Нарушение звукопроизношения: понятие, разновидности, этиологические причины, диагностические и коррекционные мероприятия

Дислалия: виды дефектов произношения звуков и способы коррекции

Профилактика и рекомендации

Профилактика и рекомендации по предотвращению дислалии направлены на поддержание здоровья и развития речевых навыков

Важно учитывать как факторы риска, так и средства, способствующие нормальному развитию речи. Вот несколько советов и рекомендаций:

Раннее выявление и коррекция.
Родители и педагоги должны быть внимательны к первым проявлениям нарушений речи у детей. Раннее выявление проблем и начало коррекции в раннем возрасте способствуют более эффективному восстановлению речевых навыков.

Развивающие игры и упражнения.
Используйте различные игры и упражнения, направленные на развитие речи и артикуляционных навыков. Развивающие игры способствуют формированию правильного произношения и активизации речевого аппарата.

Чтение с ребенком.
Чтение книг с ребенком не только способствует развитию лексики, но и помогает формировать правильные звукопроизносительные навыки. Обсуждение содержания книги после чтения также способствует развитию речи.

Соблюдение здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни оказывает положительное воздействие на общее физическое и психическое здоровье, включая состояние речи. Правильное питание, регулярные физические нагрузки и достаточный сон — все это содействует нормальному развитию.

Проведение логопедических занятий.
Логопедические занятия не только помогают детям с дислалией, но и могут использоваться в качестве профилактической меры для поддержания нормального развития речи.

Ограничение времени, проведенного за гаджетами.
Долгое время, проведенное перед телевизором, компьютером или смартфоном, может снижать количество времени, которое ребенок проводит в общении и разговорах. Ограничение экранного времени способствует более активному участию в разговорах и общении.

Поддержка развития слуха.
Развивайте слуховое восприятие ребенка, используя музыку, звуковые игры и аудиокниги. Это способствует более точному восприятию звуков и звукосочетаний.

Регулярные посещения врача и логопеда.
Регулярные медицинские осмотры и посещения логопеда помогают выявить проблемы в ранней стадии и предпринять меры по их коррекции

Это особенно важно для детей с риском развития дислалии

Дислалия — медицинское явление, требующее внимательного отношения и своевременного лечения. Неотложная медицинская помощь и профилактические меры могут существенно повлиять на результаты лечения и обеспечить полноценное развитие пациентов с дислалией.

Литература:

Методы устранения дислалии

  1. Работа по преодолению дислалий всегда связана с формированием новых умений и навыков, то есть логопед-дефектолог перестраивает сложившуюся у ребенка произносительную систему. Подробнее о том, когда ребенку нужен логопед.
  2. Занятия по преодолению дислалий имеет развивающую роль: логопедическое воздействие направлено на формирование умений и навыков. Эта работа является обучающей, а процесс обучения в отличии от процесса подражания является процессом сознательным.
  3. Ориентиром в логопедической работе являются нормы произношения, принятые в русском языке. Подробнее о постановке правильного произношения звуков Р и Л.
  4. Вся работа по исправлению произношения является педагогической. В случаях медицинского воздействия создается лишь благоприятный фон, однако дефекта оно не исправляет. В качестве педагогических путей используются тренировки, демонстрации (логопед показывает в зеркале правильную артикуляцию различных слов) и т.п.
  5. На занятиях отрабатывается психофизиологический механизм, обеспечивающий нормальное произношение, а также двигательно-артикуляционная, слуховая и речедвигательная система настолько, чтобы ребёнок был способен к нормальному произношению.

Причины

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям. Основными причинами заболевания могут стать:

  • Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
  • Инфекционные заболевания
  • Проблемы пищеварением

Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности

Слабеет внимание, уровень концентрации, память

Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.

Гиперактивность

Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.

  • Тугоухость
  • Травмы головы, органов речи и слуха
  • Неблагоприятная социальная среда
  • Отрицательный пример

У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.

Причины нарушений звукопроизношений

Не со всеми нарушениями звукопроизношения у детей можно бороться без посторонней помощи. Чаще всего встречаются следующие причины возникновения проблем:

  • проблемы со структурой артикуляционного аппарата и аномалии твердого и мягкого неба;
  • дефекты в развитии фонематического слуха, из-за чего дети не улавливают отличий между верными и неверными звуками;
  • нехватка подвижности органов, которые участвуют в создании звуков;
  • трудности со слухом;
  • проблемы с умением слушать;
  • дефекты речи у людей, с которыми ребенок постоянно общается.

Нарушения звукопроизношений в речи могут быть отдельным дефектом или проявляться в комплексе с другими речевыми расстройствами.

Классификация артикуляционно-фонематической дислалии

Логопеды разделяют артикуляционно-фонематическую дислалию на два основных вида: субституцию и смешение. Их отличия представлены в таблице.

Тип нарушения Причина возникновения Проявления
Субституция Артикуляционная база сформирована не до конца, многие сложные позиции отсутствуют полностью. Во время произношения фонема, ребенок заменяет нужную артикуляционную позу на более легкую из имеющейся в его базе. Из-за этого произносимый звук искажается.
Смешение Артикуляционная база сформирована в полном объеме, но выбрать правильную ребенок оказывается не в состоянии. Из-за ошибочного решения о постановке речевых органов в ту или иную позицию, звуки произносятся неправильно.

Если фонематическое восприятие при дислалии нарушено по типу субституции, обойтись без логопедической помощи малыш не может. Для наполнения артикуляционной базы отсутствующими позами и внедрения их в свою речь, ему необходима коррекционная работа. При смешении родитель может самостоятельно помочь ребенку справиться с проблемой, если уделит больше внимания речевому воспитанию.

Кроме предложенной классификации, артикуляционно-фонематическая и артикуляционно-фонетическая дислалия могут быть разделены по классу нарушенных звуков. В этом случае выделяют:

  • Ротацизм, то есть неправильное произношение мягкого и твердого Р.
  • Сигматизм, вызывающий проблемы со всеми шипящими и свистящими.
  • Ламбдацизм, проявляющийся дефектным произношением Л.
  • Йотацизм, при котором страдает звук Й.
  • Каппацизм, гаммацизм, хитизм, с дефектным произношением фонемов К, Г и Х соответственно. Их объединяют в одну группу, поскольку обычно нарушение проявляется одновременно в отношении всех перечисленных звуков.

Чаще всего артикуляционно-фонематическая дислалия оказывается сложной, а значит ребенок имеет проблемы с произношением сразу нескольких фонемов, находящихся в разных группах. Исправлять такой дефект приходится последовательно.

Краткое описание

При артикуляторно-фонетической дислалии происходит нарушение звукопроизношения по типу искажения. В детской речи звук присутствует, но в момент произнесения органы артикуляционного аппарата принимают неправильное положение. В результате формируется аналог фонемы, похожий к звуковому образу по акустическим признакам. И искаженное произношение фонематический слух принимает за норму.

Иногда бывает так, что правильная фонема отсутствует. Но при такой форме дислалии это встречается редко. У ребенка с таким дефектом имеется индивидуальный аналог фонемы, который можно соотнести с нормированным произношением.

Поэтому при коррекционной работе обязательно проведите консультационную работу с родителями, объясните всю важность воспитания в правильной речевой среде. Когда дошкольник осваивает фонетическую систему языка, он опирается на свой слух, выбирая правильные артикуляционные уклады

Но иногда в процессе возникают специфические трудности, когда малыш выбирает звук, похожий на нормированный, но не являющийся правильным. Фонетическим слухом он принимается его за норму, а неправильная артикуляция закрепляется в речи. Поэтом, чем раньше вы начнете проводить коррекционную работу, тем быстрее исправите это речевое нарушение

Когда дошкольник осваивает фонетическую систему языка, он опирается на свой слух, выбирая правильные артикуляционные уклады. Но иногда в процессе возникают специфические трудности, когда малыш выбирает звук, похожий на нормированный, но не являющийся правильным. Фонетическим слухом он принимается его за норму, а неправильная артикуляция закрепляется в речи. Поэтом, чем раньше вы начнете проводить коррекционную работу, тем быстрее исправите это речевое нарушение.

По структуре речевого дефекта − это ФНР (фонетическое нарушение речи). Ребенок с артикуляторно-фонетической формой слышит неправильное произношение в речи взрослого. Когда малыша просят повторить слово, то он произносит его правильно. Для коррекции дислалии нужна консультация логопеда. Он определит точную структуру дефекта и составит коррекционную работу.

Виды

Коррекция

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Медикаментозное лечение

С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока. Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания. Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

Пантогам

Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

Глицин

Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

Фенибут

Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

Кортексин

Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов

Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости

Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов

Обратить внимание на уровень гемоглобина

Коррекционная работа

Заключается в том, чтобы научить ребенка анализировать слова, прислушиваться к речи окружающих, копировать ее без ошибок. Для этого понадобятся занятия с логопедом, дефектологом. Именно специалисты подробно расскажут родителям, как развить фонематический слух дополнительно, дома после занятий в детском саду или школе.

Методика устранения дефектов основывается на нескольких этапах:

Фонематическая тренировка

Узнавание неречевых звуков

  • Развитие умения различать высоту, тембр, темп чужой и своей речи.
  • Различение набора похожих фонем.
  • Дифференциация отдельных слогов.
  • Умение выделять фонемы в слове, их анализировать.

Упражнения необходимо делать ежедневно, по нескольку раз. Например, днем позанимается с педагогом, а вечером родители поиграют с ним в игры:

  • «Узнай слово»
  • «Повтори за мной»
  • «Поставь правильно ударение»

Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите четко, громко. Не жалей те времени на занятия дома. Ваш ребенок будет успешным в школе и жизни, благодаря небольшим усилиям с вашей стороны и огромной работе над собой.

Понятие нарушения звукопроизношения

В настоящее время наиболее распространенным недостатком речи детей дошкольного возраста являются разнообразные виды нарушений звукопроизношения, проявляющихся в форме неумения правильно произносить определенный звук, замена звуков или их искажение.

Возникновение нарушения звукопроизношения связано с моторными и сенсорными нарушениями периферического и центрального характера. В связи с чем, следует учитывать:

  • нарушения и изменения в строении артикуляционного аппарата;
  • разнообразные нарушения иннервации мышц, которые принимают непосредственное участие в артикулировании;
  • снижение или нарушение слухового восприятия.

По информации, предоставленной педагогами-практиками, нарушение звукопроизношения отмечается не только в отношении одного определенного звука, но и группы. По распространенности нарушений выделяют:

  • свистящие (22%);
  • шипящие (24%);
  • звонкие (4,5%);
  • задненёбные (1%);
  • мягкие (1,5%).

Данная закономерность связана в первую очередь с распределением дефектов артикуляционной работы. Чем сложнее артикуляционная работа для произношения звука, тем больше вероятность возникновения нарушения звукопроизношения.

По мнению ряда ученых-логопедов, ошибки в произношении звуков необходимо так же учитывать и с точки эффективности речевой коммуникации ребенка:

  1. Ошибки, которые не нарушают смысла сказанного, а касаются только лишь оттенков фонем.
  2. Ошибки, которые приводят к смешению фонем и их различию. Данные ошибки принято считать грубыми, так как они значительно искажают смысл сказанного.

Замечание 1

В том случае, если у ребенка отмечается одновременно значительное количество ошибок и дефектов в произношении звуков, то это указывает в первую очередь на то, что у ребенка недостаточно сформировано фонематическое восприятие. Чем сложнее нарушение звукопроизношения, там невнятнее речь ребенка.

Уровни нарушения звукопроизношения (автор О.В. Правдина):

  1. Неумение правильно произносить определенный звук или группу звуков.
  2. Неправильное произношение звука в речи, при правильном изолированном произношении.
  3. Недостаточная дифференциация близких по звучанию или артикуляции звуков, при этом ребенок умеет правильно произносить оба звука.

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения – сигматизмы, ротацизмы, ламбдацизмы, йотацизмы, гаммацизмы и хитизмы. Данные виды нарушений имеют окончание «-изм», что говори о нарушении, связанном с искажением произношения звуков. Такие нарушения как парасигматизмы, параротацизмы и т.д., имеющие приставку «-пара», свидетельствуют о замене звука при произношении.

Подготовительный этап

Частые ошибки родителей при постановки звуков

Родители могут допускать такие ошибки произношения звуков в процессе занятий с детьми:

переход к автоматизации, когда ребенок не до конца научился изолированному произношению;
выполнение основного комплекса упражнений без предварительной артикуляционной гимнастики;
игнорирование наглядных материалов, которые делают автоматизацию увлекательным процессом;
использование одних и тех же материалов для автоматизации. Нельзя затягивать с процессом коррекции нарушений звукопроизношения. После освоения более легких заданий, нужно приступать к более сложным
Этап между изолированным проговариванием и автоматизацией также не должен быть слишком большим;
в процессе занятий не уделяется внимание постановке речевого выдоха;
нет демонстрации артикуляции на собственном примере;
занятия проводятся нерегулярно, а время от времени

Важно заниматься каждый день и не менее 15 минут.

Бывают и другие ошибки произношения звуков

Родители могут не уделять внимание дифференциации звуков при работе с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха. Также не рекомендуется применять сложный для дошкольников материал с длинными и незнакомыми словами или непонятными стихотворениями

Постановка и закрепление должны проходить постепенно.

Особенности коррекционной работы при артикуляторно-фонетической дислалии

На подготовительном этапе на занятиях акцентируют внимание ребенка на ощущении положения органов артикуляции. Логопед проводит артикуляционную гимнастику

Во время выполнения каждого упражнения он просит ребенка запомнить положение губ, языка, неба. Таким образом формируется артикуляционная база. Вместе с этим ведется работа по коррекции фонематических процессов и обучению навыкам звуко-буквенного анализа.

На следующем этапе логопед занимается постановкой звука от артикуляционной гимнастики. Для каждой фонемы имеются особые упражнения, позволяющие сформировать нужный уклад

Иногда постановку звука делают с механической помощью, но внимание артикуляционной гимнастике уделять нужно − для дальнейшей автоматизации звука

На третьем этапе на занятиях проводят автоматизацию звука, вводят его в самостоятельную речь, корректируют фонематические процессы. На занятиях логопед опирается на анализ артикуляционного образа автоматизируемой фонемы.

Четвертый этап − это дифференциация звука. Его включают в коррекционную работу при необходимости, если малыш смешивает фонемы. На этом этапе упор делается на развитие фонематических процессов и звуко-буквенного анализа слова.

Дислалия часто появляется, когда малыш начинает активнее взаимодействовать с окружающим миром. Количество получаемой информации увеличивается, потребность в общении вырастает, происходит резкое увеличение словарного запаса − из-за этих факторов и возникает нарушение произношения. Но при ранней коррекцией малыш преодолевает проблему и потом у него нет трудностей в обучении.

Отличие от дизартрии

Дизартрия также является распространенным речевым нарушением. Ее часто путают с дислалией, но между ними есть различия. При первом варианте нарушены все компоненты речи, а в другом случае − только звукопроизношение и фонематические процессы.

Дизартрия обусловлена органическим поражением центральной нервной системы, а дислалия возникает из-за тяжелых заболеваний, нарушения режима дня и по социальным причинам. При первом речевом дефекте нарушена моторная сфера, тогда как при втором варианте она сохранна. Также при дислалии отсутствует неврологическая симптоматика, интеллект сохранен, как и эмоционально-волевая сфера.

Коррекция дизартрии может занять длительное время и ребенок может вернуться к этому дефекту под воздействием неблагоприятных факторов. Лечение дислалии длится примерно полгода без возврата к этому нарушению речи.

Просодическая часть речи

У детей и подростков, имеющих легкий дизартрический статус, также страдает и просодическая сторона речи. Она характеризует мелодичность, темп и тембр, длительность произношения и обусловливает внятность и разборчивость речевого рисунка.

В первую очередь отмечается отсутствие интонации голоса. Дети не могут выразительно прочесть стих, менять интонационные аспекты. Они не способны интонационно передать эмоцию, диапазон голоса утрачивает свою широту. Теряются паузы между фразами. Присутствует назальный оттенок голоса. Особенно страдает повествовательные высказывания. В целом речь становится монотонной и невыразительной.

В связи с тем, что при стертой дизартрии речевое дыхание замедляется, нарушается выдох, дизартрики говорят на вдохе. Поэтому они разговаривают, что называется, взахлеб.

Тембр голоса напрямую зависит от эмоционального статуса. Если в психологическом статусе преобладают процессы торможения, то голос становится тихим, приглушенным, приобретает хриплый или сиплый оттенок. У возбудимых дизартриков голос звонкий, переходящий на крик.

Темп речи также может разниться: у одних он ускоренный, и в этом случае гласные выпадают из слов, а у других – замедленный, тогда гласные, наоборот, чрезмерно растягиваются.

Ритмически речь тоже страдает. Она утрачивает свою чеканность, ударение в словах расставляется неправильно. Это влияет на произношение, делая его необычным и частично непонятным для восприятия.

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии — важный этап в определении характера и степени нарушения речи. Процесс диагностики должен быть комплексным и включать различные методы и тестирование для точного определения формы дислалии и выбора наиболее эффективного метода лечения.

Логопедическое наблюдение и анкетирование.
Первым этапом диагностики является логопедическое наблюдение и анкетирование, проводимое логопедом или специалистом по речевой патологии. Основная цель — выявить первичные симптомы, их характер и интенсивность, а также оценить влияние на общий уровень общения.

Артикуляционный анализ.
Артикуляционный анализ включает в себя оценку произношения звуков и их сочетаний. Логопед анализирует правильность артикуляции, выявляет наличие искажений или пропусков в произношении отдельных звуков и фонем.

Фонетические тесты.
Проведение фонетических тестов позволяет определить, насколько точно человек воспроизводит определенные звуки и звукосочетания. Эти тесты могут включать в себя чтение слов, предложений или текстов с последующей оценкой произношения.

Акустический анализ речи.
Акустический анализ речи использует современные технологии для измерения и анализа характеристик речевого сигнала. Это включает в себя анализ частоты, интенсивности и длительности произносимых звуков.

Аудиометрия.
Аудиометрия проводится для оценки слуха и его влияния на произношение

Это важно, так как нарушения слуха могут быть причиной или сопутствующим фактором дислалии. Психологическое тестирование.
Психологическое тестирование может включать в себя оценку когнитивных функций, внимания, памяти и других аспектов психического состояния, которые могут влиять на речевую деятельность

МРТ/КТ речевых органов.
Для выявления возможных аномалий в структуре речевых органов, таких как язык, нёбо, голосовые связки, может проводиться магнитно-резонансная томография (МРТ) или компьютерная томография (КТ).

Консультация с отоларингологом и неврологом.
Консультация с отоларингологом и неврологом может быть рекомендована для исключения физических или неврологических причин дислалии.

Динамическое наблюдение.
Динамическое наблюдение включает в себя отслеживание динамики нарушения речи на протяжении времени, что позволяет оценить эффективность лечения и коррекции.

Диагностика

Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс. Их делают логопед, дефектолог и родители

Диагностические методики разработаны Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Обследования успешно применяют в школе, детском саду, на комиссии ПМК.

Специалист по работе с детьми использует следующие способы диагностики дефектов акустики и речи:

Определение источника звука (неречевого)

Испытуемому предлагается послушать с закрытыми глазами музыкальный инструмент, а потом сказать, какой их них издавал звук. Используются бубны, погремушки, барабаны, колокольчики.

Различение фонематически схожих слов

Упражнение «Внимательные ушки».

Перед исследуемым лежат картинки с изображением знакомых ему предметов. Это фрукты, животные, игрушки и т.д. Взрослым произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически, одно из них называет нарисованный предмет. Испытуемый должен поднять картинку тогда, когда услышит правильное название изображения.

Например, на картинке груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д.

Любое поднятие картинки без точного названия считается ошибкой.

Еще один вариант проведения диагностики с помощью одинаковых по звучанию слов — это «Покажи сам». Дошкольник получает картинки с изображением предметов. Например, кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза;лужи-лыжи т.д. по просьбе педагога указывает на предмет, который ему назвали.

Дифференциация слогов

Проверяется способность отличить мягкие — твердые, глухие — звонкие согласные, путем повторения услышанного.

Педагог говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.

Дифференциация фонем

«Хлопни в ладоши»

Дошкольник слушает набор звуков, хлопая в ладошки, если заметил указанную логопедом фонему.

Например, найди в звуковом ряду М.

Звуковой анализ

Обследования базируются на выделении отдельных фонем в слове. Например, ударной гласной, первого звука или последнего, количества фонем до и после нужного звука.

Для анализа предлагаются слова из 3 звуков, если ребенку более 5 лет — из 4-5.

Представление фонемы и подбор слова

Более сложное исследование, основанное на фонематическом анализе представлений. Исследуемый должен назвать слова с нужной буквой, например, Д. Или выбрать изображение на картинке, в названии которого 4-5 букв.

По результатам диагностики нарушения фонематического слуха педагог:

  1. составляет индивидуальную программу коррекции дефектов;
  2. направляет на дальнейшее медицинское обследование при необходимости выявлении причин заболевания.

С помощью этих методов анализа можно проследить динамику развития акустических способностей, эффективность коррекционных мероприятий.

Особенности сложной дислалии

Чем сложнее по комбинации оказывается дислалия, тем более сложным оказывается фон, на котором она протекает: задержка общего и психического развития. В случаях сложной дислалии необходимо углубленное дополнительное изучение ребенка не только в плане особенностей его поведения, но и интеллектуальных возможностей, а также особенностей слуха и зрения. Сложная дислалия – сигнал, что у ребенка что-то не в порядке со слухом или зрением. У детей слабослышащих очень часто переднеязычные звуки либо резко искажаются, либо заменяются звуком «т».

Если у ребенка тугоухость 2-ой или 3-ей степени, то здесь вспомогательным критерием будет особенность голоса, в нем отсутствует необходимый металл, голос будто «ватный».

У детей с резко сниженным зрением, слепых также могут наблюдаться дефекты произношения по типу сложных дислалий.Это связано с тем, что у таких детей сигматизм встречается в 3-4 раза чаще, чем при норме. Это связано со зрительным контролем. Но если устанавливать связь между межзубным сигматизмом и дефектом зрения, то, следовательно, все слабослышащие люди должны быть с межзубным сигматизмом, а это не так. Ведь ребенок не видит звуки «к», «г», «н» — они не нарушены, а сложная дислалия у них есть.

Дефект зрения мешает речи вообще – слепые говорят не по подражанию, слабовидящие ничего не могут спросить, они пассивны. Инициативная речь развивается к 4 годам. Произносительная система формируется тогда, когда зубы начинают меняться, отсюда и появляется межзубный сигматизм. Сложная дислалия протекает на фоне задержки речевого общения, обусловленного дефектом зрения.

1 Описание заболевания

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: