношения трудных слов для ребенка в протяжной манере, для лучшего звучания всех букв и звуков;
  • необходимость в распределении слов на группы, которые объединяются в зависимости от тематики, например, при демонстрации картинки с домашними животными ребенок должен четко назвать всех. Такой подход помогает детям осуществлять систематизацию;
  • сравнительные формы разных форм, которые принадлежат одной части речи, например, мы гуляли: по парку, по полю, по саду и так далее;
  • такой же подход с глаголом, например, мама рисовала — мама рисует -мама нарисует;
  • отработка понимания разницы между единственным и множественным числом;
  • улучшение восприятия разницы между глухими и звонкими звуками.

В манере общения детей со взрослыми и со своими сверстниками существует огромная разница. И если при разговоре со взрослым человеком малыш может чувствовать себя зажато, то при беседе с ребенком он будет более спокоен и открыт, особенно если у них будут совпадать интересы.

Однако, при достаточно большом развитии дефекта в начале коррекционной работы применяются индивидуальные занятия, которые со временем перетекают в групповые, тем самым медленно подготавливая ребенка ко входу в социум.

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми

Определим основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми (1-ый уровень речевого развития по Р.Е.Левиной).

  1. Стимуляция речевой и психической активности;
  2. Развитие эмоционального общения со взрослым;
  3. Совершенствование подражательной деятельности;
  4. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности
  5. Формирование лексикона, обеспечивающего минимальное общение

Для развития мотивации ребенка, занятия должны проводиться систематически (2-3 раза в неделю). На занятиях осуществляется полимодальный подход, т.е. опора на зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения. Педагог (или родитель) должен быть эмоциональным, ярким и поддерживать интерес ребенка к различным видам деятельности.

  • Создание положительного эмоционального фона совместной деятельности.
  • Опора на различные виды деятельности ребенка, постоянная смена видов деятельности в течение занятия.
  • Вариативность наглядного и дидактического материала для детей.
  • Использование элементов соревнования, в том числе с пищевым подкреплением, что способствовало повышению мотивации, интереса к играм.
  • Использование визуализированной системы поощрений.

В работе учитывались индивидуальные особенности ребенка. У многих безречевых детей отсутствует интерес к окружающему миру, и они с большим интересом играют в геометрические фигуры, составляют предметы из счетных палочек и фигур. Другие же дети любят больше цифры и счет предметов. Третьи, любят раскрашивать, четвертые лепить. Необходимо найти у ребенка то, что ему больше всего интересно и использовать это как мотивацию к занятию и к речи в целом.

Например: ребенку дается сложное задание, которое ему неинтересно – разложить детенышей животных к их родителям. Ребенку демонстрируется, что после выполнения задания он будет раскрашивать. Ребенок охотно выполняет задание. Далее ребенку дается раскраска с большим количеством птиц на дереве. Мы проговариваем, что это птицы, но некоторые птицы, сидящие на дереве, не умеют летать, а значит, не могли забраться на дерево. И просим ребенка найти и раскрасить этих птиц. Далее ищем птицу с самым большим хвостом, самым маленьким клювом и т.д.

Для некоторых детей более привлекательна пищевая мотивация. Это тоже можно использовать для обучения. Например: после выполнения задания ребенок должен пальцами (или с помощью палочек, или камешков) показать, сколько маленьких конфеток или сухариков ему дать.

Для создания положительного эмоционального настроя на совместную деятельность, целесообразно использовать игру, рисование, лепку. Данные виды деятельности развивают сосредоточенность внимания. Эмоциональный смысл вводится в задания, основанные на сенсорной стимуляции – раскачивания, кружения, переливание воды, размазывание крема на различных поверхностях, игры с манкой, кинетическим песком. А так же на развитие познавательной сферы: сериация, классификация, сравнение, нахождение сходства и различия, понимание скрытого смысла — все это самым ненавязчивым и естественным образом включается в любые занятия. Все действия сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами.

Нарушаются подсистемы языка:

1. Лексическая (выбор слов, т.е. актуализация, наличие вербальных парафазий). Дети с моторной алалией могут актуализировать малочастотные слова, но не могут актуализировать простые. Понятия, сформированные в импрессиве, не могут использоваться в активной речи, что проявляется в неверном поиске и выборе слов.

Вербальные парафазии — словесные замены, обусловленные нестабильностью звукового и семантического облика слова, особенностями вербальной памяти, расширением или сужением значений слов:

— смешение видовых признаков (земля луна),

— целое заменяет часть (щеки лицо, карман плащ), и наоборот (форточка стекло),

— ребенок адресуется только к функции (плита жарить),

— актуализируется ситуативный признак предмета (весы магазин), частный признак предмета (туча большая), неверные ассоциации (карусели цирк),

— замены на звукоподражания, замены неологизмами (живот – пупон, свинья – парасюха),

— из памяти извлекаются звуковые и ритмические признаки (чш- чайник, весла – ведра),

— морфологические признаки (ящерица гусеница).

2. Морфологическая (строение слова). Слово воспринимается ребенком с алалилей нерасчлененно. Используются корневые слова, лишенные флексий. Приставки и суффиксы не используются , или нарушены (подъехал ехал). Корни, как правило, остаются сохранными (м.б. в преобразованном виде). При изменении формы слова сохраняется ударение (дом домы, глаз глазы);

3. Морфосинтаксическая (т.е. выражения отношений и связей – склонения, спряжения; неправильное согласование существительных с прилагательными в падеже),

4. Фонематическая (выбор фонем внутри морфемы). Звуки подвержены непостоянным заменам, пропускам, перестановкам. Они могут произноситься правильно в различных контекстах. Причина: ребенок учитывает лишь один признак, а не совокупность смыслоразличительных признаков. Контрасты используются лучше, оттенки – хуже.

5. Семантико- синтаксическая (на уровне предложения и текста). На уровне предложения: отсутствие предиката (глагола) или отнесение его в конец предложения, что характерно для детей с задержками речевого развития. Сведение сложных семантико-синтаксических структур к простым. Неверное использование союзов (Мама сказала детям потому был дождь). В тексте средства связи бедные, простые (потом…, потом… .). Несформированность структуры предложения определяется незрелостью языковых операций: выбора слов и построения плана высказывания (внутреннего программирования)

У детей с сенсорной алалией отмечается понижение слуха на тоны высокой частоты и своеобразное нарушение неречевого (гиперакузия) и речевого (фонематического) слуха. Отмечаются эхолалии (воспроизведение слов без осмысления и закрепления в речи) являются важным диагностическим критерием.

При наличии собственной речи дети выразительно интонируют. Проговаривание характеризуется приблизительностью, выявляется обилие парафазий (замен), элизий (пропусков звуков, частей слова), персевераций, контаминаций (одна часть слова соединяется с частью другого слова)

Алалия чаще отмечается у левшей и амбидекстров.

Методики развития синтаксической стороны речи у детей с ОНР

Развитие навыков формирования синтаксической стороны речи реализуется посредством применения таких методик, как:

  1. Составление предложений по картинкам. Детям предлагается несколько картинок, на которых отображаются различные объекты и ситуации. Дети описывают их, посредством формирования предложений. Это позволяет логопеду оценить механизмы построения речевых конструкций, используемых детьми. При составлении предложений у детей могут возникать затруднения. Предложения могут строиться неправильно. Логопед поправляет детей, дает подсказки в направлении верного построения предложений, помогает найти недостающие слова и т.д.
  2. Составление предложений по представленному сюжету. Методика ориентирована на формирование навыков установления логических связей в предложении и навыков формулирования связных высказываний. В работе используются сюжетные картинки. Они могут быть представлены в виде карточек, которые раздаются детям, детских рисунков, анимации, представленной на ПК или интерактивной доске. Оценивается умения составлять смысловое высказывание, соответствующее представленному сюжету, его самостоятельное построение, ошибки при построении синтаксических конструкций.
  3. Составление предложений из слов. Детям даются наборы слов, из которых требуется составить предложения. Им необходимо поставить слова в верной последовательности. Например, Птицы, юг, зимой, улетают – Птицы улетают зимой на юг. Происходит оценка верного расположения слов в предложении, наличие ошибок в построении предложения.
  4. Составление предложений по схеме. Эта работа является более сложной и ориентирована на детей, речевые навыки которых характеризуются низким уровнем отклонений или же, применяется на более поздних этапах коррекции, когда имеются положительные сдвиги в построении синтаксических конструкций и требуется закрепление навыков. Методика опирается на предоставление детям схем, по которым они составляют предложения. Предложения имеют определенную структуру: наличие конкретных членов, последовательность их расположения. Оценивается соблюдение данной структуры.
  5. Заполнение пропущенных слов. Данная методика связана с заполнением пропущенных слов в предложениях. Детям даются предложения с пропущенными членами. Они заполняют их. Оценивается не только правильность заполнения пропущенных слов, но и скорость реакции ребенка и количество вариантов слов т.е. можно дополнить предложение не одним конкретным словом, а несколькими. При этом, естественно, это должны быть слова одной части речи.

Все эти методики ориентированы на реализацию коррекционной работы с опорой на зрительное восприятие ребенка. Зрительные органы активно работают и стимулируют речевые процессы. Зрительные образы повышают эмоциональное восприятие ребенка и наполняют его речь выразительностью.

Основные особенности ОНР 2 уровня

Главным отличием ОНР 2 степени от ОНР 1 степени является использование в общении ребенком не только характерного лепета, жестов и совсем простых словоформ, но и элементарных слов, которые используются в обиходе. Однако все фразы могут быть искажены, поэтому не каждый сможет уловить точную формулировку, например, «матик» чаще всего означает слово «мальчик», но можно подумать и о «мячике».

При постановке ударения положительный результат наблюдается только в тех словах, в которых ударение падает на последний слог. Все остальные попытки построить грамотную речь терпят неудачу.

Чаще всего от такого малыша можно услышать простое перечисление предметов, которые находятся вокруг него, а также он может объяснить свои простые действия. Если его попросить составить рассказ по картинке, то удастся это осуществить лишь с помощью наводящих вопросов. В конечном итоге получится простой ответ, который состоит из двух-трех слов, однако построение предложения будет в более правильной форме, чем у ребенка с первым уровнем ОНР.

На этом уровне развития у детей наблюдается употребление личных местоимений, а также простых предлогов и союзов. Дети с ОНР второго уровня способны рассказать небольшой рассказ о себе, своей семье или о друзьях. Однако в произношении будет слышно неправильное употребление некоторых слов. При незнании правильного названия предмета или действия ребенок будет пытаться заменить его объяснением.

Если малыш не сможет заменить слово синонимом, то он обратится к помощи жестов.

На заданные вопросы такие дети отвечают существительным в именительном падеже, то есть при вопросе «С кем ты сегодня ходил по магазинам?» можно услышать короткое «Мама или папа».

ОНР 2 степени проявляется также отсутствием распознания среднего рода, а также незначительным количеством прилагательных.

При ОНР 2 уровня малыш пытается найти правильную грамматическую форму, поэтому может пробовать подобрать правильную структуру слова несколько раз: «Не было…была…дождь…дождя».

При таком уровне дети чаще всего способны различить единственную и множественную форму существительных, времена глаголов. При позднем начале речи характерна замена согласных: мягких на твердые – «моль» — «мол».

Обычно диагноз ОНР 2 уровня не ставят детям младше 4 лет.

Характеристика ОНР 2 степени:

  • происходит расширение словарного запаса не только благодаря новым существительным и простым глаголам, но и из-за использования прилагательных и наречий;
  • обогащение речи наблюдается благодаря внедрению измененных форм слова, так, например, ребенок осуществляет попытки в изменении слова по родам, падежам, но в большинстве случаев произношение звучит неверно;
  • в общении дети используют простые фразы;
  • происходит расширение не только пассивного, но и активного словаря, благодаря чему ребенок понимает больше информации;
  • звуки и многие слова все еще звучат неправильно и резко.

Основные грамматические ошибки, которые осуществляют дети:

  • Неверное использование окончаний при склонении слова по падежам, например, «ил у бабука» — «был у бабушки».
  • Отсутствие разницы между единственным и множественным числом, например, «пицца ела» — «птицы ели».
  • Отсутствие практики в изменении существительного при смене количества предметов, например, «ти ига» — «три книги».
  • Неправильное применение предлогов в разговоре либо их полное отсутствие, например «папа одил магазин» — «папа ходил в магазин» или замена одного предлога на другой «мама ела из куни» — «мама пела в кухне».
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: