Содержание и особенности предметной деятельности раннего возраста
Определение 1
Предметная деятельность – это один из способов обучения ребенка раннего возраста тем навыкам и действиям с различными предметами, которые закреплены негласными правилами общества.
Посредством предметной деятельности, у ребенка происходит формирование навыков действий с разнообразными предметами, развиваются психические процессы, формируется мышление, сознание, речевой аппарат. Такая деятельность предполагает развитие навыков пользования предметами, исходя из их функционального назначения и, принятым в обществе порядком его применения в практической жизнедеятельности.
Активная деятельность играет важную роль на любом этапе развития личности. С раннего возраста осуществляется формирование индивидуального опыта, развиваются способности к элементарным разновидностям детской деятельности. она оказывает огромное влияние на развитие интеллекта ребенка. Это происходит за счет того, что при взаимодействии с предметами, он учится определять и различать их параметры и признаки, пространственное положение, выделяет их функциональную роль. Таким образом складываются волевые качества личности, вернее закладывается фундамент для их последующего развития. Ребенок учится ответственности, стремится выполнить действие до конца и получить определенный результат.
Содержание предметной деятельности составляет формирование и закрепление в сознании ребенка способов применения предметов, ранее установленных обществом. Так ребенок не просто познает предметы, изучая их форму, цветовые характеристики, функции, но и изучает приемы их применения, способы осуществления разнообразных действий с ними.
Замечание 1
Ключевым аспектом предметной деятельности являются предметные действия. Они составляют основу этой деятельности и от эффективности их усвоения зависит темп развития, качество освоения, результативность предметной деятельности.
Особенностью данного направления деятельности является то, что в ее ходе ребенок знакомится с назначением предметов и их функциональной ролью. Чтобы процесс освоения деятельности был более продуктивным необходимо организовать систему взаимоотношений между детьми и взрослыми. Ребенок раннего возраста не может освоить предметные действия самостоятельно. Ему необходима помощь людей, которые знают, как с ними обращаться, для чего они нужны и какую роль они несут т.е. взрослые должны проводить обучение ребенка пользованию предметами.
Сюжетно ролевые игры для дошкольников. Игры для развития детей 5 — 7 лет
«Зубной врач»
Редкий ребенок с восторгом отзывается о стоматологических клиниках. Многие
ребятишки не без основания боятся зубных врачей и потому часто пренебрегают необходимостью их посещать. Чтобы помочь ребенку преодолеть свой страх, можно предложить ему игру «Зубной врач», где главную роль будет играть ребенок. Именно ему предстоит выступить в роли сурового стоматолога, к которому многие ребятишки опасаются ходить. Сегодня существуют специальные интерактивные игрушки, позволяющие «побыть стоматологом» и вылечить зубы своим «пациентам»
В результате ребенок освоит новую для себя роль, поймет, что врачей бояться никак не следует, они существуют для того, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи.
«Парикмахер»
Почти во всех группах детского сада имеется уголок парикмахера. Там сидят куклы, которые ожидают своей очереди на подстрижку или новую прическу. Задача ребенка заключается в том, чтобы побыть немножко настоящим парикмахером: подровнять волосы у куклы Маши, сделать новую прическу кукле Даше. Ребенок и не заметит, как новая игра его увлечет, а сам он на время почувствует себя настоящим специалистом.
«Школьный учитель»
Нередко до поступления в школу ребятишки идеализируют школу, считают ее местом высшей справедливости и воплощением честности и достоинства. Поэтому дети с удовольствием берутся за то, чтобы кого – нибудь учить, объяснять, почему нужно учиться читать, знать цифры и хорошо себя вести на уроках. Ребенок может «учить» кукол, или собрать единомышленников для того, чтобы провести с ними «уроки»
«Зоопарк»
В эту игру дети дошкольного возраста играют, как правило, с большим удовольствием. Разложите на ковре игрушки представителей животного мира: льва, лошади, козы, зайца, волка, лисицы. Можете добавить этот список любым количеством зверей и любым видом. Теперь пусть ребенок построит им клетки из прутиков или другого материала. Основная задача заключается в том, чтобы ребенок понимал: зверей нужно каждый день кормить, ухаживать за ними. Можно «устроить» неподалеку от зоопарка кассу с билетами. Пусть другие дети придут посмотреть на зверей и заплатят за это «деньги» (их можно сделать самим из бумаги, либо использовать фантики от конфет)
Таким образом, сюжетно – ролевые игры развивают творческое мышление, воображение ребенка, учат его, как вести себя в тех или иных ситуациях. Осваивая мир «профессий», ребенок учится разбираться в обязанностях того или иного специалиста, делает для себя определенные выводы.
Виды сюжетно-ролевых игр:
1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
Атрибуты и наглядный материал для игр
Существует множество идей, как разнообразить детские игры при помощи различных атрибутов, вариантов оформления. Предметы и игрушки-заменители для сюжетно-ролевой игры легко изготовить своими руками, в том числе из бросового материала. К пополнению материальной базы игрового уголка следует привлекать воспитанников и родителей.
Фотогалерея: готовые наборы для игр
Игрушки в готовых наборах функциональны: в кассовый аппарат встроен калькулятор, на кухонной плите загораются конфорки, фен шумит и дует, у дрели вращается сверло и т. д. Эти атрибуты для игр максимально точные копии реальных приборов и инструментов, они яркие и удобные.
Фотогалерея: атрибуты из бросового материала
Использование самодельных предметов в играх вызывает у детей неподдельный интерес и стимулирует воображение. Дети часто сами создают простые предметы-заменители для игр: палочки в качестве сабель, элементы из конструктора как инструменты для строительства и др. Бросовый материал используется для обогащения игровой среды: пузырьки и баночки — для игры в аптеку и процедурный кабинет, пустые бутылочки и коробки с этикетками — для наполнения полок продуктового магазина, флаконы из-под шампуней, лаков для ногтей — для салона красоты.
Фотогалерея: ролевые костюмы
Дети любят перевоплощаться, примерять элементы спецодежды: фуражки, строительные каски, фартуки, головные уборы. Ролевые костюмы для детских игр несложно сделать самостоятельно: добавить к фартукам символьное обозначение профессий, сделать шапочки или маски героев для сюжетных игр-инсценировок.
Случай из жизни автора статьи: детям придумывали игру про супергероев. Специальных масок или одежды дома не было, и тут же включилось воображение! Супергеройская маска получилась из отрезка тёмной ткани с прорезями для глаз. Костюм чудо-девочки сложился из маминой футболки и шляпы из пластикового листа.
Дети — невероятные фантазёры, из простых вещей они делают костюмы и могут вообразить себя кем угодно
Фотогалерея: оформление игровой среды
Как говорилось выше, игровая деятельность бурно развивается с использованием реальных предметов и бросового материала. Свои игры дети стараются максимально приблизить к действительности. Поэтому в оформлении игровой среды желательно использовать неработающие бытовые и технические приборы, журналы и книги, пустую тару с этикетками, таблички с логотипами существующих компаний.
Социальная природа ролевой игры дошкольника
Учебные материалы / Общение детей в сюжетно-ролевой игре / Социальная природа ролевой игры дошкольника
Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом—особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка. Этнографические исследования Д.Б.Эльконина показали, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетно-ролевой игры. Стремление ребенка к самостоятельности и к участию в жизни взрослых удовлетворяется там прямо и непосредственно — начиная с 3—4-летнего возраста дети овладевают средствами труда или работают вместе со взрослыми, а не играют.
Эти факты позволили сделать важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. Теории игры, видящие ее источники во внутренних инстинктах и влечениях, фактически снимают вопрос об историческом возникновении ролевой игры. Вместе с тем именно история возникновения игры может пролить свет на ее природу.
Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослого отодвигалось во времени. Детство удлинялось, что происходило не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися, а путем его своеобразного вклинивания. Время, когда ребенка еще нельзя учить овладению орудиями труда и в то же время он уже сознательно живет внутри общества и органически связан с ним, и стало периодом игры. Таким образом, вместе с возникновением ролевой игры, возникает и новый этап в развитии ребенка, который в современной психологии и педагогике носит название дошкольного периода развития. Этот период по праву может быть назван возрастом ролевой игры.
Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека (“Я—космонавт”, “Я—мама”, “Я—доктор”), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом. Поэтому Д.Б.Эльконин предложил рассматривать роль как основную, неразложимую единицу развитой формы игры. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционально-техническая стороны деятельности ребенка.
Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Игровое действие является способом осуществления роли. Невозможно представить себе ребенка, который, взяв на себя роль взрослого, оставался бы бездеятельным и действовал бы только в умственном плане — в представлении и воображении. Роль всадника, доктора или шофера невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.
Между ролью и соответствующими ей игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражена в игре система отношений деятельности взрослых, И наоборот—чем конкретнее и развернутее игровые действия, тем больше уходят на второй план отношения между людьми, тем больше на первый план выходит предметное содержание воссоздаваемой деятельности.
Что же составляет основное содержание ролей, которые берут на себя дети и которые они реализуют посредством игровых действий?
Почти все авторы, описывавшие ролевую игру, единодушно отмечают, что на нее решающее значение оказывает окружающая ребенка действительность. Дети играют в то, что они воспринимают вокруг и что является для них особенно привлекательным. Но что же именно в окружающей действительности стимулирует игру дошкольника? И всякие ли яркие впечатления ребенка дают материал для ролевой игры?
Вопрос 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте.
Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их не является очевидным. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды.
Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок— предмет— взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.
Взрослый для ребенка раннего возраста — это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Кроме того, взрослый выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.
Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является предметно-манипулятивная или орудийно-предметная деятельность. Особенно значимыми для психического развития считаются орудийные и соотносящие действия.
Орудийно-предметные действия — это действия с предметом — орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования. Примеры орудийных действий — пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко.
Внутри ведущей предметной деятельности начинают складываться новые виды деятельности, достигающие развернутых форм в дошкольном детстве — это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
14 стр., 6612 слов
Формирование элементарных математических представлений у детей раннего детства
… деятельности детей. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме математического развития детей раннего возраста. 2. Определить условия успешного математического развития детей в группах раннего … по математическому развитию детей раннего возраста в детском саду. 4. Выделить рекомендации педагогам по организации игровой деятельности и предметно-развивающей …
Игра рождается внутри предметной деятельности. Сначала ребенок манипулирует предметами так, как показал взрослый, причем требует тот же самый предмет (ту самую ручку, ту самую книгу, которую держит в руках мама).
Следующие этапы в развитии предметных действий, которые приводят к обособлению игры: перенос показанного действия на другие предметы (замещение), использование предметов-заместителей; воспроизведение увиденного на игрушках.
Одна из ранних форм игры детей раннего возраста — предметная игра — представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование функций («значений») предмета в реальном практическом действии.
Другой новый вид деятельности, складывающийся на основе предметной, — рисование, изобразительная деятельность. Рождаясь как «действие черкания» карандашом, рисование в раннем детстве проходит несколько стадий:
1. каракули;
2. узнавание предмета в случайном сочетании линий;
3. изображение по замыслу, по словесно сформулированному намерению (собственно изобразительная деятельность).
Рисование — это знаковая, символическая деятельность, поскольку любое, самое несовершенное изображение представляет собой знак предмета. Требуются руководство и помощь со стороны взрослых, чтобы стимулировать переход от черкания как орудийного действия карандашом к изображению.
Вопрос 2. Общение со взрослым и развитие речи в раннем детстве.
Раннее детство — сенситивный период для усвоения речи. Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым как орудие организации взаимодействия, делового сотрудничества.
В раннем детстве продолжается совершенствование понимания речи взрослых и происходит переход к собственной активной речи ребенка. На начальных этапах понимание словесных сообщений относится к ситуации в целом.
Вопросы взрослых: «Где мама (огонек, часы, собачка)?», просьбы выполнить то или иное действие организуют поведение ребенка. Сначала ребенок способен воспринять, понять инструкцию только по ходу действия. Затем словесные указания могут быть даны заранее, для руководства ориентировочной деятельностью ребенка.
Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано с пониманием рассказа другого человека, который сообщает о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения ребенка и взрослого. Речь начинает выступать в роли основного средства познания, это важнейшее приобретение развития.
Переходная фаза от доречевого этапа к собственно речевому занимает обычно около 6 месяцев — от конца первого развития детей 1 года жизни»>года жизни ребенка до достижения им полутора лет. В случае замедленного речевого развития этот период может растянуться на год — полтора.
8 стр., 3918 слов
Особенности экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой …
… развития экспрессивной речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Объект исследования: речь детей раннего дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности экспрессивной речи детей раннего возраста с … речи у ребенка — Ребенок развивается с задержкой. — Ребенок перенес тяжелые заболевания. — У ребенка есть неврологические заболевания. — Ребенок неохотно повторяет за вами слова …
В конце первого года жизни характерна автономная речь, исходящая из аморфных слов-корней. Активный словарь ребенка 11—12 месяцев включает обычно от 4—5 до 30—40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов, большинство из которых употребляется изредка. После полутора лет речевое поведение ребенка резко изменяется, становится значительно более активным. Это выражается в первую очередь в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?» Темп речевого развития резко возрастает. К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем — примерно 1200-1500 слов.
Вопрос 3. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте.
Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет формирование сенсорики. В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это объясняется тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и др.
Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Этим объясняется удивительная особенность восприятия полуторагодовалых — двухлетних детей. Они способны иногда узнавать близких на фотографиях, где те в другом возрасте, в незнакомом окружении, и, напротив, испугаться, впервые увидев дома маму в новой шляпе.
Следующая ступень — зрительное соотнесение свойств предметов (зрительная ориентировка).
Становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу — сначала по форме, величине, потом по цвету. Накапливается запас представлений о свойствах предметов (образы восприятия).
Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.
В раннем возрасте начинается формирование сенсорных эталонов — вначале предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Таким образом, сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т. д.).
Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится эталоном — цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.
Условия эффективного обучения предметной деятельности
Поскольку предметная деятельность очень важна для развития личности ребенка, его сознания и мышления, то ее организации отводится значимое место. Чтобы процесс обучения взаимодействию с предметами был результативным, необходимо соблюдать следующие условия ее формирования:
- Начинать с малого количества предметов, постепенно его увеличивая и, создавая условия для заинтересованности ребенка ими, их применением и вариантами действий с ними;
- Формирование предметных действий должно носить пошаговый характер и производится при непосредственном взаимодействии и сотрудничестве с ребенком;
- Развивать активность, самостоятельность, любознательность, проявление инициативы ребенка в выполнении действий с предметами;
- Взрослый должен проявлять терпимость и выдержку, не навязывать своего мнения ребенку, давая ему возможность выбирать и проявлять активность в деятельности.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12