Запускающий этап реабилитации ребенка с ки: четыре сессии работы сурдопедагога

Реабилитация дошкольников после кохлеарной имплантации в условия детского сада. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Содержание

Слайд 1
«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с кохлеарнымимплантом»педагог-психолог МАДОУ ДС №54Золотухина Наталья Владимировнаг. Белогорск Амурская область

Слайд 2
Метод многоканальной кохлеарной имплантации является одним из наиболее эффективных методов реабилитации детей с нарушениями слуха. Кохлеарно имплантированные дети – это категория детей, которая после операции начинает слышать практически все звуки речи. Но по уровню речевого и слухового развития они соответствуют глухим детям.

Слайд 3
Каждый период человека характеризуется ведущим видом деятельности: игра, учение, труд. Все эти виды взаимосвязаны, однако элементы той или иной деятельности встречаются на любом возрастном этапе.
Дети с КИ в игре удовлетворяют потребности в тех видах деятельности, которые ему еще не доступны по возрасту. В игре он подражает жизни взрослых, воспроизводит их действия и взаимоотношения, познает смысл их труда, овладевает моральными нормами поведения, исполняет различные социальные роли

В игре развивается внимание, память, воображение, мышление; речь, воля и чувства. Игра развивает такие качества личности, как самоконтроль, самообладание, самосознание, саморегуляцию, и таким образом, создает, по выражению выдающегося психолога Л.С.Выготского, «зону ближайшего развития ребенка».

Слайд 4

Цель игры научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. 
!! Особое место в кррекционно-педагогическом процессе для детей с КИ занимают дидактичечкие игры

Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д. Любая дидактическая игра развивает слух, внимание, в том числе , наблюдательность, память, сообразительность. Прежде всего в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления

Слайд 5

Слайд 6
Игра и действия с предметами, непременно должна соответствовать возрасту ребенка. Реакции детей на бытовые звуки и голос – устойчивые (ищут глазами, прислушиваются к источнику звука). Реагируют на просьбу «Дай мне!» Внимательно смотрят, когда к ним обращаются, пытаются выполнять действия по просьбе взрослых. В начале обучения целесообразно проводить дидактические игры на различение (а затем и называние) цвета (красный, синий, желтый, зеленый), формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много; мало; больше, меньше); на различение неречевых звуков

Слайд 7

«Где звенит»
«Тихо-громко»
«Звенит не звенит»
«Тук тук»

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

«Угадай, что в мешочке?»
«Угадай, что я делаю?»
«Покажи цвет?
«Как гудит самолет?»
«Кто как кричит?»

Слайд 13

Слайд 14
У детей КИ на ряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка . Главное в таких играх вызвать интерес к звукам, развивать навык прислушиваться к звучанию разных предметов

Слайд 15

Слайд 16

Основой психолого-педагогической реабилитации имплантированных малышей на первоначальном этапе является программа комплексного развития детей с нарушенным слухом «Я слышу мир!», разработанная Пудовым В.И., Зонтовой О.В. — сотрудниками ФГУ «СПБ НИИ ЛОР». Основная задача программы — объединить усилия врачей, сурдопедагогов,педагогов, родителей в реабилитации имплантированных детей и ввести их в общество слышащих людей.

Слайд 17
Программы для реабилитации детей раннего и младшего возраста: «ЗАБАВУШКА», «СТУПЕНЬКИ», «КАРОЛИНА»

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Посмотреть все слайды

Показания и противопоказания к проведению кохлеарной имплантации

Существует ряд показаний, по которым проводится кохлеарная имплантация. К ним относятся:

  • сенсоневральная тугоухость высокой степени, когда человек может слышать звуки только выше 95 дБ;
  • низкий порог слухового восприятия (менее 55 дБ), даже если слуховой аппарат подобран правильно;
  • плохая разборчивость речи собеседника — максимум 40%, и данный процент не увеличивается при использовании слухового аппарата;
  • слуховые нарушения после инфекционных заболеваний головного мозга.

Также кохлеарная имплантация имеет ряд противопоказаний. Среди них:

  • дефекты строения улитки уха;
  • глухота или тугоухость, которые развились вследствие поражения участков головного мозга, отвечающих за слух, или слухового нерва;
  • психические отклонения.

Решение о том, можно или нет устанавливать пациенту кохлеарный имплант, всегда принимает врач после осмотра и диагностики.

Подготовка к операции

Перед установкой кохлеарного имплантата пациенты проходят стандартную предоперационную подготовку. Также им назначают:

  • расширенную аудиологическую проверку для подтверждения диагноза;
  • компьютерную томографию височной зоны для разработки плана выполнения оперативного вмешательства;
  • консультацию с педагогом для определения объёма и формирования программы реабилитации.

В некоторых случаях перед вживлением кохлеарного аппарата назначаются дополнительные тесты и консультации со смежными врачами (неврологом, психоневрологом и так далее). На основании обследования специальной комиссией принимается решение о возможности проведения операции.

Кохлеарная имплантация: суть процедуры

Кохлеарный имплант представляет собой небольшое устройство, состоящее из двух элементов. Они изготавливаются из биологически совместимых материалов и, после вживления, не вызывают воспаления или аллергических реакций. Отторжение имплантанта попросту невозможно.

В состав устройства входят:

  1. Акустический приемник. Его устанавливают под кожу, а электронную цепочку вживляют через барабанную полость в улитку уха.
  2. Процессор. Его устанавливают снаружи. Он состоит из микропроцессора, микрофона, а также передающего устройства, которое посылает сигналы на акустический приемник.

После проведения кохлеарной имплантации звуки, поступающие на микрофон устройства, преобразуются в данные, затем, посредством электронной цепи, в импульсы, которые воспринимает нервная система пациента.

Что такое кохлеарная имплантация?

Кохлеарная имплантация — это хирургическое восстановление слуха, в ходе которого в улитку внутреннего уха устанавливается специальный прибор. Он стимулирует сохранные структуры слухового нерва, что способствует восприятию звуков. Нейросенсорная тугоухость является основным показанием для кохлеарной имплантации, поскольку она характеризуется серьёзными повреждениями тканей улитки. Установленный имплант способен восстановить полностью отсутствующий или утраченный слух.

Кохлеарный имплантат вживляется в зону за ухом. Электродами он соединяется с улиткой. Принцип работы слуховых аппаратов и имплантов полностью отличается. СА усиливают звуки, а КИ заменяет повреждённые рецепторы улитки. Имплант обеспечивает доставку звуковой информации непосредственно к слуховому нерву при помощи электрической стимуляции.

Технология перестройки взаимодействия ребенка с семьей на новой сенсорной основе

В статье представлена технология перестройки взаимодействия родителей со своим ребенком с КИ на новой сенсорной основе, описаны последовательные шаги работы сурдопедагога. Приведены наблюдения и опыт родителей детей с КИ. Рассмотрены результативные показатели переходов от этапа к этапу, зависящие от успехов детей и родителей.

Технология перестройки взаимодействия ребенка с семьей на новой сенсорной основе

сурдопедагог родители семья ребенок кохлеарная имплантация 3П-реабилитация коммуникация сенсорная основа технология перестройки коммуникации понимание точка запуска показатели

Взгляд родителей на «3П-реабилитацию»

10 историй сложных и долгожданных побед над потерей слуха детей и их родителей после кохлеарной имплантации, рассказы и дневниковые записи мам и пап, принявших ответственное решение и вместе с профессионалами-специалистами — медиками, сурдопедагогами, психологами, — получивших ожидаемый результат.

Взгляд родителей на «3П-реабилитацию»

родители кохлеарная имплантация история жизни диагностика операция КИ ЗП-реабилитация сурдопедагог импланты речевой процессор развитие семья

  • Наружные кишечные свищи. Причины, диагностика

      

  • Влияние хлордиазепоксида на состояние ярости. Антиконфликтное действие хлордиазепоксида

      

  • Изготовление мостовидного протеза. Промежуточная часть мостовидного протеза.

      

  • Игольная биопсия плевры или легкого

      

  • Дрожь. Рассчет момента возникновения дрожи

Кохлеарная имплантация: прогнозы на улучшение слуха

Случается, что кохлеарная имплантация не дает ожидаемых результатов. Особенно часто после установки имплантанта в ухо разочаровываются пациенты, которых не подготовили к реабилитационному периоду. Следует знать, что после операции не происходит одномоментного восстановления слуха. Примерно месяц заживают ткани, проводится профилактика осложнений после операции. Затем выполняется включение процессора, настраивается кохлеарный имплант. Только потом с пациентом работают специалисты, которые учат его понимать и распознавать звуки по-новому, так как электроды имплантата стимулируют меньшее количество участков слухового нерва в сравнении с волосковыми клетками уха. То есть звуки, которые поступают из окружающей среды, порой, кажутся пациенту неузнаваемыми. Только комплексная помощь специалистов и желание самого пациента сотрудничать с ними помогут быстро и эффективно пройти реабилитацию.

В целом, кохлерная имплантация оказывает максимальное воздействие на людей, у которых тугоухость развилась не так давно. Им гораздо легче научиться распознавать звуки окружающей среды заново. У детей большое значение имеет возраст: чем раньше была проведена операция, тем больше степень восстановления слуха и речи.

Реабилитационный период

Процессор КИ подключается спустя 4-5-6 недель после оперативного вмешательства

На этом этапе важно правильно настроить аппарат, чтобы пациент мог комфортно слышать и обрабатывать информацию, а также не испытывать какого-либо дискомфорта

Реабилитационная программа разрабатывается в каждом случае индивидуально. Помимо пациента в ней участвует аудиолог и сурдопедагог. После подключения процессора пациенту рассказывают, что такое кохлеарный имплантат, как он будет работать, какие самостоятельные упражнения следует выполнять и проводят первичную восстановительную сессию. Объём занятий и дополнительный настроек устройства зависят от конкретного пациента. Однако абсолютно всем пользователям имплантов рекомендуются регулярные восстановительные сессии в течение двух лет. В дальнейшем их количество будет снижаться. Однако тестировать имплант необходимо не менее раза в год.

Как подготовиться к операции по имплантации?

Операция по имплантации длится около полутора часов. Выполняют ее под общим наркозом. Но стоит знать, что подготовительный период занимает гораздо больше времени: он длится примерно месяц. Пациенту нужно пройти стандартные процедуры: сдать анализы, сделать МРТ, ЭКГ, УЗИ, а также дополнительный осмотр. Например, у психолога.

Обычно дополнительная диагностика перед кохлеарной имплантацией назначается в тех случаях, когда нужно выявить предполагаемые, не обнаруженные ранее, системные патологии. В частности, болезни печени и почек, психические отклонения, заболевания сердечнососудистой системы.

Также перед проведением кохлеарной имплантации могут назначить антибактериальную, иммуномодулирующую профилактическую терапию. Делается это для того, чтобы исключить риск возникновения осложнений после операции.

Для преодоления страха перед вживлением имплантанта в ухо зачастую проводятся консультации у психолога. Особенно нуждаются в психологической помощи маленькие пациенты.

Отбор пациентов

Кохлеарная имплантация возможна не во всех случаях. Специалистами выделяется ряд факторов, оказывающих влияние на успешность вмешательства. Операция рекомендована пациентам:

  • при нейросенсорной тугоухости;
  • при кратковременной потере слуха около 70 дБ;
  • при отсутствии абсолютных противопоказаний;
  • с сохранёнными функциями слухового нерва;
  • с развитыми речевыми навыками.

Важно помнить, что кохлеарная имплантация при длительной потере слуха может дезориентировать пациента. Это связано с тем, что участок головного мозга, который отвечает за обработку звуковой информации, не подготовлен к подобным нагрузкам

Поэтому, как правило, пожилым людям подобные операции не проводят. Адаптация может занять слишком длительное время и не дать ощутимых результатов.

Установка кохлеарного импланта

Операция по имплантации аудиопротеза проводится под наркозом. Как правило, она занимает около 6 часов. Процедуру можно разделить на несколько этапов:

  • нанесение разметки на зону за ухом и определение месторасположения кохлеарного имплантата;
  • выполнение небольшого разреза для доступа к сосцевидному отростку и среднему уху;
  • создание углубления в костной ткани, размещение и фиксация импланта;
  • выполнение отверстия в ушной улитке для подключения электродов аудиопротеза;
  • размещения электрода в непосредственной близости от ганглионарных клеток;
  • проверка электрического устройства;
  • наложение швов на послеоперационную рану.

После операции пациент нуждается в уходе. До выхода из наркоза его состояние контролируется врачами.

Коммуникативные умения детей с КИ, не прошедших или не завершивших реабилитации. Результаты эмпирического исследования

В статье излагаются результаты и описывается диагностика исследования коммуникативных умений у младших школьников с кохлеарными имплантами, обучающихся в школе для слабослышащих и позднооглохших, по трем взаимосвязанным направлениям: в процессе речевого общения; в процессе сотрудничества в организации совместного дела; в процессе передачи информации на основе прочитанных текстов и создания рассказа по картине / серии картин. Раскрываются причины слабого владения коммуникативными умениями имплантированными детьми, не прошедшими послеоперационную реабилитацию и обучающимися в среде слабослышащих.

Коммуникативные умения детей с КИ, не прошедших или не завершивших реабилитации. Результаты эмпирического исследования

кохлеарная имплантация глухота младшие школьники реабилитация коммуникация коммуникативные умения диагностика учебная деятельность естественные условия общения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: