Виды и причины возникновения заикания

Особенности симптоматики заикания у дошкольников школьников подростков и взрослых

Дифференциальная характеристика заикания и клаттеринга

Заикание

Клаттеринг

Практические занятия 3, 4. Онтогенез и дизонтогенез просодической стороны речи

Вопросы для обсуждения:

1. Онтогенез речи.

2. Становление темпо-ритмической стороны речи в онтогенезе.

3. Физиологические итерации. Их отличие от запинок судорожного характера.

4. Паузы в нормальной речи и при заикании – доклад по статье Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой «Паузы в нормальной речи и при заикании».

5. Нарушение онтогенеза плавности речи – доклад по статье Ю.О. Филатовой «Нарушение онтогенеза плавности речи».

Задания практического характера:

1. Заполните таблицу:

Таблица

Как написать в характеристике что ребенок заикается

В данной статье рассмотрены диференциальные признаки различных форм заикания. Постановка правильного развернутого логопедического заключения должна проводиться в соответствии со схемой:

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2-6-летний возраст детей. В связи с этим некоторыми авторами оно называется эволюционным заиканием (Ю.А. Флоренская, 1949 и др.) или заиканием развития (К.П. Беккер, М. Совак, 1983 и др.).

Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается в литературе как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического заикания или «вторичного», которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-психических расстройств.

Локализация судорог

При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания:

Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:

Степень фиксации на нарушении

Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство неполноценности, фиксированность на дефекте

И чем больше фиксируется внимание на дефекте, тем более упорным он становится

Наличие логофобии

Логофобия у подростков, помимо ограничения общения, главным образом со сверстниками, нередко приводит к отказу заикающихся отвечать устно перед классом. Они переходят на письменные ответы. Все эти факторы отрицательно влияют на речевое состояние заикающихся.

Наличие эмболофразии

Эмболы нередко употребляются заикающимися перед так называемыми “трудными” звуками. Например: “Я хочу. это вот, я хочу. это вот, я хочу. пппосмотреть. ”. Эмболы могут появляться в конце судороги как “вступление” в плавную речь. Довольно часто эмболы заполняют паузы, когда заикающийся затрудняется подобрать адекватные слова, соответствующие замыслу высказывания. Использование эмболов, как правило, не осознается заикающимся.

Нередко в речи заикающихся наблюдается подмена слов, которые в момент высказывания им трудно произнести, на слова, которые произнести легче. Часто речевые уловки такого рода меняют смысл высказывания, что не всегда осознается заикающимися.

Наличие вегетативных реакций

Устная речь у заикающихся подростков и взрослых обычно сопровождается вегетативными реакциями. Это может выражаться покраснением или побледнением лица, резким учащением сердцебиения. В процессе речи резко усиливается потоотделение, ладони становятся влажными, могут появиться капли пота на лбу, иногда становится влажным не только лицо, но и тело. Аналогичные вегетативные реакции могут наблюдаться и у здоровых лиц, но только в ситуациях сильного эмоционального напряжения.

Примеры логопедических заключений

У детей:

1. Логопедическое заключение : Заикание средней степени тяжести. Клонического типа. Локализации в голосовом аппарате (смыкательная голосовая судорога). Невротической формы. Умеренной степени болезненной фиксации. Рецидивирующего типа течения. Дислалия. Простая форма. Увулярный ротацизм.

2. Логопедическое заключение : Заикание средней степени тяжести. Клонического типа. Артикуляционно-вокальной локализации. Неврозоподобной формы с невротическими наслоениями. Умеренной степени болезненной фиксации. Прогредиентного типа течения. Эмболофразия. Дисграфия смешанного генеза с преобладанием нарушений языкового анализа и синтеза. Дислексия. Фонематическая форма. НВОНР. Стертая форма дизартрии.

У подростков и взрослых:

1. Логопедическое заключение : Заикание средней степени тяжести. Клонического типа. Вокально-дыхательной локализации. Невротической формы. Выраженной степени болезненной фиксации. Волнообразного типа течения. Логофобия. Вегетативные реакции.

2. Логопедическое заключение : Заикание средней степени тяжести. Клонического типа. Артикуляторной локализации. Неврозоподобной формы. Умеренной степени болезненной фиксации. Прогредиентного типа течения. Эмболофразия.

Причины заикания (по в.И. Селиверстову)

Предрасполагающие

Производящие

Особое состояние нервной системы

Неблагоприятные условия

2. Изучите статью Т.Н. Набиевой «Основные факторы риска возникновения заикания». Составьте план-конспект к статье. Выделите основные результаты исследования.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовьте реферат на тему: «Историческое изменение взглядов на этиологию заикания».

2. Подготовьте сообщение на тему: «Факторы, вызывающие переход физиологических итераций в запинки судорожного характера».

Практическое занятие 9 (2 часа).

Клинические формы заикания

Вопросы для обсуждения:

1. Обсуждение статьи Н.М. Асатиани «Некоторые вопросы клинической классификации заикающихся».

2. Обсуждение материалов статьи И.П. Лукашевич и др. «Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания».

3. Формулирование выводов: современные взгляды на механизмы заикания.

Задания практического характера:

1. Составьте подробный план конспект с опорными вопросами для обсуждения по статье Н.М. Асатиани «Некоторые вопросы клинической классификации заикающихся» (Дефектология № 1 – 1988 г).

2. Составьте подробный план конспект с опорными вопросами для обсуждения по статье И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. – «Дефектология» № 5 – 2000 г.

Задания для самостоятельной работы:

1. проанализируйте варианты классификации заикания, представленные М.Е. Хватцевым; В.Н. Мясищевым; Н.М. Асатиани и Л.И. Беляковой. Выделите общее и отличия во взглядах авторов на механизмы заикания (Схемы, текстовое сообщение).

Практическое занятие 10. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся с невротической и неврозоподобной формами патологии

Вопросы для обсуждения

1. Невротическое заикание:

— Время и характер возникновения невротического заикания.

— Анамнестические сведения.

— Особенности раннего речевого онтогенеза.

— Характерологические особенности детей с невротическим заиканием.

— Причины возникновения невротического заикания.

— Течение невротического заикания.

— Причины и характер проявления рецидивов заикания.

— Состояние средств речи, монолога и диалога, функций речи.

— Состояние моторной базы речи у лиц с невротическим заиканием.

— Особенности социального поведения лиц с невротическим заиканием.

— Зависимость степени судорожных запинок от эмо­ционального состояния заикающегося и условий речевого обще­ния лиц с невротическим заиканием.

2. Неврозоподобное заикание:

— Возраст появления и характер возникновения неврозоподбного заикания.

— Анамнестические сведения.

— Особенности раннего психомоторного развития и речевого онтогенеза.

— Клинико-психологические и характерологические особенности детей с неврозоподобным заиканием.

— Причины возникновения неврозоподобного заикания.

— Течение неврозоподобного заикания.

— Состояние языковых и речевых средств у детей с неврозоподобным заиканием.

— Состояние моторной базы речи у лиц с неврозоподобным заиканием.

— Особенности социального поведения лиц с неврозоподобным заиканием.

— Зависимость степени судорожных запинок у лиц с неврозоподобным заиканием от различных факторов.

3. Выводы: возможности дифференциальной диагностики клинических форм заикания.

Задания практического характера:

1. Подготовьте «Краткую клиническую и психолого-педагогическую характеристику заикающихся с неврозоподобной формой патологии». Ориентируйтесь на параметры, представленные в пунктах плана данного занятия. Самостоятельно разработайте и заполните таблицу.

2. Заполните таблицу:

Таблица

Формирование просодики в онтогенезе и дизонтогенезе

Онтогенез

Дизонтогенез

3. Найдите толкование термина «паузы хезитации», выпишите значение в данного термина в словарь.

Практическое занятие 5. История изучения и преодоления заикания

Вопросы для обсуждения:

1. Заикание как несовершенство периферического аппарата речи (ХVII – ХVIII вв.).

2. Заикание как результат отклонения в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата (ХIХ в.).

3. Заикание как спастический невроз координации (начало ХХ в.).

4. Исторический анализ проблемы заикания в отечественной логопедии.

Задания практического характера:

1. Изучите статью Ю.М. Филатовой «VII Международный конгресс по проблеме заикания: холистический подход». Найдите в справочной литературе значение слова «холистический». Составьте план к статье, конспективно раскройте основные пункты плана, сделайте выводы к статье.

2. Изучите статью М.В. Белиловской «Коррекция заикания в США».

Выпишите в словарь терминов слова с неизвестным вам значением, найдите в справочной литературе определение данных терминов. Сделайте общие выводы по статье. По материалам статьи заполните таблицу, раскрыв краткое содержание методов устранения заикания в США:

Таблица

Личностные особенности заикающегося школьника

Возникающая при заикании затрудненность речевого общения не проходит бесследно для формирования личности ребенка, его поведения.

Физиологические и психологические основы заикливой речи в детском возрасте существенно отличаются от тех же основ в более позднем возрасте.

Так, в логопедической практике имеется мнение, что в раннем школьном возрасте отсутствуют вторичные патологические условнорефлекторные связи и менее выражены закрепившиеся по типу условного рефлекса вегетативные сдвиги в организме.

Считается, что у детей младшего школьного возраста чаще наблюдаются нарушения преимущественно моторной стороны речи. Однако отсутствие патопсихологических наслоений свойственно не всем детям младшего возраста.

Отсутствие у этих детей патопсихологических наслоений объясняется тем, что у них по сути дела чаще нет синдрома заикания как судорожной формы речи. Нередко здесь имеет место так называемая итерация, сущность которой проявляется в виде повторения слогов, слов, что некоторые авторы рассматривают как физиологическое явление ( М. Зееман и др. ), возникающее на первых этапах становления речи. Это состояние при известных условиях может перейти в заикание. Однако это не является обязательным.

Патопсихологические особенности, возникающие в эмоционально -волевой сфере и характере ребенка усиливаются или ярче проявляются ( по моим наблюдениям) в более старшем школьном возрасте.

Заикающийся ребенок обычно сам чувствует неправильность своей речи и часто жалуется на это. Он боится говорить или говорит шепотом. В основном ограничивается короткими ответами, иногда предпочитает молчать и в общении с окружающими пользоваться жестами.

Заикание резко меняет поведение ребенка. Он становится раздражительным, озлобленным, застенчивым, пугливым. Не имея возможности свободно говорить, ребенок сторонится детей, предпочитает одиночество.

Часто дети передразнивают заикающегося ребенка, смеются над ним. В связи с этим ребенок все более осознает свой недостаток, что приводит к дальнейшему ухудшению состояния его речи.

Чем больше заикающийся ребенок стремится избежать затруднений в речи, тем меньше это ему удается и он тяжело переживает свой недостаток.

Изменение личностных особенностей ребёнка в условиях школьного обучения.

Личностные качества школьника подвергаются значительным изменениям в связи с новой обстановкой: попадая в школу из домашней среды, где его дефект чаще встречал сочувствие и ласку, или из детского сада, где маленькие дети вообще мало обращали внимания на его дефект, первое с чем встречается школьник , это то, что его дефект обращает на себя внимание учеников. Неблагоприятная обстановка вызывает острое переживание у такого ребенка и, если прежде он особенно не тяготился своим дефектом, то сейчас он начинает сознавать, что он не такой как все, начинает следить за своей речью, стараясь избежать судорожного спазма и это, как правило, ухудшает ее

Неблагоприятная обстановка вызывает острое переживание у такого ребенка и, если прежде он особенно не тяготился своим дефектом, то сейчас он начинает сознавать, что он не такой как все, начинает следить за своей речью, стараясь избежать судорожного спазма и это, как правило, ухудшает ее.

Невротические явления нарастают и на фоне их, возникает ряд специфических психологических симптомов, характерных для заикающихся, усиление спазмов, возникновение страха перед речью и даже перед произнесением отдельных звуков.

Сам процесс обучения, необходимость отвечать урок перед всем классом, перед учителем — все это сверхраздражители для заикающегося.

В книге А. В.Ястребовой «Учителю о детях с нарушениями речи» в главе «Преодоление заикания в процессе учебной деятельности» читаем:

Требования быстрого ответа, возможные насмешки товарищей во время классных занятий тяжело травмируют ребенка, значительно усугубляя дефект его речи: в эти моменты появляется нередко судорожность, граничащая нередко с полной немотой.

Заикающийся ребенок, с возрастом все больше и больше чувствуя недостатки своей речи, начинает постепенно понимать, что данный дефект невыгодно выделяет его среди нормально говорящих сверстников.

В книге Е. Н. Винарской «Задержки и дисгармония развития при воспитании детей методами силового принуждения» читаем «Адаптация ребенка к внешнесредовым условиям жизни в обществе обуславливает собой ряд субъективно ценностных перестроек, каждая из которых проявляется и закрепляется в определенных знаниях, умениях и навыках».

Факторы, способствующие усилению заикания в школьных условиях.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Типы отношения заикающихся к своему дефекту

Тип отношения

Безразличный

Адекватный

Тревожно-мнительный

Особенности поведения

2. В виде таблице классифицируйте факторы, вызывающие пароксизм заикания, в две большие группы:

а) виды речевой деятельности;

б) ситуации, в которых осуществляется речевая деятельность.

Практическое занятие 8. Причины заикания

Вопросы для обсуждения:

1. Классификация причин заикания В.И. Селиверстова.

2. Классификация причин заикания в патогенетической теории:

а) определенный возраст ребенка;

б) состояние центральной нервной системы;

в) индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза;

г) особенности формирования функциональной асимметрии мозга;

д) наличие психической травматизации;

е) генетический фактор;

ж) половой деморфизм.

Задания практического характера:

1. Заполните таблицу:

Таблица

Индивидуальный подход к заикающемуся школьнику

Чтобы этого не произошло, учитель всем своим поведением, манерой говорить должен способствовать преодолению импульсивности, неорганизованности речи учащихся.

И здесь большую роль играет система вопросов учителя, четкость и логичность речи в любой реплике.

Не менее важно при этом постоянное соблюдение педагогического такта по отношению к заикающимся учащимся. Совершенно недопустимо, например, делать замечания по поводу речи заикающегося ученика в присутствии всего класса

Никогда нельзя забывать, что усиление или ослабление заикания зависит от очень многих, иногда неприметных факторов

Совершенно недопустимо, например, делать замечания по поводу речи заикающегося ученика в присутствии всего класса. Никогда нельзя забывать, что усиление или ослабление заикания зависит от очень многих, иногда неприметных факторов.

На речь влияет:

  1. эмоциональное состояние ученика ( заикающийся напряжен, спокоен или ждет порицания и т. д.);
  2. отношение учащегося к учебному предмету;
  3. форма ответа ( чтение, пересказ, обобщение, вывод и т. д.). Нет ни одного заикающегося, который бы всегда, везде и со всеми говорил одинаково. У одного и того же ребенка в течение дня речь может быть разной — от совершенно свободной до практически невозможной.

Раздел 8. Заикание (34 часа)

Практические занятия 1, 2. Основные механизмы устной речи ***

Вопросы для обсуждения:

1. Анатомо-физиологические механизмы речи:

а) периферия речевого аппарата;

б) центральный отдел речевого аппарата;

в) речевые отделы ЦНС, организующие деятельность темпоритмической стороны речи.

2. Акустические характеристики устной речи.

3. Теоретические представления о функциональной системе устной речи.

Задания практического характера:

1. Составьте 20 тестовых заданий по теме «Основные механизмы устной речи».

Задания для самостоятельной работы:

1. Найдите определение понятия «клаттеринг».

2. По материалам статьи Ю.О. Филатовой «Нарушение онтогенеза плавности речи» заполните таблицу

Таблица

Методы коррекции заикания в сша

Методы коррекции заикания, автор, годы

Методы увеличения плавности речи, автор, годы

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовьте реферат на тему: «История изучения заикания в России».
  2. Подготовьте реферат на тему: «Современные взгляды на механизмы и историю изучения заикания».

Практические занятия 6, 7. Симптоматика заикания

Вопросы для обсуждения:

1. Физиологические и психологические симптомы – общая характеристика.

2. Судороги как основной симптом заикания.

— типы судорог;

— место локализации судорог.

3. Нарушения дыхания при заикании.

4. Нарушения голоса при заикании.

5. Вегетативные реакции у заикающихся.

6. Непроизвольные двигательные расстройства.

7. Двигательные уловки.

8. Речевые уловки.

9. Логофобии.

10. Характерологические изменения.

11. Факторы, усиливающие проявления заикания.

12. Типы реагирования на речевой дефект.

13. Течение заикания.

Задания практического характера:

1

В виде таблице классифицируйте судороги по типу и месту локализации, обратите внимание на терминологию, используемую авторами в различных источниках

2. По материалам художественного фильма «Король говорит!» сделайте заключение о наличии патологических черт характера у главного героя. Выпишите эти характеристики, выделите конкретные ситуации, факторы, угнетающие личность героя. Определите тип и виды судорог по месту локализации у героя фильма (текстовое сообщение).

Задания для самостоятельной работы:

1. Заполните таблицу:

Таблица

Природа заикания

Почти все авторы, занимающиеся изучением заикания, относят этот вид речевой патологии к неврозам, именуя его логоневрозом, так как заикание является той формой нервного страдания, которое относится к функционально — динамическим нарушениям нервной системы.

Лишь небольшое число случаев заикания развивается на органической основе, то есть в результате поражения нервной системы каким — либо патологическим процессом ( энцефалит, эпилепсия, хорея, черепно -мозговые травмы и др. )

В допавловский период понимание невроза базировалось, в основном, на взглядах Адлера, Фрейда и других ученых, являвшихся представителями идеалистической психологии и потому далеких от подлинно научной трактовки невроза.

Такое понимание скрывало истинный механизм нарушения функции речи при заикании.

Большинство авторов второй половины XIX века относили заикание к неврозам, само же понятие невроза было весьма многозначным.

Виды нарушений речи у детей

Основные расстройства речи:

  1. Алалия – полное отсутствие или серьезное недоразвитие речи. Возникает из-за поражения речевых центров головного мозга, которое произошло внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. В случае недоразвития речи отмечается позднее начало разговора, скудность словарного запаса, сложности в построении предложений, нарушение фонематических процессов.
  2. Ринолалия – нарушение голосообразования и артикуляции, которое вызывается патологией строения и функционирования речевого аппарата. Среди симптомов: проблемы с лексикой и грамматикой речи, искажения звукопроизношения, проблемы с письменной речью, нарушение фонематических процессов.
  3. Афазия – патология формирования, воспроизведения или восприятия речи. Ребенок утрачивает способность понимать чужую речь или пользоваться собственной. При этом органы слуха и мышцы артикуляционного аппарата сохранны. Расстройство возникает из-за органического поражения центров восприятия или формирования речи.
  4. Дизартрия – расстройство произношения отдельных слов, звуков или слогов. Вызвано патологией мышц, задействованных в акте речи, и центрального отдела речедвигательного анализатора. Дизартрия включает проблемы звукопроизношения, речевого дыхания, речевой моторики.
  5. Заикание – судороги гортанной и артикуляционной мускулатуры, из-за которых ребенок задерживаться на каком-либо звуке, часто повторяет звуки, слоги, слова. Речь может полностью останавливаться на моменте заикания или разрывать плавность разговора, его ритмику.

Заключение

Известно, что интенсивность судорожных проявлений заикания тесно связана с эмоциональным состоянием больного ребенка.

Чем грубее судороги, тем больше больной переживает и травмируется ими.

Чем интенсивнее переживания и эмоциональные реакции больного, тем резче судорожность.

Таким образом, формируется «порочный круг» или «порочная спираль», описанные В. Н. Мясищевым и характерные для системных неврозов к которым можно отнести большинство случаев заикания.

Сказанное обусловливает доминирующую роль психотерапии в комплексном лечении заикания у детей.

Эта работа предъявляет определенные требования к профессиональной подготовке и личности врача и логопеда.

Возвращение радости речевого общения со сверстниками, школьная реабилитация, создание оптимистической обстановки вокруг заикающегося -это немаловажное условие успешного лечения

Логопедическое заключение при заикании

В настоящее время в логопедической практике довольно часто приходится сталкиваться с самыми вольными интерпретациями симптомов речевого нарушения при составлении логопедического заключения при заикании у детей и взрослых. Особенно если дело касается сочетанных, комбинированных речевых дефектов. В связи с этим, хотелось бы еще раз «договориться о терминах» с коллегами.

При составлении логопедического заключения в случае заикания традиционно исходят из клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации речевых нарушений.

Согласно книнико-педагогической классификации мы констатируем факт нарушения темпо-ритмической организации речи вследствие наличия речевых судорог с указанием типа (тонические – клонические) и локализации (артикуляторные – дыхательные – вокальные) этих судорог. Степень тяжести заикания дошкольников и младших школьников определяется по выраженности моторного компонента заикания, т. е. частоте и длительности речевых судорог.

Кроме того, учитываются сохранные речевые формы (т. е. виды речи, на которых заикание не проявляется) как база для предстоящей коррекционной работы: чем больше сохранных видов речи (диалог, автоматизированные ряды, сопряжение – отражение и т. д.), тем менее высокой считается степень заикания.

По психолого-педагогической классификации заикание определяется или как нарушение только в применении средств общения (что подчеркивает сохранность самих средств общения), или как комбинированный дефект: сочетание недоразвития фонетико-лексико-грамматического компонента речи – с использованием этих, нарушенных, компонентов в процессе коммуникации. В логопедическом заключении в последнем случае должно быть отмечено:

Если заикание сопровождается нарушением не всех компонентов языковой системы, а только фонетического оформления высказывания, то заключение в этом случае:

У школьников часто заикание комбинируется с нарушением письменной речи:

Другими словами, в этих случаях недоразвитие речи органического или функционального генеза является самостоятельной нозологической единицей, а не проявлением заикания, что должно учитывать в предстоящей коррекционной работе.

Логопедическое заключение о состоянии речи заикающихся подростков и взрослых обязательно учитывает, кроме моторного, еще и психологический компонент заикания (или: вторичные личностные изменения).

Наличие болезненной фиксации на заикании, затрудняющей нормальную жизнь в обществе (учебу, общение со сверстниками, работу, создание семьи), а также наличие логофобии, звукофобии, речевых и поведенческих уловок – все это утяжеляет симптомокомплекс заикания и, соответственно, отражается в логопедическом заключении. Необходимо отметить, что степень фиксации на речевом дефекте далеко не всегда определяется тяжестью речевых судорог и больше зависит от личностных особенностей заикающегося и типа заикания. В любом случае, степень тяжести заикания будет устанавливаться по максимальному проявлению одного из компонентов – моторного или психологического.

Таким образом, логопедическое заключение при заикании будет включать в себя:

Любимый врачами диагноз «логоневроз» в логопедическом заключении неуместен, а как медицинский диагноз будет справедлив лишь в случае невротического заикания, а не как общий синоним заикания.

1. Арутюнян (Андронова) Л. З. Как лечить заикание. М. 1993 2. Буянов М. И. Заикание у подростков М. 1989 3. Волкова Л. С. Логопедия. М. 1989 4. Селиверстов В. И. Заикание у детей. М. 1979 5. Шкловский В. М. «Заикание». М. 1994

Демина Тамара Васильевна, логопед, филиал ГКУЗ ПКБ №1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ Психоневрологический диспансер №13, г. Москва

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: