Постановка звука «а»

Формирование фонематического анализа и синтеза в онтогенезе

Фонематические ряды

Фонематические ряды – это последовательность слов или звуков, которая служит для изучения фонем и их различий в языке. Они используются в лингвистике и фонетике для анализа фонематической структуры языка и определения наличия и различий между фонемами. Н. Х. Швачкин выделил 12 фонематических рядов по очерёдности формирования у детей:

  1. Гласный «а», все остальные воспринимаются, как не «а». Затем гласные усваиваются в противопоставлении: «и»-«у», «и»-«о», «э»-«о». Далее ребёнок начинает различать близкие фонемы: «о»-«у», «а»-«э». Последним усваивает гласный «ы».
  2. Наличие или отсутствие согласных, как таковых. Ребёнок слышит, есть согласный или нет.
  3. Различает согласный по линии сонорности, то есть ротовые и носовые согласные. Этому способствует резонирование той или иной полости. То есть ребёнок опирается на тактильно-вибрационные ощущения, кинестезию.
  4. Различает согласные по твёрдости и мягкости. Большую роль играет взаимодействие слуха и артикуляции.
  5. Различает сонорные звуки «р»-«л»; шумные согласные «ж»-«ш»-«ч».
  6. Различает губные «п»-«б»-«м» и язычные «т»-«д»-«н». Различению способствует артикуляция и визуальный контроль.
  7. Соноры между собой: «м»-«н»-«р»-«л».
  8. Различают взрывные: «б»-«п»-«м»-«т»-«д»-«н»-«к»-«г» и щелевые «х»-«с»-«ш»-«з». Причём артикулировать взрывные звуки начинают раньше и на основе их произношения начинают различать щелевые, то есть взрывные появляются раньше, а на их основе щелевые.
  9. Начинают различать переднеязычные и заднеязычные «т»-«д»-«н», «к»-«г»-«х». Это различие возникает достаточно поздно, так как требует точной артикуляции и локализации языка по месту образования.
  10. Различает глухие и звонкие согласные.
  11. Различает свистящие и шипящие. Требует максимального совершенства слуха и тонких дифференцируемых движений передней части языка.
  12. Различение между собой звуков «р»-«л».

Фонематические ряды (таблица, схема)

Фонематические ряды позволяют исследователям выявить фонемные закономерности и описать звуковую систему конкретного языка. Они помогают исследователям установить значимые различия между звуками в языке и определить, какие звуки играют роль в различении слов.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Н».

Автоматизация твёрдого звука «Н» в прямых слогах:

  • на — на — на
  • на — но — но
  • нэ — нэ — нэ
  • ну — ну — ну
  • ны — ны — ны
  • на — но — ну

Автоматизация твёрдого звука «Н» в обратных слогах:

  • ан — ан — ан
  • он — он — он
  • ин — ин — ин
  • ун — ун — ун
  • эн — эн — эн
  • ан — он — эн

Автоматизация твёрдого звука «Н» в интервокальной позиции:

  • ана — ана — ана
  • уну — уну — уну
  • оно — оно — оно
  • ины — ины — ины
  • энэ — энэ — энэ
  • ана — оно — уну

Автоматизация твёрдого звука «Н» в слогах со стечением согласных:

  • сна — сна — сна
  • дна — дна — дна
  • сно — сно — сно
  • дно — дно — дно
  • сны — сны — сны
  • дну — дну — дну

Автоматизация твёрдого звука «Н» в словах:

Насос, ноги, наволочка, наряд, ноябрь, кабан, Диана, енот, барабан, кнут, значок, ангар, слон, лунатик, сыночек, наколдовать, номер, нора, нос, набережная.

Автоматизация твёрдого звука «Н» в словосочетаниях:

Грибная солянка, наварили макарон, серебряный нож, тёмная ночь, банан нарезан, юный натуралист, холодная и кипячёная, танцевальный номер, знамя родины.

Автоматизация твёрдого звука «Н» в чистоговорках:

  • На–на–на, На–на–на — сидит кошка у окна.
  • Ан–ан–ан, Ан–ан–ан — шёл домой баран.
  • Но–но–но, Но–но–но — в комнате окно.
  • Ну–ну–ну, Ну–ну–ну — саночки тяну.
  • Он–он–он, Он–он–он — в зоопарке слон.
  • Ун–ун–ун, Ун–ун–ун — в сказках есть колдун.

Автоматизация твёрдого звука «Н» в предложениях:

Диана знакомит Настю с Нонной. Антон купил новый чемодан. Анна носит норковую шубу. В южных странах тёмные ночи. Настя носит сарафан. Весной цветут пионы и нарциссы.

Автоматизация твёрдого звука «Н» в стихах:

На букве НЯ, как на лесенке,Сижу и распеваюПесенки!(Е. Тарлапан)

Автоматизация твёрдого звука «Н» в рассказах:

«БУРАТИНИЙ НОС»На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щёки краской, ну, как будто он — Буратино.Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал её клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.— Надоело мне этот Буратиний нос делать, — бурчит Никита. — Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал — ничего не получается!Надулся Никита.— Наклею его лучше прямо не голову.Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.— Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому что они меня и не видели.(Г.Юдин)

  • «Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
  • «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «В»:

  • отсутствие звука, когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «олосы» и «улкан», вместо «волосы» и «вулкан»;
  • замена звука, когда ребёнок заменяет звук «В» на «Л», например, произносит «лода» и «лаза», вместо «вода» и «ваза»;
  • смешение звука, когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, говорит «вонтан» вместо «фонтан», и тут же вместо «врач» говорит «фрач».

Причинами неправильного произношения звука часто являются:

  • особенность строения артикуляционного аппарата;
  • неразвитый фонематических слух;
  • недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
  • плохая речь окружающих.

Индивидуальные занятия в трудных случаях

Логичнее отдавать предпочтение индивидуальным занятиям в трудных случаях, когда нарушено произношение гласных звуков (например, у слабослышащих и глухих детей или при ринолалии, дизартрии). Для этого в арсенале педагога имеются различные способы постановки проблемных звуков.

Например, для устранения Ы-образной артикуляции, кроме подражательных упражнений, хороший эффект дает механический способ, когда логопед нажимает шпателем на спинку языка. Этот же способ подходит и при сужении артикуляции гласных О, У.

Если у ребенка наблюдается переднее артикулирование звуков, механически это можно устранить следующим образом: шпателем прижать переднюю часть языка и отодвинуть назад.

Чтобы закрыть проход в носовую полость и устранить назальный оттенок, шпателем нужно слегка нажать на корень языка.

Звук А обычно ставится по подражанию, в игре. Например, ребенку дают куклу и предлагают показать, как ее укачивать: а-а-а.

Звук О хорошо ставится механически, отталкиваясь от А. Логопед просит ребенка произнести звук А, а сам тем временем сближает губы ребенка, придавая им округлую форму. Также можно использовать различные колечки или баранки.

Похожие действия совершает логопед при постановке У. Только теперь здесь нужно отталкиваться от поставленного О и еще сильнее сближать губы ребенка.

Звук Э. Ставится по подражанию, отталкиваясь от гласного А в сравнении.

При постановке Ы можно отталкиваться от артикулирования И. Используется шпатель, т.к. ротовая щель при произнесении фонемы И узкая. Логопед должен немного надавить шпателем на переднюю долю языка и чуть-чуть отодвинуть его вглубь рта.  Нужно предложить ребенку сопоставить звучание звуков И-Ы в слогах.  Например, Пи – Пы. Также необходимо контролировать положение нижней челюсти – она не должна выдвигаться вперед.

Методика постановки гласных звуков

Среди наиболее распространенных методик постановки гласных звуков выделяют методику Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной и методику К.А. Волковой.

Первая из них предусматривает:

  1. Длительно произносить гласный в составе слогов и изолированно.
  2. Отрабатывать гласный в слогах и изолированно отрывисто, кратко.
  3. Изменять громкость звука при его выговаривании.
  4. Проговаривать гласную фонему, делая на нее ударение, а также безударно в слогах и словах.
  5. Различение гласных в слогах.

К.А. Волкова предлагает выполнять следующие виды упражнений:

  1. Проговаривать звук изолированно.
  2. Произносить гласный при напряжении артикуляционных органов: позиции под ударением; и в начале слова; в начале слога.
  3. Отрабатывать под ударением и в безударной позиции.
  4. Проговаривать в начале слова, слога, в конце, между согласными, т.е. изменять позицию звука.
  5. Различать гласные в слогах и словах.

Первые звуки

Звуки раннего онтогенеза — звуки, появляющиеся одними из первых в речи ребёнка. Давайте рассмотрим поэтапное появление этих звуков:
Первый, конечно же — крик. Появляется он сразу — 0-1 месяц
Второй, гуление – 1-3 месяцев.

Гуление — кряхтение и разное повизгивание. Можно уже выделить звуки, которые напоминают нам гласные – «а, о, у, э», губные согласные – «п, м, б», заднеязычные согласные – «г, к, х». Стоит сказать, что на данном этапе артикуляция непроизвольная, звук возникает вслед за движениями артикуляционного аппарата.

Лепет – 4-9 месяцев. Ребенок начинает лепетать с самим собой, а также повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования. Артикуляция становится произвольной, соответствуя звуковому выражению. Появляются слоги ПА-ПА, БА-БА,МА-МА малыш их многократно повторяет.

Почему ребенок неправильно произносит звук?

У ребенка может возникнуть неправильное произнесение звука. Причины неправильного произнесения звука, замены его на другой звук или полное отсутствия звука, могут быть связаны с нарушениями у ребёнка:

  • строением артикуляционного аппарата;
  • недоразвитием фонематического слуха;
  • недостаточной подвижностью артикуляционного аппарата.

Но помимо этого есть и социальные причины:

  • Плохая речь окружающих. То есть ребенок, если слышит неправильную речь, начинает подражать.
  • Нехватка живого общения с близким взрослым. На смену чтению сказок приходят мультфильмы, а вместо колыбельных мам — песни по телефону или в колонке.

Сейчас, кстати, это самая распространенная причина. Ребенок в мультфильмах не видит губ взрослого, поэтому он не может правильно артикулировать. Также через динамик звуки искажаются, а в раннем возрасте малышу сложно их различать (дифференцировать)

Но вернёмся к физиологическим причинам. Наиболее часты нарушения произношения звуков Д, ДЬ, Т, ТЬ.Эти звуки переднеязычные. Они требуют активного участия кончика языка. При нарушениях чаще всего эти звуки заменяются, на заднеязычные — К, Г, Х. Например, гхыня вместо дыни, или хыква вместо тыквы.Что следует сделать, так это выкинуть пустышку. В рацион необходимо включить твердую пищу. Это повлияет на развитие мышечного тонуса. Также обязательно в формате игры проводить артикуляционную гимнастику — дотянуться языком до конфетки, обмакнуть кончик языка в крошки печенья и доставить их в рот, не рассыпав.При отсутствии органической природы нарушений этих мер вполне достаточно. Если же нет — с нарушениями произношения звуков Т и Д можно смело идти к логопеду уже в 2,5-3 года.
Также достаточно часто встречается нарушения произношения звуков М и Н по типу носовых.
Частая причина такой речи — нарушения носового дыхания (аденоиды, искривление носовой перегородки, хронический ринит). Как только вы справитесь с первопричиной, речь нормализуется. Есть и другие причины, но с ними лучше идти к логопеду сразу, при этом не дожидаясь пяти лет .
Нарушения К, Кь, Г, Гь также встречаются. Среди них отсутствие звуков, искажение (боковое произношение, слышен призвук «Х», например: «гхусь» вместо «гусь»), замена звуков: Г на Д, К на Т, дефект оглушения — ребенок недостаточно сильно озвончает звук.

Артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения для постановки заднеязычных звуков.

  • «Зевота»: имитируем зевание и на твердой атаке произносим гласные звуки. «Ротик открываем, сладко, сладко мы зеваем»
  • «Язычок — борец»: пальцем отталкиваем язык ребенка назад в рот, а ребенок, сопротивляясь, выталкивает его вперед. Проговариваем звук Ы на твердой атаке.
  • «Горка»: улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта.

Вы можете заниматься артикуляционной гимнастикой вместе с нами:

Артикуляционная гимнастика

 Залог правильной артикуляции звуков, в том числе и гласных, состоит в достаточно развитой подвижности и переключаемости органов речевого аппарата, а также в развитом речевом дыхании. 

Упражнение “Гаражик”. Представляем, что ротик – это гараж, в который въезжают машинки. Раз – раскрыть ротик широко и держать его в этом положении до 5 секунд, пока все машинки не заедут. Два – закрыть гараж. Язык спокойно лежит на дне рта. Повторить не менее 3 раз.

“Хомячок”

Логопед демонстрирует картинку хомячка, обращая внимание на то, как у него надуты щечки. Затем предлагает ребенку тоже надуть щечки. При выполнении задания рот должен быть закрыт

Через 5 секунд нужно выпустить воздух через губы

При выполнении задания рот должен быть закрыт. Через 5 секунд нужно выпустить воздух через губы.

“Щенок”. Логопед показывает картинку собачки (она скалит зубы) и мальчика (он улыбается)

Педагог обращает внимание ребенка на то, как показывают зубки щенок и мальчик и предлагает так же показать свои зубки. Упражнение выполняется перед зеркалом 2-3 раза. Можно при этом читать несложные веселые стихи по теме картинки

Можно при этом читать несложные веселые стихи по теме картинки.

Несколько упражнений артикуляционной гимнастики можно объединять общим сюжетом. Например, предложить ребенку посадить в веселый поезд животных из разны упражнений. В первый вагончик посадим хомячка (дети надувают щечки), в следующий щенка (улыбаются) и т.д.

Также к эффективным упражнениям относятся «Иголочка», «Качели», «Заборчик», «Лошадка».

Недостатки произношения гласных звуков

Среди недостатков произношения гласных звуков есть такие, которые характерны для всего гласного ряда или для нескольких звуков из него.

  • Назализация, когда носовой резонатор неправильно участвует в артикуляции: вход в носовую полость остается открытым. Считается грубым дефектом.
  • Расширенная артикуляция. Рот раскрывается более широко, чем требуется для правильного произношения. Из-за этого округление губ при выговаривании лабиализованных звуков становится меньше. Подъем языка при таком широком растворе снижается.
  • Суженная артикуляция. Механизм действия противоположен описанному выше. Считается грубым дефектом.
  • Передняя артикуляция. Характерна для О, У. Происходит из-за того, что язык мало отведен назад вглубь рта. При этом кончик его находится близко от нижних резцов, спинка стоит комком.
  • Повышение голоса. Грубый дефект произношения У, И.
  • Ы-образное произношение, когда гласный звучит близко к Ы. Характерно для А, О, Э, И.

Существуют ошибки в произношении, характерные для конкретных звуков.

  • И звучит похожим на ЛЬ. В речи это будет выглядеть так: вместо писать – пльсать, вместо кидает – кльдает.
  • При выговаривании фонемы Э язык выглядывает изо рта и ложится на нижнюю губу.

Нормальная артикуляция гласных звуков

 Для нормальной артикуляции гласных присущи общие признаки: мягкое нёбо находится наверху и прижато к задней стенке глотки. 

У:

  1. Губы вытягиваются вперед трубочкой.
  2. Зубы верхнего и нижнего рядов не соприкасаются, они полностью закрыты губами.
  3. Корень язык отведен назад, вглубь ротовой полости. Спинка органа поднята высоко к нёбу.

О:

  1. Губы чуть-чуть вытянуты вперед и принимают округлую форму, но меньше, чем в случае с фонемой У.
  2. Зубы прикрыты губами.
  3. Язык отведен назад: задняя часть его спинки поднимается комком к мягкому небу.

А:

  1. Нижняя челюсть опущена, между резцами верхней и нижней челюсти сохраняется расстояние примерно в 2 пальца (1-1,5 см).
  2. Передние зубы немного видны.
  3. Язык широкий, плоский, находится у нижних зубов, кончик его касается нижних зубов, боковые края опущены к нижним жевательным зубам.

И:

  1. Рот растянут так, что напоминает улыбку.
  2. Зубы слегка обнажены.
  3. Язык смещается вперед и вверх.

Э:

  1. Рот растянут в улыбке, но раскрытие шире, чем при проговаривании фонемы И.
  2. Зубы обнажены.
  3. До нижних резцов дотрагивается кончик языка, верхних коренных зубов касаются его боковые стороны, спинка приподнята, приближена к твердому нёбу.

Ы:

  1. Губы свободно раскрыты.
  2. Есть зазор между резцами, который сколько шире, чем при проговаривании фонемы И.
  3. Кончик языка сильно отведен назад, а задняя часть органа поднята к нёбу, но не касается его.

Автоматизация звуков и внедрение в речь

Автоматизация предполагает доведение звука до автоматизма. Этот этап требует от 4 до 10 занятий. Рассмотрим основные способы постановки:

механический. Для занятий используются специальные логопедические инструменты;
по подражанию

Внимание ребенка акцентируется на расположении органов артикуляции, а также на применении зрительных и тактильно-вибрационных ощущений;
смешанный. Предполагает использование первых двух способов.            

После того, как ребенок начал уверенно произносить звуки, необходимо переходить к процессу автоматизации. Поставленный звук применяют в предложениях при произнесении стихов, скороговорок. Также применяются дидактические игры.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Вот занятие началось, все в порядок привелось, (сложить руки на парту)

Раз, два, три, четыре, пять, будем думать, отвечать! (выпрямить спину)

Соберите картинку и узнаете, над каким звуком мы будем работать сегодня. Собирают картинку шара.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: «Каждое наше занятие начинается с выполнения артикуляционной гимнастики. Презентация на слайде.

«Улыбка-трубочка».Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт до 5-10.

«Месим тесто». Давай покажем,как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, откройрот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ.

«Парус». Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык под-ними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повторить 2-3раза.

«Накажем непослушный язычок (самомассаж языка)». Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.

«Лопатка». Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживайте его в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык, закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.

«Качели». Рот откройте, улыбнитесь.Выполните следующие движения языком вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе 5—10 раз.

«Чашечка». Рот откройте, улыбнитесь.Язык высуньте и придайте ему форму ковша: боковые края и кончик подняты, средняя часть прогибается книзу. Удерживайте язык в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.

«Фокус». Удерживая язык в положении «Чашечка», подуйте на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторите упражнение 3—5 раз.

3. Работа над дыханием.

Логопед: Я приготовила вам картинку, но она спряталась. Давайте попробуем на нее подуть и посмотреть, что же там было нарисовано». (На картинке изображена змейка, ассоциирующаяся со звуком «ш»). Дети дуют, через трубочки на манку, где спряталась змейка.

4.«Поймай звук «ш»:

Логопед: «Кто получился на картинке? (Это змея). Молодцы! А давайте с ней поиграем. Все змейки издают такой звук: ш-ш-ш. Приготовьте свои ладошки и слушайте меня внимательно, если услышите песенку змейки ш-ш-ш, тогда хлопайте»

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА – ОСЁЛ

5. Постановка звука «ш»:

Логопед: «Давайте мы тоже с тобой попробуем пошипеть, как змейка. Открой «окошко», сделай «чашечку», спрячь ее за верхние зубы, губы округли и подуй (можно надавить на щеки). Воздушная струя должна быть теплой. Молодец!»

2. вариант. Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш» (картинка)

– Теперь произнеси звук «С», а затем подними язычок к нёбу и так же произнеси звук «С», чтобы пошел теплый воздух.

– Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш… .)

6. Пальчиковая гимнастика «Змейка»:

Логопед: «Змейка немного устала и хочет отдохнуть. Давайте и мы немного отдохнем»

Между кочек по тропинке (соединить ладони)

Проползает змейка Динка! (изображать движение змеи)

7. Автоматизация звука «ш» в открытых слогах:

Логопед: «Как поет змейка? (ш-ш-ш). Дети подходят по одному к экрану произносят звук «ш» непрерывно соединяя два звука в слог, получилось «ша», аналогично «шо», «ши», «ше», «шу».

Ш___А

Ш___О

Ш___И

Ш___Е

Ш___У

8. Автоматизация звука «ш» в начале слова. Логопед предлагает ребенку картинки, начинающиеся на звук «ш»: шуба, шипы, шина, шапка, шкаф.

9. Игра «Чего не стало?»

Логопед предлагает ребенку запомнить четыре картинки: шапку, шубу, шину, шею. Затем логопед убирает одну картинку, ребенок определяет, чего не стало. (Например, не стало шапки).

10. Игра «Сенсорная коробка».

В емкость (тазике) с песком спрятать игрушки со звуками Ш.

Обобщение:

Логопед: «С каким звуком мы сегодня играли? Кто к нам приходил на занятие? Какие слова со звуком «ш» вы запомнили?

Выводы

Дизартрия — это не просто невыговаривание некоторых звуков. И уж точно не стоит ждать, что ребенок с таким диагнозом «разговорится», как дочка соседей. Это речевое нарушение намного глубже и сложнее, но — не всегда приговор. Главное — не упустить время.

Вот почему закрывать глаза на проблему — огромная ошибка родителей. Конечно, принять тот факт, что у твоего чада какие-то нарушения, тяжело. Но сделать это необходимо именно во благо будущего своего малыша. Невылеченное же заболевание принесет взрослому человеку множество проблем в социальной жизни — начиная от общения и заканчивая работой.

Если выявить болезнь на ранней стадии развития, ее вполне можно вылечить. Комплексный подход к терапии дает хорошие результаты. Конечно, если нет грубых нарушений нервной системы.

Еще лучше, если удалось диагностировать болезнь, когда она еще не дала о себе знать, то есть до первых попыток малыша говорить. Такая ранняя коррекционная работа станет эффективной профилактикой.

Выводы

Таким образом, можно сделать такие выводы:

Функция слухового анализатора ребёнка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного.
Фонематический слух заключается в способности обобщать различные звучания в отдельные группы, объединять звуки, беря за основу одни существенные и игнорирующие другие, случайные признаки.
Процесс восприятия речи делится на две стадии: дофонемную и фонемную.
Н. Х. Швачкин выделяет 12 фонематических рядов по очерёдности формирования у детей.
Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки) самым сложным является фонематический анализ слов.
Практические представления о звуковом составе языка формируется на основе фонематического анализа и восприятия

В этом процессе существенную роль играют память и внимание.

Фонематический анализ и синтез играют важную роль в развитии речи у ребенка. Они позволяют ему различать и понимать звуки речи, а также производить их правильно при произнесении слов и предложений. Развитие этих навыков происходит постепенно и требует определенной поддержки и стимуляции со стороны родителей, педагогов и других заботящихся о ребенке взрослых.

Корчагина Лариса, учитель-логопед (Санкт-Петербург)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: