Задержка психического развития зпр

Основные методы лечения ЗПР

Задержка развития ребенка

Индивидуальные особенности детей с ЗПР

Определяют задержку психического развития в школьном возрасте. Главные критерии:

  • неуспеваемость;
  • отстает социальная адаптация;
  • освоение знаний протекает медленно, малыш не успевает за сверстниками с нормальным уровнем развития;
  • школьник быстро теряет интерес к занятиям;
  • сосредоточенность отсутствует или быстро переключается;
  • присутствуют тревожность, страхи, навязчивые состояния;
  • импульсивное поведение;
  • гиперактивность.

Самостоятельная деятельность и мышление отсутствуют: малышу тяжело выполнить работу до конца. Ситуация обостряется в старшем школьном возрасте, когда приходится находить решение проблемы самостоятельно.

При разговоре с ребенком возникает ощущение скованности, так как он серьезно обдумывает ответ. Легкость в налаживании социальных контактов и общении отсутствует.

Психологические особенности детей с ЗПР по сравнению с теми же показателями у малышей с задержкой умственного развития:

  • трудности в изучении математики, элементарной грамоты, при этом речь развита лучше;
  • хорошо запоминают стихи, рассказывают сказки;
  • познавательная деятельность развита лучше, чем у умственно отсталых детей.

Наблюдается отсутствие инициативы. Ярко выражены нарушения тонуса, двигательной функции. Отсутствует контроль собственной деятельности.

Индивидуальное обучение — методы

Индивидуальная наработка навыков с детьми происходит в несколько этапов. Первый — формирование доверительных эмоциональных отношений. Включает общение на равных, частое повторение имени воспитанника. Основой является предметно-игровая деятельность. Применяется метод совмещенных действий. Например, взрослый проводит карандашом кривую линию на бумаге, ребенок параллельно проводит свою линию. Взрослый строит пирамиду из кубиков — ребенок повторяет действия.

Второй этап — формирование опыта игры. Воспитанник учится повторять игровые действия педагога, повторяет их, затем начинает узнавать в своей деятельности действия взрослых. После освоения дети переходят к сюжетной игре.

Третий этап — формирование пространственного мышления, ознакомление с формой, цветами, размерами. Цель — сформировать зрительную координацию.

Индивидуальная работа лучше способствует развитию мышления, общения, физиологических функций. Дети достигают успехов быстрее при индивидуальном подходе. При этом коллективная работа важна для формирования навыков общения, социализации, решения конфликтных ситуаций.

Черты детей с ЗПР

Причины появления болезни

Причины задержки психического речевого развития ребенка

Есть много факторов, которые могут спровоцировать заболевание. Их можно разделить на группы:

  1. Внутриутробное развитие. Гипоксия, инфекции плода. Влияют на его развитие после рождения и болезни, травмы, которые перенесла мама во время беременности.
  2. Осложненные роды. Травматичные, преждевременные или быстрые роды, обвитие.
  3. Заболевания в первый год жизни. Нейроинфекции, травмы головного мозга.
  4. Генетические факторы. Хромосомные аномалии и наследственность — болезнь имеет свойство усугубляться у последующего поколения.

Задержка психического речевого развития ребенка может появиться на фоне заболеваний, которые нарушают работу головного мозга. К ним относят: врожденные заболевания ЦНС, эпилепсию, гидроцефалию, ДЦП, опухоли головного мозга, нарушения оттока ликвора.

Как правило, о перечисленных выше ситуациях — врожденных нарушениях, первичных болезнях и травмах – родители узнают сразу и оказывают чаду помощь — проходят лечение, курсы реабилитации.

Но есть ситуации, когда ребенок рождается здоровым физически и психически, растет и развивается в соответствии с возрастной нормой. А потом вдруг ему ставят диагноз ЗПРР. Способствовать этому могут социальные факторы: гиперопека или, наоборот, жестокость, насилие или безразличие по отношению к чаду, тяжелая психологическая травма, неблагоприятный психологический климат в семье.

Причины отставания малыша в психическом плане

Детей с задержкой психического развития условно делят на 4 группы:

  1. Тип задержки конституциональный. Взрослые дети имеют детские черты лица и манеру поведения, небольшой рост. Эмоциональное развитие находится на начальном уровне. Свойственны бурные всплески эмоций, перепады настроения. Игра — основной любимый вид деятельности, даже в школьном возрасте.
  2. Тип ЗПР — соматогенный. Связан с перенесенными тяжелыми заболеваниями в младшем возрасте. Это аллергические проявления, болезни пищеварительного тракта или обмена веществ, сердечно-сосудистые аномалии, болезни почек, тяжелые неполадки в работе дыхательной системы. Данный случай считается временным, не связан с неполадками работы нервной системы.
  3. Тип задержки — психогенный. ЗПР связана с неблагоприятными условиями воспитания, психической травмой, пережитой в раннем детстве, которая эмоционально запечатлелась в мозгу.
  4. Тип задержки психического развития объясняется родовой травмой, внутриутробным воздействием ядов, токсинов, вирусов, бактерий.

Церебрально-органический тип встречается чаще всего. Здесь имеет место стойкое поражение нервной системы, слабо поддающееся коррекции и лечению.

Обучение

Дошкольники и младшие школьники, отличающиеся несоответствием возрастным нормам в области организации мыслительной деятельности, в отличие от своих ровесников с нормативным развитием, испытывают затруднения в образовательной деятельности. Можно выделить характерные симптомы задержки психического развития у детей, влияющие на успешность обучения:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • замедленность или реактивность реакции;
  • быстро наступающая усталость;
  • несформированность способности к кратковременному и долговременному запоминанию;
  • сложности с восприятием размера предметов, вкуса, цвета, материала, геометрической формы;
  • затруднения при выполнении таких мыслительных операций, как сравнение предметов, распределение на группы, выделение существенных отличий;
  • нежелание выполнять задания, требующие использования различных мыслительных операций и др.

Особенности образовательной деятельности являются следствием комплексных расстройств восприятия, познавательной сферы, мелкой моторики, речи (таблица).

Речевая сфера Несоответствие норме фонетической, грамматической, лексической стороны речи Задержка развития навыка продуцирования связной речи, построением грамматически правильных форм слов и синтаксических конструкций Малый словарный запас
Мелкая моторика Сложности с выполнением заданий по лепке и конструированию Сложности с выявлением звуков и букв в составе слова и составлением их характеристики Отсутствие базовых навыков счета, малое количество базовых познаний о человеке и окружающем мире
Восприятие Несформированность графических умений Особенности восприятия букв и цифровых знаков, зеркальность письма и чтения Проблемы со всеми видами запоминания 
Познавательная сфера Затруднения с освоением навыков рисования и письма Большое количество ошибок в распознавании букв и цифр Неспособность выполнять творческие задания

Требует особого внимания речь детей с задержкой психического развития и ее особенности. У детей с ЗПР заметно по сравнению со сверстниками снижена речевая активность, присутствуют повторы произнесенных окружающими слов и звуков (эхолалия), комплексные нарушения в произношении звуков, построении словосочетаний и предложений, проблемы с восприятием и пониманием звучащей речи и отсутствие интереса к ней.

Ученик с ЗПР может выполнять задание в течение 4-5 минут, после чего ему требуется смена деятельности и обязательный перерыв через каждые 0,5 часа. На занятии или уроке детям с задержкой психического развития необходимы подробные пошаговые инструкции, помощь взрослых для успешного выполнения учебного или другого задания, они работают в медленном темпе и не успевают за одноклассниками. При этом маленький человек понимает свои особенности, знает, что неуспешен, у него вырабатывается низкая самооценка, боязнь наказания за плохую успеваемость, утрата и без того слабого интереса к учебной деятельности.

На занятии в детском саду и на уроке в школе дети с ЗПР отличаются следующими особенностями:

  • могут, используя механизмы механического запоминания, выучить и рассказать правило, но не могут применить его на практике;
  • отличаются невнимательностью и отсутствием организованности, пропускают части заданий, нарушают порядок их выполнения, не видят большого количества собственных ошибок, обнаруженные ошибки исправляют неаккуратно;
  • с интересом выполняют небольшие задания технического характера, не требующие значительного количества времени на завершение.

Личностные особенности ребенка с ЗПР

Если у ребенка наблюдается задержка психического развития, то его эмоциональная сфера расположена на более низшей ступени развития. Она начинает соответствовать психическому складу детей в более раннем возрасте. Среди прочих мотивов у такого школьника преобладает мотив получения удовольствия.

При ЗПР церебрально-органического генезиса могут проявляться нарушения в эмоциональной сфере. У ребенка (подростка) пропадает живость и яркость эмоций, начинает наблюдаться склонность к эйфории. Во внешнем мире это создает впечатление их жизнерадостности и привязанности. Тем не менее, эмоциональные переживания характеризуются меньшей глубиной и дифференцированностью.

У ребенка преобладает негативный эмоциональный фон. Он робок и постоянно испытывает страх. При задержке психического развития, имеющего соматогенный характер, можно наблюдать боязливость, которая связана с ощущением собственной неполноценности. Если ЗПР имеет психогенное происхождение, то наблюдается боязливость и застенчивость при коммуникации с взрослыми. Это происходит по причине психотравмирующих условий воспитания.

В качестве проявлений изменения эмоционального состояния выступает высокая возбудимость аффектов, появление импульсивных поступков, проявление исступленного гнева и немотивированной агрессии. Данные состояния могут углубляться, усложняться и повторяться. Их регистрируют в основном среди относительно узкого контингента (так называемая «группа риска»).

Описание личных качеств детей с ЗПР

Дети с задержкой развития — их психологические характеристики:

Главная черта — несформированность внимания, влияющая на процесс обучения

Природа внимания разная: одни способны максимально сосредоточиться вначале работы, затем внимание снижается. Другие переключаются после выполнения какой-либо задачи

Третьи сосредотачиваются и расслабляются периодически.
Низкая продуктивность и устойчивость памяти. С увеличением нагрузок в школе ребенок не справляется, отстает в среднем на 2 года в развитии.
Слабость мыслительной деятельности, неспособность к обоснованию, выводам.
Отсутствие инициативы, познавательной активности, которая присуща нормально развивающимся детям, отсутствие мотивации.
Речевые отклонения, неспособность сформировать логическое предложение из-за плохого понимания смысла. С этим связано плохое запоминание материала и невозможность его воспроизведения.

У детей с ЗПР формируется негативное отношение к школе из-за слабой учебной мотивации. Постоянные неудачи укрепляют отрицательное эмоциональное отношение.

Усугубляют проблему:

  • низкий уровень интеллекта и образования родителей, неосознавание ими проблемы;
  • недостаточное материальное обеспечение;
  • разные подходы к воспитанию у всех членов семьи;
  • проживание в регионах с неблагоприятной экологической обстановкой;
  • долгосрочные стрессовые ситуации, в которых ребенок вынужден пребывать.

Сочетание социальных факторов и состояния здоровья дает прогноз, насколько ситуация поддается коррекции.

Симптомы

Обычно задержка раннего психического развития у детей диагностируется в 5-7 лет. Но определенные признаки отставания в развитии могут быть замечены и раньше – для каждого периода жизни ребенка существуют определенные нормы развития, и грамотный педиатр может заметить те или иные отклонения. Но незначительные отклонения в развитии становятся заметны уже в школьном возрасте.

Если говорить о детях 5-7 лет, то у них отмечаются такие симптомы:

•    незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может усилием воли вести себя «как надо», не понимает, почему нужно спрашивать разрешения или делиться игрушками, или почему родители не могут купить ему игрушку, может быть агрессивным или истеричным

•    примитивность игр. Игры таких детей не имеют сюжета или ролевых компонентов, они «механичны», просты. В ряде случаев игры разрушительны (ребенок специально ломает игрушки, разбрасывает предметы и так далее). Также дети могут постоянно двигаться, бегать, прыгать, но без конкретной цели и взаимодействия со сверстниками

•    задержка речевого развития. Существует два варианта. Первый – ребенок не разговаривает или разговаривает крайне мало, имеет скудный словарный запас, его речь отстает от возрастной нормы. Второй – речевая активность даже избыточна, но несвязная, ребенок говорит все, что можно и нельзя, часто отвечает невпопад

•    повышенная двигательная активность. Она может быть патологически высокой – ребенок не может долго сидеть на месте, не контролирует свое поведение. Или, наоборот, дети могут быть слишком тихими и стеснительными

•    низкий уровень восприятия. У детей с ЗПР низкий уровень восприятия, они хуже воспринимают и перерабатывают поступающую информацию. Неспособность найти вещь, неумение дорисовать, достроить объект или, наоборот, выделить часть от целого – характерные признаки ЗПР

•    сложности с обучением. К 1 классу дети не могут отличить главного от второстепенного в заданиях, их мышление инертно. Наряду с неразвитостью речи и скудным словарным запасом, плохо развит фонематический слух, есть сложности с логико-грамматическим распознаванием речи. При письме дети могут пропускать или переставлять буквы, писать их зеркально.

Методы диагностики ЗРР у ребенка

Профилактические методы

Диагноз «задержка психологического развития» можно преодолеть благодаря кропотливой работе с врачами, неврологами и психологами. Ребенок восстанавливается до той степени, что в будущем ничем не отличается от своих сверстников. При правильно построенной коррекционной работе изменения в поведении малыша замечаются практически сразу же. Педагоги делают все возможное, чтобы детки могли с легкостью осваивать окружающий мир, получали новые знания и опыт. В последующем эти дети, уже подросшие, с легкостью заканчивают школу, поступают в институт или колледж.

Варианты ЗПР могут быть разными. Главное- не ставить диагноз заранее, а обратиться к врау. Профилактика задержки психологического развития, в первую очередь, заключается в ответственном отношении будущей матери при планировании беременности

Важно избежать любые негативные ситуации, которые могут воздействовать на плод. Избегание систематических инфекционных заболеваний, благоприятные условия для жизни и психологически здоровая обстановка в семье так же является профилактикой ЗПР

Однако если мать заметила некоторые отставания в развитии своего ребенка, не стоит надеяться что малыш «перерастет» некоторые проблемы. Своевременное обращение к специалистам позволит скорректировать психологическое состояние маленького пациента, что поможет ему во взрослой жизни!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: