Задачи занятий
Сенсорное развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:
- учит ощущать окружающий мир через все органы чувств;
- формирует систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;
- учит исследовать окружающий мир;
- формирует систему сенсорных шаблонов;
- учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации.
Ребенок познает окружавший мир через ощущения. Поэтому умение воспринимать все каналы информации, не ограничивать собственные чувства и правильно их интерпретировать пригодится детям для развития. Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию окружающего мира.
Обратите внимание! Также без сенсорного развития не получится научить ребенка понимать искусство и находить в нем красоту
Пример дидактических игр
Сенсорное развитие детей через дидактические игры
Дидактические игры помогают формировать и закреплять представления о внешних характеристиках объектов, материалов и явлений. Дошкольники глубже знакомятся с такими параметрами как форма, величина, цвет, пространственное положение, вкус, запах, текстура, а также с возможностью изменений и преобразований исследуемого предмета с течением времени.
Помимо совершенствования зрительного, вкусового, тактильного, слухового восприятия, дидактические сенсорные игры способствуют улучшению мелкой моторики
У ребенка с высоким развитием моторных функций рук лучше развиты отделы мозга, отвечающие за память, умение логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание. Развитие моторики положительно влияет на интеллектуальные и речевые способности, психическое состояние
Скачать картинку
Сенсорное развития — одно из важнейших направлений занятий в дошкольных учреждениях. Такие игры не только показывают высокую эффективность, но и вызывают у дошкольников интерес, желание заниматься. Ведь маленькие дети с удовольствием возятся с разными предметами, изучают их, сжимают в руках, трясут, нюхают, делятся впечатлениями. Изучение нового вызывает у дошколят бурю восторга, это положительно влияет на усвоение и закрепление информации.
Когда ребенок, придя в школу, не понимает признаки предметов, не имеет представления о форме, пропорциональности, расцветке, временных и пространственных изменениях, то можно говорить о задержке развития. У такого ребенка процесс обучения сопровождается серьезными проблемами. Школьник демонстрирует неловкость, несобранность, тугодумие. Он плохо пишет, рисует, конструирует, работа с канцелярскими принадлежностями и материалами для декоративно-прикладного творчества вызывает у него затруднения.
Можно ли индивидуализировать задания
Сенсорные занятия должны состоять из нескольких блоков, что позволит обеспечить всестороннее развитие навыков восприятия. Это уже противоречит явлению индивидуализации заданий.
Не каждый воспитатель сможет точно определить сенсорные возможности ребёнка. Индивидуализируя задания, то есть занимая каждого ребёнка в группе отдельно согласно его способностям, есть большой риск одностороннего развития в рамках этого направления. Именно поэтому воспитателям рекомендуется заниматься в группах, где коммуникативная, трудовая и игровая виды деятельности будут более продуктивны.
Однако можно организовать занятие таким образом, чтобы дети вначале получали разные задания, а после менялись ими друг с другом. Появляется возможность взаимопомощи, ребёнок выполняет разные виды деятельности.
При групповых сенсорных занятиях появляется возможность общения между детьми, взаимопомощи, совместной деятельности
Формирующая среда и игровые методы
Согласно Р.А. Курашовой, можно выделить предметную развивающую среду, являющуюся одним из условий развития сенсорных эталонов у дошкольников.
Сегодня по мере совершенствования системы воспитания, по мере того, как внедряются принципы гуманизации процесса образования, большое значение придается созданию формирующей среды.
Среда, которая включает в себя окружения ребенка, состоит из семьи, ближайшего окружения и социальной среды. Среда может как активизировать, так и сдерживать развитие ребенка. Но она не может не влиять не его развитие вообще.
Развивающая предметная среда – это комплекс объектов материального мира, с которыми ребенок взаимодействует. Она позволяет моделировать содержание физического и духовного облика ребенка.
Чтобы дидактические игры давали результат, нужно следовать общедидактическим принципам в их организации.
Например, нужно придерживаться принципа последовательности и систематичности, которые проявляются в том, что система знаний должна передаваться детям в логической последовательности с учетом познавательных возможностей учащихся. Еще один принцип – это принцип обучения. Он подразумевает организацию процесса из нескольких шагов. Он приносит больше результатов, если делать меньше перерывов, не нарушать последовательность и не допускать неуправляемых моментов.
Исходя из всего этого, дидактические игры должны проводиться последовательно от простых к сложным.
Согласно В.Н. Аванесовой, во время занятий, которые основываются на прямом воздействии взрослых на обучающего, невозможно осуществить все зачади по сенсорному воспитанию: большую роль по-прежнему играют дидактические игры.
Исследовательница считает, что в некоторых случаях игры являются определенной игровой формой проведения занятий. Их можно организовать со всеми дошкольниками во время занятий. В других же случаях игры нужно использовать в повседневной жизни, когда ребенок играет самостоятельно.
игр по сенсорике для детей 2-3 лет
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
по сенсорному воспитанию
детей раннего и младшего дошкольного
возраста.
Дидактические игры на развитие
тактильных ощущений:
Чудесный мешочек,
Определи на ощупь, (найти предметы
различающиеся по одному признаку)
Платочек для куклы, (определение
предметов по фактуре материала, в данном
случае определение типа ткани)
Узнай фигуру, (предлагается на ощупь
достать из мешочка предложенную фигуру)
Найди пару, (предлагается ребенку на
ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игры и упражнения для
закрепления понятия формы.
Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с
изображением предметов, по форме похожих
на заданную форму)
Из каких фигур состоит …?, (нужно по
рисунку определить, из каких геометрических
фигур состоит предмет и сколько их)
Найди предмет такой же формы, (учить
выделять форму в конкретных предметах
окружающей обстановки)
Какая фигура лишняя?,(определение
лишней фигуры в ряду из четырех
геометрических фигур, предложить
объяснить принцип исключения)
Дидактические игры и упражнения на
закрепления понятия величины.
Сравни предметы по высоте,
Самая длинная, самая короткая,(предложить
разложить разноцветные ленты по длине,
от самой короткой до самой длинной, как
вариант можно предложить сравнить
ленты по нескольким признакам)
Разноцветные кружки,(предложить
положить кружки (либо другую геометрическую
фигуру) начиная от самого большого, так
чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
В какую коробку?,(распределить пять
видов игрушек разных размеров по пяти
разным коробкам в зависимости от размера)
Дидактические игры и упражнения на
закрепление цвета.
Какого цвета не стало?,
Какого цвета предмет?,(предложить
подобрать необходимый цвет для предмета)
Собери гирлянду,(предложить по памяти
собрать гирлянду из разноцветных
кружков в соответствии с образцом)
Какие цвета использованы?,(показывая
изображение предметов одного цвета и
его оттенков, учить называть и различать
два оттенка одного цвета, упражнять в
употреблении слов, обозначающих цветовые
оттенки)
Уточним цвет,(учить различать и
называть близкие цвета)
Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет
Занятие по сенсорике в 1 младшей группе по ФГОС проводится, чтобы научить детей базовым цветам, формам и размерам.
«Домик для пуговки»
Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.
Материалы: круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.
Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.
«Цветное поле»
Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.
Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.
Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.
«Воздушные шарики»
Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.
Материалы: несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.
Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.
«Что это за фигура»
Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг.
Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.
Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.
«Спрячься от дождя»
Материалы: по 4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.
Ход: преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное место.
Важно! Преподаватель — активный участник каждой игры. В отличие от остальных занятий, тут ему нельзя наблюдать со стороны
Воспитатель ведет занятие по сенсорике в первой младшей группе, направляет ее в то русло, которое бы лучше выполняло поставленную задачу.
Игры с зонтиком имеют несколько вариаций
Картотека игр по сенсорному развитию для 2-й младшей группы
Дидактические игры могут совмещаться с уроками изобразительного искусства. Необязательно заниматься по шаблонам, так как изготовление материала можно доверить детям. Нельзя забывать, что детская игра должна оставаться легкой и непринужденной.
Обратите внимание! Стоит исключить ситуации, когда развлечение превращается в упражнение, иначе можно вызвать отторжение у детей
«Орешки в гнездышке»
Цель: развитие мелкой моторики рук, упражнение на закрепление цветов.
Материалы: коробка из-под яиц, краски, кисточки, баночка с водой, очищенные грецкие орехи.
Ход: ребенок изготавливает домик для орешков. Каждый отсек в коробке из-под яиц разукрашивается в отдельный цвет. Потом разукрашиваются орешки. Следующая задача — перенести орех в соответствующий домик.
«Ладошки»
Цель: развить умение находить пару, соотносить цвета, узор и размер.
Материалы: вырезанные ладошки разных форм и размеров. Они должны быть разноцветными и с узором.
Ход: ребенок должен разложить все ладошки по парам.
«Волшебный мешочек»
Цель: развить умение определять форму предметов на ощупь.
Материалы: мешочек, небольшие кубики, мячики и другие формы, можно плоские, вырезанные из картона.
Ход: воспитатель называет форму, а ученик на скорость вытаскивает ее из мешочка.
«Построй грузовик»
Цель: закрепление знаний о форме и величине предмета.
Материалы: картон и ножницы.
Ход: в начале занятия дети вырезают нужное количество фигур, из которых потом надо будет сложить грузовик (два круга, прямоугольник и квадрат). Преподаватель показывает, как из них можно сложить транспорт, дети повторяют. Фигуры можно наклеить на картон, после чего разукрасить.
Алгоритм разработки проекта по сенсорике
Этот алгоритм состоит из трёх этапов:
- Информационно-аналитический.
- Творческий.
- Заключительный.
Информационно-аналитический этап включает в себя подготовку плана сенсорных занятий для конкретной возрастной группы. Воспитатель должен:
- приготовить игры, методические материалы, направленные на сенсорное развитие детей;
- при необходимости пополнить сенсорную зону группы новым оборудованием;
- проанализировать индивидуальные особенности и навыки каждого ребёнка.
По результатам проведения данного этапа воспитатель определяет цели сенсорных занятий, подготавливает необходимое для их осуществления оборудование, вводит корректировки в план занятий на основе индивидуальных особенностей членов группы.
Творческий этап предполагает:
- создание сенсорного стенда в группе детского сада;
- консультации и собрания родителей;
- изготовление игр и методических материалов (что пересекается с предыдущим этапом).
На этом этапе осуществляется знакомство детей с новыми методическими материалами и проводятся сенсорные занятия.
Сенсорный стенд составляется воспитателем с учётом возрастной группы, целей и задач обучения и других факторов
Заключительный этап представляет собой подведение итогов проекта сенсорного развития в конкретной группе.
Пособие по сенсорике «Веселое ведро»
Иногда
так бывает, что игрушки уже утратили
свое значение для ребенка или он потерял
интерес к игре с ними. И тогда они только
разбрасываются и постоянно попадаются
под ноги. Или этих игрушек так много,
что их долго собирать. Можно дать этим
предметам новую жизнь. Дидактическое
пособие «Веселое ведро». Для него
понадобится ведро большое пластмассовое,
кубики 4 цветов, шарики от сухого бассейна,
тоже 4 цветов, чтобы выдержать дидактическую
задачу по закреплению названий основных
цветов. В крыжке выделяем 4 сектора по
основным цветам, вырезаем квадраты, в
середине вырезаем круг. В ведре сбоку
делаем 2 круглых отверстия для детской
руки, пришиваем рукава от свитера.
Играя с этим пособием,
решаются следующие задачи:
Соотнесение цвета предмета
с цветовым полем.
Соотнесение формы предмета
с отверстием.
Развитие речи за счет слов,
обозначающих цвета и форм предметов.
Развивать умение находить
предметы на ощупь.
Развитие мелкой моторики
рук и координации.
Самок
главное, его можно носить по группе и
дому, с ним можно играть там, где захочется
ребенку, потому что предмет, извлекаемый
из ведра, туда же и возвращается по
дидактической задаче.
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА СВОИМИ РУКАМИ (НА
СЕНСОРИКУ, МОТОРИКУ) «ПАУЧОК НА
ПОЛЯНКЕ» ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА
С этой поделкой можно играть
разноцветными крышечками (откручивать
и закручивать)
Шнуровать
Подбирать по цвету
Бросать в
круглые отверстия мелкие предметы и
шарики
Складывать в ведерко разные
интересные штучки, носить его за ручку
Плести паутинку для паучка и завязывать
ему бантик
Паучок шел по стене,Нес
мешочек на спине:Всем девчонкам по
лаптенкам,Всем мальчишкам по
лаптишкам.(массаж спинки ребенка.
Первые две строки — перебирать пальцами
по спинке, вторые две строки — похлопывать
спинку малыша).
Паучок
ползет-ползет.Паутиночку плетет.Паутиночка
тонка -Крепко держит паучка.Паутинка
рвется,Паучок смеется.Ха-ха-ха,
ха-ха-ха -паучок смеетя.(пальчиковая
игра. Большой пальчик правой руки
соединить с указательным левой, а
указательный правой соединить с большим
левой руки. Перебирать пальчиками,
словно шагая — «плести» паутинку.
На последние строки хлопать в ладоши)
Дидактические игры для мотивации обучения
Дидактические игры – это игры, которые создаются и приспосабливаются специально для обучения детей.
Это разновидность игр с правилами, которые специально создаются педагогами для воспитания и обучения детей.
Дидактические игры – это достаточно сложное педагогическое явление, состоящее из множества планов. Игра – это и игровой метод, и форма обучения, и самостоятельная деятельность, и средство для личностного воспитания.
Дидактические игры как методы обучения изучаются нами в двух видах: это занятия и дидактические игры. Во время занятий ведущую роль берет на себя воспитатель, который старается повысить у дошкольников интерес к занятиям с помощью игровых приемов. Он может создавать соревновательные элементы, внедрять игровые ситуации. Применение разных компонентов игровой деятельности можно сочетать с указаниями, с показом, с объяснениями и с вопросами.
Исследователи в области игр выделяют ее структуру: задачи, правила и действия.
Игра, которую используют для обучения, включает в себя дидактическую, обучающую задачу. В процессе игры дети стараются решить задачу в увлекательной для них форме, которую можно достичь определенными игровыми действиями.
Каждая дидактическая игра наделяется развернутым игровым действием. Согласно группе педагогов, дидактические игры становятся игрой благодаря тому, что в них присутствуют игровые моменты: неожиданности и ожидания, элементы соревнования и движения, загадки и распределения ролей.
Мотивация для выполнения дидактических задач – это естественное желание ребенка играть, достигать игровых целей, выигрывать. Именно это побуждает их более внимательно вслушиваться и всматриваться, быстрее ориентироваться на нужные свойства, выбирать предметы и группировать их как это требуют условия игры и правила.
Обычно педагоги смешивают понятия «игровое упражнение» или «игра». И игровые упражнения иногда педагоги ошибочно называют играми.
Но если использовать игровые упражнения вместо игр, то часто интерес детей может быстро угаснуть. Н.Я. Михайлено выделяет такие компоненты игры: это действия, правила, выигрыш.
Если в той деятельности, которую педагог предлагает для детей, нет соревновательного компонента и невозможно фиксировать первенство как выигрыш, то это просто игровое упражнение. Чтобы игра не превратилась в игровое упражнение, нужно вводить в процесс игровые действия с соревновательным компонентом.
Подготовительная группа
Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр требуется и в подготовительной группе детсада. Немалое количество дошкольников старшего возраста не имеет навыка визуального сравнения объектов, определения их основных признаков. Это негативно сказывается на дальнейшей учебе в школе. Такой ситуации нельзя допускать.
Подбери пищу для зверят
Игру рекомендуется провести в рамках изучения темы «Животный мир». Занятие направлено на улучшение моторики рук и развитие визуального анализа. Для работы нужен круг, разбитый на секторы. На каждом секторе должна быть изображена пища определенного вида животных. Также нужно вырезать изображения мордочек зверят, прицепить их к бельевым прищепкам.
Педагог указывает на определенную пищу на круге. Задача игрока — определить, какое животное питается таким кормом. Сделав умозаключение, ребенок берет подходящую прищепку с изображением животного, цепляет ее на сектор с пищей. Педагог должен навести воспитанника на мысль, что одно животное может питаться несколькими разными кормами.
Скачать картинку
Забавные резинки
Игра здорово развивает мелкую моторику, способствует запоминанию названий цветов, совершенствует память и визуальное усвоение информации. Для занятия требуются в большом количестве резинки для волос разного цвета. Также необходимы карточки, изображающие определенное расположение резинок, нацепленных на руку, с учетом их цвета и количества захватываемых пальцев.
Педагог демонстрирует ребятам одну из карточек. Дети должны за определенное время нацепить на свою руку столько же резинок и в таком же положении, как изображено на карточке. Победителем становится первый игрок, правильно и быстро выполнивший задание.
Скачать картинку
Складные квадраты
Эта игра, развивающая моторику рук и знакомящая с геометрическими формами, требует наличия квадратов из плотного материала, разделенных на несколько частей, имеющих определенный цвет. Игровой материал можно не делать, а купить в детском магазине. Называется набор «Сложи квадрат» авторства Никитина.
Игровая задача — сложить квадраты из частей. Когда ребята начнут хорошо справляться с заданием, можно предложить им придумать свою фигуру из кусочков квадрата.
Цель сенсорной дидактической игры
Цель — развитие разных форм восприятия окружающего мира, расширение и накопление сенсорного опыта.
Задачи:
- формирование навыка сравнения и группирования предметов;
- закрепление представлений о палитре, о цветовых свойствах объектов;
- развитие цветового, пространственного, временного восприятия;
- закрепление представлений о геометрических формах;
- формирование умения ориентироваться в свойствах объектов;
- улучшение зрительной и моторной координации;
- совершенствование мелкой моторики и тактильного восприятия;
- развитие логического и творческого мышления;
- привитие стремления достигать поставленной цели, получать положительные результаты;
- воспитание усидчивости, настойчивости, внимательности, целеустремленности, отзывчивости, коммуникабельности, умения работать самостоятельно и в коллективе.
Методика организации дидактических игр для сенсорного развития
Рассмотрим методику организации дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста.
У младших дошкольников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Наглядность для них более действенная, чем слово. Поэтому целесообразно объяснить им правила и продемонстрировать само игровое действие. Если в игре есть разные правила, не стоит сообщать их все за один раз.
Игры нужно проводить таким образом, чтобы они позволяли детям испытывать радость и бодрость.
Нужно научить детей играть так, чтобы они не мешали друг другу, постепенно учились объединяться для игры в небольшие группы и осознали, что вдвоем играть намного интереснее.
Воспитатель с младшими дошкольниками должен стараться сам включаться в игровой процесс. Сначала нужно привлечь детей поиграть с дидактическими материалами. Затем нужно разбирать их и собирать вместе с ребятами. Нужно пробудить у детей интерес к дидактическим материалам и научить с ним играть.
В этом возрасте у детей преобладает чувственное восприятие окружающей действительности
Беря это во внимание, воспитатель старается подобрать такой материал, который можно было бы исследовать и активно с ним действовать.
Знакомые для ребят игры станут еще более увлекательными, если в их содержание вводить что-то сложное и новое, что требует активизации умственных процессов. Поэтому нужно повторять игру в различных вариациях, постепенно усложняя их правила.
Когда объясняются правила игры, воспитатель должен обратить свое внимание на разных игроков, чтобы каждый подумал, что рассказывают об игре лично ему.
Чтобы игра становилась более успешной, педагог должен подготовить ребят к игровому процессу: до игры дети должны познакомиться с предметами, которые будут использованы, с изображениями и их свойствами.
После игры воспитатель должен обязательно подметить положительные стороны: похвалить детей за то, что у них получилось.
Интерес к играм усилится, если воспитатель предложит им играть с теми игрушками, которые были использованы во время игры.
Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему — задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно
!
Для того чтобы ребенок гармонично рос и получал грамотное воспитание, необходимо особое внимание уделять его сенсорному развитию. Отдельного внимания требует сенсорное развитие детей 2-3 лет (см
также: ). Именно в этот период кроху ждет встреча с огромным объемом незнакомых ему сведений. Например, для взрослого человека вполне естественно понимание того, что плюшевый медвежонок — это игрушка, у которой мягкая коричневая шерсть, два уха, четыре лапы и маленький хвостик, в то время как малыш этого еще не знает
Очень важно родителям и родственникам, которые непосредственно общаются с малышом, правильно преподносить информацию о предметах и заниматься его сенсорным воспитанием
Сенсорное развитие детей происходит согласно следующим параметрам, по которым формируется личная система восприятия мира:
- знание цветов: зеленый, желтый, красный, белый и другие;
- способность различать и определять, где какая геометрическая фигура: прямоугольник, овал, треугольник и другие;
- умение сравнивать относительные величины: большой, средний, маленький.
Поэтапное формирование сенсорного восприятия
В сенсорном развитии детей раннего возраста можно выделить определенные этапы. В полтора-два года к задачам сенсорного воспитания, с которыми должен справляться кроха, относятся:
- Ориентация в палитре цветов и способность различать не менее 3-4 основных. Сортировка предметов одного цвета.
- Строительство пирамидки из 4-5 элементов по уменьшению их величины. Для этих целей лучше использовать пирамидки, составляющие детали которых сильно отличаются друг от друга по размеру.
- Проведение анализа формы геометрической фигуры и соотношение ее с плоской проекцией. Идеальный вариант — сортер. Кроха должен подобрать отверстие в коробке, в которое сможет пройти геометрическая фигура соответствующей формы.
В период с двух до трех лет приобретенные ранее способности совершенствуются и дополняются. Задачи сенсорного воспитания в этот период сводятся к тому, что ребенок должен уметь:
- Различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по определенному цветовому образцу.
- Определять величину согласно трем понятием: большой, маленький средний. Только ими его анализ может и не ограничиваться.
- С легкостью строить пирамидку из 5-8 колечек. Прекрасной тренировкой для крохи является не только стандартное построение пирамиды от большей детали к меньшей, но и обратный вариант.
- Собирать пазлы и картинки из разрезанных частей. Оптимальное число составляющих варьируется от 4 до 8.
- Определять форму предметов. Отличать объемные фигуры: куб, шар или прямоугольный брус.
- Еще одна из задач сенсорного воспитания — умение сортировать предметы, имеющие общие признаки, например, цвет, форму или размер, по соответствующим группам.
Мотивирующее начало сенсорного занятия
Началом любого развивающего занятия для детей должен обязательно быть мотивирующий момент, который вызовет интерес к дальнейшей деятельности. Именно от организационного вступительного слова зависит ход урока. Самый лучший вариант для мотивирующего начала — моделирование проблемной ситуации. Могут использоваться как реальные, так и сказочные мотивы, герои. Второй вариант, как правило, наиболее интересен детям. У них появляется возможность помочь любимому герою из книги, мультфильма и т. д.
Возможны закрепление ранее изученного материала, быстрый опрос, тест на сообразительность. Похожий вариант — предложить детям проверить свои умения (к примеру, отправиться в Страну знаний с королевой).
И третий вариант — ссылка на прошлый опыт, уже проведённые занятия. Связанные между собой занятия с интригой в конце вызовут гораздо больший интерес у детей.
«Знакомство с сенсорной комнатой»
Это занятие проводится у первой младшей группы при первичном знакомстве с сенсорной комнатой. Подходящим для него мотивирующим началом является приветствие с игрушками.
Воспитатель в начале урока говорит: «Ребята, посмотрите, сколько игрушек поджидало нас в этой волшебной комнате. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Давайте помашем игрушкам ручкой и весело поприветствуем их».
Занятия в сенсорной комнате вызывают у детей большой восторг и интерес
«Помощь друзей»
Цель этого занятия — создание положительного эмоционального настоя, снятие напряжения, развитие мышления, внимания и т. д. И для такого урока отличным мотивирующим началом может стать игра «Комплименты».
Воспитатель предлагает ребятам встать перед зеркалом и сделать грустное выражение лица. Дети должны попытаться поднять друг другу настроение: каждый по очереди говорит своему соседу комплимент. Эта игра может не только улучшить эмоциональное состояние детей, но и развить зрительное и тактильное восприятие, а также умение передавать мысли с помощью речи, стимулировать творческую и поисковую активность.
«У страха глаза велики»
Это занятие способствует раскрепощению детей, разрушению патологических стереотипов о страхе и тревожности, развитию координации и мелкой моторики. В качестве мотивирующего начала можно прочитать детям рассказ С. Афонькина «Как побороть страх». В этом рассказе речь идёт о том, что довольно часто мы сами придумываем себе страхи, которым нет места в реальной жизни. Воспитатель после прочтения может предложить детям познакомиться со страхами поближе, избавиться от них.
Дидактические игры сенсорные в младшей группе
Приступать к сенсорному развитию можно, когда дети достигнут 2–3-летнего возраста. Игра, рассчитанная на самых маленьких, должна основываться на развитии какой-то одной формы сенсорного восприятия. То есть это может быть занятие для ознакомления, например, только с геометрическими формами, или величинами, или палитрой.
Бусинки
Игра учит чередованию предметов по размеру. Для занятия нужны крупные бусинки диаметром 2–3 см и в таком же количестве маленькие, около 1 см в диаметре. По расцветке и иным параметрам бусины должны быть одинаковыми. Они должны иметь отверстия для продевания в вощеную веревочку или шнурок.
Педагог предлагает воспитаннику сделать для любимой игрушки бусы
Нужно обратить внимание ребенка на то, что бусины имеют разную величину, нанизывать их на веревочку можно в разном порядке. Педагог должен показать, как это делается
Пусть ребенок сначала попробует сначала нанизать бусинки в простом порядке: крупная, маленькая, крупная, маленькая и так далее. Затем, освоившись в процессе, воспитанник может придумать свою очередность нанизывания бусинок.
Если ребенок затрудняется с выполнением задания, допускает ошибки, педагог должен ему помогать, корректировать процесс. В конце работы дошкольник демонстрирует товарищам получившиеся красивые бусы, надевает их на игрушку.
Скачать картинку
Бусинки и кубики
Игра схожа с предыдущей, только учит чередованию предметов по форме. Нужно подготовить в равном количестве круглые бусины и кубики такой же величины, такого же цвета, а также вощеные веревочки или шнурки для изготовления бус.
Педагог обращает внимание ребенка, что материал для создания бус различается формой. Есть бусины в форме шара, а есть в форме квадрата
Педагог показывает воспитаннику очередность нанизывания: сначала квадрат, потом шарик, квадрат, шарик и так далее. Это простое чередование, но, поняв принцип работы, ребенок может придумать свою очередность, более сложную.
Скачать картинку
Для дошкольников старшего возраста две вышеописанные игры с бусинами можно объединить, тем самым усложнить. Нужно придумать очередность, в которой бусинки будут разниться и по форме, и по величине.
Разноцветные крышечки
Игра учит различению основных цветов. Для занятия нужны игрушечные ведерки красного, зеленого, синего и желтого цветов, а также крышечки из-под пластиковых бутылок, окрашенных аналогично. Перед игрой желательно напомнить ребятам, как называют представленные цвета. Можно предложить воспитанникам перечислить, что бывает определенного цвета. Например, что бывает зеленым. Или красным.
Игра проводится в 2 этапа:
- Крышечки нужно высыпать в кучку, перемешать. Педагог берет произвольную крышечку, спрашивает, какого она цвета.
- Далее игра усложняется. Ребята должны рассортировать крышечки по ведеркам, учитывая окраску игрового материала.
Завершив сортировку, дети и воспитатель заглядывают в ведерки, смотрят, не оказалось ли там неправильной крышечки. Если нашлась такая крышка, ее нужно переложить в правильную емкость.
Скачать картинку
Мячики
Игра формирует навык различения предметов по размеру. Для занятия нужно взять несколько больших и маленьких мячей. Их следует положить вперемешку в корзину для спортивного инвентаря.
Дети становятся возле корзины. Педагог отходит на другую сторону игрового помещения. Каждый ребенок по очереди подходит к корзине. Воспитатель просит его принести ему мяч определенной величины: большой или маленький. Если игрок ошибся с выбором, педагог должен наглядно объяснить разницу между понятиями «большой» и «маленький». Для этого нужно вложить в одну руку ребенка большой мяч, в другую — маленький мячик.
Когда дети освоятся, игру можно усложнить. Пусть дети приносят не один мяч, а два одинаковой или разной величины.
Скачать картинку
Капельки
Игра предназначена для закрепления названий основных цветов. Для занятия необходимо вырезать из плотной бумаги небольшие капли разных цветов. Также нужно взять мисочки или пластиковые стаканчики соответствующих цветов.
Педагог, разложив перед игроками капельки вперемежку, просит собрать их в соответствующие по цвету емкости. Причем ребята должны четко проговаривать вслух свои действия. Например: «В синий стаканчик я кладу синюю капельку». Желательно, чтобы педагог сначала показал воспитанникам, как правильно раскладывать, что говорить.
Скачать картинку