Подвижные игры
Каково же значение подвижных игр для детей? Они положительно влияют на здоровье дошкольников, особенно если занятия проводятся на свежем воздухе.
У детей развивается точность движений, появляется выносливость, формируется организованность, настойчивость, целеустремлённость и желание побеждать. Найдётся место и волевым качествам, пригодится и смекалка. А ещё в играх с мячами, скакалками, обручами и другими предметами спортивного инвентаря ребята прокачивают навыки пространственного мышления и закрепляют понятия “вверх и вниз”, “высоко и низко”, “близко и далеко”.
Дошкольники также учатся быстро ориентироваться в пространстве, воспринимать информацию на слух и чётко следовать инструкциям.
Рифмованные строчки считалок совершенствуют речь малышей и расширяют словарный запас.
Когда вы организовываете подвижные игры, помните, что их главная задача — развитие движений, поэтому рассчитывайте, что активность должна быть на первом месте.
Что такое дидактическая игра
Когда ребенок играет, он ставит для себя целью непосредственно игру как процесс
Он не акцентирует внимание на том, что ему может дать то или иное игровое поведение. Ребенок просто хочет играть
Целью взрослых при проведении дидактической игры является непосредственное обучение ребенка конкретному навыку или знанию. Так, например, ребенок будет с интересом доставать из мешочка различные предметы, узнавая их на ощупь. Для него это будет веселое занятие, которое доставляет ему удовольствие, а взрослый через такую игру стремится развить сенсорные способности малыша, его логическое мышление и фантазию.
Важным отличием дидактической игры является наличие правил и определенной цели, которая для ребенка выражается стремлением выиграть, а для взрослого научить.
Именно наличие правил в игре интересует ребенка, так как для него это новый вид игрового поведения. В свободной игре у ребенка нет ограничений, он может действовать тем способом, который ему кажется наиболее интересным.
Постепенно, понимая важность соблюдения установленных правил, малыш учится применять их не только в игре, но и в реальной жизни. Таким образом, достигается важное умение подчиняться установленным порядкам
Регулярные занятия с дидактическими играми позволяют успешно подготовить ребенка к обучению в школе, где будет необходимо вести себя в рамках правил
Таким образом, достигается важное умение подчиняться установленным порядкам. Регулярные занятия с дидактическими играми позволяют успешно подготовить ребенка к обучению в школе, где будет необходимо вести себя в рамках правил
Еще одним положительным моментом является общая увлеченность всех участников дидактической игры и стремление к результату. Азарт и стремление победить или решить задачу дает возможность выработать у ребенка усердие и концентрацию на поставленной задаче.
Подготовка и проведение дидактической игры
Проведение дидактической игры предваряет её разработка в виде конспекта. Конспект составляется по определённой схеме. Отметим, что жёстких требований к конспекту нет, однако общепринятой считается следующая его структура (см. таблицу).
Дидактическая игра выстраивается по определённому плану
Таблица: структура конспекта дидактической игры
Структурный элемент конспекта | |
Заголовок | В заголовке указывается название и вид игры, возраст (группа) детей, образовательная область по ФГОС. |
Задачи | Часто педагоги вместо «задачи» пишут «цели», что методически не совсем верно. Понятие «цель» больше соотносится с рабочей программой педагога по предметной области. Применительно к конкретному занятию правильно писать «задачи». Формулируя задачи, следует использовать глаголы: «формировать готовность»,«формировать способность», «создавать условия», «развивать навыки» и т. д. Трёх-четырёх задач достаточно. Можно подробнее описать особенности игры и её обучающее значение. |
Игровой материал | Указывается перечень необходимых материалов, оборудования, инвентаря, необходимое время. |
Игровые правила | Перечисляются правила, определяющие действия и продуктивное поведение детей во время игры. |
Предварительная работа | При необходимости кратко описывается деятельность педагога и детей, предваряющая игру. |
Ход игры | В данной части педагог предлагает подробный сценарий, расписанный по словам. Если планируется физкультминутка, следует расписать и её. |
Методические рекомендации | При необходимости можно включить в конспект этот раздел, где даются рекомендации тому, кто будет проводить игру. |
Таблица: пример конспекта дидактической игры в средней группе (фрагменты)
Автор | Гордовская Е. С., воспитатель ГБОУ №1503, г. Москва |
Название занятия | Узнай, что изменилось |
Задачи |
|
Материалы |
|
Ход игры | Дети сидят полукругом напротив ширмы.В игре используется кукольный персонаж Фиксик. Фиксик весёлый и шустрый. Постоянно что-то перестанавливает, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки.В.: Дети, к нам в гости пришёл Фиксик и хочет с вами поиграть. Как мы будем играть? Фиксик, расскажи ребятам!Фиксик показывается из-за ширмы, стоящей на столе воспитателя.Фиксик: Дети, сейчас мы будем с вами играть, я принёс сюда игрушки: машинку, куклу Свету и мячик. Посмотрите, где они стоят. Где стоит кукла Света?Дети: Посередине стола.Фиксик: А машинка?Дети: Справа от неё.Фиксик: А как можно сказать, где лежит мячик?Дети: Он лежит слева от Светы.Фиксик: Ребята, а вы запомнили, где стоят игрушки?Фиксик спрашивает ребят, где какая игрушка лежит. <…>Фиксик: А теперь я закрою игрушки ширмой, что-то тут переставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо?Воспитатель закрывает ширмочкой свой стол и делает перестановку: кукла «перешла» к детям поближе, а сзади неё оказались рядом машинка и мячик. Фиксик обращается к детям: Что изменилось здесь? Где стоит Света? Отвечать будет только тот, кого я назову. Будьте готовы!Далее Фиксик обращается к детям по именам и задаёт вопросы. <…>Опять закрывается ширма, но перестановка не сделана.Фиксик: А сейчас кто скажет, что изменилось? Что я переставил?Дети: Фиксик, ты забыл переставить игрушки.Фиксик: Подскажите мне, ребята, где эти игрушки стояли раньше.Дети: Они так и стояли: Света впереди, а машинка и мячик сзади.Фиксик за ширмой переставляет игрушки, разговаривает с ними. Куклу сажает сбоку, а машинка и мячик остаются посередине стола. Дети отгадывают, называют слова сбоку, посередине, слева.В конце игры воспитатель и дети обсуждают, во что они играли. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет и поправляет ответы детей. |
Цит. по: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=10281 |
Чему учат детские игры
Дело не только в развлечениях. Вспомним, что в каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка таковой деятельностью является именно игра.
Что дает игра детям разного возраста?
Для самых маленьких характерно манипулирование предметами. Они изучают материальный мир. Они могут рассматривать предметы, совершать с ними непонятные действия, пробуют их на вкус, нюхают. Им интересно, как падает камень, поэтому они будут бросать его много раз и наблюдать за падением. Их завораживает процесс пересыпания песка. Песчинка к песчинке. Он падает, отталкивается об стол и снова подпрыгивает. Ну чем не волшебство!
Самое главное — все эти действия совершает сам ребенок. Он может влиять на предметы, передвигать их. Это он создает звук падающего камня и бегущей воды. Ох, каким же великим он себя чувствует в это время, как хочет поделиться с вами своими достижениями! А сколько интересных вещей вокруг!
Кроме физического смысла разбрасывания предметов, который заключается в изучении его свойств, звуке при падении, способности влиять на окружающую среду, есть и психологический смысл.
Ребенок разбрасывает карандаши — мама собирает, возвращает их. Карандаши возвращаются. Они уходят на некоторое время, гуляют, но потом возвращаются домой. Мама принимает ребенка и брошенные карандаши, возвращает их. Если что-то уходит, то оно вернется. Вернется мама, вышедшая из комнаты, вернется малыш, который отправился на прогулку. За уходом следует возвращение, есть цикл. Так происходит осознание основных закономерностей, то, чему учат детские игры в том числе.
На уровне предметной игры ребенка еще мало интересуют сверстники, общение
Все их внимание сосредоточено на себе, окружающих предметах, их физических свойствах и изучении своей способности на эти предметы влиять
Постепенно ребенок начинает не только бросать предметы и пробовать их «на зуб», но и изучать их общепринятые свойства, уделять внимание функциям. Ложкой можно кушать, машинка катится, из кубиков строят башню
И, наконец, примерно к трем годам в играх ребенка появляются сюжеты.
Малыш придумывает фантастические истории, строит новые миры. Он становится воином или поваром, мамой или папой, учителем или врачом. Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.
За день можно прожить тысячи жизней, побывать в самых различных образах, пережить самые непредсказуемые ситуации.
Игры способствуют развитию воображения ребенка, фантазии, творческого потенциала. Малыш учится проживать самые разные чувства. Сегодня он злой волк, а завтра трусливый заяц или храбрый лев. Он учится, помогает себе понять, как это: злиться, бояться, сражаться.
В игре ребенок учится общаться, ищет свое место в обществе, в жизни. Да он словно репетирует саму жизнь! И для этого ему дано все детство.
Гибкость
Один из самых ценных навыков, которые развиваются у человека благодаря игре, творчеству и спонтанности, — психологическая гибкость. Она помогает искать разные варианты решения проблем, перестраиваться в зависимости от сложившихся условий, переключаться с менее значимых задач на более важные. Для нашей психики гибкость как железо для организма: она участвует в самых важных процессах.
Исследования показывают, что навык гибкости защищает человека от депрессии и химических зависимостей, а также снижает риски тревожного расстройства и ПТСР. К примеру, человека с высоким уровнем тревожности обычно страшит будущее и любые нестандартные события, поэтому он старается заранее все продумать, предусмотреть абсолютно все варианты развития событий. Он не доверяет себе и миру вокруг, не верит, что сможет справиться с ситуацией в моменте.
Собираясь в отпуск, он мучается тревогой о том, не задержится ли его рейс и не потеряется ли багаж, а еще берет с собой бесконечное количество лекарств и вещи на все случаи жизни — но беспокойство, естественно, никак не способствует получению удовольствия от отдыха. Более эффективным и спокойным подходом может стать развитие навыка гибкости в противовес стремлению продумать все наперед.
Сколько бы вы ни думали о будущем, оно так и останется для вас неизвестным, но вот вложиться в способность адаптироваться к изменившимся условиям — задача вполне посильная. Если ваш рейс задержится, вы сможете сориентироваться на месте: купите другой билет, переночуете в гостинице аэропорта, подольше посидите в кафе.
Человеку, уверенному в том, что он сможет сориентироваться в любой ситуации, не приходится тратить лишние силы на беспокойство (а оно расходует много энергии!) и легче дается принятие оптимальных решений
Именно поэтому в психотерапии поддержке гибкости, обратно пропорциональной тревоге, уделяют большое внимание
Настольные игры
К настольным играм для детей относят задачки с картинками, сюжетные домино, мозаики, лото, викторины различного содержания, а также активные занятия, которые требуют сноровки и усидчивости (“Попади в цель”, “Волчок” или “Бирюльки”, например).
Для этого задействуются группы по 2-4 человека, в отличие от сюжетно-ролевых или строительных игр. Появляется состязательный характер, желание сделать быстрее и победить.
Настольные игры очень эффективны: расширяют кругозор, учат быть внимательным, точным и терпеливым, проявлять смекалку, чётко следовать правилам, предугадывать свои действия и движения соперников. Обычно ребята получают много удовольствия от таких занятий.
Игрушка как средство психического развития детской личности
Замечание 2
Игрушка – это объект, который выполняет развлекательную функцию в жизнедеятельности ребенка. Выступая развлекательным средством, игрушка способствует психическому развитию ребенка.
На разных возрастных этапах развития ребенка находят применение разнообразные игрушки, которые несут определенную функциональную роль в психическом развитии.
В грудном возрасте, дети играют с погремушками. Они необходимы для развития у ребенка первых навыков предметных манипуляций и формирования определенных поведенческих реакций.
В раннем возрасте, игрушки необходимы ребенку для развития моторных функций организма, формирования визуального и тактильного восприятия, соотношения ручных действий с объектами со зрительными. Некоторые игрушки служат копиями объектов реального мира и помогают ребенку освоить простейшие бытовые навыки: детская посуда, мебель, зубная щетка, инструменты. Такие игрушки помогают ребенку в психологическом вхождении в реальный мир.
Игрушки способствуют развитию эмоциональной сферы деятельности ребенка. Они создаются для того, чтобы вызвать у него положительные эмоции, принести ему радость и удовольствие. Игрушки развивают чувственные переживания у детей.
Роль игры в жизни детей школьного возраста
Когда ребёнок начинает ходить в школу, учебная деятельность становится ведущей, а игра используется как средство общения с другими детьми. То есть меняются содержание и задачи, но сама игра из жизни малыша не уходит.
Для младших школьников более характерны дидактические, интеллектуальные и подвижные игры, которые возникают по инициативе и ребёнка, и взрослого. Они могут быть индивидуальными (например, компьютерные), парными (шахматы, шашки, морской бой, крестики-нолики) и групповыми (дворовые подвижные, ролевые).
У детей подросткового возраста тоже сохраняется потребность в играх и не только компьютерных. Это уже деловые и групповые занятия, которые нацелены на раскрытие личного потенциала, построение стратегии, улучшения коммуникативных навыков. Подвижные, весёлые с элементами розыгрыша, интеллектуальные игры способны отвлечь подростка от социальных сетей, открывая не менее увлекательную реальность и готовя его к самому занятному — взрослой жизни.
Основные компоненты
В структуре дидактической игры принято выделять несколько важных элементов, первым из которых является задача, являющаяся одновременно игровой и обучающей. Кроме того, присутствуют содержание, правила игры, определенный перечень действий, подведение итогов (выводы, завершающий этап). Таким образом, игра представляет собой сложное явление.
Основным ее элементом является обучающая или дидактическая задача, именно этому компоненту подчинены все прочие. Для детей она формируется в виде игровой задачи, для педагогов — обучающей. Конкретный набор задач зависит от программы, которую используют в своей деятельности методисты ДОУ и возрастной специфики групп. Примеры игровых задач:
- Определи форму.
- Продолжи предложение.
- Подбери подходящее слово.
- Кто в каком домике живет.
Содержание и действия
Это важнейшие компоненты в структуре дидактической игры, отличающиеся широким многообразием. Сюжет может быть самым различным, например, в группах детского сада очень популярны сценарии путешествия, помощи сказочным героям. Для детей младшего школьного возраста интересны съемки фильма или подготовка театральной постановки.
Основой игры являются действия, в которых ребенок решает поставленную перед ним задачу, а также проявляет активность, изобретательность, фантазию и сообразительность. Они напрямую зависят от выбранного сюжета. Особенность дидактики в том, что четкого варианта решения проблемы нет, каждый малыш имеет возможность самостоятельно его определить. Например, игра «Найди ушки» предполагает соотнесение пар изображения животного и его ушей. Ребенок может пойти различными методами:
- Посмотреть на картинку и вспомнить, как выглядит это животное, увиденное им ранее в зоопарке, на телеэкране или в книге. То есть он будет использовать свою память, с ее помощью найдет решение игровой задаче.
- Использовать логику, проанализировать окраску животного и цвет ушей, сопоставить размеры. Это поможет определить, какие ушки какому зверьку принадлежат.
В первом случае ребенок укрепляет свои знания, во втором — получает новые, а также развивает логическое мышление. Основное требование, выдвигаемое к игровым правилам — они должны быть понятны детям и нравиться им. Главное, чтобы малыши в процессе усвоения знаний получали удовольствие и положительные эмоции. Однако может быть и так, что игровым действиям ребят придется обучать, это вполне закономерно, ведь они овладевают новым видом деятельности.
Правила игры и итоги
Важнейший метод обучающей работы с дошкольниками представляет собой дидактическая игра. Определение термина предполагает обязательное наличие заранее обозначенных правил. Основная их задача — реализация игрового содержания, а также формирование у игры демократичного познавательного характера. Ключевое требование к правилам — заданность, то есть они должны быть определены и донесены до детей до начала совершения ими основных действий. Характеристики правил:
- Помогают педагогу в процессе управления игрой.
- Ограничивают действия детей, помогают им сосредоточиться на решении определенной задачи.
- Определяют, что именно и в какой последовательности нужно сделать, позволяя догадаться о том, какие пути существуют к реализации дидактической цели.
Основные их функции представлены в форме таблицы.
Наименование функции | Краткая характеристика |
Обучающая | При помощи игровых ситуаций помогают пояснить малышам, как необходимо делать определенное действие. Организуют их познавательную деятельность, помогают быстро отыскать способ решения проблемы. |
Организующая | Определение последовательности действий, направленных на решение определенной задачи. Решение вопроса командного взаимодействия. |
Дисциплинирующая | Соблюдая правила, дети учатся доводить начатое до конца, следовать заранее определенному алгоритму, ведь пропуск какого-либо действия недопустим. |
Чтобы четко соблюдать установленные правила, детям необходимо проявлять усилия, учиться общаться между собой и со взрослыми, добиваться поставленной цели.
Завершающий этап игры — подведение итогов, формулирование выводов. Формы отличаются разнообразием: похвала, определение лучшего участника, вручение символических подарков. Самое главное — все участники должны понимать, что они молодцы, что в следующий раз лучшим вполне может стать кто-то другой.
Понятие дидактической игры
Современная педагогика немыслима без дидактики. Дидактические игры являют собой один из важнейших элементов образовательного процесса. Они позволяют превращать уроки и занятия из рутины в интересные мероприятия, посредством которых значительно улучшается процесс восприятия учебного материала.
В современной науке существует несколько трактовок такого понятия, как дидактическая игра. Приведем самое актуальное и распространенное.
Дидактические игры обладают рядом характерных признаков, к числу которых можно смело отнести следующее:
- преднамеренность,
- планируемость,
- наличие учебной цели,
- наличие предполагаемого результата, который может быть обособленным.
В процессе дидактической игры педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием материальных продуктов учебно-игровой деятельности. В рамках проведения дидактической игры ее цели достигаются посредством решения игровых задач.
Подвижные игры как средство развития ребенка
Несомненно, подвижные игры в развитии детей дошкольного и школьного возраста необходимы, они способствуют как физическому, так и психическому развитию ребенка – неоспоримый факт. Какую же пользу получает малыш, регулярно практикуя такое времяпровождение?
Самое главное – дети испытывают неподдельное удовольствие от подвижных игр, эмоциональный подъем и искреннюю радость. Активные занятия отлично подходят для снятия психологической напряженности. Малыш, играя, расслабляется, абстрагируется, «выбрасывает пар», учится контролировать свои эмоции. Многие дети постепенно преодолевают комплексы.
Победы и поражения в игровых занятиях помогают освоить жизненные реалии с самого детства. В игровой форме лучше всего происходит процесс воспитания и обучения, ведь кроха на таких занятиях максимально расслаблен.
Сталкиваясь с очередными правилами игры, малыш понимает, что нельзя нарушать их, это отлично дисциплинирует и стимулирует быть организованным.
ОСОБЕННОСТИ!Чтобы сохранить интерес крохи к играм, важно постоянно и плавно усложнять их, применять новые варианты. Используйте символические призы в виде сладостей или подарите победителям памятные сувениры
Помните, участвуя в интересных занятиях, дети зачастую забывают о времени и даже не чувствуют усталости.
Играя в команде, кроха учиться взаимодействовать с другими участниками, что развивает его коммуникативные навыки и помогает наладить общение со сверстниками, находить компромиссы.
Мало кто знает, но подвижные игрыспособствуюти развитию интеллекта. Многие активные занятия предполагают не только участие в физическом воспитании детей, но и требуют усиленной умственной работы, быстрого принятия решения.
Занятияпомогают преодолетьмногие личные психологические барьеры: стеснительность, замкнутость, неуверенность. Для того чтобы почувствовать веру в свои силы бывает достаточно одной лишь победы. Такие развлечения стимулируют стать лучше, помогают проявить свои скрытые возможности. Ведь многие активные игры носят соревновательный характер, где каждый участник стремится быть лучше остальных.
Посредством подвижных занятий ребенок практикуется в выражении различного спектра эмоции. Карапуз радуется своей победе, сопереживает проигравшим участникам, поддерживает и защищает слабых и т.д. Все это требует нелегкой внутренней работы над самим собой.
ВАЖНО!Если родители хотят наладить взаимоотношения с малышом и укрепить эмоциональную связь, особенно это касается сложных кризисных периодов в развитии, подвижные игры хорошо помогут им в этом.
Многие активные развлечения требуют умения быстро реагировать на различные неожиданные ситуации, принимать решения новых задач, проявляя инициативу, изобретательность и сообразительность.
Привить интерес современных детей к подвижным играм несложно. Регулярно проводите увлекательные активные занятия, стимулируйте желание своего чада вести здоровый образ жизни, а главное, подавай собственный пример.
Определение термина
Под дидактической игрой принято понимать определенную разновидность учебного занятия, в которой используется принцип активного игрового обучения, применяются особые наглядные пособия. Ключевой особенностью этой формы работы является наличие определенных правил, которых дошкольники должны придерживаться. Деятельность при этом носит целенаправленный характер. Ребенок-участник решает поставленные перед ним задачи, получая в процессе определенные знания.
В педагогике выделяют следующие отличительные признаки такой формы обучения:
- Наличие игровой ситуации.
- Определенный перечень правил, которые помогают детям понять порядок действий.
- Цепочка решений при этом отсутствует, этим обучающие варианты отличаются от деловых игр.
Цель дидактической игры — передача определенного учебного материала в легкой активной форме. Проводиться она может как с конкретным участником, так и с целым коллективом в детском саду, начальной школе или дома.
Ключевые разновидности
Классификация обучающих игр основывается на различных подходах: видах познавательной деятельности, игровым операциям, содержанию, роли воспитателя, типу взаимоотношений детей.
В рамках педагогики дошкольников принято выделять три основные категории этой формы обучения. Прежде всего, к таковым относятся игры с предметами и игрушками. Предварительно производится подбор наглядных пособий: различных по цвету, величине, форме и назначению предметов. Задача детей — выполнять с ними определенные, заранее обозначенные действия. Примеры:
- По заданию воспитателя ребенок достает один из предметов, относящихся к группе «посуда», говорит, что это и из какого материала сделано.
- Разложить предметы по группам (посуда — деревянная или металлическая).
- Рассортировать геометрические фигуры по определенному параметру, например, по цвету, форме, размеру.
- Правильно одеть куклу в зависимости от сезона и четко проговаривать последовательность действий.
Вторая группа игр — настольные, печатные (отлично подходят для малышей среднего и старшего дошкольного возраста). Их можно придумать и изготовить своими руками или же приобрести готовый вариант. Чаще всего в педагогике применяются игры с парными картинками, кубиками или разрезанные изображения. Сущность заданий: сложить из нескольких кусочков целое, разделить изображенные на карточках предметы на основании определенного признака (посуда, растения, животные, деревья).
Наконец, бывают и словесные забавы, подразумевающие использование определенных сочетаний слов и действий. Например, «Да и нет не говори». Ребенку задают вопрос, его задача — ответить на него, не используя при этом «да» или «нет». Следует употреблять описательные обороты или вводные слова.
Анализ дидактической игры показывает, что она является эффективным способом проведения уроков в детских садах и начальных классах школы. Использование интересных наглядных пособий, игрушек, нестандартных заданий не только помогает сделать обучающий процесс увлекательным, но и формирует у ребят важнейшие знания, умения и навыки.
Игра как средство воспитания и развития школьников.
Переступая порог школы, время первоклашки в основном занимает учеба. Тем не менее роль игры остается велика. Обучение развития дошкольников в игровой деятельности плавно переходит в школьное обучение. Школьникам младших классов проще усвоить материал, решить задачку в игровом изложении. Это позволяет решать психологические, умственные вопросы согласно возрасту.
С младшими школьниками лучше использовать ролевые занятия в обучении. Секрет заключается в том, что во время задания у ребенка развивается умственная активность, логическое мышление. Сюжетно — дидактические игры математического содержания позволят легко запомнить решения задачек. Выполняя определенный порядок школьники (в основном первоклашки) привыкают к:
- дисциплине;
- работе в команде;
- взаимопомощи;
- терпению;
- умению выслушивать собеседника.
Занятия должны быть увлекательные, чтобы закрепление темы прошло быстрее и качественней.
Хочется отметить что для детей игровая форма обучение — увлекательное время провождения, но для педагогов — огромный труд. Учителю необходимо учитывать физические и умственные особенности каждого ученика. В процессе игрового обучения педагог выходит на дружеский уровень. Родителям не стоит бояться, что малыш потеряет уважение к учителю, наоборот, когда взрослый принимает участие в играх, его авторитет вырастает в глазах школьника.
Дидактические игры в младшей школе
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Игры необходимы для развития младшего школьника.
Рисунок 3. Игровая деятельность в младшей школе
Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:
- игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
- освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
- имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
Литература
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М.: Педагог. 2011
- Горкин А.Г. Большая педагогическая энциклопедия Том II. – М.: Педагог 2000
- Дроздовский В.П., В.И.Спадарщ., Н.И.Данильченко Преодолеть пропасть – М.: Просвещение, 1999
- Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение, 2006.
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: Владос, 1999.
- Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении – М.: Просвещение, 2002
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Просвящение, 2003.
- Немов Р. С. Психология. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, 2009
Значение дидактики в развитии и воспитании
Прежде чем в очередной раз повторить, насколько дидактические игры важны для развития ребенка любого возраста, я хочу порекомендовать несколько интересных пособий и непосредственно самих игр. Обязательно пройдите по ссылкам, чтобы подробнее познакомиться, что они собой представляют. Я уверена, что вас заинтересуют предложенные товары:
- Стребелева Е.А.«Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога»
- Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет. Методическое пособие. ФГОС»
- «Игры с разрезными картами. Учебно-дидактический комплект по формированию элементарных математических представлений. Математическое лото: 3 игры с описанием. 24 игровые разрезные цветные карты. Средняя группа»
- «Сенсорное развитие детей 6-7 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей старшего возраста: 24 дидактические карты формата А4 на картоне и электронное пособие»
- Дидактические игры для дошкольника. «Мир растений». 5 игр-занятий для сопровождения организованной образовательной деятельности детей 3-5 лет. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Почему такое пристальное внимание уделяется дидактическом играм в детском саду? Дело в том, что они очень полезны в дошкольном возрасте для общего развития ребенка, а ведь не все мамы играют с детьми, покупают различные наборы и настольные игры. Некоторые думают, что достаточно игрушек сюжетно-ролевой направленности и прогулок с детьми на улице
В итоге ребенок не может полноценно развиваться, и только целенаправленные занятия в саду могут восполнить этот пробел.
Дидактические игры имеют свою уникальную особенность, которая выражается в том, что коллективу детей или небольшой группе родитель или воспитатель ставит задачу, которую нужно решить совместно, при этом каждый из участников группы может проявить себя.
Как правило, эти игры интересны и увлекательны, они способствуют воспитанию в детях таких качеств, как дисциплина, любознательность, инициативность и смекалка.
Особенности дидактических игр
Дидактические игры для дошкольников в детском саду используются во всем своем разнообразии. Они занимают большую часть учебного времени, а бывает, что все занятие у дошкольников состоит из нескольких таких игр. Воспитателями широко используются задания, которые стимулируют несколько видов ощущений – это игры настольные и предметные. Цикличность таких игр частая, что связано с возрастными особенностями дошкольников.
У детей 7-10 лет дидактические задания несколько видоизменяются. На первый план выходят игры словесные. Учитель, как правило, использует этот вид деятельности в начале или конце урока, чтобы заинтересовать младших школьников или поддержать интерес к пройденному материалу. Особенностью учеников начальных классов является хорошо развитое воображение, появление логического и аналитического мышления, благодаря чему обучающие игры могут существенно усложняться.
В чем важность использования дидактических игр?
- Обучают ребенка в легкой и понятной форме;
- Развивают физические и умственные способности детей через работу с различными предметами и материалами;
- Необходимое речевое сопровождение развивает речь ребенка;
- Формируют представления у ребенка о правильном поведении;
- Вызывают интерес к трудовой деятельности;
- Способствуют физическому развитию.
Важные аспекты использования дидактических игр
Играя с ребенком в дидактические игры разных видов нужно не допускать в поле зрения ребенка другие предметы
Освободите пространство для занятия, чтобы малыш мог сконцентрировать свое внимание, понять и принять правила;
Игра должна соответствовать возрасту и развитию ребенка. Если задача слишком легкая, то ребенку будет скучно
Сложная задача может вызвать отторжение. Основная задача дидактической игры – стимулировать активность ребенка в познании нового материала;
Четко формулируйте для себя цель занятия и задачи, которые нужно достигнуть. (Ознакомление, закрепление, развитие);
У дидактической игры должен быть четкий алгоритм действий для достижения цели. Правила позволяют ребенку сдерживать себя и сконцентрироваться на порядке выполнения в занятии.