Дидактические игры для детей средней группы

Что для кого?

Игра знакомит с профессиями, с оснащением и оборудованием для разных работ. Также она закрепляет формирование речевых конструкций с творительным падежом существительных.

Для игры необходимы карточки, изображающие людей разных профессий, а также небольшие изображения разных инструментов и приспособлений для этих специалистов. Ребята должны внимательно рассмотреть картинки, назвать профессии и оборудование. Далее педагог демонстрирует по очереди изображения инструментов, просит сказать, какому специалисту они могут понадобиться. При правильном ответе изображение кладется на соответствующую картинку профессии. В ходе игры педагог задает наводящие вопросы. К примеру: «На чем играет скрипач?» — «На скрипке», «Чем медсестра колет лекарство?» — «Шприцем», «Чем режет продукты повар?» — «Ножом».

Скачать картинку

Развиваем речь

Если у ребенка существуют проблемы с произношением, речевые занятия должны включать артикуляционные упражнения для каждого сложного звука. Возможно, понадобится помощь профессионального логопеда.

В общем случае хорошими «развивашками в речевом плане для дошкольника в это время будут:

  • стишки, песенки, выученные наизусть;
  • обсуждение сюжетных картинок или прочитанных произведений;
  • разгадывание загадок;
  • прослушивание аудиосказок;
  • обсуждение всего, что произошло с ребенком за день;
  • знакомство со звуками и буквами;
  • определение первой буквы в слове, разделение слова на слоги.

Речевые навыки можно развивать с помощью несложных игровых упражнений. Можно спрашивать у ребенка:

  • «Что бывает … ?» (длинным, красным, горячим, острым и т. д.);
  • «Что будет, если… ?» (мяч упадет в воду, на небе появится черная туча, я съем снег);
  • «Что можно делать … ?» (с яблоком, книгой, мячиком, печеньем, ножницами…);
  • «Что где?» (какие предметы есть в спальне, прихожей, на кухне; в какой комнате находится телевизор, кровать, сковородка, вешалка…);
  • «Кто это?» (например: ушастый, серый, трусишка – кто это?).

Игры на развитие логического мышления

В этом возрасте ребенок уже должен уметь обобщать и дифференцировать предметы по определенному признаку, работать по образцу, строить простые рассуждения для решения каких-либо задач.

Для того чтобы стимулировать дошкольника к логическим размышлениям, можно предлагать ему разнообразные игры. Это могут быть как магазинные развивашки (сортеры, пазлы, конструкторы, детское лото), так и вполне бытовые.

Например, ребенку придется задействовать свои логические навыки в следующих заданиях.

  • Ему предлагают обобщить предметы по какому-то признаку (назвать все круглое в комнате, все желтое, все мягкое).
  • Определить, чем похожи, а чем отличаются две картинки или игрушки.
  • Выбрать из множества предметов одинаковые (мячи, зайчиков, кубики и т. д.).
  • Собирать постройку из конструктора по образцу.
  • Найти лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он лишний.
  • Найти парные предметы (как настоящие, так и на карточках или картинках). Ребенку придется определить признак, по которому нужно искать пару (к тарелке – ложку, к шапке – шарф, к курице – яйцо).
  • Найти выход из нарисованного лабиринта (они часто встречаются в детских развивающих пособиях или журналах). Вариации таких «путаниц» могут быть разными: помочь кошке поймать мышку, встретиться собаке со щенком, найти ключ для Буратино и т. д.

Изучаем математику

Игры про тело ребенка

Гармонь

Стенка, стенка (показывать на щеки)
Потолок (лоб),
Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам)
И звонок. (нос)
— Дзынь! (надавить на нос)
Хозяин дома?
— Дзынь! (надавить на нос)
Гармонь готова?
— Дзынь! (надавить на нос)
Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)

Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза)
Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши)
Это носик, это рот. (показать нос, рот)
Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот)
Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши)
Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами)
Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)

Лицо

Лес, (показать на волосы)
Поляна, (лоб)
Горка, (провести пальцем по носу)
Яма. (ребенок открывает рот)
Обрыв (показать пальцем на подбородок)
Взрыв. (легко пощекотать по шее)

Охота на кроликов

В эту игру любят играть маленькие дети: Они будут «кроликами». Трёх ребят постарше нужно выбрать для роли «охотников» на «кроликов». Каждый «кролик» выбирает себе место, где «охотник» не может его трогать — «нору». Затем «охотники» садятся в углу комнаты. По команде «Кролики» — играющие выпрыгивают из своих «нор» и скачут по комнате, пока «охотники» сидят в углах. По команде, данной «охотникам», они бросаются на «кроликов», стараясь поймать их до того, как они достигнут своих «нор». Если в игру играют дети разного возраста, «охотники» передвигаются на четвереньках. Последний не пойманный «кролик» становится победителем.

Танцы с музыкальными узорами

Для проведения игры необходимо музыкальное сопровождение.Дети делятся на команды. Играет музыка, все танцуют, прыгают, ходят — словом, делают, что хотят, но только до тех пор, пока играет музыка. Как только она замолкает, ведущий называет какую-то фигуру. Каждая команда должна образовать фигуру, названную ведущим. Сначала лучше задавать легкие фигуры, например круг, квадрат, треугольник, а уже потом более сложные, такие, как изображение букв алфавита. За каждую фигуру, выполненную быстрее и лучше других, команде присуждается одно очко. Выигрывает команда с наибольшим количеством очков.

Внимание – вниманию

Возрастные особенности ребенка 4–5 лет

Сейчас у ребенка действительно наступает самый благоприятный период для усвоения самой разнообразной информации. Этому способствует уровень развития, которого дошкольник достиг в физическом и интеллектуальном плане.

  • К этому возрасту мышлению ребенка становится доступна образность, развивается воображение. Он понимает, на что похож предмет, может вычленить предметы по цвету, размеру, высоте, длине, ширине.
  • Начинает развитие произвольная память: малыш помнит данные ему поручения, способен выучить стихотворение. Складывается словесная и образная память.
  • Повышается концентрация внимания. Сейчас дошкольник в состоянии удерживать его на одном действии до 20 минут.
  • Двигательные навыки тоже совершенствуются. Улучшаются крупная и мелкая моторика, координация, равновесие.
  • В творчестве ребенку доступны детализация в рисунках, вырезание, склеивание, конструирование по образцу и собственному замыслу.
  • Речь ребенка также становится более богатой. Улучшается произношение большинства звуков и дикция. Дети имитируют разные звуки, появляется интонация. Малыши проявляют живой интерес к рифме. Ведущий мотив общения у дошкольников этого возраста – познавательный: «почему?». Они стремятся к новым знаниям, которые должны дать взрослые.
  • Основной формой развития остается игра. Теперь она становится сюжетно-ролевой. Поэтому чтобы развивающие занятия были интересными и полезными, их следует строить именно на основе игр.

Учитывая эти особенности, можно сделать вывод, что занятия с детьми на этом этапе должны иметь вид целостной системы.

Чтобы правильно составить план занятий с ребенком 5-го года жизни дома, учитывайте следующие нюансы.

В детском саду у малыша уже присутствуют ежедневные занятия по разным направлениям, включая физическое

Поэтому важно уточнить программу этих занятий, чтобы дома дополнять ее, а не дублировать и не противоречить ей.
Заниматься дома получится только на выходных или вечером
Учитывая это, не оставляйте на поздний вечер активную деятельность и слишком подвижные веселые игры.
После детского сада у вас останется мало времени, поэтому планируйте в день не более 2 занятий.
Если ребенок не посещает детсад, программу его занятий вам придется разрабатывать самостоятельно исходя из его навыков, умений, интересов.
Развивающие игровые задания для детей 4 – 5 лет должны включать все стороны их деятельности (логику, внимание, мышление, память, речь, движение). Распределять занятия нужно равномерно в течение недели.

Память – не только зрительная

Человек запоминает не только то, что видит, но и то, что слышит или делает. Маленький человек не исключение. Поэтому развитие памяти должно быть комплексным и затрагивать все эти аспекты.

  • Зрительную память развивают игры на запоминание рисунка или картинки с последующим их описанием, описание по памяти расположения предметов в комнате, на полке, столе. Можно попросить ребенка вспомнить, в чем он вчера ходил на прогулку, во что была одета мама. Или нарисовать на бумаге сетку из нескольких клеток, разложить в каждую мелкие предметы, а затем, дав ребенку время на запоминание, отвернуть его и поменять местами несколько предметов. Пусть пробует восстановить первоначальное расположение.
  • Слуховую память тренирует запоминание стихов, потешек, песенок, а также пересказывание сказок или впечатлений от ярких событий, выполнение устных инструкций взрослого. Например, купить в импровизированном магазине несколько предметов и ничего не забыть. Или ставить предметы, накрывая на стол, в определенной последовательности.
  • Двигательную память помогут натренировать всевозможные игры, в которых малыши повторяют за взрослым движения в определенном порядке. Иногда взрослый может «ошибиться», при этом ребенку нужно все сделать безошибочно, не сбиться.

Сюжетно-ролевые игры для детей в детском саду

Материалы для сюжетной игры по группам:
Первая младшая,
Вторая младшая,
Средняя группа,
Старшая и подготовительная

Семинар «Сюжетно-ролевые игры»

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность в среднем дошкольном возрасте

Режиссерская игра по сказке Б. Заходера «Рак-отшельник и роза»

Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

Сюжетно-ролевая игра «Цирк приехал»

Перспективный план по развитию сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте «Знакомство с трудом врача»

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра — средство развития воображения детей дошкольного возраста»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Методика использования сюжетно-ролевых игр в гендерном воспитании дошкольников; Примерное планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность

Сюжетно-ролевые игры для детей в детском саду (Собираемся на прогулку, Парикмахерская, Зоопарк, Детский сад, День рождение Степашки, Игрушки у врача и др.)

Игровая деятельность: | | | | | в ДОУ

Из чего сделан предмет?

Игра учит выявлять материал изготовления предметов, распределять объекты по происхождению. У дошкольников активизируется тематический индивидуальный словарь, развиваются концентрация внимания и тактильное восприятие. Для занятия нужны небольшие предметы, изготовленные из разных материалов: древесины, стекла, пластмассы, металла, резины, меха и прочих.

Педагог кладет предметы в непрозрачный мешок. Затем подзывает воспитанника, просит погрузить руку в мешок, нащупать предмет, сказать, из какого материала он изготовлен. Вынимать предмет можно только после того, как будет дан ответ.

Скачать картинку

Игры для дошкольников в детском саду ДОУ

Роль игрушки и игровых средств в Центре игровой поддержки Ребенка

Примерные конспекты занятий-игр по формированию доброжелательных отношений у дошкольников

Игра-викторина «В дружбе наша сила»

Игра-соревнование для родителей и детей «Дорожная грамота»

Сценарий экологической игры-викторины для подготовительной к школе группы совместно со взрослыми «Знатоки природы»

Конкурс для детей по ПДД «Дорожная азбука»

Трехуровневая модель речевой и игровой среды в группах для детей с ОВЗ (ТНР)

Сценарий военно-патриотической игры «Юные защитники Отечества»

Методическое пособие «Игры для детского сада»

Консультация для воспитатателей «Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр»

«Игры и упражнения на развитие словесно-логического мышления и обогащение словаря»; Словесные игры и упражнения для дошкольников

Игровая обучающая ситуация для дошкольников «Транспорт»

Играем вместе с детьми «Картотека игр-экпериментов с водой»

«Развивающее значение игры и ее роль в развитии речи детей» консультация для родителей

Игры про одежду и одевание

Обновка

Скорей, скорей,
Быстрей, быстрей —
Давно пора сшить Ане
Новое платье.
Бери быстрей иголку —
И мы сошьем обновку! (в начале руки сжаты, затем на каждое слово разгибается по одному пальцу)

Одежда, обувь, головные уборы

Катя варежку надела:
«Ой, куда мой пальчик делся?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». (сжимать кулачок)
Катя варежку сняла: (все пальцы разжать, кроме большого)
«Посмотрите-ка, нашла! (разогнуть большой палец)
Ищешь, ищешь да найдешь, (сжать пальцы в кулачок, отогнуть большой палец)
Здравствуй, пальчик, как живешь?»

Обувь

1. Раз, два, три, четыре, пять.
Надо обувь сосчитать:
Раз — туфли, (загибать пальцы по очереди)
Два — сапожки,
Три — ботинки,
Четыре — босоножки
И, конечно, тапки — пять.
Ножкам надо отдыхать.

Как у нашей кошки

(загнуть по одному пальчику, начиная с больших на двух руках вместе, считая каждое название обуви)

Как у нашей кошки
На лапках САПОЖКИ.
Как у нашей свинки
На ногах БОТИНКИ.
Как у пса на лапках
Зеленые ТАПКИ.
А козленок маленький
Надевает ВАЛЕНКИ.
А у сына Вовочки —
Новые КРОССОВОЧКИ.
Вот так. Вот так. (похлопать)
Новые кроссовки.

Обувь дружно посчитаем
Потихоньку поиграем.
(хлопать в ладоши и ударять кулачками по столу, затем перечисляя обувь загибать по одному пальцу)
Туфельки и тапочки
Моей любимой мамочки,
Ботинки и сапожки
Нашего Сереженьки, 
А маленькие валенки
Малютки нашей Вареньки.

Ботинки

Ах, повсюду мы вдвоем
Неразлучно идем.
(средним и указательным пальцами «пошагать» по столу)
Мы гуляли по лугам,
По речным берегам,
И по лестнице сбегали,
Вдаль по улице шагали,
Залезали под кровать, 
(загнуть пальцы по одному)
Чтобы там тихонько спать.
(положить ладони на стол)

Какое время суток?

Игра закрепляет представление о делении суток на временные отрезки. Для занятия нужны сюжетные карточки, изображающие жизнь ребенка в детском саду и дома с утра до ночи: пробуждение, зарядка, умывание, завтрак и так далее. На каждое время суток должно приходиться несколько изображений.

Педагог раздает по одной карточке каждому ребенку. Затем произносит слово «утро». Карточки над головой поднимают дети, у которых сюжет картинки происходит утром. Далее воспитатель произносит слово «день», «вечер», «ночь». Ребята поднимают соответствующие карточки. В ходе игры педагог может спрашивать выбранных наугад игроков, почему они подняли свою карточку. Дети должны отвечать развернутыми фразами.

Скачать картинку

Найди одинаковые картинки

Дидактическая игра развивает наблюдательность, концентрацию внимания, навык нахождения визуальных сходств и различий.

Дошкольники рассаживаются за столом. Воспитатель раскладывает перед ними 10–15 предметных картинок. Все изображения разные, кроме двух. Задача ребят — отыскать одинаковые картинки, сказать, что на них изображено. Одинаковые изображения откладываются. Далее педагог раскладывает картинки в другом порядке, незаметно кладет еще одну картинку, аналогичную одной из разложенных. Дети опять должны найти одинаковые изображения. И так, пока все пары не будут составлены.

Сложность игры должна заключаться в том, что изображенные предметы могут быть очень похожими, но не одинаковыми. Например, могут быть изображены красные чайники, только один в горошек, а другой сплошного цвета. Или две груши, одна с листочком на черенке, а другая без него.

Скачать картинку

Скачать картинку

Гонки шаров

Для игры требуется ровная площадка размером примерно 10 на 10 метров, воздушные шарики. Количество игроков 6 и более.Приготовьте пару воздушных шариков (и обязательно 2 запасных: вдруг во время игры шарики лопнут). Всех детей надо разделить на две команды с одинаковым количеством игроков. Игроки становятся в две колонки очень близко друг за другом. По сигналу начинается игра. Первый игрок команды передаёт шар назад через голову следующему игроку. Последний игрок, получив шар в руки, бежит в начало колонки и становится лицом к команде, затем передаёт шар между ног следующему игроку и становится в исходное положение. А следующий игрок продолжает передавать шарик над головой назад. Это продолжается, пока команда не займёт свое первоначальное положение. Команда, вернувшаяся в первоначальное положение первой, побеждает. Каждый участник победившей команды награждается.

Что ты слышишь?

В программу обучения обязательно должны входить музыкальные дидактические игры для детей 4 лет

Представленная игра развивает слуховое восприятие, учит концентрировать внимание и словесно объяснять услышанные звуки

В другом помещении либо за ширмой педагог прячет музыкальные инструменты и разнообразные предметы, способные издавать звуки: шуршащие, звенящие, стучащие и прочие. Один из ребят приглашается за ширму. Там он выбирает любой инструмент или предмет, начинает издавать звуки. Остальные ребята должны догадаться, что это звучит. Если дошкольники определяют источник звука правильно, то стоящий за ширмой игрок выходит оттуда, показывает инструмент или предмет. Если ребята затрудняются с ответом, игрок за ширмой повторяет воспроизведение звука.

Использованный предмет не нужно выносить из-за ширмы. Его может использовать следующий игрок, только издавать звуки громче или тише, чтобы запутать товарищей

Важно, чтобы в процессе узнавания звука дети называли обозначающий его глагол: шуршит, звенит, пищит и так далее

Скачать картинку

Суть понятия

О том, что с раннего возраста у ребёнка нужно развивать мелкую моторику, знают даже те, кто только собирается стать родителями. И, конечно, основной аргумент в пользу её тренировки заключается не только в том, что в будущем у малыша будет красивый почерк. Ведь практика точных скоординированных движений пальчиками и ладошками помогает развивать:

виды мышления (образное, критическое, логическое);
речь;
внимание;
зрительно-пространственное восприятие;
воображение;
наблюдательность;
память (не только зрительную, но и двигательную).

Красивый почерк — один из показателей развития мелкой моторики на достаточном уровне

Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей 5–6 лет является пальчиковая гимнастика, которая в разных источниках встречается под названиями «гимнастика для пальчиков», «пальчиковые игры» или «пальчиковые упражнения». Это упражнения в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письму. Гимнастика может проводиться как отдельный этап занятий по развитию речи, письму и состоять из нескольких упражнений, а также в перерывах на других уроках (иногда это 1–2 упражнения в рамках физкультминутки).

Пальчиковая гимнастика проводится на каждом занятии в течение дня

Цели и задачи

В старшей группе количество целеполагающих компонентов для занятий пальчиковой гимнастикой увеличивается. Это:

  • работа над речью, а именно практика понятной речи в быстром темпе;
  • развитие познавательных процессов — мышления, памяти, внимания;
  • совершенствование координации движений, в том числе и для подготовки руки к письму;
  • воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослым.

Задачами проведения пальчиковых игр в старшей группе можно назвать:

  • повтор артикуляционных позиций для произнесения отдельных звуков, их сочетаний и целых слов;
  • отработка арифметических навыков (в процессе проговаривания рифмовок дети повторяют счёт);
  • заучивание и запоминание лексического и грамматического минимума по иностранному языку (если стишки подобрать, например, на английском языке);
  • развитие способности привлекать окружающие предметы в проведение гимнастики (мячики, футляры от ручек, фломастеров);

  • воспитание чувства принадлежности к коллективу, уважения к взрослым и сверстникам.

Приёмы

Для детей старшей группы наиболее актуальными играми для пальчиков будут те, что имеют общую канву с занятием, на котором упражнения проводятся

И здесь важно методически грамотно их вплести. В этом помогут такие приёмы, как:

  • разыгрывание сюжетных комплексов упражнений (часто с привлечением массажных мячиков);
  • постановка театральных представлений (например, пальчиковые куклы в самодельном кукольном театре, которые «предлагают» повторять за ними те или иные движения);

  • физические нагрузки, которые не всегда сопровождаются музыкой (чаще всего это элементы тех или иных заданий на занятиях, например, скатывание «колбаски» из пластилина для лепки фигурки).

Виды упражнений

В методическом арсенале педагога, занимающегося с детьми 5–6 лет, есть виды упражнений, работающие на решение поставленных задач образования, в частности, направленные на:

  • разработку мышц рук в разных направлениях;
  • координацию движений пальчиков, барабанящих по телу или по столу, перекатывающих мячик;

  • создание театра теней.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: