Сколько и каких игрушек нужно ребенку
Нейропсихологи рекомендуют ориентироваться на классическую формулу «пять плюс-минус два». То есть оптимальное количество игрушек для дошкольника – от 3 до 7. Здесь мы говорим именно об эффективных игрушках, которые будут активно использоваться, а не просто лежать мертвым грузом в корзине. Именно столько предметов может удержать ребенок в своем внимании.
В таком количестве игрушек есть и вторичная выгода для родителей: их быстрее и проще убирать на место.
Правильное хранение игрушек также важно. Они должны быть в доступе у ребенка, но в то же время если они будут валяться под ногами, то интерес к ним быстро угаснет. Оптимальный вариант – невысокие шкафы или полки, куда ребенок сам может дотянуться
Оптимальный вариант – невысокие шкафы или полки, куда ребенок сам может дотянуться.
Игрушки в этом небольшом наборе из 5–7 штук должны различаться по принципу взаимодействия с ними: постучать, пошуршать, пособирать, послушать. Рекомендуем логично разложить игрушки по коробкам, ящикам, полкам, подписать или нарисовать значки: конструктор, мягкие игрушки, наборы для творчества,куклы, транспорт. Чтобы ребенок знал, где место у каждой игрушки.
Еще один важный момент для тактильного и, следовательно, психического развития ребенка – чтобы у него в доступе были разные текстуры. Одна из проблем современных игрушек – они в основном пластиковые
Поэтому родителям стоит обращать внимание на разные фактуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые, деревянные, резиновые, бумажные, металлические. Ну и совсем здорово будет, если удастся подобрать логичную текстуру игрушек: мишка должен быть пушистым, лягушка – гладкой, поезд – железным.
Проявления регресса
Адаптивные реакции бывают самыми разнообразными, они могут затрагивать различные сферы жизни ребенка. Регресс в той или иной форме проявляется практически у всех детей
Важно понимать, что это лишь способ получить внимание и заботу
Еда. Очень часто дети начинают отказываться есть или существенно уменьшают порции. Бывает, что ребенок соглашается только на определенные блюда и продукты, требует что-то особенное. Причем после того, как мама постояла у плиты, и еда готова, малыш может потерять к ней всяческий интерес, поковырять две ложки и сказать: «Я больше не хочу». Постоянное желание сладкого – тоже очень распространенный пример. Многие дети просят кормить их с ложечки или хотят пить из детской бутылочки.
Сон. Ребенок, который уже спал всю ночь, может начать периодически просыпаться и плакать, требовать укачивания. Привыкшие к отдельной кроватке или комнате дети часто просятся лечь с мамой и папой или приходят в родительскую постель ночью. Возможны также временные проблемы с укладыванием спать. Например, саботаж устоявшихся ритуалов перед сном: ребенок может бегать, кричать, будить родителей или новорожденного. Некоторые малыши просят, чтобы им читала книжку только мама (или наоборот, только папа, который на работе в это время).
Туалет. Очень часто новоиспеченные старшие братья и сестры проявляют сильный откат в навыках пользования горшком. Днем некоторые дети мочат штанишки так часто, что мама может даже заподозрить цистит. Однако по результатам анализов ребенок будет совершенно здоров. Энурез и энкопрез (недержание мочи и кала) могут причинять существенные неудобства. Особенно тревожными кажутся родителям ночные промахи, к тому же это сильно влияет на качество сна всей семьи.
Навыки самообслуживания. В зависимости от возраста и умений, дети могут отказываться одеваться, застегивать пуговицы и кнопки, завязывать шнурки, самостоятельно есть и ходить в туалет, умываться, чистить зубы, расчесываться, мыть руки – делать все, к чему вроде бы давно уже привыкли и не выказывали сопротивления. Ребенок может жаловаться, что не может сам включить свет или налить воды, снять колпачок с фломастера, разъединить детальки конструктора и т.д.
Язык. Распространенное проявление регресса — откат в речевых навыках. Даже если раньше малыш прекрасно говорил и рассказывал о своих чувствах и желаниях, он может начать ныть и капризничать или показывать пальцем вместо того, чтобы попросить что-то. Часто дети начинают намеренно картавить или коверкать слова, чем изрядно раздражают взрослых.
Коммуникация с миром. Даже самые общительные ребята могут вдруг начать стесняться знакомых и незнакомых людей, при встрече опасливо выглядывать из-за мамы и молчать как рыба. Ребенок может отказываться идти в детский сад или на кружки и занятия, хотя раньше ходил с удовольствием и уже нормально адаптировался.
Эмоциональная сфера. Учащаются истерики, капризы, нытье, беспричинные слезы. Прежний ребенок-ангел может стать раздражительным и угрюмым, начать проявлять агрессию к родителям или окружающим – драться, кусаться, брыкаться.
Грудное вскармливание. Если старший ребенок еще маленький, и мама продолжает кормить его грудью во время беременности и планирует тандемное кормление двоих детей после родов, то она должна быть готова к регрессу старшего в режиме кормлений. Даже если к моменту появления братика или сестренки ребенок прикладывался к груди раз в несколько дней, после родов он может удивиться и обрадоваться тому, что молока у мамы стало снова много, и начать кормиться в режиме новорожденного.
К сожалению, среди некоторых психологов распространено мнение, что грудное вскармливание является причиной регресса у старшего. Кормящая мама может услышать, что ее ребенок после родов непременно перестанет разговаривать, есть, спать и обязательно начнет мочиться в штаны, если не отлучить его от груди. Однако, как мы уже упоминали, регресс в той или иной форме проявляется практически у всех детей, и с наличием или отсутствием грудного вскармливания это никак не связано. Напротив, многие матери считают, что кормление грудью обоих детей помогло им сгладить ревность и дало возможность проявить любовь и уделить время каждому малышу.
Сколько и каких игрушек нужно ребенку
Нейропсихологи рекомендуют ориентироваться на классическую формулу «пять плюс-минус два». То есть оптимальное количество игрушек для дошкольника – от 3 до 7. Здесь мы говорим именно об эффективных игрушках, которые будут активно использоваться, а не просто лежать мертвым грузом в корзине. Именно столько предметов может удержать ребенок в своем внимании.
В таком количестве игрушек есть и вторичная выгода для родителей: их быстрее и проще убирать на место.
Правильное хранение игрушек также важно. Они должны быть в доступе у ребенка, но в то же время если они будут валяться под ногами, то интерес к ним быстро угаснет
Оптимальный вариант – невысокие шкафы или полки, куда ребенок сам может дотянуться.
Игрушки в этом небольшом наборе из 5–7 штук должны различаться по принципу взаимодействия с ними: постучать, пошуршать, пособирать, послушать. Рекомендуем логично разложить игрушки по коробкам, ящикам, полкам, подписать или нарисовать значки: конструктор, мягкие игрушки, наборы для творчества,куклы, транспорт. Чтобы ребенок знал, где место у каждой игрушки.
Еще один важный момент для тактильного и, следовательно, психического развития ребенка – чтобы у него в доступе были разные текстуры. Одна из проблем современных игрушек – они в основном пластиковые
Поэтому родителям стоит обращать внимание на разные фактуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые, деревянные, резиновые, бумажные, металлические. Ну и совсем здорово будет, если удастся подобрать логичную текстуру игрушек: мишка должен быть пушистым, лягушка – гладкой, поезд – железным.
Виды игрушек по назначению и функциям
Для развития физиологических и психических качеств, навыков и умений требуются разные виды развивающих игрушек. Они воздействуют на логическое и образное мышление, восприятие и физическое развитие. Рассмотрим каждый вид развивающих игрушек:
Игрушки для развития восприятия
Восприятие познается в процессе игры, в которой нужно различать цвета, формы и размеры. Для этого подойдут игрушки с картинками предметов разных размеров, цветов и форм. Это могут быть:
- фигурки различных цветов;
- кубики;
- крупные пазлы;
- матрешки;
- коробки разных форм;
- кубики и другие.
Игрушки для развития образного мышления
Развитию этих навыков способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, моделированием или аппликацией. При помощи развивающих игрушек дети учатся собирать картину или предмет из разных частей, следуя схеме или плану.
К таким игрушкам относятся:
- самые разные кубики;
- карточки с картинками;
- лабиринты;
- конструкторы;
- мозаики;
- любые строительные материалы;
- различные материалы для творчества.
Игрушки для развития логики
Игрушки должны развивать у ребенка логическое мышление, учить грамотно выстраивать события, разделять их по признаку или свойствам.
К таким развивающим игрушкам можно отнести:
- самые разные головоломки;
- настольные игры;
- сюжетные пазлы различной тематики.
Игрушки для физического развития
У всех детей должны быть игрушки, которые будут способствовать физическому развитию. К таким игрушкам относят:
- мячи;
- обручи;
- спортивные тренажеры и другие.
Нужно ли ребенку много игрушек
Во многих семьях: куклами, машинками, кубиками завален весь дом, а ребенок все равно скучает и требует новых. Родители идут на поводу у малыша и покупают то, что он хочет, «чтобы не приставал». Это в корне неправильная стратегия.
Недостаток игрушек
не так страшен, как их переизбыток, ведь когда для игры не хватает какой-то игрушки
, это стимулирует детское воображение, ребенок замещает игрушки подручными предметами (самоделками, коробочками, ниточками). Давайте разберемся, сколько игрушек нужно ребенку?
В возрасте 2-3 месяцев ребенок начинает фокусировать внимание на ярких предметах, поэтому в это время необходимо иметь несколько разноцветных погремушек или фигурок. Их подвешивают над кроваткой так, чтобы они находились перед глазами ребенка, достаточно двух.. В 5-6-месячном возрасте детки начинают ползать
Не задумываясь можно приобрести специальный игровой коврик, либо выкладывать перед малышом издающие звуки игрушки, чтобы у него появился стимул ползти к ней. Я вот коврик сама сшила малышу, можете посмотреть .
В 5-6-месячном возрасте детки начинают ползать. Не задумываясь можно приобрести специальный игровой коврик, либо выкладывать перед малышом издающие звуки игрушки, чтобы у него появился стимул ползти к ней. Я вот коврик сама сшила малышу, можете посмотреть .
Ближе к году ребенок делает первые шаги. Как правило, в данном возрасте малыши обожают игрушки, издающие звуки животных. Им нужны каталки, отталкивающиеся машинки, девочкам колясочки.
Как вы заметили, то ребенку не стоит покупать много игрушек
. Они просто станут ненужными ему, и у ребенка будет пропадать интерес к ним.
И так:
- Если у ребенка много игрушек, прячьте часть из них на 1-3 недели, оставив 2-4 штуки. Если малыш вдруг заметит пропажу плюшевого медвежонка или машинки, ничего страшного, игрушку можно поискать вместе с малышом и, конечно же, найти! Вот радости будет! Главное, делать это незаметно от него, чтобы ребенок не выпрашивал постоянную смену игрушек.
- Попросите родных и близких не дарить игрушки ребенку
. Скажите, что вам приходится прятать и даже выбрасывать все лишние. Это должно подействовать. Как вариант, предложите дарить ребенку хорошие книги. - Помимо машинок и кукол, у ребенка должны быть игрушки
для прогулки, отдыха на даче, купания, игр на воде и в песке. К тому же, независимо от пола, у каждого ребенка должны быть наборы для ролевых игр (магазин, больница, путешествие, дочки-матери).
Даже если вас утомляет любознательность ребенка, не «затыкайте» её компьютером и телевизором. Иначе через несколько лет получите ребенка сутками пребывающего перед экраном.
Детские игрушки появляются в доме иногда еще до рождения малыша. Плюшевые мишки и зайчики, куклы и яркие машинки окружают крохи с первых дней жизни. Иногда родители и бабушки с дедушками сами не могут объяснять вразумительно, зачем они покупают еще одну машинку или набор кубиков. Психологи объясняют, что за «заваливанием» малыша игрушками стоит дефицит красивых игрушек в детстве взрослых, а также желание таким образом выразить любовь своему потомству.
Но нужно ли малышу столько игрушек? И какие игрушки действительно порадуют кроху и принесут пользу?
Спустя какое-то время, взрослые разочарованно замечают, что большинство их подарков пылятся на полках. Открутив колеса, оторвав лапу у мишки или оторвав детали, ребенок теряет интерес к выбранной с любовью игрушке. Но при этом с упоением играет с крышками от кастрюли или бельевыми прищепками.
Игрушка полезная и бесполезная
Мир игр и игрушек поистине безграничен. Каждый родитель решает для себя сам, сколько должно быть игрушек у его ребенка. Главное, чтобы они были безопасными и не совсем бесполезными. Прежде всего, помните, что малыш развивается, когда учится самостоятельно решать поставленные задачи.
Иногда родители думают, что, предоставив малышу право выбора игрушки в магазине, они поощряют самостоятельность ребенка, способность регулировать свои порывы, принимать обдуманные решения (в доступных для конкретного возраста рамках) и развивать чувство вкуса. И этим подчас хотят исчерпать свое педагогическое воздействие. Однако ребенок в первые годы жизни не обладает опытом и адекватными критериями оценки для того, чтобы успешно справляться с такой задачей. Поэтому ответственность в выборе игрушки все же лежит на взрослом.
При выборе игрушки не забывайте о ее основной функции — развивающей. Малыш задействует фантазию, придумывает сценарий включения нового предмета в свое игровое пространство, раздвигает границы воображения. Игрушка, не несущая богатого развивающего компонента, влияет на качество игры, обедняя ее и ограничивая возможности ребенка. Можно заполнить комнату огромным количеством ярких игрушек и при этом не дать малышу никакого материала для познания и развития.
В полезной игре заложена возможность расти вместе с ребенком, включаться в различные сюжетные сценарии в качестве персонажа (человечки, животные) или предмета-заместителя (мяч, кубик). Поэтому при принятии решения о покупке очередной игрушки задумайтесь о ее развивающем потенциале и педагогической полезности: какую функцию она будет выполнять, а также способна ли она пробуждать детскую активность и стимулировать развитие, а не удовлетворять поверхностный интерес только первые пять минут после знакомства с ней.
Религия о смотринах
Сегодня новорожденного со спокойным сердцем показывают близким родственникам, но возникает вопрос, через сколько времени после рождения можно показывать ребенка друзьям. Ответить на это может православная религия христиан. Она же дает точный ответ, почему запрещается представлять ребенка до 40 дней от его рождения. Новорожденный – это совершенно беззащитный человечек, который уязвим взгляду взрослого человека. Его можно легко сглазить, даже при восхищении малышом, поэтому не следует показывать кроху посторонним или близким людям после рождения. Но после крещения ребенок заметно крепнет в плане собственной защиты – его начинает оберегать Бог и новоиспеченные крещенные родители.
Видео
Сегодня крестины проводят в уже более зрелом возрасте, что неправильно относительно христианства. Как правило, детей следует крестить на 40 дней от рождения – так говорит православие. Отсюда идет поверье, что новорожденного разрешено представлять близким родственникам и друзьям после 40 дней. До этого момента на малыша могут смотреть только его родители, которые не могут пожелать крохе зла. Делайте выводы: Современные родители свято верят в религию христианства и не спешат показывать ребенка до 40 дней. Согласно той же религии, они допускают ошибку, ведь защитить новорожденного может только Бог и проведенный обряд крещения. Если крещения не было в назначенное время, мнимая защита действовать не будет.
Драгоценный хлам
Большая проблема — выбросить отслужившее свое «богатство» малыша. Ребенок может и позабыть про эти вещи, но когда вы начнете сортировать их перед выносом, он станет отчаянно цепляться за треснувшее зеркальце или машину без колес.
Возможно, что ему особенно дорога именно эта вещица, например, как подарок любимой бабушки. И потом — многие дети тяжело расстаются с вещами только потому, что это ИХ вещи.
Попросите ребенка объяснить, чем же ему дорога эта игрушка. Если аргумент весомый — оставьте ее, если неубедительный — уговаривайте расстаться («в это уже невозможно играть», «ты можешь пораниться»). В крайнем случае спорную игрушку можно спрятать. Если он ее хватится, значит — она ему нужна.
От пяти до девяти лет
Дети через игры осваивают новые знания, отрабатывают различные навыки.
Оружие
Спорный выбор: некоторые родители наотрез отказываются покупать мальчику пистолеты с автоматами, а также танки, пушки и световые мечи. «Войнушка» не забава — уверены такие папы и мамы. Да и стимулировать агрессию у ребёнка ни к чему.
Однако часть психологов не возражает против «агрессивных» игрушек: те, напротив, дают выход злости и снимают напряжение. Для несогласных с таким выводом предлагается вместо оружия купить ребёнку безопасный дартс или игрушечный боулинг: развивают меткость, быстроту реакции, координацию движений.
«Вооружать» или нет ребёнка — вопрос на засыпку; по мнению некоторых психилогов, игрушки в виде оружия дают выход агрессии
Кукольный домик
С куклой девочка обращаться уже умеет — пора заниматься дизайном и декором кукольного жилища. Оформляя домик и слушая советы мамы, ребёнок между делом осваивает:
- основы этикета;
- правила поведения;
- азы домашнего хозяйства;
- новые модели общения.
Домик для куклы забавляет и развивает ребёнка, формируя навыки ведения хозяйства
Воздушный змей
Это серьёзная игрушка, которая знакомит ребёнка с авиамоделированием, развивает воображение и кругозор. Однако без помощи папы змей так и останется обычной забавой; нужно разъяснить сыну или дочери, как работает аппарат, а лучше собрать его вместе.
Идеальное место для запуска змея — пустырь или дикий пляж; кстати, поездка на море с игрушкой сделает для ребёнка отдых незабываемым.
Запускать воздушного змея дети обожают; хорошо, когда ребёнок ещё и участвует в сборке игрушки
Железная дорога
Удовольствие не из дешёвых да и в малогабаритную квартиру едва втиснется; зато развивает у ребёнка массу полезных навыков:
- усидчивость;
- логику;
- кругозор;
- ловкость, координацию движений;
- словарный запас.
Когда поиграть собирается целая детская компания, участники учатся взаимодействовать, искать решения сообща.
Играя в железную дорогу, юные машинисты получают много знаний и учатся находить непростые решения
От 3 лет и старше
Игрушки должны быть более реалистичными и сделанными из разных материалов. Для поддержания здоровья хорошо бы обзаводиться спортивным инвентарем – комплектами игры в кегли, кольцебросом, качелями, мячом для игры в футбол, самокатом, велосипедом, скакалками. Будет здорово, если, скажем, каждую субботу вы всей семьей будете ходить на спортплощадку или ездить за город.
Чтобы малыш учился социализироваться, можно разыгрывать маленькие спектакли, тем более что кукол для них легко сшить самостоятельно. Комплекты транспорта, предметные игры, наборы вроде «юный доктор» или «юный водитель» тоже имеют место быть. Постепенно, годам к 4-5 добавляют конструкторы, настольные игры, мозаики, шахматы, шашки, можно понемногу играть в компьютерные развивающие игры.
Четыре или шестнадцать?
Алексия Мец, одна из авторов исследования Университета Толедо, отмечает, что в обеих группах участники играли в одинаковых условиях — со сменой дней и в случайном порядке. Так что эта разница отражала изменения окружающей среды и в некоторой степени изменчивость самих детей.
У детей, которым досталось шестнадцать игрушек, ученые явно отметили рассеянность и недостаток внимания. «Результаты настоящего исследования показывают, что изобилие игрушек может действительно стать скорее отвлеченным фактором, чем пойти на пользу. Чем меньше у ребенка предметов, тем на более длительное время они его займут».
Как избавиться от старых игрушек без истерик
Периодически перебирайте и убирайте ненужные игрушки. Это те объекты, из которых ребенок уже вырос. Сломанные, испорченные или повторяющиеся вещи. Предметы, которые наскучили и надоели, в итоге малыш ими уже давно не играет. Последние можно спрятать на некоторое время, а затем снова достать и использовать, как новые.
Исключение составляют любимые игрушки, о которых малыш бережно заботится. Например, старый мишка, которому уже несколько раз пришивали глаз или лапку, но ребенок все равно любит плюшевого зверька.
Если ребенок отчаянно цепляется за какую-то вещь и не хочет, чтобы ее выбросили, спросите, почему игрушка так дорога ему. Возможно это память о подарившем человеке или о празднике, на который кроха получил такой подарок. Если аргумент весомый, оставляйте изделие. Если нет — уговариваем расстаться.
В крайнем случае, можно оставить объект, а затем спрятать, пока малыш не видит. Если он в ближайшие дни хватится пропажи, оставляем игрушку. Если кроха и не вспомнит об изделии, смело выкидываем.
Полезные игрушки для детей постарше
Отвечая на вопрос, какие игрушки нужны ребенку ко второму году жизни, стоит обратить внимание на следующие:
Куклы. Незаменимая игрушка как для мальчика, так и для девочки. По кукле ребенок учится показывать части тела и находит в ней первого «друга», с которым они вместе играют в сюжетные игры.
Фигурки животных. Полезно будет приобрести парные фигурки или «семейные»: по ним малыш сможет составлять небольшие рассказы и игры, а также научится правильно называть взрослых животных и их детенышей (лошадь-конь-жеребенок).
Пластилин. Развивает мелкую моторику, креативное мышление, творческие и познавательные навыки, ребенок учится создавать копии реальных героев, людей и животных.
Сколько игрушек нужно ребёнку? Организация пространства детской комнаты
Татьяна Замахова и Марина Белозёрова обсуждают проблемы организации пространства в доме c ребёнком.
Порядок в доме с ребёнком возможен!
Обычно, заходя в большой магазин игрушек, родители хотят скупить все! Ведь все игрушки такие яркие, интересные и нужные в игре. Однако не спешите:
Конечно, любому родителю хочется, чтобы его ребенок ни в чем не нуждался. Но подумайте, недостающую игрушку всегда можно заменить. Большинство детей больше любят играть со всевозможными бутылочками, баночками, пуговицами и другими предметами, которые можно найти в каждом доме, чем с их игрушечными версиями. Так что стремиться купить игрушку на любой случай жизни вовсе не обязательно.
Но сколько именно должно быть игрушек у ребенка, чтобы он правильно развивался и не чувствовал себя обделенным?
Какие игрушки нужно покупать детям
Ребенку от года до трех лет
для развития необходимы забавные пирамидки и всевозможные рамки-вкладыши — они превосходно тренируют крупную моторику и логическое мышление малыша. Пирамидки и кубики помогают тренировать логическое мышление ребенка, а также знакомят с понятиями формы и размера предметов. Уже с двух лет малыша можно познакомить с такой замечательной игрушкой, как пазл. Разумеется, они должны быть несложными, с небольшим количеством элементов и достаточно крупным и четким изображением
Процесс собирания пазлов отлично тренирует внимание, логическое мышление и мелкую моторику.
После трех лет
малышу можно предложить игрушки, предусматривающие гораздо большую вариативность использования — например, конструкторы
. Чрезвычайно полезными окажутся логические настольные игры. По-прежнему эффективны рамки-вкладыши, хотя их форма должна быть более сложной.
Особенности выбора обучающих игрушек для детей от 5 до 7 лет
продиктованы необходимостью максимально эффективно подготовить ребенка к школе.
Интеллект ребенка начинает оформляться к 5-6 годам как раз с помощью всех этих развивающих игрушек: погремушек, неваляшек, трансформеров, ксилофонов, каталок и стучалок. Играя, дети учатся и логике, и абстрактному мышлению, и способности соотносить себя с окружающим миром, и счету, и чтению, и письму, и рисованию
.