Конспект нод по развитию речи «звуковая культура речи «звуки [з] и [з’]» в средней группе

Важные правила:

Назовите название стихотворения, если такое имеется.
Рассмотрите картинку к стихотворению, обсудите с ребенком кто или что там нарисовано.
Прочитайте стихотворение полностью: выразительно и неспеша. Если взрослый рассказывает наизусть дети лучше воспринимают такой текст. Это на заметку.
Объясните ребенку непонятные слова.
Проговорите ВСЕ слова со звуком «З»

Напомните ребенку, что звук «З» необходимо говорить правильно.
Прочитайте стихотворение еще раз.
Важное условие — стихотворение заучивается полностью, без деления на строки и столбцы.
Поиграйте: читайте начало строки, а ребенок заканчивает рифму; вы первую строку, а ребенок -вторую и т.д.

Стихи для автоматизации звука «З» с помощью наглядности лучше заучивать в игровой форме и используя наглядность.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет мне слово со звуком
, .

2. Введение в тему.

Ребята, к нам сегодня пришел в гости Буратино.

Буратино здоровается.

Пока я в гости к вам шел

Загадки на улице нашел.

А) Характеристика звука
.

Черненькая собачка

Свернувшись лежит
:

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)
.

На какой звук
начинается слово замок? (Слово замок начинается на звук
)
. Какой он звук
? (Звук – согласный
, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой).

Б) характеристика звука

Надели коняшки

Морские тельняшки. (Зебра)
.

На какой звук
начинается слово зебра? (Слово зебра начинается на звук
. Звук – согласный
, мягкий, звонкий, обозначается зеленой фишкой).

3. Сообщение темы. Сегодня, ребята, мы будем работать со звуками
, .

4. Дифференциация звуков
, . Игра «Сигнальщики»
.

Ребята, давайте поиграем в игру «Сигнальщики»
. Буратино будет называть слова со звуками или
, а вы будете поднимать фишки синего или зеленого цвета. В каком случае вы будете поднимать зеленую фишку? (Мы будем поднимать зеленую фишку в том случае, если в словах мягкий звук
, и синюю фишку если в словах твердый звук
).

Слова
: КОЗА, ЗЕБРА, ЯЗЫК, ОЗЕРО, УЗЕЛ, ЗУБЫ, ЗОНТ, ВАЗА, ЗИНА.

5. Выполнение звукового анализа
.

Логопед раздает детям карточки с картинками для индивидуального выполнения звукового анализа
.

Ребята, выберите, пожалуйста, карточку с картинками и выполните звуковой анализ слов
.

6. Физминутка «Буратино»
.

Ребята, Буратино хочет с вами поиграть.

Буратино потянулся,

Раз качнулся, два качнулся.

Руки в стороны развел.

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

7. Знакомство с буквой З
, з.

А) Ребята мы поработали со звуком З
, Зь. А теперь пора познакомиться и с буквой З
.

На эту букву посмотри
:

Она совсем как цифра три.

Вот большая буква З
, а вот маленькая. Они похожи?

Из каких элементов состоят буквы З
, з? Чем отличаются?

Б) Пальчиковая гимнастика.

Ребята, поиграем? Игра называется «Четыре братца»

Идут четыре братца

Навстречу старшему.

Здравствуй, большак!

Здорово, Васька – указка,

Мишка – середка, Гришка – сиротка

Да крошка – Тимошка.

(на вторую строчку соединить все пальцы в щепотку, затем поочередно с большим соединять остальные пальцы).

В) Конструирование буквы из нитки
.

Сейчас, ребятки, мы попробуем с вами написать ниточкой букву З
.

8. Чтение. «Прочитай слова по стрелкам»
.

Теперь мы с вами знаем как пишется буква З
. Посмотрите на доску и прочитайте слова по стрелочкам. Смотрите внимательно. Стрелочка показывает начало слова.

9. Работа в тетради О. С. Гомзяк.

Откройте тетради. Будем выполнять второе задание – пропиши букву З до конца строки
. И задание третье – обведи только ту букву З
, которая написана правильно.

10. Составление предложений по моделям.

Посмотрите, ребята, на модель предложения. Придумайте к нему предложение.

Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? Третье?

Давайте запишем предложения в тетрадь.

У ЗОИ КОЗА. КОЗУ ЗОВУТ ЗИНКА.

11. Итог занятия.

Произнесение звука [С]

  • губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные и , что приводит к упреждающему округлению губ;
  • зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1—2 мм);
  • язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам;
  • вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием;
  • мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в носовую полость;
  • голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полость. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

Скороговорки для детей с согласными М-Л-Н

Лапти лыковые,

Лыки липовые.

Лилипуты пили пилюли и лопотали.
Над лугом летели белые лебеди.
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
Лень не ленится, к лентяю клеится.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
У ежа и ёлки иголки колки.
Лена искала булавку, булавка упала под лавку. Под лавку залеть было лень: искала булавку весь день.
Маленький мальчик менял марки на мячик.
Макар да кошка, комар да мошка.
В тину невод закину, с тиной и выну.
Далеко до калитки маленькой улитке.
Лапти лыковые, лыки липовые.
Елена пельмени любить-любила, да лень пельмени лепить ей было. Лепил Емеля пельмени умело, без лени Елена неделю их ела.
Ослик был сегодня зол: он узнал, что он осёл.
Пилят, колют, колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей.
Есть у Ляли кукла Лёля, Лёля сделана из льна — Ляле нравится она.

Скороговорки для детей с шипящими звуками Ш-Щ

Сшила Саша Сашке шапку,Сашка шапкой шишку сшиб.
В шалаше шуршит шелкамиЖёлтый дервиш из АлжираИ, жонглируя ножами,Штуку кушает инжира.
На опушке в избушкеЖивут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Кукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон!
Два щенка, щека к щеке,Щиплют щетку в уголке.
Вот шипит большущий уж:-Очень душно. Мне бы в душ.Полежать под душем нужно,Чтобы не было так душно.
Маша шила для мартышкиШубу, шапку и штанишки.
Когда спешу, я ем лапшу.Доем лапшу и поспешу.Спешить спешу.Лапшить лапшу.Ну вот, опять всех насмешу.
Шесть мышат в камыше шуршат.
Дали Глаше простокваши, а у Глаши — каша.
Щеглиха у щегла щеголихою была
Ты нас Маша не ищи,Ищем мы щавель на щи.
Крошка кошка на окошке кашу кушала по крошке.
У нашего Гришеньки под окошком вишенки.
У Маши на кармашке маки и ромашки.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей; Две мыши поплоше несли по два гроша.
Едет Ваня в красной шапке на серебряной лошадке, Плёточкою машет, под ним лошадка пляшет.
Наварила щука щей, угощала двух лещей.
Мышонку шепчет мышь:Ты всё шуршишь — не спишь.Мышонок шепчет мыши: Шуршать я буду тише.
По тропинке шла, белый гриб нашла. Походила по опушке, отыскала три волнушки.
Волки рыщут пищу ищут
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Щипцы да клещи — вот наши вещи.
Уронила белка шишку, шишка стукнули зайчишку.
Слушали старушки кукушек на опушке.
Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, мышки зубики сломали.
Мышка, мышка, что не спишь? Что соломою шуршишь?

Видео для занятий по ЗКР — образование названий действий от названий предметов. Закрепление правильного произношения звука З.

Словесный материал из видео:

  • застёжку — застёгивают,
  • заколку — что делают? — закалывают,
  • замазкой — что делают? — замазывают,
  • на занятии что делают? — занимаются,
  • задания — что делают? — задают
  • загородкой — что делают? — загораживают,
  • задвижку — что делают? — задвигают,
  • запеканку — что делают? — запекают,
  • заварку — что делают? — заваривают,
  • запасами — что делают? — запасаются
  • записи — что делают? — записывают

Полезные советы:
1.
Это видео нужно смотреть без звука! (присутствие в нем звука только отвлекает детей и совершенно бессмысленно!) Отключите громкость звука в видеоролике и давайте задания ребенку, показывая ему картинки. 2. Обязательно ставьте видео на паузы, дожидаясь ответа ребенка! И только после его ответа и обсуждения идите дальше! 3. Можно это же речевое упражнение делать и без видео:).

Во всех играх и заданиях нужно внимательно следить за тем, чтобы дети правильно говорили звуки З и ЗЬ.
В случае ошибок напомните ребятам, что они уже научились правильно говорить этот звук и попросите исправить ошибки.

Другие материалы по играм, упражнениям и занятиям с детьми по ЗКР
— звуковой культуре речи — Вы можете найти в статьях сайта:

Много интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в рубриках:

До новых встреч на «Родной тропинке»! Буду рада видеть Ваши вопросы и мнения по содержанию статьи в конце этого поста:)! Спасибо за интерес к проблемам развития речи детей:)!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Прямым
или открытым
называется слог вида «согласный+гласный»

Прямым
или открытым
называется слог вида «согласный+гласный».

Этот речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего
нарушаются вместе с данным звуком. Если у Вас нарушены и другие звуки (например, , , , ), слова с ними желательно
также исключить из материала для автоматизации.

С ударением на слоге:
зал, зайка, запад, запах, завтра, коза, глаза, гроза, фазан, лизать, влезать, показать, наказать, приказать, указать;
зоб, зов, зона, Зотов, узор, возок, газон, дозор, Трезор, зоркий, зорька, золото, зонтик, горизонт;
зубы, везу, козу, внизу, грозу, ползу, грызу, лазурь, мазут, разутый, разумный, язык, возы, тазы, пузырь.

Без ударения на слоге:
база, ваза, роза, Лиза, блуза, польза, берёза, заря, завод, забор, загар, закат, замок, забава, забыть, затея, загадка,
мазать, заболеть, заноза;
вазу, Лизу, розу, книзу, разум, берёзу, лозунг, зубок, зубной, зубило;
вазы, газы, козы, грозы, берёзы, арбузы, морозы, музыка, козырёк, пузырёк, называть, показывать.

Слова со стечением согласных: звать, знать, знак, знамя, звонок, злой, звук, здоровье, взор.

Произносить (читать) словосочетания и предложения.

Зоины заботы. Новая ваза. Вольный казак. Задняя лапа. 3аболели зубы.
У 3ои ваза. Береги глаза, Лиза. У Лизы роза. У Зои замок. Лиза моет вазу в тазу. У Лизы заноза. Зоя заболела. Ударили
морозы. Лиза идет на завод. На заводе загудел гудок. Вова залезает на забор. Зотов повёл Трезора в дозор. Ната забыла дома зонт. Мама залила золу водой. Козы грызут кору берёзы. Зоя забыла закрыть замок. Налей в
вазу воды, а то розы завянут. Зоя поехала за билетами. Зазвонил звонок на урок. Зоя купила два арбуза, и один оказался розовый. На дворе
коза, у козы глаза. Зоя порезала ногу. Мама помазала рану йодом и завязала бинтом.

Выучить наизусть стихотворение.

Лезут козы
В грозу в лозу —
Лозу козы
В грозу грызут.
(И. Демьянов)

Как назвать зайку.

Задумала мать назвать маленького зайку Тигром. Узнали козлята, как зовут зайку, и не захотели
играть. Заплакал заинька. Говорит матери: «Козлята разбегаются от меня!»
Тогда мать назвала его Волком. Идет заинька гулять, увидел телят. Захотел с ними играть.
— А как тебя зовут? — говорят телята.
— Меня зовут Волком, — говорит заинька.
Телята забодали заиньку:
— Вот тебе злой Волк!
Идет заинька домой, побитые бока облизывает. Избили его телята. Подумала мать и назвала заиньку Зайкой.
Идет заинька опять играть. Звери узнали, как его зовут, и приняли в игру.
Заиньке это имя подходит. Так его за ним и закрепили.

Желаем удачи!

Дальнейшие рекомендации детям, взрослым и родителям

Для того чтобы занятия были эффективными, необходимо помнить следующие правила:

Регулярность занятий и поэтапное выполнение необходимых упражнений.
Ежедневные занятия в домашних условиях 2 раза в день по 5-7 минут.
Начинать нужно с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным.
Гимнастику выполнять медленно, никуда не торопиться.
Если у малыша что-то не получается, не акцентировать свое внимание на этом, пытаться делать снова и ни в коем случае не реагировать отрицательным образом.
Если малыш устал, сделать небольшой перерыв и вернуться к заданиям.
Своевременно хвалить и поощрять за сделанные успехи.

Постановка звука С – творческое занятие, которое приносит не только пользу, но также может разнообразить ежедневные упражнения по формированию правильной речи

Какие могут возникать сложности при работе со звуками З и ЗЬ? Полезные советы.

Совет первый. Если у ребенка не получается звук З, то причина может быть в недостаточном развитии органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков поможет справиться с этой проблемой . Подробный комплекс артикуляционной гимнастики  в пошаговых описаниях и видео Вы найдете в статье «Как научить ребенка произносить звуки С и СЬ».

Совет второй. Если у ребенка не получается сделать в середине языка желобок при произнесении звука З, то скорее всего у него недостаточно развиты мышцы языка. Нам помогут упражнения:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться (растянуть губы) и удерживать губы в этом положении. При растянутых губах нужно высунуть распластанный язык наружу и подуть на его кончик. Получится желобок посередине языка. Упражнение проводится перед зеркалом.
  • Если желобок не получается, то попросите ребенка высунуть широкий кончик языка наружу. Положите ребром чайную ложку на середину языка. Сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Можно дуть на ватку или на тоненькую полоску бумаги, тогда будет наглядно виден результат упражнения. Как только ребенок будет легко делать данное упражнение, можно попросить его убрать язык за нижние зубы (сохраняя положение губ). Получится звук С. При добавлении к нему голоса получается звук З.
  • Описанное выше упражнение можно делать со стеклянным пузырьком (стеклянная баночка или бутылочка из аптеки). Научите ребенка свистеть в пузырёк так, чтобы кончик языка слегка опускался наружу или касался краев пузырька. По желобку в середине языка идет воздух и в результате получается свист. Сначала попробуйте сами посвистеть перед зеркалом, а потом уже покажите упражнение ребенку. Если желобок в середине языка у него не получается, положите вдоль языка тонкую круглую палочку.

Совет третий.  Если ребенок при произнесении звука З высовывает язык между губами (поэтому звук искажается), то проведите такое упражнение. Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, а зубы плотно закрыть. И посвистеть как насос сссссс. А потом попеть как комарик ззззззз. Язык при сжатых зубах автоматически будет упираться в нижние зубы, и получится правильный звук.

Более подробно о способах постановки звуков С и З Вы узнаете из видео педагога-логопеда о постановке свистящих звуков. 

Звук З появился. Теперь перед нами  стоит важная задача – автоматизировать данный звук в речи ребенка.

Последовательность проведения упражнений по закреплению правильного произношения звука З:

  • 1.       упражнения с изолированным звуком,
  • 2.       звук в слогах,
  • 3.       звук в словах,
  • 4.       звук во фразах, стихах, рассказах, диалогах, скороговорках.

Сначала идет работа со звуком З, а затем с его мягким вариантом – звуком ЗЬ. Для каждого этапа подбираются игры, скороговорки, потешки, стихи, картинки.

Как вызвать звук З по подражанию?

При отсутствии звуков З и ЗЬ или их замене другими звуками прежде всего можно попробовать вызвать звук З по подражанию.
Попросите ребенка спеть песенку комара зззззз.

  • Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
  • Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
  • Попросите малыша повторить ее.

Поиграйте с ребенком в комаров – закрепите звук «з». Напомните малышу, как летом комары в лесу поют свою песню: «зззз» и надоедают нам. Пусть ребенок будет комаром в лесу и петь песенку комара «ззз», а Вы будете от него убегать в дом и прятаться.

При игре с группой детей одна половина детей «гуляет в лесу», другая изображает комаров и звенит «ззз». Потом дети меняются ролями.

После того, как дети позвенят как комары, покажите им разницу артикуляции звука С и звука З. Усядьтесь перед зеркалом

И сравните звуки с («песенку насоса») и звук з («песенку комара») Обратите внимание детей на то, что звук С – «песенка насоса» — звучит тихо, а песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса

И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.

Продемонстрируйте эти необычный ощущения ребенку.Сначала положите руку ребенка себе на шею, когда Вы говорите звук З. Пусть он ощутит вибрацию во время произношения Вами звука «з». Потом попросите ребенка положить одну руку тыльной стороной Вам на шею, а другую руку — себе на шею и спойте вместе с ним песенку комарика «ззззз». Детям обычно очень нравится это задание, неожиданные для них новые ощущения.

Сравните со звуком С – «песенком насоса». Потяните звук сссс. Дрожания – вибрации нет! Скажите ребенку, что звук С – это звук глухой, тихий, наш голос спит. А звук З громкий, звонкий, голос звонко поет песенку ззззз.

Очень часто этого упражнения и объяснения бывает достаточно, чтобы в речи ребенка появился звук З.

Упражнения и игры на автоматизацию звука «Ж»

Использование любого метода отработки звука «Ж» требует закрепления материала с помощью упражнений и игр. Начинают проходить процесс автоматизации с букв, слогов, а заканчивают сложными поговорками, стишками и текстами:

  1. Игра «В гостях у пчел». Нужно сымитировать улей с помощью стола, под которым сидят пчелки (дети). После сигнала «Пчелки жужжите, за нектаром летите!» пчелки разлетаются опылять растения и поют «ЖУ-ЖУ-ЖУ». Ребята бегают, жужжат и показывают, как пчелы садятся на цветы. Тут выходит медведь (кто-то взрослый) и направляется к улью. Раздается сигнал: «Медведь идет, кто мед спасет?». Тогда пчелы должны лететь в улей и грозно жужжать «ЖЖЖЖЖЖ». Если детей много, можно поделить их на медвежат и пчел. В этом случае пчелами будут сначала одни, потом другие.
  2. Потренировать звук «Ж» в слогах
Между гласными Совместно с согласными
ажа, аже, ажо, ажи, ажуежа, еже, ежо, ежи, ежуижа, иже, ижо, ижи, ижуожа, оже, ожо, ожи, ожуужа, уже, ужо, ужи, ужу. жба, жбе, жби, жбо, жбужва, жве, жви, жво, жвужда, жде, жди, ждо, ждужма, жме, жми, жмо, жмужна, жне, жни, жно, жну
  1. Проговорить чистоговорки

жажажа-жажажа – жаба выгнала ежа;жужужу-жужужу – жуку всю правду расскажу;жижижи-жижижи – жужелицу покажи;жожожо-жожожо – дожую я пирожок;жежеже-жежеже – ежевика на еже.

  1. Вспомнить слова со звуком «Ж» в начале, середине, конце слова:

жара, пожар, багаж;желе, ежевика, отрежь;жираф, инжир, Париж;жор, ожог, ёж;жук, жужелица, уж.

Попросить ребенка сказать, какие еще слова с этим звуком он знает.

  1. Повторить словосочетания

живой жук;жирная жужелица;кожаный жакет;бумажный жираф;жадный жокей;нежная кожа;прежний ожог;жаркая пижама;зажатый пиджак;ужасный обжора.

  1. Запомнить и рассказать стихотворения:

Жужжит над жимолостью жук,Тяжелый на жуке кожух.Еж с ежихою живет в норе,Яблоки жует он в кожуре,Никогда не жалует ужа,Лучше позовет к себе чижа.Лежебока рыжий котОтлежал себе живот.

Можно использовать для заданий картинки, на которых изображены животные, растения, предметы, цвета, геометрические фигуры, названия которых содержат букву «Ж». Также часто включают загадки, скороговорки, потешки, песенки. Чем лучше ребенок проговаривает звук, тем более сложные задания ему можно давать.

Если малыш заменяет «Ж» на другой звук, нужно включать задания с сочетанием в словах и предложениях обоих звуков.

Пример на «Ш», «Ж»:

Жил шершень у жужелицы,Жужжал он до ужаса,Шуршал и пыхтел без конца,Выгнала с шумом хозяйка жильца.

«Звуковые цепочки»

Детям очень сложно различать парные звуки (глухие и звонкие), например, с — з или ш — ж. Чтобы облегчить этот процесс, можно сделать логопедическое пособие своими руками, как на фотографии ниже. На большом листе картона изображены два зайчика разного размера. Один собирает слова, начинающиеся на звонкие звуки, другой — на глухие. Можно прикрепить необходимые пары букв кнопками или сделать прозрачный кармашек, чтобы их туда вставлять.

Детям дают набор карточек с картинками. Все предметы начинаются на данные звуки. Ребенок по очереди берет карточку и произносит вслух название изображенного предмета. Определив правильно первый звук, он ищет соответствующую букву и нанизывает картинку на шнурок, который тянется от нее. Так нужно распределить все картинки по цепочкам, выкладывая их рядом друг с другом.

Стихи для развития речи

Проводя такие занятия самостоятельно, важно помнить, что чадо должно воспринимать все задания как интересную игру. Категорически не следует заставлять его делать упражнения через силу, такая тактика не приведет к ожидаемому результату. Только через вовлеченность в процесс дети могут достичь успехов в артикуляции, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы покривляться вместе с малышом перед зеркалом и на пару повторять веселые логопедические стихи

Только через вовлеченность в процесс дети могут достичь успехов в артикуляции, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы покривляться вместе с малышом перед зеркалом и на пару повторять веселые логопедические стихи.

***

Валенки
В магазине Валеньке Покупают валенки. Маленькие валенки До чего ж милы! Но надела валенки Маленькая Валенька – Оказались валенки На нее малы!

***

Кузнечик
Расскажи, сестра Маринка, Что стрекочет у тропинки? Кто заводит разговорчик? Может, затрещал моторчик? Может, трактор у букашек – Они в травах поле пашут? Может, стража у находки – Страшный жук шумит трещоткой? Может… – Милый человечек, Так скрипит крылом кузнечик..!

***

Спор
Спорил с полем старый бор: «Разве гордость – ширь, простор? Грибов море, ягод горсти – Торопитесь, люди, в гости!» Проворчало горько поле: «Говор трав утихнет вскоре. Снег запорошит просторы – У зимы свои узоры. Вот ручьев проснется хор – Мы весной продолжим спор.»

***

Пропажа
– Кра! – кричит ворона. – Кража! Караул! Грабёж! Пропажа! Вор прокрался утром рано! Грош украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку! – Стой, ворона, не кричи. Не кричи ты, помолчи. Жить не можешь без обмана – У тебя ведь нет кармана. – Как?! – Подпрыгнула ворона, И моргнула удивлённо: – Что ж вы раньше не сказали?! Кар-р-раул! Кар-р-ман укр-р-рали!

***

Рычание львенка
Львенок учится рычать, Очень хочет «Рррр!» сказать. Мордочку свою задрав, Хочет «Рррр!», выходит «Мяв!» Как он стать львом грозным сможет? Мы с тобой ему поможем! Трактор – синий богатырь – Как мотор заводит? – Тррр! Молния сверкает! Гром! Мы его не пустим в дом – Крыша прочная! Нет дыр! Пусть себе ворчит: – Гррр! Грррр! Берег речки. Гладь воды. Слышно катер: «Ды-ды-ды». Вот подходит пассажир – Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!» Львенок маленький старался, Львенок долго упражнялся. Он, как папа, на весь мир Скажет громко, звонко: «Ррррр!»

***

Ёж
Дедушка Ежок, Не ходи на бережок: Там растаял снежок, Заливает лужок. Ты промочишь ножки, Красные сапожки!

Ш – шарф. Обучаем ребёнка выговаривать букву «ш»

Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах. Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ. Можно подключить другие способы тренировки губных мышц. Следующий этап — постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади. Далее — показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое. Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением. Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта. Звук «ш» получается автоматически.

Дефекты произношения звуков “С” и “Сь”

Если “С” и “Сь” выговариваются с нарушением, то этот дефект называется сигматизмом (искажение произношения) или парасигматизмом (замена другими звуками).

Сигматизм бывает:

  • губно-зубной, когда нижняя губа перекрывает поток воздуха, создавая смешанное звучание “С” и “Ф” (слон — флон, стол — фтол);
  • межзубный, при котором язычок лежит на зубах, и четкость произносимого звука искажается шепелявостью;
  • боковой, когда язык поворачивается набок либо не касается коренных зубов, а воздух движется в неправильном направлении, образуя хлюпающий звук (санки — хлянки, сам — хлям);
  • носовой, при котором воздух попадает в носовую полость и создает гнусавое произношение.

Парасигматизм тоже бывает нескольких видов:

  • призубный, с заменой “С” на “Т” (собака — табака, сок — ток);
  • шипящий, когда вместо “С” звучит “Ш” (Саша — Шаша, сушки — шушки);
  • с заменой по мягкости, при котором твердые звуки произносятся, как мягкие (сумка — сюмка, свой — сьвой);
  • с заменой по звонкости, это  “С” звучит, как “З” (совок — зовок, самосвал — замозвал).

Причинами таких дефектов могут быть патологии речевого аппарата, аденоиды, слабость мышц языка, а также его нарушенная иннервация.

Неправильное произношение свистящих, к которым относятся “С” и “Сь”, если их не корректировать своевременно, влекут за собой нарушения чтения (дислексию) и письма (дисграфию).

Конспект открытого занятия (старшая логопедическая группа) “Звуки З-Зь. Путешествие на самолёте”.

Шабалина С.В., учитель-логопед.

Цели: 1)Обогащение представлений о транспорте, развитие моторики, речевых

навыков. 2) Закреплять правильное произношение звуков З. — Зь. в речи, развитие

фонематического восприятия.3) Формирование навыков звукового анализа и синтеза. 4) Развитие

связной речи: составление сказки по плану – схеме.

Оборудование: зеркала, предметные картинки животных и птиц на звуки “З-Зь”,

паровозик с тремя вагонами, картинки: лес, зоопарк, звуковые символы (квадраты синего,

красного, зеленого цвета); план — схема рассказа, звездолет, человечки космоса, картинки:

изюм, зефир, земляника, роза, буква “З”, пластмассовые пробки синего цвета.

Ход занятия: 1. Упражнение на развитие мелкой моторики.

2. Речедвигательный тренинг. Физминутка.

3. Объявление темы занятия. Сравнительная характеристика звуков З. — Зь.

— Давайте ещё раз произнесём вместе слова: земля, земляне. Какой первый звук вы

услышали в слове “земля, земляне”? ( Зь.) Посмотрите в зеркало и произнесите звук “Зь”. Как

мы произносим звук “Зь”: губы в улыбке, кончик языка опущен за нижние зубы. Расскажем,

какой это звук? Звук “Зь” — согласный, звонкий, мягкий. У него есть братик — звук “З”.

Произнесите звук “З”. Расскажите, какой это звук? Звук “З”- согласный, звонкий, твёрдый.

— Сегодня на занятии мы будем учиться правильно, произносить и различать звуки “З. —

Зь”.

4.Знакомство с буквой “З”. Образование прилагательных.

-Дети, вы сейчас смотрели в зеркало и произносили звуки “З. — Зь”. Как вы думаете,

что находиться за зеркалом? Ответы детей. За зеркалом находится страна “Зазеркалье”.Это

волшебная ,чудесная страна, в которой живут буквы. И одна из них хочет с вами

познакомиться. Угадайте, кто она? Она очень любит завязывать узелки, зашнуровывать

завязочки, закручивать завитушки, смотреть на себя в зеркало. Повторите, что она любит?

Узнали? Это буква “З”. Буква “З”-согласная, её мы будем обозначать синим квадратиком

(показ буквы). Послушайте, какая она по характеру: звонкоголосая, задорная, заботливая,

воздушная, задиристая, задавака, зловредная. Повторите, какая буква “З” ?(ответы детей).

Выкладывание буквы из синих пробок. Давайте поздороваемся с буквой “З”: здравствуйте,

будьте здоровы, будьте любезны, зайдите, пожалуйста.

5.Закрепление звуков “З. – Зь” в словах. Определение позиции звуков в слове.

Самолёт наш снова летит, летит.

В нем мотор гудит- гудит: з-з-з-з-з. (Дети совершают воображаемый полёт, произнося

звук “З”).

Усвоение категории творительного падежа существительных:- Над чем пролетает самолёт?

(выставляются картинки: лес, зоопарк) Самолёт пролетает над лесом, над зоопарком.

-Прибыл поезд для зверей и птиц. (Дети садятся за столы) В поезде поедут животные, в

названии которых есть звуки “З-Зь”. Назовите картинки. (На столах разложены предметные

картинки): зебра, зубр, стрекоза, обезьяна, кузнечик, зайка, медуза, зяблик, поползень,

коза, бизон, змея, фазан. В первом вагоне поедут животные, в названии которых звуки “З-Зь”

находятся в начале слова, во втором — “З-Зь” находятся в середине слова, в третьем — звуки

“З-Зь” находятся в конце слова.

Дети размещают животных по вагонам. Назовите те слова, в которых звук “З” произносится

твёрдо. Назовите слова, в которых звук “З” произносится мягко.

6. Звуковой анализ и синтез слова “Коза”. Деление слова на слоги.

Повторите за мной скороговорку: Идёт коза. Растёт лоза,

Густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза: — Не для меня ли это? (хоровое и индивидуальное произнесение)

Обозначим звуки в слове “коза” квадратиками. Называем звуки, определяем какой это звук:

гласный или согласный и кладём квадратик. Скажите, сколько звуков в слове “ коза”? Сколько

гласных звуков? Какие? Сколько согласных звуков? Какие? Назовите 1,2,3,4 звук в слове.

Сколько слогов?

7.Сочинение сказки с использованием плана — схемы. Жил-был звук “З”. Он отправился

в путешествие на звездолёте к звёздам, а вместе с ним и мы – земляне, дети Земли. Звездолёт

прилетел к Звезде, на которой живут звёздные дети: проказник Зеник, задира Зоник, зазнайка

Зуник, подлиза Зуся, заботливый Зон и злюка Аза. А у нас есть такие дети? Зеник залез в

звездолёт. Что может произойти? Угостим звёздных детей вкусными подарками: изюмом,

зефиром, земляникой. А девочкам подарим розы. Все счастливы и веселы. А Зеник вернулся

домой.

8.Образование сложных слов. Игра в мяч. Везде ходит- вездеход, к звёздам летает-

звездолёт, бензин возит- бензовоз, молоко возит- молоковоз, мусор возит- мусоровоз, лес

возит- лесовоз, цемент возит- цементовоз, звёзды падают- звездопад, воду возит-

водовоз.

Итог занятия: Занятие наше окончено. Всем спасибо за работу.

» Лепешка»

Цель:
вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до

5 – 10. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. . Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

«Сделать язык широким»

Цель:
вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на
нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Лепешка».

«Загнать мяч в ворота»

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий перед ребенком на столе, загоняя его между двумя кубиками. Следить, чтобы не надувались щеки, загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Цельвырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы произносили звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Почистим зубы»

Цель: научить удерживать кончик языка за нижними зубами.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх, затем сверху вниз. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая языком из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

«Кошка сердится»

Цель:отрабатывать умение выгибать спинку языка.

У
лыбнуться, открыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, потом опустить кончик языка к основанию нижних резцов, выгнуть язык. Язык не должен высовываться изо рта, когда он выгнут. Следить, чтобы язык не просто лежал ровно во рту, а был поднят в средней его части. Следить, чтобы язык был широким.

«Катушка»

Цель: учить удерживать выгнутый язык в полости рта.

Улыбнуться, открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу, затем опустить кончик языка к основанию нижних резцов, выгнуть язык вверх, двигать средней частью языка вперед-назад (катушка катается). Следить, чтобы кончик языка был прижат к основанию нижних зубов, когда двигается средняя часть языка вперед-назад, чтобы не отрывался от зубов.

«Прятки»

Цель:учить удерживать кончик языка за нижними зубами.

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий кончик языка на нижние зубы и удерживать так под счет до 3-х, затем опустить кончик языка к основанию нижних резцов и удерживать так под счет до 3-х. Повторить упражнение 7 раз. Следить, чтобы язык лежал не на нижней губе, а на кончиках нижних зубов. Следить, чтобы передний край языка был прижат к передним резцам с внутренней стороны, когда язык прячется за зубы.

«Язык перешагивает через зубы»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт, губы в улыбке. Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

«Подуть через соломинку»

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. По середине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

Материалы для речевых игр и занятий с детьми дошкольного возраста по ЗКР — звуковой культуре речи:
скороговорки, стихи, чистоговорки, загадки, поговорки, игры со звуками З и ЗЬ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: