Личность детей с ЗПР
Почти все исследователи указывали на большой риск возникновения у ребенка с задержкой психического развития соответствующих форм нарушения поведения
Тем не менее, в настоящее время уделено недостаточное внимание данному вопросу (в частности, проблеме коррекции поведения). Безусловно, эти дети являются «трудными», начиная дезорганизовывать учебно-воспитательный процесс в детском саду и школе
Они могут оказаться в «группе риска», поскольку без специальной помощи нарушение поведения становится патохарактерологическим.
Стойкие патологические личностные изменения способны приводить ребенка с ЗПР в антисоциальную среду. Очень часто это ведет к криминальным последствиям. Так, статистика показывает, что у многих несовершеннолетних правонарушителей, которые состоят на учете, были обнаружены различные психические отклонения. Это может быть умственная отсталость, ЗПР, психофизический инфантилизм и др.
Кроме подверженности вовлечению в преступную деятельность, у детей с ЗПР часто отмечается деструктивное поведение. Для них характерны такие качества, как упрямство, агрессия, лживость, склонность к воровству. Среди общих особенностей личности, на первый план у детей с ЗПР выдвигается общее недоразвитие личности. Они эмоционально незрелы и неустойчивы, имеют неадекватную самооценку.
У ребенка с ЗПР не сформировано волевое поведение, не т достаточной способности к произвольной деятельности, не сформированы базовые предпосылки ведущей деятельности. Они показывают динамические нарушения в любых видах деятельности, включая познавательную и речевую. К возникновению эмоциональных нарушений приводят мотивационная незрелость, отсутствие объективной самооценки, эмоциональная неустойчивость и незрелость. Все это может быть отягощено неврологической симптоматикой.
Для ребенка с невротическими проявлениями присущи следующие личные особенности:
- Эмоциональная незрелость и неустойчивость;
- Тревожность;
- Напряженность;
- Чувство вины;
- Обидчивость;
- Подозрительность и др.
Ученые установили, что дети с ЗПР показывают полюсные переживания — положительные и отрицательные, они недифференцированы в тонких оттенках переживаний, неадекватны и непропорциональны влиянию внешнего мира. Вместе с общей эмоциональной незрелостью при наличии разных форм ЗПР можно наблюдать специфические эмоциональные нарушения.
Основные методы лечения ЗПР
Особенности учебной деятельности детей с ЗПР
Дети с ЗПР в учебе отличаются от детей с диагнозом умственной отсталости. Они способны решать такие же задачи на интеллект и практически задачи, как и здоровые дети такого же возраста. Они могут понять простую задачу, а также понимают сюжеты изображений. Но познавательная активность находится на низком уровне. Они быстро устают в процессе учебы, потому отметки таких детей часто низкие.
Когда ребенок утомляется, он не может дальше учиться, усваивать материал, который дает воспитатель/учитель. Они не могут запомнить, какие условия задачи даны, не могут запомнить текст, который читается вслух и т. д. В письменных работах могут наблюдаться нелепые ошибки. Решение задачи часто такие дети подменяют механической манипуляцией с цифровыми данными. Больные не имеют достаточно широких представлений о мире. В учебе у таких детей должна преобладать игровая мотивация, чтобы учебный процесс был достаточно эффективным.
Педагогом могут быть не замечены такие особенности при начале обучения ребенка с ЗПР в обычной школе:
- слабая память
- неумение обобщать и сравнивать
- неспособность к анализу и синтезу
- сниженная мыслительная активность
На некоторых этапах обучения можно применить меры, которые помогут ребенку стать более успешным в школе (такое бывает в случаях, когда ЗПР еще не обнаружена, и ребенка считают отстающим в учебе):
- карточки для сосредоточения на теме урока
- наглядные дидактические пособия
- повторение материала
- объяснения заново неусвоенного материала
- дополнительные задания и пр.
Из рабочего состояния и психологической гармонии ребенка могут выбить сложные задания учителя, заданный большой объем работы. Часто переход больного ребенка от активного состояния к пассивному нельзя объяснить внешними причинами.
Многие интеллектуальные и личностные качества у ребенка с рассматриваемым диагнозом находятся на нормальном уровне, что видно в периоды повышенной работоспособности ребенка. Когда ребенок находится в гармоничной атмосфере (без угроз, ругани и напряжение), где ему не нужно напрягаться умственно долгое время, то интересные задания он выполняет быстро и качественно.
Если с ребенком работает грамотный педагог, то к третьему или четвертому классу у ребенка с задержкой психического развития появляется интерес к чтению. В периоды нормальной работоспособности такие дети могут пересказать текст, отвечают на вопросы по тексту, выделяют главные тезисы в нем. Помощь педагога в выполнении заданий может проявляться по-разному, причем почти всегда дети с ЗПР принимают ее с охотой.
Иногда нужно поменять условия работы ребенка. Например, его вызывают к доске вместо того, чтобы заставлять работать на месте. Иногда нужны наводящие вопросы, чтобы активизировать интеллектуальную деятельность ребенка с ЗПР. В части случаев дети сами ищут средства, которые помогут им эффективно справиться с поставленной задачей. Они могут рассуждать вслух при прочтении условий задачи или попытаются записать те данные, что им даны.
Классификация
Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.
ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже¬лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ¬ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию
ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел-лектуальном развитии
Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.
Обучение
Дошкольники и младшие школьники, отличающиеся несоответствием возрастным нормам в области организации мыслительной деятельности, в отличие от своих ровесников с нормативным развитием, испытывают затруднения в образовательной деятельности. Можно выделить характерные симптомы задержки психического развития у детей, влияющие на успешность обучения:
- проблемы с концентрацией внимания;
- замедленность или реактивность реакции;
- быстро наступающая усталость;
- несформированность способности к кратковременному и долговременному запоминанию;
- сложности с восприятием размера предметов, вкуса, цвета, материала, геометрической формы;
- затруднения при выполнении таких мыслительных операций, как сравнение предметов, распределение на группы, выделение существенных отличий;
- нежелание выполнять задания, требующие использования различных мыслительных операций и др.
Особенности образовательной деятельности являются следствием комплексных расстройств восприятия, познавательной сферы, мелкой моторики, речи (таблица).
Речевая сфера | Несоответствие норме фонетической, грамматической, лексической стороны речи | Задержка развития навыка продуцирования связной речи, построением грамматически правильных форм слов и синтаксических конструкций | Малый словарный запас |
Мелкая моторика | Сложности с выполнением заданий по лепке и конструированию | Сложности с выявлением звуков и букв в составе слова и составлением их характеристики | Отсутствие базовых навыков счета, малое количество базовых познаний о человеке и окружающем мире |
Восприятие | Несформированность графических умений | Особенности восприятия букв и цифровых знаков, зеркальность письма и чтения | Проблемы со всеми видами запоминания |
Познавательная сфера | Затруднения с освоением навыков рисования и письма | Большое количество ошибок в распознавании букв и цифр | Неспособность выполнять творческие задания |
Требует особого внимания речь детей с задержкой психического развития и ее особенности. У детей с ЗПР заметно по сравнению со сверстниками снижена речевая активность, присутствуют повторы произнесенных окружающими слов и звуков (эхолалия), комплексные нарушения в произношении звуков, построении словосочетаний и предложений, проблемы с восприятием и пониманием звучащей речи и отсутствие интереса к ней.
Ученик с ЗПР может выполнять задание в течение 4-5 минут, после чего ему требуется смена деятельности и обязательный перерыв через каждые 0,5 часа. На занятии или уроке детям с задержкой психического развития необходимы подробные пошаговые инструкции, помощь взрослых для успешного выполнения учебного или другого задания, они работают в медленном темпе и не успевают за одноклассниками. При этом маленький человек понимает свои особенности, знает, что неуспешен, у него вырабатывается низкая самооценка, боязнь наказания за плохую успеваемость, утрата и без того слабого интереса к учебной деятельности.
На занятии в детском саду и на уроке в школе дети с ЗПР отличаются следующими особенностями:
- могут, используя механизмы механического запоминания, выучить и рассказать правило, но не могут применить его на практике;
- отличаются невнимательностью и отсутствием организованности, пропускают части заданий, нарушают порядок их выполнения, не видят большого количества собственных ошибок, обнаруженные ошибки исправляют неаккуратно;
- с интересом выполняют небольшие задания технического характера, не требующие значительного количества времени на завершение.
Задержка развития ребенка
Также в разделе
Дискалькулия Дискалькулия – специфическое нарушение возможности обучения счету, которое выявляется в дошкольном или уже в школьном возрасте. Ее причина в том, что у… | |
Расстройство расщепления личности (Синдром множественной личности) Расстройство расщепления личности (ранее известное как синдром множественной личности) достаточно часто встречающееся нарушение, возникающее в результате… | |
Нарушение сознания Нарушение сознания — состояние человека, при котором появляются такие признаки как расстройство восприятия объектов, нарушение рационального познания,… | |
Психические заболевания Психические заболевания – это нарушения функций головного мозга. Распознавание и лечение подобных заболеваний составляет область интересов психиатрии. Но… | |
Ангедония Из-за того, что в данное время активно изучаются центры удовольствия и стресса, все чаще используется такой термин как «ангедония». По определению… | |
Алекситимия Алекситимия — психосоматическое расстройство, при котором человек не может выражать чувства словами. Не стоит относить алекситимию к психической патологии,… | |
Психопатия Психопатия — патология, при которой проявляется дисгармонический склад личности, при которой у человека нарушена адаптация, отмечается тотальность и… | |
Дебильность Дебильность — легкая форма умственной отсталости, при которой человек практически не способен абстрактно мыслить и обобщать информацию, но при этом… | |
Галлюциноз Галлюциноз — металкогольный психоз, который встречается чуть реже, чем делирий; имеет связь с хроническим употреблением спиртных напитков. Средний возраст… | |
Расстройство стереотипных движений Расстройство стереотипных движений – это состояние, при котором человек делает повторяющиеся, часто ритмические, но бесцельные движения. В некоторых случаях… |
Индивидуальное обучение — методы
Индивидуальная наработка навыков с детьми происходит в несколько этапов. Первый — формирование доверительных эмоциональных отношений. Включает общение на равных, частое повторение имени воспитанника. Основой является предметно-игровая деятельность. Применяется метод совмещенных действий. Например, взрослый проводит карандашом кривую линию на бумаге, ребенок параллельно проводит свою линию. Взрослый строит пирамиду из кубиков — ребенок повторяет действия.
Второй этап — формирование опыта игры. Воспитанник учится повторять игровые действия педагога, повторяет их, затем начинает узнавать в своей деятельности действия взрослых. После освоения дети переходят к сюжетной игре.
Третий этап — формирование пространственного мышления, ознакомление с формой, цветами, размерами. Цель — сформировать зрительную координацию.
Индивидуальная работа лучше способствует развитию мышления, общения, физиологических функций. Дети достигают успехов быстрее при индивидуальном подходе. При этом коллективная работа важна для формирования навыков общения, социализации, решения конфликтных ситуаций.
Классификация задержки развития
Наиболее характерные отклонения в зависимости от возраста
Каждый период развития ребенка предусматривает свои нормы психического и физического развития.
Симптомы задержки психического развития у дошкольников
Период характеризуется тем, что младенцы не могут разговаривать и неопытным родителям трудно выявить характерные черты отклонения в развитии своего чада, но некоторые подсказки помогут это сделать вовремя:
ребенок в возрасте после 4 месяцев должен реагировать на появление в поле зрения своих родителей, если при этом от него не слышно никаких звуков, то следует обратиться к специалисту за помощью;
к полутора годам малыш должен понимать свое имя, произносить простые, часто повторяемые слова и понимать, когда от него требуют простых действий, отсутствие способности к таким действиям настораживает родителей;
если в два года у малыша очень скудный набор слов, он не может запомнить новых слов, не понимает побуждения к действию, такие симптомы говорят о задержке психического развития;
симптомами ЗПР считается ситуация, если к двум с половиной годам малыш не может составить простые фразы и не может показать знакомые предметы по названию;
в трехлетнем возрасте родители должны насторожиться, если малыш не составляет предложения и не может повторить только что сказанное, быстро лепечет или, наоборот, замедлено произносит слова.
в возрасте четырех лет ребенок связно не разговаривает, не различает понятия, нарушено внимание, слуховая и зрительная память отсутствует.
Отдельное внимание стоит обратить на эмоциональные проявления, обычно дошкольники подвержены гиперактивности, утомление наступает быстро, память слабая, внимание рассеяно на разные предметы. Со взрослыми и сверстниками они трудно общаются, при проведении обследования с помощью энцефалографии наблюдаются нарушения функций центральной нервной системы
Симптомы ЗПР в младшем школьном возрасте
При поступлении в первый класс специалист, проводящий тесты, в обязательном порядке обнаружит, если у ребенка есть задержка психического развития в сторону замедления. Но опытные родители могут и раньше обнаружить такие признаки:
- если школьник с трудом совершает или у него совсем не получается самостоятельная еда, надевание одежды, застегивание и шнуровка обуви, умывание и другие процедуры личной гигиены;
- малыш не любит участвовать в совместных играх, с настороженностью относится к другим детям, проявляет замкнутость и нежелание общаться;
- во всех действиях ребенок проявляет нерешительность, излишнюю агрессию;
- часто боится простых ситуаций и тревожно ведет себя.
Очень редко случаются такие ситуации, когда малыш с задержкой психического развития ничем не проявляет себя в кругу сверстников, чаще всего отставание в развитии заметно, и трудно не обратить внимания на такое обстоятельство. Но окончательный диагноз ставит специалист, самостоятельно родители не могут лечить ребенка без рекомендаций доктора.
Отличия ЗПР от умственной отсталости
Если к возрасту 10–11 лет у ребенка не проходят признаки задержки развития, то врачи настаивают на диагнозе умственной отсталости, сокращенно УО или подозревают конституциональный инфантилизм. Основными отличиями от замедленного развития являются:
- при умственной отсталости недоразвитость физического и психического характера носит необратимое направление, если же у ребенка задержка развития, то при правильной профилактике и должном уходе все замедленные реакции постепенно приходят в норму;
- дети с ЗПР могут адекватно реагировать на предоставленную помощь и использовать полученный опыт в решении подобных задач;
- ребенок с диагнозом ЗПР старается понять смысл сказанного или прочитанного, чувствует удовлетворение от проделанной работы, а ребята с выявленным инфантилизмом даже не пытаются постичь новые знания.
Прогноз последствий и осложнений
Отставание в психическом плане последовательно отражается на личностном развитии малыша в дальнейших жизненных ситуациях. Вовремя не принятые меры по преодолению задержки развития оставят значимый отпечаток на существовании индивидуума в социуме.
Равнодушное отношение к корректировке развития приводит к усугублению всех проблем ребенка уже в старшем возрасте. Дети отделяются от сверстников и замыкаются в себе, иногда к ним относятся как к изгоям, что формирует неполноценность собственной личности и понижает самооценку. Совокупность событий влечет за собой трудности адаптации и невозможность общения с противоположным полом.
Причины развития
Остеопатическое лечение | |
Прием остеопата — 1 сеанс/1 час | 7000 |
Прием остеопата Кишиневского Е.В. (заслуженный врач РФ) — 1 сеанс/1 час | 10000 |
Множество разных факторов может привести к задержке психического развития (ЗПР) у детей дошкольного возраста. Они могут быть как биологическими, так и социальными.
Среди наиболее распространенных причин ЗПР у детей следует отметить следующие:
- Нарушения эмбрионального развития, такие как краснуха, трепонема, токсоплазма, цитомегаловирус, листерия, герпесная инфекция и ВИЧ. Также опасны дисфункция плаценты, употребление алкоголя, наркотиков и курение. Отравление фенолом, пестицидами, свинцом и повышенный уровень радиации также могут оказать влияние.
- Проблемы, связанные с перинатальным периодом, такие как недоношенность, гипоксия, внутричерепное кровоизлияние, нарушения обмена веществ у новорожденных, менингит, тяжелая травма мозга и энцефалит.
- Тяжелые соматические заболевания, например, рахит, нейроинфекции, грипп и эпилепсия, также могут стать причиной ЗПР у детей.
В результате этих факторов происходит дефект нейробиологического и функционального развития мозга у ребенка.
Существует множество причин, которые могут вызвать задержку психического развития (ЗПР) у детей. Некоторые из них связаны с наследственностью, и заболевание может передаваться из поколения в поколение. Например, синдромы Патау, Эдвардса, Корнелии де Ланге и Дауна могут привести к врожденной психической задержке.
Задержка развития ребенка вторичного характера может возникнуть в связи с нарушениями зрения или слуха. Другими причинами являются дефект речи и дефицит общения и сенсорной информации.
Умственная отсталость может быть вызвана аномальным развитием головного мозга. Микроцефалия (недостаточный размер мозга), гидроцефалия (полное или частичное отсутствие полушарий головного мозга), лиссэнцефалия (недоразвитие головного мозга) и понтоцеребеллярная гипоплазия (гипоплазия мозжечка) могут быть причинами умственной отсталости или слабоумия.
Часто патогенез нарушений психического развития связан с неисправностями в обмене веществ или выработке ферментов, таких как фенилкетонурия. У новорожденных, послеродовая умственная отсталость может быть вызвана гемолитической болезнью новорожденного, что происходит в результате резус-конфликта во время беременности. Это может привести к серьезным нарушениям корковых и подкорковых нейронных узлов головного мозга.
Среди социальных факторов, которые могут способствовать ЗПР, следует выделить влияние гипо- или гиперопеки, отсутствие возможности общения с другими людьми из-за инвалидности и авторитарного воспитания, где присутствует беспрекословное подчинение. Средовые факторы, как правило, вызывают ЗПР преимущественно при наличии первичной органической основы дисфункций.
Задержка речевого развития у детей может возникать по разным причинам, включая наследственные особенности, мозговые процессы, инфекционные заболевания и другие факторы. Она проявляется в разной степени у разных детей, и может вызывать эмоциональное напряжение как у родителей, так и у самого ребенка.
Для коррекции задержки речевого развития необходимо обратиться к специалистам — логопеду, педагогу, психологу, неврологу или психиатру. Эти специалисты проводят индивидуальные занятия с ребенком, используя различные методы и материалы для обработки слов, учебных текстов и игровых процессов
Также важно работать над концентрацией и логическим мышлением.
В лечении задержки речевого развития важно учитывать возрастные особенности ребенка и его интересы. Однако, для достижения наилучшего результата, часто требуется комплексный подход, включающий в себя работу со всеми сторонами развития
Для выбора оптимального курса коррекционных занятий, можно обратиться к различным организациям и центрам, предоставляющим услуги по логопедии и психологии
Важно выбрать сертифицированный центр с лицензией на проведение реабилитации и политикой конфиденциальности
Коррекция задержки психического развития
Методы коррекции задержки психического развития весьма разнообразны и зависят в первую очередь от причин её возникновения.
В том случае, если причины носят медицинский характер, коррекция обязательно должна проводиться под присмотром врачей. При необходимости они назначат необходимое медикаментозное лечение в соответствии с выявленными соматическими заболеваниями и нарушениями функционирования центральной нервной системы, также при необходимости врач может назначить физиотерапию. Обучение детей в таком случае обычно проходит при больнице или в санаторных условиях, чтобы обеспечить ребёнку должный медицинский уход. Если же специальный уход не требуется, то в таком случае следить за выполнением предписаний врачей приходится уже родителям.
К физически здоровым детям тоже нужен особый подход. Обычно дети с задержкой психического развития посещают специализированные дошкольные образовательные учреждения или специализированные группы при общих дошкольных образовательных учреждениях, школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ
В процессе обучения таких детей важно соблюдать некоторые особенности. В связи с тем, что их зрительное восприятие преобладает над слуховым, необходимо опираться на наглядные пособия и демонстрацию учебного материала
Кроме того, у детей с ЗПР страдает концентрация внимания и произвольность, в связи с чем учебный материал должен быть дозированным, а также важна частая смена видов деятельности. Из-за нарушений памяти при обучении таких детей важно учитывать такой аспект, как многократное повторение учебного материала, в связи с чем должно увеличиваться количество учебных часов при изучении сложных разделов программы. Обучение можно проводить в формате игры, это поможет повысить их заинтересованность в обучении и мотивацию. Только в таком случае учебный процесс у детей с задержкой психического развития пойдёт им на пользу, и учебный материал будет хорошо усвоен.
Как правило, в коррекционных классах соблюдается небольшая наполняемость классов. Это позволяет педагогу найти индивидуальный подход ко всем ученикам.
При работе с эмоциональной сферой психологи часто используют такие приёмы, как игровая терапия и различные виды арт-терапии. Это развивает творческие способности ребёнка, даёт возможность выразить чувства, повышает уровень самоконтроля и помогает облегчить процесс адаптации. Постепенно ребёнок научится управлять своим поведением, выражать свои эмоции, они станут более яркими, многоплановыми. Любая рисуночная арт-терапия также развивает воображение, художественные способности ребёнка.
При нарушениях речи проводятся коррекционные занятия с логопедом.
Если же проблемы развития ребёнка исходят из его семьи и воспитания, в таком случае консультация психолога необходима не только ребёнку, но и его родителям.
Психолог поможет выяснить причину задержки психического развития, расскажет о том, какие ошибки в воспитании были допущены и каким образом они способствовали тому, что ребёнок стал отставать в развитии. На основе этих знаний психолог вместе с родителями ребёнка разработает новую стратегию воспитания с учётом предыдущих ошибок, психолог подскажет, какие меры в таком случае родители смогут предпринять самостоятельно. Возможно, взрослым самим будет нужна психотерапия или консультации семейного психолога, чтобы решить свои внутренние и семейные проблемы и конфликты, которые в свою очередь нашли отражение в развитии ребёнка.
Личностные особенности ребенка с ЗПР
Если у ребенка наблюдается задержка психического развития, то его эмоциональная сфера расположена на более низшей ступени развития. Она начинает соответствовать психическому складу детей в более раннем возрасте. Среди прочих мотивов у такого школьника преобладает мотив получения удовольствия.
При ЗПР церебрально-органического генезиса могут проявляться нарушения в эмоциональной сфере. У ребенка (подростка) пропадает живость и яркость эмоций, начинает наблюдаться склонность к эйфории. Во внешнем мире это создает впечатление их жизнерадостности и привязанности. Тем не менее, эмоциональные переживания характеризуются меньшей глубиной и дифференцированностью.
У ребенка преобладает негативный эмоциональный фон. Он робок и постоянно испытывает страх. При задержке психического развития, имеющего соматогенный характер, можно наблюдать боязливость, которая связана с ощущением собственной неполноценности. Если ЗПР имеет психогенное происхождение, то наблюдается боязливость и застенчивость при коммуникации с взрослыми. Это происходит по причине психотравмирующих условий воспитания.
В качестве проявлений изменения эмоционального состояния выступает высокая возбудимость аффектов, появление импульсивных поступков, проявление исступленного гнева и немотивированной агрессии. Данные состояния могут углубляться, усложняться и повторяться. Их регистрируют в основном среди относительно узкого контингента (так называемая «группа риска»).
Причины отставания малыша в психическом плане
Детей с задержкой психического развития условно делят на 4 группы:
- Тип задержки конституциональный. Взрослые дети имеют детские черты лица и манеру поведения, небольшой рост. Эмоциональное развитие находится на начальном уровне. Свойственны бурные всплески эмоций, перепады настроения. Игра — основной любимый вид деятельности, даже в школьном возрасте.
- Тип ЗПР — соматогенный. Связан с перенесенными тяжелыми заболеваниями в младшем возрасте. Это аллергические проявления, болезни пищеварительного тракта или обмена веществ, сердечно-сосудистые аномалии, болезни почек, тяжелые неполадки в работе дыхательной системы. Данный случай считается временным, не связан с неполадками работы нервной системы.
- Тип задержки — психогенный. ЗПР связана с неблагоприятными условиями воспитания, психической травмой, пережитой в раннем детстве, которая эмоционально запечатлелась в мозгу.
- Тип задержки психического развития объясняется родовой травмой, внутриутробным воздействием ядов, токсинов, вирусов, бактерий.
Церебрально-органический тип встречается чаще всего. Здесь имеет место стойкое поражение нервной системы, слабо поддающееся коррекции и лечению.