Ритмическая гимнастика как эффективное средство физического воспитания младших школьников

Презентация, доклад на тему ритмическая гимнастика в доу

Литература[править | править код]

  • Жак-Далькроз, Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. — Пг, б/г.
  • E. Jaques-Dalcroze, Rhythm, Music & Education. — London, 1980
  • Кн. С. М. Волконский, «Психологически-воспитательное значение системы» и «Ритмическая гимнастика». — «Листки Курсов Ритмической гимнастики», СПб, № 1, март 1913
  • Он же, «Ритм в истории человечества» — в ж. «Ежегодник Императорских театров», СПб, № 3, 1912
  • Он же, «Ритм в сценических искусствах». Доклад на Всероссийском съезде художников. — «Аполлон», СПб, 1912, № 3-4,с.61
  • Далькроз. Музыка, ритмика и толпа. — «Жизнь искусства», 1924, № 6, с.12
  • C.-L.Dutoit, Music, Movement, Therapy. — London, 1977.
  • Евреинов Н. Н. Pro scena sua. — СПб, 1913
  • «Жак-Далькроз Эмиль». Ассоциация ритмистов. Москва, Сборник материалов для занятий по ритмике (система Жак-Далькроза). — М., 1930
  • «Листки Курсов Ритмической Гимнастики», СПб.
  • Римский-Корсаков. Далькроз и эстетика. — «Русская Мысль», 1915, № 5, с.67-81
  • Ритм — ежегодник Института Жак-Далькроза, 1 том, Берлин, 1912, с.86
  • Франк Мартэн a.o. Emile Jaques-Dalcroze. L’Homme. Le Compositeur. Le createur de la Rythmique . — Neuchatel (Suisse), 1965
  • Сосина В. Ю. Азбука ритмической гимнастики. — «Здоров’я», Киев, 1986.

Структура ритмической гимнастики

Комплекс ритмической гимнастики состоит из трех частей:

вводной – до 10% времени на занятии, движения выполняются в умеренном темпе с постепенным его ускорением. Вводная часть состоит из упражнений, оказывающих непосредственное воздействие на весь организм ребенка. Это динамические упражнения, состоящие из бега, ходьбы, прыжков;
основной – до 80% времени, упражнения проводятся в ускоренном темпе. Сначала идет разминка, а затем нагрузка. Все упражнения выполняются недолго, из-за больших затрат энергии. Заканчивают основную часть танцевально-беговой серией упражнений

Особое внимание следует уделить технике дыхания детей;
заключительной – до 15% времени, состоит из упражнений направленных на расслабление с глубоким дыханием и с постепенным понижением темпа их выполнения, чтобы восстановит организм после нагрузки и привести его в состояние, близкое к исходному

Ритмическая гимнастика помогает развивать координацию у детей дошкольников.

Определение 2

Координация – это умение согласовывать движения разных частей тела.

Отдельные элементы движения превращаются в единое двигательное действие, производящееся экономно, не напрягаясь, четко и пластично.

Движения рук и ног в пространстве относительно друг друга могут быть:

  • одноименными, то есть совпадающими по направлению, например, влево отводится одновременно левая рука и левая нога;
  • разноименными, выполняющимися в разных направлениях – например, поднимается правая рука и левая нога.

Движения руками или ногами бывают:

  • однонаправленные – обе руки вытянуть перед собой;
  • разнонаправленные – одну руку поднимают вверх, другую отводят в сторону;
  • одновременные – лежа на спине поднять и опустить обе ноги;
  • поочередные – стоя, руки на поясе, сперва выставить на носок одну ногу, а потом другую;
  • последовательные – движения рук и ног следуют одно за другим, отставая на половину амплитуды – если левая рука вверху, то правая – внизу и постепенно они меняют свое положение.

Наиболее просто выполнить одновременные и однонаправленные движения, а наибольшее затруднение вызывают поочередные движения. Наиболее сложными движениями, доступными только для детей старшего дошкольного возраста являются разноименные и разнонаправленные движения.

Иными словами, ритмическая гимнастика является прекрасным средством разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка, а также снимает психическое напряжение и повышает умственную и физическую работоспособность.

Цели и задачи проведения танцевальных занятий в детском саду

Миссия организации занятий танцами в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и заключается в следующем:

  • проводить музыкально-оздоровительную работу в детском саду, направленную на сохранение и укрепление здоровья малышей;
  • формировать разнообразные умения и навыки посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (к примеру, учить детей передавать движениями характер, образы музыки);
  • создать условия для выявления у ребёнка творческих задатков, музыкальных способностей;
  • воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Если цели проведения танцевальных занятий едины для всех групп в детском саду, то задачи, призванные их реализовать, имеют некоторые отличия, что связано с особенностями возрастного развития дошкольников.

Танцевальные занятия помогают раскрыть творческий потенциал малышей

Таблица: задачи проведения танцевальных занятий в ДОУ

Возрастнаягруппа Особенности возрастного развития Задачи проведения танцевальных занятий
Младшая
  • Недостаточно развития координация движений (ходят вперевалку с опущенной головой, бегают и прыгают тяжело);
  • из-за возбуждённой нервной системы и недостаточного торможения реакция на музыку замедленная.
  • Учить определять начало и конец музыкального произведения, координируя начало и завершение танцевальных движений;
  • формировать навык ритмично ходить;
  • тренировать элементарные движения с реквизитом (султанчиками, мячиками);
  • осваивать поочерёдное притопывание ногами, кружение в парах, умение в движении выставить ладошку вперёд.
Средняя
  • Пополнение жизненного опыта;
  • развитая осанка;
  • спокойная, ровная ходьба;
  • более уверенное исполнение танцевальных па (причём даже с атрибутами в виде лент, султанчиков, мячиков).
  • Учить менять характер движений под музыку;
  • развивать способность запоминать музыкальный ритм;
  • осваивать простые движения в парах;
  • тренировать исполнение элементов народных плясок (переход с носка на пятку, полуприседания, «выбрасывание» ног);
  • поощрять самостоятельную импровизацию под музыку.
Старшая
  • Тенденция к самостоятельности в выполнении танцевальных движений;
  • интерес к исполнительству.
  • Делать акцент на целенаправленное освоение танцевальных движений (через отработку отдельных движений общего хореографического рисунка);
  • учить менять характер движений в зависимости от замедления или ускорения темпа музыки;
  • осваивать простые перестроения (в общий круг и маленькие круги, колонны, шеренги);
  • развивать выразительность движений.
Подготовительная Способность двигаться непринуждённо под музыку разного характера (весёлую, грустную, подвижную и др.).
  • Учить передавать тонкости характера движений (переходить с обычного шага на торжественный марш);
  • усложнять набор движений и перестроений;
  • осваивать бег «с захлёстом», с высоким подъёмом ноги, подскоки разной высоты, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг полька и пр.

На танцевальных занятиях дети разучивают групповые хореографические композиции

Особенности танца в ритмике

Танцы, входящие в программы по ритмике для дошкольников, обычно просты для исполнения детьми, доступны им, но при этом доставляют массу радости.

Это могут быть национальные танцы (включая хороводы), парные, танцы-импровизации. Такие композиции всегда содержательны: имеют сюжет, драматургию, несут в себе определенную идею. Все это выражается с помощью пластики и танцевальных рисунков – пространственных перестроений.

Народные танцы помогают приобщать дошкольников к народной культуре. Все они предназначены для группового исполнения, что помогает малышам развивать коммуникативные навыки. Хороводы и пляски учат малышей быть внимательными к партнерам, синхронизировать с ними движения, реагируя на ритм танца.

Наиболее доступными для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются русские, украинские, чешские и белорусские танцы и пляски. А вот польские, болгарские, венгерские, итальянские, румынские весьма своеобразны, сложны композиционно и пластически, чаще всего довольно быстры по темпу. Они подходят для детей старшего возраста, которые уже понимают смысл изучения и оттачивания упражнений, могут разучивать подготовительные, базовые упражнения, которые затем используются в сочетании.

Разучивая новое движение, педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы оно встречалось в разнообразных комбинациях, под разную музыку. Так малыши постепенно научатся воспринимать движение как средство для выражения образов, действий, чувств.

1.3. Ритмическая гимнастика как средство повышения двигательной активности старших дошкольников

Современная система гимнастики представляет собой совокупность различных видов, важнейшими из которых в связи с проблемой оздоровления нации становятся оздоровительные виды гимнастики. Первое место среди них по праву принадлежит ритмической гимнастике.

По мнению А.И. Кенеман и Д.В. Хухлаевой, гимнастика – это система специальных подготовленных физических упражнений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и здоровья ребенка.   

Ритмическая гимнастика — это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы.

Ритмическая гимнастика получила широкое распространение во всем мире. Ритмическая гимнастика для дошкольников решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, образовательные, воспитательные. К частным можно отнести следующие: привлече6ние детей к систематическим занятиям; укрепление здоровья; воспитание правильной осанки; профилактика заболеваний; повышение работоспособности; развитие основных физических качеств; совершенствование чувства ритма; формирование культуры движений. Решение данных задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.

Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а, следовательно, на развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание заниматься физическими упражнениями. Занятия ритмической гимнастикой благоприятно воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную систему организма. В нее входит неограниченный выбор движений, воздействующий на все части тела, на развитие всех физических качеств, таких как: ловкость, гибкость, выносливость, пластичность. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм.

Ритмическая гимнастика сегодняшнего дня использует средства художественной гимнастики, общеразвивающих упражнений, свободную пластику, суставную гимнастику, элементы современного танца. Ритмическая гимнастика определена в физическом воспитании как часть более широкого понятия – аэробика. К аэробике относятся все физические упражнения, при выполнении которых организм потребляет большое количество кислорода. Происходит это за счет стимуляции сердечной и дыхательной деятельности, с помощью циклических движений — бега, прыжков, танцев. А кислород, как известно, — необходимый элемент существования живой материи. Детям же кислород, в силу роста, нужнее, чем взрослым.

Физиологические особенности дошкольников подтверждают это положение. Интенсивность окислительных процессов в организме ребенка выше, чем у взрослого, а поэтому потребность ребенка в кислороде больше. Дыхательный аппарат шестилеток еще несовершенен, в связи с этим дыхание поверхностное и учащенное, не обеспечивающее должного потребления кислорода. Ритмическая гимнастика как раз и тренирует дыхательную систему и обеспечивает организм ребенка необходимым количеством кислорода.

1.2. Характеристика двигательной активности детей 5 – 6 лет на физкультурных занятиях

Важным показателем эффективности физкультурного занятия является двигательная активность, которая может удовлетворять потребность детей в движении.

Период от рождения до 7 лет характеризуется большой двигательной активностью ребенка. В этом возрасте, благодаря высокой пластичности нервной системы, ребенок относительно легко усваивает новые формы движений. При этом они носят черты своеобразия, обусловленные особенностями центрально-нервной регуляции, функциональными возможностями и особенностями строения организма в тот или иной период возрастного развития.

При систематических занятиях физическими упражнениями, при повышении мышечной нагрузки у детей 5 — 7 лет происходит более интенсивное развитие двигательных качеств и повышение уровня физической подготовленности

На шестом году жизни ребёнок физически крепнет, становиться более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений при ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы нервной высшей деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Дети 5-6 лет способны осмыслить указания педагога и, опираясь на имеющийся опыт, без показа выполнить некоторые музыкально-ритмические задания.

Сообщение из опыта работы. Тема: «Влияние танцевально- ритмической гимнастики на развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста»

Организация: МАДОУ «Детский сад «Радуга»

Населенный пункт: ХАМО, г.Советский

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно развивается и растет, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастикой, игрового стретчинга, танцев и др

Наиболее популярной является ритмическая гимнастика. В настоящее время существует много ритмопластических направлений и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнений. Эффективность в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему ребенка. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Использование танцевально-ритмической гимнастики на занятиях физической культурой способствует развитию следующих двигательных качеств и умений:

  • Ловкость, точность, координация движений;
  • Гибкость и пластичность;
  • Выносливость и сила;
  • Формирование правильной осанки и походки;
  • Умение ориентироваться в пространстве;
  • Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Учитывая вышеуказанные возрастные особенности дошкольников, можно прийти к выводу, что использование танцевально-ритмической гимнастики на занятиях физической культурой облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения движений, а так же способствует укреплению здоровья ребенка, его физического и умственного развития.

Определив тему своей работы: «Влияние танцевально-ритмической гимнастики на развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста», целью которой является: создание системы работы по использованию танцевально-ритмической гимнастики на занятиях физической культурой. В соответствии с целью поставила следующие задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по данному вопросу;
  2. Определить уровень сформированности физической подготовленности;
  3. Создать систему работы использования танцевально-ритмической гимнастики на занятиях физической культурой.

Работать по данной теме начала с начала 2011 – 2012 учебного года. Начала свою работу с изучения программы по ритмической пластике для детей А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» и прогаммы танцевально-игровой гимнастики для детей «Са-Фи-Дансе» под изданием Ж.Е. Фирилева и Е.Г. Сайкина. Работа ведется с детьми среднего дошкольного возраста. В начале учебного года провела мониторинг физического развития детей и составила перспективное планирование танцевально-ритмической гимнастики на средний возраст до конца учебного года.

Танцевально-ритмическую гимнастику использую на занятиях физической культурой и на утренней гимнастике с периодичностью один раз в два месяца. В своей работе использую методы: словесный, наглядный, практический, игровой, а так же приемы: игровая мотивация, поощрения, вопросы и др. При разучивании танцевально-ритмической гимнастики использую индивидуальный подход. Мною подобраны и оформлены комплексы танцевально-ритмической гимнастики для среднего дошкольного возраста: «Звериная зарядка», «Не обижайте муравья», «Круглая планета» (с мячом), «Кузнечик», «Разноцветная игра».

Ребята с большим удовольствием выполняют танцевально-ритмическую гимнастику, получают необходимый эмоционально настрой и уровень знаний и умений.

Приложения:

  1. file1.docx.. 336,0 КБ
Опубликовано: 31.05.2023

Сущность ритмической гимнастики

Определение 1

Ритмическая гимнастика – это вид гимнастики оздоровительной направленности, основное содержание которой – упражнения аэробного характера, которые выполняются под ритмическое музыкальное сопровождение.

В процессе модернизации физкультурного образования все еще актуальна проблема разработки новых эффективных методик физического воспитания детей дошкольного возраста и поиск такого сочетания средств, методов и форм, которые дают возможность повышать интерес у детей к занятиям физической культурой, создавая у них позитивный эмоциональный фон, активизирующий двигательную активность и способствующий комплексному развитию двигательных качеств.

Использовать традиционные средства и методы физического воспитания, не всегда достаточно, чтобы увеличить функциональные возможности детского организма. Использование ритмической гимнастики, как нетрадиционной методики, помогает вовлекать детей в формирование потребности заниматься физической культурой. Регулярное проведение ритмической гимнастики помогает восполнять недостаточную двигательную активность у детей.

На сегодняшний день ритмическая гимнастика представляет собой один из наиболее популярных видов занятий физкультурой. Позитивное воздействие занятий ритмической гимнастикой на человеческий организм подтверждено многими отечественными и зарубежными исследованиями. Она помогает организму быстро перейти от сна к бодрствованию, настраивая ЦНС на работу, подготавливая организм к предстоящей активности.

Комплекс ритмической гимнастики включает набор общеобразовательных упражнений на самые разные группы мышц. Каждое движение рассматривается в качестве движения на развитие координации. В 4-7 лет дети по функциональным возможностям и характеру генетического развития двигательной функции находятся в благоприятном периоде для становления многообразия двигательных проявлений, включая координационные, именно в этот период должна проводиться интенсивная работа по формированию координационных движений.

Иными словами, комплекс ритмической гимнастики должен подбираться не только на основании принципа полезности, но и занимательности, иначе невозможно добиться желаемого результата.

Комплекс ритмических упражнений должен подбираться от простого к сложному, в связи с чем выполнение координационных движений не встречает никаких сопротивлений у детей. После изучения простого движения добавляют разные элементы подключая руки, плечи и голову. Именно это помогает развивать способность контролировать движения своего тела. Структура упражнений необычна для детей, поэтому им интересно их выполнять под музыкальное сопровождение. Под воздействием музыки движения становятся четче, ритмичнее, координированнее. Музыкально-ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, обучают ориентации в пространстве, способствют освоению элементов плясок и танцев.

Движения ритмической гимнастики могут быть классифицированы следующим образом:

  • упражнения для ног и мышц тела;
  • упражнения для мышц шеи и туловища;
  • упражнения для рук и плечевого пояса.

Ритмика дома

Все эти виды занятий довольно сложны для того, чтобы их могли использовать в домашних условиях неподготовленные родители. Однако если они хотят заниматься с ребенком самостоятельно, когда, к примеру, малыш по какой-то причине не посещает детсад, существует более простой и доступный всем метод – ритмическая гимнастика. То есть выполнение определенных движений или упражнений под ритмичную музыку. Кстати, в детских садах гимнастика тоже широко используется в качестве музыкальных физических занятий.

Комплексов такой гимнастики в зависимости от возраста существует много, состоят они из вводной и основной частей. Приведем примеры для разных возрастов.

Комплекс для младших дошкольников

Вводная часть:

  1. ходьба солдатиков (бодрым шагом);
  2. катящийся мячик (легкий бег);
  3. прыгающий мячик (выполняются прыжки на обеих ногах);
  4. дуновение ветерка (ребенок плавно покачивается с ноги на ногу, держа руки над головой).

Основная часть:

  1. покачивание головой в такт мелодии (руки опущены, ноги на ширине плеч);
  2. в том же положении – приподнимание плеч при полуобороте в стороны поочередно;
  3. из того же исходного положения наклоны вперед, руки также вытягиваются вперед ладонями вверх;
  4. исходное положение не меняется, ребенок поворачивает туловище в стороны, руки при этом расслаблены, по инерции заводятся за спину;
  5. руки на поясе, пружинящие повороты в стороны с легким подпрыгиванием.

Заканчивать комплекс следует упражнениями на восстановление дыхания (вдох-выдох с сопровождающими движениями рук, затем – вдох-выдох, лежа на полу).

Комплекс для среднего дошкольного возраста

Вводная часть:

  1. ходьба бодрым шагом с пятки;
  2. топание;
  3. ходьба с высоким подниманием ног;
  4. ходьба на пятках;
  5. бег.

Основная часть:

  1. Руки опущены, ладони вперед. Ребенок сгибает одну руку, смотрит на нее, повторяет с другой рукой.
  2. Исходное положение такое же, руки развернуты внутрь. Малыш поворачивается в одну сторону, вытягивая выпрямленные руки вперед, повторяет в другую сторону.
  3. Из того же положения малыш выполняет наклоны вперед, отводя руки назад, затем – в стороны (руки также отводятся назад).
  4. Исходное положение похоже, руки нужно согнуть и приподнять к предплечьям. Ребенок приседает, одновременно разгибая руки.
  5. Основная стойка та же, руки развернуты ладонями вперед. Ребенок должен под музыку кружиться в стороны поочередно, переступая с ножки на ножку.
  6. Из той же стойки, руки на поясе, малыш выставляет одну ногу вперед и ставит на пятку, затем повторяет в другую сторону. Можно повторить с легким полуприседанием.
  7. Ноги малыша немного расставлены, руки опущены ладонями вперед. Малыш выполняет 4 подпрыгивания на месте, затем 4 перешагивания с ноги на ногу – также на месте, на прямых ногах.

Заканчивают комплекс тоже упражнениями на восстановление дыхания.

Итак, ритмика помогает развивать у дошкольника не только музыкальные, но и интеллектуальные, творческие, социальные навыки, учит его быть более организованным

Поэтому ей уделяется такое внимание в дошкольных образовательных учреждениях. Однако и домашние занятия при условии их систематичности могут внести существенный вклад в гармоничное развитие малыша

Эстетическая гимнастика

Эстетическая гимнастика — вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела. Этот вид спорта включает гармонические, ритмические и динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой. Существует непрерывный поток от одного движения к другому, как если бы каждое новое движение происходило от предыдущего. Все движения должны выполняться плавно, значительно изменяясь и в динамике, и в скорости. Композиция должна содержать универсальные и разнообразные движения тела, как, например, тело волнами и качели, прыжки и подскоки, спиральные повороты и танцевальные шаги. Для этого необходимы гибкость, скорость, сила, координация и способность двигаться без усилий. Допускаются и приветствуются различные варианты поддержек и взаимодействий гимнасток.

В России эстетическая гимнастика зарегистрирована как женский вид спорта. В соревнованиях по эстетической гимнастике принимают участие только группы. Количественный состав группы определяется возрастной категорией участниц. Одновременно на ковре могут выступать от 6 до 10 гимнасток в категориях «женщины» и «юниорки 14-16 лет» и от 6 до 12 гимнасток в младших возрастных категориях.

Общие сведения о ритмической гимнастике

Ритмическая гимнастика – это одна из разновидностей гимнастики, которая имеет оздоровительную направленность. В содержание ритмической гимнастики входят общеразвивающие упражнения и движения, а также бег, прыжки и ряд танцевальных элементов. Выполняются они под ритмическую или эмоциональную музыку поточным методом. То есть, ритмическая гимнастика реализуется под музыкальное сопровождение и почти без пауз или перерывов.

Ритмическая гимнастика выполняется в комплексе и состоит из нескольких частей:

  1. Вводной;
  2. Основной;
  3. Заключительной.

Длительность этих частей гимнастики составляет 20, 70 и 10% от общего времени выполнения всех упражнений, соответственно. Например, если говорить о ритмической гимнастике продолжительностью 30 минут, то 6 минут отводится на подготовительную часть и разминку, 21 минута – на выполнение всех основных упражнений, а 3 минуты – на заключительную часть. Все этапы должны соблюдаться и быть учтены, так как гимнастика представляет собой комплекс упражнений, к которым организм должен тщательно подготовиться, и из которых человек должен грамотно выйти, чтобы лишний раз не подвергать свой организм излишним перегрузкам.

Вводная часть предназначена для подготовки организма. В вводную часть входят достаточно простые упражнения, которые направлены на разминку отдельных групп мышц. В основном это ходьба на месте, в том числе с высоким подниманием бедра, ходьба с движением рук, выпады и наклоны, приседания. Основная часть, которая продолжается около 20-30 минут, направлена на более глубокую проработку различных групп мышц. Также основная часть – это не только физические упражнения, но и воспитание физических и личностных качеств человека. Они нацелены на формирование силы и выносливости, ловкости и скорости. В этой части ритмической гимнастики человек испытывает самую высокую нагрузку, но и в этой же части он может максимально натренироваться и получить пользу от упражнений. Несмотря на то, что ритмическая гимнастика реализуется в соответствии с уже разработанным комплексом упражнений, следует отметить, что некоторые действия и упражнения могут подбираться индивидуально, в зависимости от уровня физической подготовленности самого занимающегося, его пола, возраста, текущего состояния здоровья.

Индивидуальный подход к тренировкам отличает ритмическую гимнастику от многих других направлений. Она очень популярна, поскольку практически безопасна для занимающегося и подходит даже тем, у кого вообще нет опыта тренировок и физических нагрузок. Ритмическая гимнастика позволяет совершенно по-новому прочувствовать свои движения, свое тело, привести себя в желаемую форму и улучшить свое общее самочувствие. Также доказано, что физические упражнения в целом помогают снять стресс и напряжение, избавиться от усталости и восстановиться после болезней.

1.1. Двигательная активность дошкольников как одна из важнейших задач физического воспитания

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Движение – фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармонического физического развития. Это важнейшее условие и средство общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности.

Если обратиться к литературе, то можно отметить, что все выдающиеся педагоги всегда прямо или косвенно считали движения важнейшим условием и средством всестороннего развития, в том числе и речевого. Еще Ж.-Ж. Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без движений немыслимо усвоение таких понятий, как пространство, время, форма.

К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал роль движений в овладении ребенком родного языка. Врач и педагог В.В. Гореневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

По мнению Е.А. Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются к жизни движениями. Он рекомендовал предоставлять возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях.

Академик Н.Н.Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребенка.

Физиологи, занимаясь изучением развития мозга и его функцией, объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

Двигательная активность, направленная на достижение цели любого действия, определяется уровнем развития интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой сферы. В процессе выполнения двигательных заданий дошкольники получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, массе, фактуре материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, направлениями движения.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

История создания и концепция метода[править | править код]


Ганновер, занятие женской школы гимнастики Logis, июнь 1929 года

В то время, когда на сценах концертных зал мелькали босые ноги пластичек (основоположницей пластической школы танца была Айседора Дункан), в Женевской Консерватории профессор Эмиль Жак-Далькроз, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки, а позднее Далькроз присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков. Именно сольфеджио навело его на мысль о воплощении музыкальных звучаний в движении.

Это и было началом системы, названной впоследствии «системой ритмической гимнастики», а ещё позднее — «ритмикой», а пока это называли faire les pas (с фр. — «делать шаги»); популярна была шутка pas Jaques (с фр. — «шаги Жака»).

Так началась революция в деле музыкального воспитания. Далькроз чувствовал необходимость участия всего тела в интерпретации элементов музыкальной выразительности. Он искал связь между моторикой и слуховыми восприятиями и считал, что стоит на пороге нового вида искусства, к которому приближался с трепетом.

Далькроз признавал, что его система ещё не вполне оформлена и понимал, что упражнения, созданные им, не могут убедить всех в их значимости, тем более, что ритмическая гимнастика — дело личного опыта. Это подтверждает и один из его учеников — художник Поль Перреле. Он подтверждает, что нельзя судить о ритмике не принимая в ней участия, что вначале он критиковал её как художник, воспринимающий её чисто зрительным путём, пока не ознакомился с нею всем своим телом. Радость, которую он испытал при этом, оставила незабываемое воспоминание.

Требования, которые Далькроз первоначально предъявлял к целям и задачам своей системы, были очень скромными. Он хотел внести элемент художественности в существующие гимнастические системы, установить внутреннюю связь между психикой и физикой. Для достижения этих целей использовать музыку, в которой, считал он, все оттенки звукового движения во времени определены с безусловной точностью. Далькроз восставал против того, чтобы ему приписывали желание создавать новое танцевальное искусство или желание опрокинуть старые классические ритмы в музыке. Он категорически опровергал эти упреки. Он говорил, что хочет просто вернуться к естественности выражения чувств, уничтожить виртуозность музыкальную и физическую, преувеличенную лживую технику и возвратить, по возможности, психофизическому механизму простоту действия.

  • В 1905 году происходит открытие первого курса в стенах Женевской консерватории.
  • В 1911 году создается Институт музыки и ритма Эмиля Жак-Далькроза.
  • В 1912 году в России открываются Курсы ритмической гимнастики, задуманные как филиал Института, директором стал кн. С. М. Волконский.
  • Метод находит широкое признание, в первую очередь в школе классического балета.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: