Семейное воспитание детей со сложными и множественными нарушениями

Каково быть мамой ребёнка с особенностями развития: «их нужно любить, а не стесняться»

Причины сложных нарушений в развитии у детей

Нарушения в развитии могут иметь разные причины – биологические или социально-психологические. К биологическим причинам относят глубокую недоношенность, патологии беременности и родов, инфекции, перенесенные как в утробе матери, так и после рождения, наследственные заболевания. Наиболее опасны для плода перенесенные во время беременности краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус, грипп, корь, туберкулез, сифилис. После рождения к тяжелым поражениям могут привести нейроинфекции – менингит и менингоэнцефалит, а также осложненная корь, скарлатина и тяжелый грипп.

К социально-психологичеким причинам появления сложных нарушений относятся плохой уход, отсутствие эмоциональных контактов с близкими людьми, равнодушие и жестокость взрослых, лишение детей необходимых сенсорных и психических факторов развития и так далее.

К причинам врожденных сложных нарушений в развитии в последнее время все чаще относят хромосомные болезни. Многие дети с хромосомными болезнями погибают в утробе матери и при родах, большинство оставшихся умирают в течение первых месяцев или лет после рождения из-за низкой жизнеспособности. Среди хромосомных болезней лидируют синдром Дауна, синдром Маршалла, синдром Вильдерванка, CHARGE синдром, болезнь Норри и другие.

Единичное нарушение, Сложное, или множественное, нарушение

До сих пор в нашей стране не существует официального определения сложного нарушения как особого вида детской и взрослой инвалидности. Инвалидность до сих пор определяется по одному, наиболее выраженному нарушению.

Термин «сложное нарушение развития» не дает представления о картине конкретных нарушений, он лишь обозначает проблему. Для правильного построения коррекционной работы специалистам необходимо выяснить, каким образом и насколько сильно нарушена та или иная функция, по каким причинам и когда возникли эти нарушения.

С медицинской точки зрения важно установить природу заболевания, которое вызвало имеющиеся нарушения, — генетическую или внешнюю (инфекции, травмы, интоксикации и т. п.), а также определить характер течения заболевания (острое, хроническое, прогрессирующее, непрогрессирующее) и связанные с этим лечение и прогноз

С психолого-педагогической точки зрения важно:

  • описать сложный дефект как сочетание нескольких нарушений разных функций, неодинаково выраженных, определить степень нарушения каждой, выделить ведущий дефект, оказывающий наибольшее влияние на развитие ребенка;
  • уточнить время возникновения нарушений — врожденные или приобретенные в определенном возрасте (одновременно или в разное время).

Это важно, поскольку степень знакомства ребенка с предметным миром, уровень овладения словесной речью, мышлением, которые были достигнуты ребенком к моменту заболевания, имеют большое значение для его будущего развития. Например, при возникновении слепоглухоты в том возрасте, когда ребенок уже овладел речью в той или иной мере и имел нормальный сенсорный опыт, легче идет формирование речи и представлений об окружающем мире

Однако чем позднее наступает тяжелое нарушение зрения и слуха, тем более сложные психологические проблемы возникают у ребенка в связи с перестройкой ориентировки в окружающем мире и становлением средств общения.

В связи с этим выделяют:

  • врожденный и ранний сложный дефект;
  • сложное нарушение, проявившееся или приобретенное в дошкольном возрасте;
  • нарушение, приобретенное в подростковом возрасте, в зрелом возрасте и в старческом возрасте.

При всем многообразии сложных нарушений развития можно выделить две основные категории детей по сложности адаптации к окружающему миру — это дети с потенциально сохранными возможностями интеллектуального и личностного развития и дети с выраженным отставанием в умственном развитии (при глубоких поражениях ЦНС).

4 стр., 1833 слов

«Ранний возраст, социальная ситуация развития» статья

… ребенка. 1. Социальная ситуация развития в раннем возрасте. Анализ социальной ситуации развития показал, что она характерна для любого возрастного периода, в том числе и в раннего возраста. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в …

Дети, способные к самостоятельной, активной, осмысленной деятельности, и дети, нуждающиеся в постоянном побуждении и руководстве в деятельности, а также полном или частичном обслуживании со стороны окружающих. Дети каждой из групп требуют своеобразных педагогических подходов, но одинаково нуждаются в любви и понимании со стороны взрослых.

Знание всех особенностей состояния ребенка дает возможность адекватно оказывать лечебную и коррекционно-педагогическую помощь, поэтому так важно установить полный диагноз

Что представляют собой сложные нарушения в развитии

Нарушения в развитии детей подразделяются на единичные (изолированные) и множественные (сложные). Единичными называют нарушения одной из систем организма, например, слуха или зрения. Множественные или сложные нарушения в развитии у детей – это повреждение двух и более систем организма, например, слепоглухота, слепота в сочетании с нарушением речи, умственная отсталость вкупе с нарушением слуха и так далее. При этом в нашей стране инвалидность определяется по наиболее выраженному нарушению.

Как правило, у таких детей доминирующее поражение одного органа или функции выявляется еще в роддоме, а второй и даже третий дефект обнаруживаются намного позже из-за трудностей диагностики. К примеру, у ребенка с врожденной глухотой только со временем появляется отставание в развитии речи, или при врожденном нарушении движений могут оказаться упущенными нарушения зрения или слуха, особенно если нарушения являются следствием прогрессирования заболевания.

Методы обследования

Дети со сложными отклонениями в развитии имеют ограниченное мировоззрение. При острых инфекционных заболеваниях симптомы поражения проявляются одновременно; при наследственных заболеваниях сенсорные нарушения могут проявляться постепенно в течение нескольких месяцев или лет.
Если нарушения обнаруживаются и своевременно исправляются, вы можете помочь своему ребенку приспособиться к этому миру, максимально использовать остатки зрения и слуха и компенсировать задержку в развитии. Поэтому комплексные обследования следует проводить как можно раньше.
Комплексное обследование сложных заболеваний включает медицинскую и психолого-педагогическую диагностику. В ходе медицинского обследования педиатр, невропатолог, офтальмолог, отоларинголог, генетик, психиатр и представители других медицинских специальностей должны провести серию анализов и определить характер нарушений физической и нервной системы.
Наиболее тщательно исследуются слух и зрение. Во время нейрофизиологических исследований выполняются тесты ЭЭГ и вызванных потенциалов ствола и коры головного мозга, которые позволяют оценить нарушения и повреждение центральной нервной системы. Поскольку в раннем возрасте дети развиваются особенно бурно, с помощью врачей, педагогов и психологов нарушения можно серьезно компенсировать.
Следует помнить, что степень активности детей со сложными отклонениями в развитии зависит от образа жизни, который создают для них взрослые и их окружение. Если здоровый ребенок легко получает информацию об окружающем мире и изучает его, то при сложном поражении органов восприятия необходимо приложить серьезные усилия для адаптации к этому миру. И это намного сложнее детям, чьи умственные способности сильно нарушены

Тактильные ощущения часто являются первичным восприятием этих детей.
Поэтому в реабилитационной педагогике большое внимание уделяется практическим упражнениям и наглядным примерам. И лучшее, что могут дать родители одновременно, — это эмоциональный и физический контакт: объятия, укачивание и так далее

Детям со сложными отклонениями в развитии необходимы грамотная семья и специальное образование. Если ребенка окружает атмосфера любви и заботы, педагоги смогут добиться больших успехов.

Причины сложных нарушений в развитии у детей

Нарушения в развитии могут иметь разные причины – биологические или социально-психологические. К биологическим причинам относят глубокую недоношенность, патологии беременности и родов, инфекции, перенесенные как в утробе матери, так и после рождения, наследственные заболевания. Наиболее опасны для плода перенесенные во время беременности краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус, грипп, корь, туберкулез, сифилис. После рождения к тяжелым поражениям могут привести нейроинфекции – менингит и менингоэнцефалит, а также осложненная корь, скарлатина и тяжелый грипп.

К социально-психологичеким причинам появления сложных нарушений относятся плохой уход, отсутствие эмоциональных контактов с близкими людьми, равнодушие и жестокость взрослых, лишение детей необходимых сенсорных и психических факторов развития и так далее.

К причинам врожденных сложных нарушений в развитии в последнее время все чаще относят хромосомные болезни. Многие дети с хромосомными болезнями погибают в утробе матери и при родах, большинство оставшихся умирают в течение первых месяцев или лет после рождения из-за низкой жизнеспособности. Среди хромосомных болезней лидируют синдром Дауна, синдром Маршалла, синдром Вильдерванка, CHARGE синдром, болезнь Норри и другие.

Слайд 23Поведение ребенка можно охарактеризовать следующим образом:1) большую часть времени проводит, передвигаясь

по квартире и действуя с предметами;2) действует с предметами не только однотипно (облизывает, машет перед глазами, стучит по столу, бросает), но и с учетом физических свойств предметов (выбирает наиболее яркие и блестящие предметы и действует с ними рядом с источником света, может поставить прямоугольные предметы один на другой, покатать круглые предметы, прикладывает к уху звучащие игрушки, надевает предметы с отверстием на руку или палец и т.д.);3) особенно ласков с матерью, узнает и тянется к отцу, бабушке, дедушке и другим близким;4) с удовольствием участвует в занятиях и играх со взрослыми;5) в свободное время предпочитает действовать с одним-двумя любимыми предметами.

Что представляют собой сложные нарушения в развитии

Нарушения в развитии детей подразделяются на единичные (изолированные) и множественные (сложные). Единичными называют нарушения одной из систем организма, например, слуха или зрения. Множественные или сложные нарушения в развитии у детей – это повреждение двух и более систем организма, например, слепоглухота, слепота в сочетании с нарушением речи, умственная отсталость вкупе с нарушением слуха и так далее. При этом в нашей стране инвалидность определяется по наиболее выраженному нарушению.

Как правило, у таких детей доминирующее поражение одного органа или функции выявляется еще в роддоме, а второй и даже третий дефект обнаруживаются намного позже из-за трудностей диагностики. К примеру, у ребенка с врожденной глухотой только со временем появляется отставание в развитии речи, или при врожденном нарушении движений могут оказаться упущенными нарушения зрения или слуха, особенно если нарушения являются следствием прогрессирования заболевания.

Литература:

//URL: https://psychoexpert.ru/referat/psihologicheskaya-pomosch-detyam-so-slojnyimi-defektami/

1. Басилова Т.А. Условия формирования первоначальных жестов у слепоглухонемого ребенка //Дефектология. — 1987. — №1.

2. Бертынь Г.П. Этиологическая классификация слепоглухоты.Дефектология.— 1985.—№5.

3. Балюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов / Дефектология. — 1989.

4. Ван Дайк Ян. Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей //Дефектология. — 1992.

6 стр., 2971 слов

Дефектология как область научного познания

… работы в дефектологии. 1. ДЕФЕКТОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ дефектология педагогический воспитательный обучение Дефектология относится к педагогическим наукам и изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения. Предметом исследования дефектологии как отрасли научного познания являются дети с …

5. Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха.Дефектология. — 1995. — № 4.

6. Мареева Р.А. Проект программы обучения и воспитания слепоглухонемых учащихся дошкольных групп, подготовительного, 1, II классов. — М., 1982.

7. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. — М., 1974.

8. Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами 11 Дефектология. — 1973. — №3.

9. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей // дефектология. — 1989. — №2.

10. Основы ортопедагогики / Под общ. науч. ред. Э. Брукарта. — Бельгия (на русском языке), 1999.

Есть ли перспективы

Для родителей особенного ребенка важно знать, что они не единственные, кто пережил нелегкий опыт. Другие отцы и матери, которых постигла подобная беда, и которые смогли найти силы и время для грамотной адаптации своих малышей, могли бы стать лучшим примером и поддержкой, чем целый штат опытных психологов

Существует много семей, в которых воспитывались дети со сложными нарушениями в развитии, и некоторые из таких родителей впоследствии становились авторами книг и статей, в которых делились своими переживаниями и опытом решения проблем. К примеру, таковыми являются работы Нормана Брауна, сын которого после краснухи перенесенной в утробе матери родился с глубокими нарушениями слуха и зрения. Из отечественных авторов проблему освещают Татьяна Басилова и Надежда Александрова.

Важно помнить, что каждый ребенок подвержен обучению в той или иной степени с учетом его уникальных возможностей. Результат при этом во многом будет зависеть от любви, понимания, а также своевременной помощи родителей и тех, кто его окружает

Определение понятия нарушения дефекты развития

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Когда в семье рождаются дети со сложными нарушениями развития, жизнь делится на «до» и «после».

Статья:

Когда в семье рождаются дети со сложными нарушениями развития, жизнь делится на «до» и «после». И если родители не отказались от ребенка, то им предстоит осознание того, что у их малыша будет не одно, а несколько нарушений. Одни родители после этого стараются найти лучших врачей, обеспечить своим малышам особенное лечение, выезжают за рубеж, идут на многие жертвы и усилия, но могут со временем обнаружить, что результат слишком незначителен. Другие родители просто принимают ребенка со всеми его недугами и радуются каждому его самостоятельному шагу, наблюдая за ним с любовью. И это порой дает большие результаты, чем месяцы, проведенные в зарубежных клиниках.

Методы обследования

Дети со сложными нарушениями развития ограничены в восприятии мира. При острых инфекционных заболеваниях признаки поражения проявляются одновременно, при наследственных заболеваниях сенсорные нарушения могут проявляться постепенно в течение нескольких месяцев или лет. Если обнаружить и скорректировать нарушения своевременно, то можно помочь ребенку адаптироваться к этому миру, максимально использовать остатки зрения, слуха, компенсировать отставание в развитии. Поэтому комплексные обследования должны проводиться как можно раньше.

Комплексное обследование сложных нарушений включает медицинскую и психолого-педагогическую диагностику. При медицинском обследовании педиатр, невропатолог, офтальмолог, отоларинголог, генетик, психиатр и представители других медицинских специальностей должны провести ряд исследований и установить характер нарушений физического здоровья и нервной системы. Наиболее тщательно при этом обследуются слух и зрение. При нейрофизиологическом обследовании проводится ЭЭГ и исследования методом стволовых и корковых вызванных потенциалов, которые позволяют судить о нарушениях и поражениях ЦНС.

Поскольку в раннем возрасте дети развиваются особенно интенсивно, то с помощью медиков, педагогов и психологов можно серьезно компенсировать нарушения. Следует помнить, что степень активности детей со сложными нарушениями развития зависит от их образа жизни, которые создают им взрослые и окружение. Если здоровый ребенок легко получает сведения об окружающем мире и исследует его, то при сложном поражении органов восприятия для адаптации в этом мире нужно приложить серьезные усилия. И детям, умственные способности которых серьезно пострадали, сделать это намного сложнее.

Зачастую главным способом восприятия для таких детей являются тактильные ощущения

Поэтому в коррекционной педагогике большое внимание отводится практическим занятиям и наглядным примерам. А лучшее, что могут при этом дать родители – это эмоциональный и физический контакт: объятия, укачивания, и так далее

Дети со сложными нарушениями развития нуждаются в грамотном семейном воспитании и специальном обучении. Если ребенок окружен атмосферой любви и заботы, то и педагоги смогут добиться серьезных успехов.

Слайд 73) Психосоматический типданный тип является самым распространенным среди родителей, воспитывающих

детей с дефектами развития.присутствуют черты, как первой, так и второй

группы. эмоционально более подвижны, чем представители других групп.характерны более частые смены настроения. могут проявляться авторитарные черты характера. скрывают проблемы с ребенком от окружающих. все переживания носят в себе, ведут себя иногда замкнуто. как и авторитарные, стремятся к поиску лучших специалистов для помощи своему ребенку. в некоторых случаях они сами становятся достойными помощниками для своего ребенка, активно участвуют в его жизни: повышают свой образовательный уровень, принимают участие в деятельности образовательных учреждений своего ребенка, а также некоторые меняют профессию в соответствии с потребностями и проблемами «особого» ребенка.

Есть ли перспективы

Для родителей особенного ребенка важно знать, что они не единственные, кто пережил нелегкий опыт. Другие отцы и матери, которых постигла подобная беда, и которые смогли найти силы и время для грамотной адаптации своих малышей, могли бы стать лучшим примером и поддержкой, чем целый штат опытных психологов

Существует много семей, в которых воспитывались дети со сложными нарушениями в развитии, и некоторые из таких родителей впоследствии становились авторами книг и статей, в которых делились своими переживаниями и опытом решения проблем. К примеру, таковыми являются работы Нормана Брауна, сын которого после краснухи перенесенной в утробе матери родился с глубокими нарушениями слуха и зрения. Из отечественных авторов проблему освещают Татьяна Басилова и Надежда Александрова.

Важно помнить, что каждый ребенок подвержен обучению в той или иной степени с учетом его уникальных возможностей. Результат при этом во многом будет зависеть от любви, понимания, а также своевременной помощи родителей и тех, кто его окружает

Вирус краснухи

цитомегаловирусная инфекция

токсоплазмозом, сифилисом и пр.

Такие постнатальные заболевания, как корь или скарлатина, тяжелый грипп или нейроинфекции, перенесенные в детском возрасте, также могут привести к сложному нарушению развития у ребенка. К сложному нарушению зрения и слуха с возрастом может привести тяжелый диабет и ряд других соматических заболеваний .

В последние годы специалисты отмечают рост числа детей с врожденными нарушениями зрения и слуха, появившихся на свет глубоко недоношенными и спасенными благодаря достижениям современной медицины. Как следствие глубокой недоношенности у таких детей могут наблюдаться нарушения слуха и зрения. Иногда к би-сенсорному дефекту добавляется ДЦП или другие нарушения. Иногда глубокая недоношенность является следствием внутриутробно перенесенных инфекционных заболеваний. Но в большинстве случаев причины глубокой недоношенности остаются пока неизвестными.

CHARGE-ассоциацию

Знание причин и особенностей заболеваний, которые могут привести к сложному нарушению развития у ребенка, может существенно помочь в диагностике этих нарушений, в выделении новорожденных детей группы риска и внимательному наблюдению за их развитием.

Возраст 0-3 года, психологические проблемы развития

Задержки психического и речевого развития (ЗПР, ЗПРР, ЗРР), “странная речь” 

Темпы развития речи у детей очень вариабельны. Однако, если к 3 годам ребенок говорит лишь отдельные слова, недостаточно понимает обращенную речь, — это может говорить о задержке речевого развития, которая при своевременно начатой работе специалистов должна компенсироваться. Если отставание в речи сочетается и с некоторым отставанием в уровне умений и навыков в неречевых заданиях (не может собрать пирамидку, разложить по цветам карандаши и т.д.), — говорят о задержке психоречевого развития. Диагноз задержки ставит детский психиатр, он же при необходимости назначает стимулирующее развитие лечение, а коррекционную работу проводят педагоги — логопеды и дефектологи. Иногда бывает так, что ребенок говорит, но его речь отличается от обычной: например, он может только воспроизвести услышанное ранее (цитату из мультфильма или вопрос взрослого), но не может построить собственное активное высказывание. Такие повторы — эхолалии, — могут быть промежуточным этапом развития речи в норме, но если они существуют длительно — это повод обратиться за помощью.

Отсутствие речи к 3 годам 

Если ребенок к 3-м годам не говорит, нужно обратиться за помощью: к детскому психиатру для диагностики причин задержки речи и, при необходимости, лечения, а в дальнейшем начинать коррекционную работу с логопедом и дефектологом. Бывает, что ребенок говорит как будто на «своём» языке: слышатся интонации, но понять его невозможно. Проконсультируйтесь со специалистом. Диагноз полного отсутствия речи — алалии, — требует интенсивной коррекционной работы.

Страхи у ребенка до трех лет 

Страхи — обычное явление детского возраста. Настораживать должна их интенсивность (например, боится собак настолько, что вообще не выходит на улицу), необычность фабулы страха (боится щели за дверью, огонька пожарной сигнализации, мужчин с усами на улице). Некоторые дети боятся громких звуков, особенно — бытовых приборов, другие выбегают из комнаты при виде пугающего персонажа мультфильма. Обычный страх темноты может свидетельствовать о нарушениях, если при этом ребенок указывает на что-то, чего нет («вон медузы на потолке») или смотрит в определенное место так пристально, как будто что-то видит. Конечно, об обычности и необычности страха мы судим с большой долей субъективности. Врач поможет развеять вашу тревогу и прояснить характер переживаний ребенка. Отдельную разновидность тревоги детского возраста представляет собой страх разлуки с близким человеком: ребенок не отпускает от себя мать, отказывается заходить в группу детского сада без матери, долго не успокаивается в ее отсутствии. Часто такой симбиоз — нормальный этап развития, но если он затягивается и дезадаптирует ребенка — обратитесь за консультацией.

Агрессивность, возбудимость.
А если, наоборот, ребенок слишком бесстрашен, конфликтен, легко дает гневливые реакции: кричит, валится на пол («закатывает истерики»), разбрасывает игрушки и предметы, бьет и кусает детей и взрослых? Такое поведение часто свидетельствует о сильном (стеническом) темпераменте и о возбудимых или демонстративных чертах характера. Возможно, эти черты потом помогут ему развить актерское дарование и лидерские наклонности, но, если Вы не справляетесь или под угрозой ваше пребывание в детском коллективе, — обратитесь за помощью. Особенно должна настораживать аутоагрессия, когда ребенок бьет или кусает сам себя.

Нарушения привязанности и симптомы аутизма

Недостаточная потребность в контактах, отсутствие эмоциональной привязанности, “странное поведение” (ребенок не такой, как все) Иногда родителям сложно сформулировать, что не так в поведении ребенка. Например, он сидит в песочнице с другими детьми, но не обращает на них внимания, а занят задумчивым пересыпанием песка. Он может встать, оперевшись на другого ребенка, как на неодушевленный предмет, или подвинуть его с дороги, не обратив внимания на его реакцию. Он подолгу перебирает любимые предметы или выстраивает из них ряды, но не обращает внимания на приход или зов матери. Когда ему что-то нужно, он тянет вашу руку в нужном направлении, но не пытается обратиться к вам или поймать ваш взгляд. Он как будто существует в каком-то «своём» мире. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем лучше будут результаты коррекционных мероприятий даже в случае серьёзных нарушений развития.

Слайд 22Если развитие такого ребенка идет нормально, то к концу второго —

началу третьего года жизни он должен овладеть следующими умениями:1) самостоятельно и уверенно ходить;2) держать ложку во время еды (взрослый только направляет ее движение);3) держать чашку за ручку и пить из нее;4) участвовать в процессе раздевания (снимать штанишки, носки, обувь, шапку);5) проявлять активность при одевании (протягивать руки в рукава, наклонять голову при одевании майки или платья, подтягивать колготки и штаны, уже надетые взрослым на ноги);6) знать свое место за столом во время еды;7) хорошо ориентироваться в помещениях квартиры и на прогулке;8) спокойно садиться на горшок, когда этого хочет взрослый; иногда садиться самому;9) бегать, прыгать, залезать на стулья и диван;10) уметь зажигать и гасить настольную лампу, включать свет;11) различать близких и чужих людей (настораживаться на руках у незнакомого человека).

Что представляют собой сложные нарушения в развитии

Нарушения в развитии детей подразделяются на единичные (изолированные) и множественные (сложные). Единичными называют нарушения одной из систем организма, например, слуха или зрения. Множественные или сложные нарушения в развитии у детей – это повреждение двух и более систем организма, например, слепоглухота, слепота в сочетании с нарушением речи, умственная отсталость вкупе с нарушением слуха и так далее. При этом в нашей стране инвалидность определяется по наиболее выраженному нарушению.

Как правило, у таких детей доминирующее поражение одного органа или функции выявляется еще в роддоме, а второй и даже третий дефект обнаруживаются намного позже из-за трудностей диагностики. К примеру, у ребенка с врожденной глухотой только со временем появляется отставание в развитии речи, или при врожденном нарушении движений могут оказаться упущенными нарушения зрения или слуха, особенно если нарушения являются следствием прогрессирования заболевания.

Слайд 20Методы и методики для сенсорного развития детей со сложными нарушениями развития

Зонтик. Взрослый достает яркий зонтик и раскрывает его над головой ребенка, вместе с ребенком вертит зонтик. Как только замечает малейшие признаки угасания интереса к этому предмету — складывает и убирает зонтик. Фонарик. Учить ребенка ходить за световым зайчиком в затемненной комнате, уметь держать фонарик самому, включать его и выключать. Платок. Расправлять с помощью взрослого большой цветной платок или кусок ткани и накидывать на лицо ребенка, снимать и снова накидывать. Как правило, дети делают это с большим удовольствием. Барабан. Вместе со взрослым стучать по барабану палочкой. Оборачиваться на звук барабана. Колокольчик. Учить ребенка звонить в колокольчик около уха. Оборачиваться на звук колокольчика.

Причины сложных нарушений в развитии у детей

Нарушения в развитии могут иметь разные причины – биологические или социально-психологические. К биологическим причинам относят глубокую недоношенность, патологии беременности и родов, инфекции, перенесенные как в утробе матери, так и после рождения, наследственные заболевания. Наиболее опасны для плода перенесенные во время беременности краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус, грипп, корь, туберкулез, сифилис. После рождения к тяжелым поражениям могут привести нейроинфекции – менингит и менингоэнцефалит, а также осложненная корь, скарлатина и тяжелый грипп.

К социально-психологичеким причинам появления сложных нарушений относятся плохой уход, отсутствие эмоциональных контактов с близкими людьми, равнодушие и жестокость взрослых, лишение детей необходимых сенсорных и психических факторов развития и так далее.

К причинам врожденных сложных нарушений в развитии в последнее время все чаще относят хромосомные болезни. Многие дети с хромосомными болезнями погибают в утробе матери и при родах, большинство оставшихся умирают в течение первых месяцев или лет после рождения из-за низкой жизнеспособности. Среди хромосомных болезней лидируют синдром Дауна, синдром Маршалла, синдром Вильдерванка, CHARGE синдром, болезнь Норри и другие.

Распространенность сложных нарушений

По данным ряда исследований и наблюдениям опытных дефектологов — практиков, дети с множественными нарушениями сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы составляют в среднем до 40% контингента специальных образовательных учреждений.

В середине 80-х годов М. Г. Блюминой была сделана попытка определить теоретически ожидаемую распространенность некоторых видов сложного дефекта (умственной отсталости с дефектами слуха; умственной отсталости с дефектами зрения; нарушений зрения и слуха). Согласно ее расчетам, распространенность сочетанных нарушений слуха и интеллекта должна быть примерно 1 : 10 000, нарушений зрения и интеллекта — 1 : 2000, двойного сенсорного дефекта — 1 : 30 000. По зарубежным данным, более 40% детей, которые имеют двигательные и интеллектуальные нарушения, страдают и нарушениями зрения.

И, наоборот, не менее 5060% детей со зрительными нарушениями имеют и другие дополнительные дефекты. Примерно 5% детей с выраженными нарушениями зрения имеют и нарушения слуха разной степени. 50% детей с ДЦП имеют зрительные трудности. 30% детей с выраженными нарушениями слуха также можно отнести к группе детей со сложными или множественными нарушениями. Здесь же авторы, ссылаясь на американских специалистов, предполагают, что в России должно быть не менее 5800 слепоглухих в возрасте от 0 до 21 года. При этом нужно помнить, что единственный в РФ детский дом для слепоглухих в г. Сергиевом Посаде рассчитан на 100 детей и 100 взрослых.

Н. Н. Малофеев (2011) приводит статистику, отражающую число специальных (коррекционных) образовательных учреждений (1866) и количество детей (210 842), обучающихся в этих учреждениях в России на начало 2008—2009 уч. года. Автор отмечает, что в системе специального образования имеют место школы (18) индивидуального обучения на дому детей-инвалидов, число которых составляет — 2498 человек. Однако следует отметить, что о детях со сложными нарушениями развития статистические данные автором не приводятся, что свидетельствует об отсутствии информации о распространенности данной категории детей в РФ.

Н.Н. Малофеев также отмечает, что в 2008-2009 уч. году 44,7 тыс. детей получили образовательные услуги на дому. Эти данные в свою очередь свидетельствуют о том, что многие дети с тяжелыми и множественными нарушениями не в состоянии обучаться в образовательных учреждениях и нуждаются в особом подходе к их обучению и воспитанию.

Принимая во внимание мнение многих специалистов в области специального образования, можно сказать, что на сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества детей со сложными нарушениями развития во всех странах мира, в том числе и в России. Следует отметить, что распространенность умственной отсталости среди неслыщащих и слабослышащих, по данным В

Г. Петровой и И. В. Беляковой (1998, 2002), составляет примерно 10%, среди невидящих и слабовидящих — около 20%

Следует отметить, что распространенность умственной отсталости среди неслыщащих и слабослышащих, по данным В. Г. Петровой и И. В. Беляковой (1998, 2002), составляет примерно 10%, среди невидящих и слабовидящих — около 20%.

В ряде случаев умственная отсталость сочетается с нарушением опорно-двигательной системы, аутизмом. Анализ, проведенный в Санкт-Петербурге Ассоциацией родителей детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, показал, что среди этих детей 30% имеют частичные отклонения в развитии интеллекта и 10% — грубые нарушения интеллекта.

Т. А. Басилова, Н. А. Александрова (2008) справедливо отмечают, что название «сложное нарушение развития» не дает представления о картине нарушений, а лишь обозначает проблему

Для коррекционно-педагогического воздействия на ребенка важно знание всех его особенностей состояния и развития. В связи с этим предлагаем ознакомиться с некоторыми существующими классификациями бисенсорных и множественных нарушений

Слайд 10Очень часто дети с врожденными нарушениями зрения и слуха выглядят пассивными,

равнодушными, никак не реагируют на происходящее вокруг них или их реакция связана только с их физическим состоянием

Важно попытаться преодолеть эту пассивность. Хорошо, если ребенок успокаивается при укачивании на руках у матери и плачет, когда его кладут в кроватку

Лаская ребенка, спокойно лежащего на коленях, мама должна особенно внимательно отнестись к тем своим действиям, которые особенно приятны ребенку, и повторять их снова и снова

Можно попробовать не только целовать и гладить ребенка, но дуть ему в рот, осторожно тянуть за ручки и ножки, щекотать. Замечательно, если ваш ребенок начнет привыкать к этим вашим действиям и ждать их каждый раз, очутившись у вас на коленях, выражать плачем недовольство, если вы не совершаете понравившихся ему действий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: