Логопедический массаж для детей в домашних условиях

В каких случаях применяется?

Массаж – древнейший метод лечения различных недугов. Изучая тело человека, лекари многих стран находили особые точки, при нажатии на которые можно было вылечить многие заболевания. По тому же принципу работает и логопедический вариант массажа для детей. Мануальному воздействию подвергают определенные точки языка, губ, ушных мочек, щек и рук. Назначается такой массаж детям тогда, когда у них диагностированы следующие врожденные или приобретенные отклонения:

  • частичная потеря или незначительное нарушение голоса;
  • разнообразные дефекты речи;
  • гипертонус лицевых мышц (подробнее в статье: как проявляется гипертонус у детей до года?);
  • неконтролируемое слюноотделение;
  • дизартрия (ограниченная подвижность губ, языка, неба);
  • ДЦП;
  • проблемы развития артикуляционных мышц;
  • заикание (все виды);
  • сильное напряжение лицевых мышц, вызывающее патологию произношения.

Продолжаем тренировать пальчики старших дошкольников…

В 6-7 лет детки должны уметь многое, в том числе, знать названия дней недели, месяцев. В этом могут также помочь пальчиковые забавы:

В понедельник я стирала,Пол во вторник подметала.В среду испекла калач,А в четверг искала мяч,Блюдца в пятницу помыла,В субботу тортик я купила.Всех друзей я в воскресеньеПозвала на День рожденья.

В этом стишке предусмотрены движения, имитирующие реальные действия: стирку, уборку, мытье посуды, думаю, не стоит описывать подробно.

Поскольку мы в садике постоянно смешиваем разные виды деятельности, чтобы сделать процесс обучения более эффективным, то и пальчиковые забавы можно соединить с творческими вещами. О чем я? Если нарисовать на подушечках пальцев смешные мордочки или надеть специальные забавные бумажные колпачки, игры пойдут гораздо веселее.

Для детей подготовительной группы можно вместо обычных упражнений придумать целый спектакль, где действие выполняют актеры-пальцы. Кстати, чем не тема для консультации, мастер-класса для коллег-воспитателей или родителей воспитанников?

К школе детки настолько уже развиты, если мы приложили к этому силы, что мозг их требует все новых и новых задач. Так почему бы не научить их основам языка жестов? Это отличная тренировка рук, памяти и речи. Кроме того, это можно включить в программу обучения в смешанных группах со слабослышащими и глухими детками. Польза будет обоюдная!

Простейшие жесты, обозначающие разные предметы и явления на языке жестов – это вам и пальчиковая гимнастика, и расширение границ сознания ребенка, когда он с детства научится видеть людей как равных себе.

Далее, в качестве пальчиковых игр отлично зарекомендовал себя театр теней. Помню, как мы в детстве от нечего делать у бабушки на белой стене при огоньке свечи или керосиновой лампы устраивали целое представление: птицы летели, волк прибегал, зайчик… Вот и сейчас, когда вдруг отключают свет, можно занять ребенка и заодно развить моторику.

Особый шик – уметь показывать фигурки, задействовав обе руки! Отличная тренировка для детей, что сказать.

Массаж рук для развития ребенка

Прекрасно развивают речь и моторику ребенка движения направленные на массирование:

Стимуляция пальчиков великолепно влияет на физическое здоровье малыша, так как каждый связан с определенным органом:

  • Большой — с мозгом.
  • Указательный — с желудком.
  • Средний — с позвоночным столбом, кишечником.
  • Безымянный — с печенкой.
  • Мизинец — с сердцем.

Самый простой метод детского развивающего массажа рук проведение поглаживаний, вектор которых лежит от кончиков пальцев к запястьям, от ладоней к предплечьям. Можно:

  • Гладить.
  • Растирать.
  • Пощипывать.
  • Надавливать.
  • Похлопывать.
  • Сгибать пальчики.

Выполняя движения необходимо проговаривать их, показывать, включать элементы игры, подбирать стихотворные тексты. Такой развивающий массаж для детей дополнительно повышает интеллектуальные способности, ведь в этом возрасте идет преобладание конкретно-образного мышления.

Рекомендуется научить ребенка самомассажу. Подойдет следующий вариант: малыш должен положить на выпрямленные пальчики правой руки указательный левой. Растереть большим пальцем правой руки его со всех сторон. То же самое проделать с остальными пальчиками по очереди. Повторить манипуляции несколько раз на двух руках.

Необходимо, чтобы ребенок выучил стишок и в это время приговаривал, делая движения в такт словам:

Для развития прекрасно подходят упражнения с применением различных вспомогательных средств:

  • Катание грецкого ореха, ребристого карандаша.
  • Сжимание резиновой игрушки.
  • Скатывание пластилиновых шариков, палочек.

Манипуляции необходимо проводить 3 раза в день. С малышами выполняют от 3 до 5 упражнений, с детьми постарше 8. Между элементами обязательно делать паузы, расслабляться.

Интересные варианты пальчиковой гимнастики

Подросшему малышу сложно усидеть на месте во время проведения даже кратковременных манипуляций. Выполняйте действия в виде увлекательной игры.

Что можно использовать?

  1. Сказка при помощи рук. Представьте, что каждый палец – это герой любимой сказки. Пусть персонаж расскажет свои слова. Пальцы также могут замечательно топать по ровной поверхности. Можно ладошками поиграть в театр теней. Экспериментируйте, для таких игр не нужны специальные навыки.
  2. Берем бумагу. Поделки из бумажных комков заинтересуют любого маленького гения. Можно использовать их как части снеговика или даже перекидывать из руки в руку. Попросите своего егозу попасть бумажным шариком в пластиковый стакан или ведро. Эта игра полезна для развития координации и способствует стимулированию речи.
  3. Полезная крупа. На большой поднос насыпьте любую крупу. Чаще всего берут гречку или манку, но вы можете выбрать любую на свое усмотрение. Пальчиками рисуйте на крупе, чтобы малыш почувствовал себя настоящим художником.

Любые манипуляции должны проходить при хорошем настроении у всех членов семьи. Не воспринимайте его, как сложную медицинскую процедуру и у вас обязательно все получится. А ваш малыш в скором времени порадует вас умными высказываниями.

Картография проекции органов на кисти и ушной раковине

По моим многочисленным наблюдениям, результативность логокоррекционной работы значительно возрастает при использовании элементов самомассажа с активным включением ребёнка в этот процесс. В особенности, если у ребёнка выражена моторная неловкость, отмечается смазанность речи, т.е. присутствует дизартрический компонент. Эти несложные массажные приёмы я также настоятельно рекомендую использовать родителям ребёнка на дому перед выполнением комплекса артикуляционной гимнастики.Нижеприведённый комплекс массажных приёмов доступен и прост в обучении: к каждому движению я подключила свои авторские стихи, которые облегчают запоминание детьми инструкций, т.к. обучение происходит в игровой форме.

Примерный комплекс самомассажа для детей с речевой патологией

Самомассаж рук

Массажные приёмы: поглаживание, растирание, разминание, выжимание.

Последовательность массажных движений:

1. Подушечки пальцев правой руки устанавливаются у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями кожа смещается на 1 см вперёд-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же самое необходимо проделать и для правой руки.

* * *

Наши пальцы ехали-ехали сверху по рукеи в вагончике приехалик станции Браслетовой у запястья на руке.

2. Кисть и предплечье левой руки располагаются на столе. Ребром ладони правой руки имитируется «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделать то же для другой руки.

* * *

Пилим-пилим мы дрова,Пилим, много пилим,Значит всё с тобой осилим.

3. Фалангами сжатых в кулак пальцев производятся движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Проделать то же для другой руки.

* * *

Буравчик мы крутим,вращаем в ладошке.Поможем ладошке работать быстрей:буравчик мы включим совсем на немножко,но это поможет ладошке моей.

4. Кисть и предплечье левой руки располагаются на столе. Согнутым указательным и средним пальцами правой руки делаются хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделать то же для другой руки.

* * *

Наши пальцы не устали,Они только братцев ждали,Вот они к ним и пришли:подходили, обнимали,дружно пальцы руки жали –рады встрече были мы.

5. Выполняются движения, как при растирании замёрзших рук.

* * *

Ручки наши мы согреем,а ладошки разотрём.Станут ручки всех сильнее,Это мы с тобой поймём.

Самомассаж ушных раковин

1. Детям предлагается массировать мочки ушей. Затем всю ушную раковину. Растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины.

  1. 2. Оттянуть уши вперёд, затем назад, медленно считая до десяти. Начинать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами. Повторить 7 раз.

* * *

Разомнём мы ушки наши:разотрём руками,нежно ушки мы свернём,ушки развернутся сами.Ушки тянем мы вперёд-назадсловно слоник невпопад.Ушки наши покраснеют,потому что руки наши их согреют.

Самомассаж лица

1. Одну минуту массировать щёки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.

* * *

Крутим вертим мы спиралии рисуем мы круги.Чтобы щёчки не устали,мы кружочки рисовали,пальцы в этом помогли:К подбородку зашагалии кружочки рисовали,И на лобик поскакали -всё кружками расписали.

2. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз – 1 мин.

* * *

Глазки мы погладили,Глазки мы расслабили.

3. Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей – 20 раз.

* * *

Носик-носик, человечек!Готовился к радостной встрече.К нему братья приезжали,долго-долго обнимали,веселились, танцевали.

4. Открыть рот и нижней челюстью делать движения, сначала слева направо, затем наоборот – 10 раз.

* * *

Ветер, ветер, ветерок,всем устроил он урок:Ротик-дверцу отворял,вправо-влево всё качал.

5. Проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; затем «разгладить» лоб от центра к вискам.

* * *

Моем-моем мы лицо,умываемся ладошками.Гладим, сушим утюжкоммокрые дороженьки:подбородок, щёчки и виски,вот и к лобику пришли.Гладим лобик-бугорок:от полянки до висков.Гладим, вытираеми массаж сегодня завершаем.

Также по теме:

Условия для проведения

Логопедический массаж для детей, как правило, начинают проводить в возрасте 4 – 5 лет. По показаниям курс можно начать и раньше.

Дома нужно создать благоприятные условия, чтобы сеансы не приносили дискомфорта. В комнате должно быть тихо, тепло и светло. Руки массирующего должны быть теплыми и чистыми. Проследите, чтобы на руке не было царапин, воспаления, постороннего запаха — духов, ароматических масел, кремов. Снимите все украшения. Также необходимо, чтобы ребенок был расположен к лечению, относился к нему спокойно. Недопустимо, чтобы малыш плакал и вырывался.

Первая процедура логопедического массажа для детей может быть короткой — не более 5 минут, особенно если это впервые для него. Затем постепенно увеличивайте продолжительность: через неделю можно заниматься уже 20 – 30 минут. Ориентируйтесь на возраст и на реакцию малыша: если ему становится неудобно, некомфортно, появляется страх, нервное напряжение, сеанс лучше прервать. Если продолжить, невзирая на протест, в следующий раз он может и вовсе отказаться от лечения.

Для хорошего результата нужно, чтобы занятия были регулярными. Оптимально 2 – 3 процедуры в неделю. Если сочетать их с артикуляционной гимнастикой и другими занятиями, эффект вы увидите быстрее. Старайтесь не делать длинных перерывов между сеансами.

На полный курс в среднем необходимо 10 – 20 сеансов, иногда больше.

Для массажа необходимо подготовить специальное масло или крем. Обязательно проверьте на переносимость: нанесите небольшое количество средства на кожу предплечья и оцените реакцию.

После лечения промойте малышу лицо, ополосните рот.

Как делать массаж пальчиков ног ребёнку

Одной рукой аккуратно нужно взять ножку ребёнка, другой проводить поглаживающие действия от пяточки к пальчикам и обратно. Упражнение выполняется не более 4 раз.

Теперь можно прогладить тыльную сторону стопы от кончиков пальцев до голеностопного сустава. Помните, что сами суставы массировать нельзя. Упражнение выполняется максимум 6 раз.

Мышцы детей до 1 года очень чувствительны, поэтому важно выполнять упражнения аккуратно, дабы не навредить малышу. Если у ребёнка нет никаких отклонений и он полностью здоров, то массаж пальчиков выполняется довольно просто и содержит несколько простых упражнений, таких как:

Если у ребёнка нет никаких отклонений и он полностью здоров, то массаж пальчиков выполняется довольно просто и содержит несколько простых упражнений, таких как:

Поглаживание каждого пальчика

Растирание каждого пальчика

Разминание каждого пальчика

Массаж дома могут выполнять как сами родители, так и массажист.

Массаж пальчиков позволяет активизировать процесс кровообращения в организме ребёнка, а также стимулирует работу внутренних органов.

Выполнение массажа малышу возрастом более года:

Возьмите ручку малыша в свою. Массируйте его рукой пальчики ног. Пусть сам попробует выполнить такое упражнение при помощи указанной техники. Такое полезное, но простое упражнение поможет развивать моторику не только ног, но и рук.

Аккуратно, каждый пальчик берите в свою руку и прокручивайте его, немного вытягивая вперед. Помните, нельзя создавать болевых ощущений!

Важность данного массажа заключается в том, что ребенок сам участвует в его проведении, пусть даже с вашей помощью. Это позволит развивать все органы чувств, включая, речевой аппарат

Массажу пальчиков нужно уделять не менее 15 минут ежедневно.

Эффективность способны оказывать даже самые простые приемы:

  • Сгибание и разгибание пальчиков ног (каждого отдельно).
  • Плавное вращение стопы в левую и в правую стороны.
  • Поглаживание пальчиков снизу вверх, и обратно.
Показания для массажа пальчиков

Малышам, которые имеют некоторые неврологические или ортопедические отклонения, такой массаж назначается в обязательном порядке.

Обычно, массаж пальчиков ног назначают при:

  • Гипертонусе мышц
  • Гипотонусе мышц
  • Различных заболеваниях и патологиях, связанных с опорно-двигательным аппаратом.
  • Профилактике различных болезней.
  • Если ребёнок поджимает пальчики на ногах.

После консультаций с врачом, и нескольких процедур, выполненных массажистом, мама ребенка может самостоятельно его делать. Техника выполнения не составит никакого труда, тем не менее, она является очень эффективной.

Противопоказания

Существуют и противопоказания по массажу для малышей, как по общему, так и для конкретных частей тела.

Ни в коем случае нельзя его делать при:

  • Онкологических заболеваниях
  • Гнойных заболевания кожи
  • Детям после операции
  • Пороке сердца

Польза и эффективность массажа пальчиков ног и рук очень велика. Он является одинаково полезным как для здоровых деток, так и для малышей с отклонениями в состоянии здоровья.

Родителям стоит серьезное внимание уделить массажу пальчиков ребёнка. Ведь эта несложная процедура поможет вырастить крепкого, смышленого и здорового малыша

Как ответственные родители, вы должны понимать, что интеллектуальному здоровью следует уделять не меньше внимания, чем физическому. Умение правильно и красиво разговаривать, грамотно излагать мысли напрямую зависит от того, насколько вы готовы вкладывать в свое дитя.

В целях предупреждения логопедических проблем, а также для их устранения можно освоить массаж рук для детей для развития речи, который станет любимым занятием вашего малыша.

Способов развития речи существует множество. Немногие доверяют массажу, так как считают его скорее забавой, чем терапевтическим воздействием. И напрасно. Ученые давно доказали, что стимулирование определенных точек на ладонях ребенка способно творить чудеса. Чем скорее вы начнете работать над развитием моторики рук, тем раньше малыш заговорит и научится мыслить.

Есть мнение, что семимесячный карапуз должен уметь показывать хотя бы один пальчик из кулачка (чаще всего это указательный или большой). В этом случае проблем с речью у него быть не должно. Легкие поглаживания кистей необходимо осуществлять с рождения.

Для чего это нужно:

  • заметно улучшается настроение у новорожденного после тактильного контакта с родными;
  • он успокаивается и расслабляется;
  • происходит улучшение кровообращение;
  • кожа становится мягче.

Кроха начинает «чувствовать» свои пальчики и учится их контролировать.

Выбираем массажёр правильно!

Для массажа пальчиков можно применять различные массажеры: 

  • Колючий мяч
  • Эспандер покрытый мелкими пупырышками
  • Суджок и др.

Мячик

Применяя мячик при работе развиваются запястья ребенка: можно крутить его по сторонам, катить по столу, между ладонями, двумя руками. Больше всего забавляет карапузов игра в прятки с мячом (спрятали под стол, показали). В процессе игры это может быть и мяч, и ежик колючий, и солнце, рекомендуется включить фоновую песенку или исполнить самим.

Эспандер

Как может помочь при проведении упражнений эспандер? Сжать колесико, маленьким ручонкам, еще достаточно тяжело, попробуйте покрутить его между двумя пальчиками. Детишки в этом возрасте выполнить такое упражнение уже могут. Покатайте эспандер по столику. При этом также задействованы акупунктурные точки, расположившиеся на пальцах карапуза.

Суджок

Суджок – отличное средство для массажа. Внутри него находится небольших размеров пружина, но ею малышу одного года, играть будет сложновато. Ребята двух – трех лет, с радостью нанизывают пружинку на пальчики, выполняя данные манипуляции не забудьте исполнить песенку, стишок или потешку с крохой

В свою очередь, сам массажер суджок, может ходить, гостить, к каждому из пальчиков, при этом важно называть их по именам

Как это осуществляется?

Это может происходит следующим образом: постукивания по столу ладошками, выполнять раскатывающие движения ручками, постучать кулачками, поиграть в прятки при помощи рук. Обязательно сопровождайте упражнения стишками. Рекомендуется делать различную гимнастику сначала расслабляющую, затем напрягающую конечности ребенка.

Развитие мелкой моторики с помощью подручных средств

В современно мире, промышленность, бесспорно, очень расширилась: большое количество литературы для развития мелкой моторики, но стоимость их не бюджетна. В ходе занятия возможно использование предметов, изготовленных самостоятельно.

Первое, с чем вы можете познакомить малютку, это шнуровка. Для изготовления игры, вам понадобятся трубочки от коктейлей, которые нужно обрезать на маленькие части и вдеть шнурок во внутрь. Допускается вдевать шнуровку в трубочки хаотично, а с детками, которые повзрослее, можно усложнить задание тем, что придумать определенную последовательность, трубки сортировать, чередовать по цветам.

Не выбрасывайте старые фломастеры, они вам тоже очень понадобятся. Отсоединив колпачки от фломастеров, постарайтесь с ребеночком надеть их обратно. Это великолепное задание на цветовосприятие. Желательно, при игре вынуть оставшийся красящий стержень

Воспользуйтесь ячейкой от яичек перепелиных. С изнаночной стороны разукрасьте ячейку акриловыми красками основных цветов. Смастерите из соленого теста или из пластилина яички, размером с перепелиные, соответствующих цветов. Предложите карапузу разложить яйца по цветам, в определенные ячейки. Яички – хороший наглядный материал при обучении счета.

Далее рассмотрим такое пособие, как прищепки. Их можно купить в любом бытовом магазине. И в настоящее время, к счастью всех педагогических работников и родителей они появились основной цветовой гаммы. Изготовьте из картона солнышко. Можно использовать в качестве изучения эмоций. «Солнце загрустило без лучиков. Давайте смастерим солнцу лучи. Что произошло? Оно начало улыбаться!» С обратной стороны прорисуйте веселое светило.

Читать далее: Безопасность ребенка в интернете

Эту же работу можно проделать и с морковью. «Морковь у нас грустная была, она находилась в грядке. Ей очень захотелось выйти на свет». Присоединим к оранжевой красавице зеленые прищепочки — травку. Посмотрите, какая радостная стала морковка!

Выполним из картона птичку. Можно попросить малыша приделать хвостик воробью и крылышки, чтобы птица смогла летать. Данное упражнение расширит представления ребенка о существующих птицах.

Для самых юных малышей, используйте мозаику. Коим образом её можно использовать? Мозаика создана для деток от трех лет, так как содержит мелкие детали. Конечно, играть нужно только под чутким руководством взрослых. Проследить за тем, чтобы малыш не потянул мелкие детали в ротик.

Все шаблоны мастерятся легко и просто. Для данного возрастного периода ваши навыки художника, для малютки, находятся на второстепенном месте, поэтому все можно сделать просто силуэтно.

Важно организовать игровую ситуацию. «Тучка прилетала

Дождик разливала. Капельки на землю капали “Кап – кап”». Предложите карапузу смастерить капельки дождя.

Очень ребятишкам нравится мозаика – «Весеннее дерево». Размещая на деревце зеленые листочки, проговаривайте потешку:

Весна в гости к нам пришлаВсем деревьям зелень принесла.Птички весело запели,Лучики их домики согрели. Пчелы в ульи налетели,На цветочках сытенько поелиА березки платьица недели,Чтоб листочки тихо шелестели

В случаи осенней погоды, можно выполнить дерево с красными, желтыми или оранжевыми листьями.

Осень подарила яркие цвета.Рыжий, красный, золотой,Все цвета теперь со мной!Я их вместе соберу,И деревьям косы заплету.

Приложите на мозаику вырезанную корзинку. Попросите малютку наполнить лукошко для Михаила Потаповича.

Миша по лесу пошелОн грибочков нашел,Земляничка, прыгай в кадкуМишка съест её украдкой.

Очень хорошо, если у вас есть игрушка «бибабо». Ребятам нравится с ними вести диалог. Обязательно ведите разговор от игрушки. Медвежонок должен попробовать ягодки, которые собрал для него ребенок, поблагодарить за хорошую работу малыша.

Для развития цветовосприятие можно смастерить круг с птичками различных цветов. Воспользуйтесь деревянными прищепочками, покрасьте их концы соответствующими цветами. Привлеките карапузика к выполнению хвостиков птичкам.

Птички прилетели,Песенки запели.Вместе весело поём,Вкусные зёрнышки клюём.

Шаблоны можно смастерить из цветной бумаги и приложить на мозаику или прикрепить при помощи канцелярской мастики.

Читать далее: Как меняется игра по мере взросления ребенка?

Усложняем тренировки!

Когда дети освоят начальный и средний уровень пальчиковых забав и упражнений, обязательно нужно усложнить их. Вот, например, есть такая тренировка «Теремок»:

Вот – серенький зайка,

Вот – мышка-норушка,

Лисичка-сестричка;

Лягушка-квакушка.

Но вот в теремок медведь забрался –

И домик сломался!

Народ разбежался!

Медведь косолапый бродит,

Места себе не находит.

Теремок я построю большой,

И будут там жить со мной:

Серенький зайчик,

Мышка-норушка,

Лисичка-сестричка,

И лягушка-квакушка!

Есть на каждого персонажа и действие в этом стихе свой жест, но если попросить детей самих придумать соответствующие действию и героям жесты, будет гораздо интересней.

Вообще я стараюсь подбирать забавки для тренировки пальчиков по тематическим блокам, что удобно в виде картотеки и не ломаю голову, какие упражнения делать с детками, все расписано буквально на каждый день.

Вот, вспомнила из цикла «Весна» такое упражнение:

Посадили зернышко, (Нажимаем на центр ладони пальчиком)

Выглянуло солнышко. (Кулачки сжимаем и разжимаем по очереди, подняв ручки вверх)

Солнышко, свети, свети!

Зернышко, расти, расти! (Ладошки вместе, ручки двигаются вверх)

Появляются листочки, (Ладошки соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух ручках синхронно)

Распускаются цветочки. (Кулачки разжимаются по очереди).

Очень важно развивать координацию движений, точность, ловкость. Есть такие упражнения для старшего дошкольного возраста:. У Маланьи, у старушки

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все с бровями,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой,

Они не пили, не ели,

На Маланью все глядели,

И все делали вот так…

Здесь на протяжении всего стиха нужно делать движения по смыслу, а в конце повторить за взрослым или ребенком-ведущим. Отличная игра на координацию!

Чем полезен?

Делать пальчиковый массаж можно с первых суток жизни маленького человека. Логопедический массаж не только развивает речь, но и расслабляет организм, а также повышает настроение. Используется в комплексе с лечебным массажем при ДЦП и некоторых других патологиях. При соблюдении основных правил массирования такая процедура будет иметь следующие результаты:

  • Удаляет омертвевшие клетки кожи;
  • Улучшает состояние кожного покрова;
  • Укрепляет иммунитет;
  • Повышает трудоспособность ребенка;
  • Понизит артериальное давление;
  • Позитивно воздействует на работу ЖКТ;
  • Приводит в норму дыхательные процессы;
  • Стимулирует работу внутренних органов;
  • Активизирует речевые центры в мозгу.

Прежде, чем приступить к упражнениям пальчиковой гимнастики, необходимо проконсультироваться с врачом невропатологом, а также логопедом. Последний реально оценит необходимость логопедической гимнастики пальцев для конкретного ребенка. Время массирования согласно медицинским исследованиям составляет около 15 минут в день. Упражнения пальчиковой гимнастики сочетаются с играми для развития мелкой моторики.

Массаж лица, как средство для развития речи

Лицевой массаж – это один из методов активного механического воздействия, делает лучше состояние мышц, а также благотворно сказывается на нервах, кровеносных сосудах, тканях периферического аппарата речи. Массаж способствует повышению эластичности волокон мышц, объему, силе, сократительной функции и работоспособности мышц.  

При нарушениях тонуса артикуляционного аппарата активно применяют логопедический массаж. Массаж выравнивает тонус, это способствует усовершенствованию произношения звуков, слов.

Существуют противопоказания для осуществления массажа, это различные инфекционные заболевания, болезни кожи, наличие на губах герпесов.

Лицевой массаж стоит проводить в убранной, проветренной, теплой комнате. У человека, осуществляющего кожный массаж должны быть продезинфицированы руки, смазаны специальным кремом. Следите за длиной ногтей, перед проведением процедуры коротко подстригайте их, иначе можно нанести телесные повреждения. Первая процедура не должна занимать по времени три – пять минут. Выполняя массаж, убедитесь, что ребенок не испытывает болевых ощущений.

Начать массаж следует с нежных поглаживаний со стороны плечевого пояса, потом поднимаемся к лицу. Выполняем легкие поглаживания от бровной части к волосам. Опускаемся к челюстной части, проходим по жевательным мышцам. Укрепляем лицевую мускулатуру за счет поглаживаний, разминаний, растираний.  

Важно сконцентрировать внимание на точечном массаже. Необходимые точки, отвечающие за правильное дыхание носа, находятся над бровями. Оказывая влияние на них, можно предотвратить наступление различных болезней дыхательных путей или приблизить выздоровление

Оказывая влияние на них, можно предотвратить наступление различных болезней дыхательных путей или приблизить выздоровление.  

Затем переходим к разминанию щечных, жевательных, скуловых, круговых ротовых мышц. Не оставляем без внимания подъязычную кость. Она отвечает за моторику языка, а отсюда следует, что и за звукопроизношение тоже ответственна.

Массаж для языка необходимо начать выполнять с разминаний. Сначала кончик, затем боковые края.  Осуществляйте растягивание языка по 7 раз в разные стороны

Делать это нужно очень осторожно

Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому, чем раньше родители начнут приемы логопедического массажа, тем лучше будет формироваться речь ребятенка.

Используя все вышеперечисленные рекомендации, вы сможете сформировать у любимого человечка отличное мировосприятие, развить грамотную речь, мелкую моторику рук, сформировать расширенное представление об окружающем мире. Воспитывайте детей с любовью и у них никогда не возникнет сложностей на жизненном пути.

Упражнения для развития речи детей всех возрастов

10 простых способов показать ваш искренний интерес к другим

Чем занять ребенка в 3 года

Мне нравитсяНе нравится

Логопедический массаж губ

Массаж губ делается круговыми движениями 50 раз по часовой стрелке и 50 раз против часовой стрелки.

  1. Один указательный палец поставьте у крылышка носика с левой стороны, а средний палец поставьте у уголка губ – проведите круговые движения. Затем, то же самое только с другой стороны.
  2. Поставьте указательные пальцы по средине над верхней губой и проглаживайте и круговые движения поочередно в стороны. Так же проделайте под нижней губой.
  3. По этакому же маршруту, как и в упражнении №2 проделайте пощипывание двумя пальцами.
  4. Пощипывание тремя пальцами.
  5. Теперь нужно повторить упражнение №3.
  6. Повторить упражнение №2.

Логопедический массаж
заканчивайте массажем мочки ушей по 50 раз по часовой стрелке и против

Так же очень важно массировать «речевую точку», которая находится на кисти руки у основания перепонки между большим и указательным пальцем. Проделывайте круговые движения по 50 раз в одну сторону и 50 раз в другую сторону

После массажа ласкайте малыша, похвалите его за послушание, поиграйте с ним. Главное, чтобы у малыша осталось приятное впечатление от массажа. И тогда он сам будет подставлять вам свой язычок и вскоре порадует новыми словами.

Поглаживание — массаж рук ребенка

Ребенка положить на спину, массажист встает к его ногам. Движение должно проводиться от кисти к плечу.

Для начала процедуры массажа взять в руку ладонь ребенка, вложить в нее большой палец и, придерживая, осторожно сжать ее в кулачок. Левую руку ребенка приподнять правой рукой, затем левой рукой произвести поглаживания внутренней и наружной поверхностей руки, двигаясь от кисти к плечу

Левую руку ребенка приподнять правой рукой, затем левой рукой произвести поглаживания внутренней и наружной поверхностей руки, двигаясь от кисти к плечу.

Другой рукой мягкими и плавными движениями поглаживать попеременно внутреннюю и внешнюю часть руки.

Поглаживание повторить по 7 раз на правой и на левой руке.

Поглаживать внутреннюю и наружную поверхности можно одновременно, используя прием обхватывающего поглаживания. При этом следует массировать руку ребенка сразу с двух сторон, причем большой палец должен находиться на внутренней стороне руки, а остальные — на внешней. Затем надо перейти к кольцевому растиранию рук.

Кольцевое растирание — массаж рук ребенка

Для выполнения массажа нужно взять кисть ребенка большим (на внутренней стороне) и указательным (на внешней) пальцами и растирать ее активными круговыми движениями.

Массаж рук ребенка надо делать таким образом, чтобы через четыре оборота пальцы массажиста достигли локтя ребенка, через шесть оборотов дошли до плеча. В процессе растирания кожа на руке должна слегка покраснеть. Повторить этот массаж рук ребенка 5 раз. Упражнение нужно закончить поглаживанием (3 раза).

Скрещивание на груди — массаж рук ребенка

Для проведения массажа руки ребенка должны быть скрещены на груди.

Взять в руку ладонь ребенка, вложить в нее большой палец и, придерживая, осторожно сжать ее в кулачок, оставшимися пальцами придерживая его за кисти рук. Затем, слегка встряхивая руки ребенка, несколько раз развести их в разные стороны и снова скрестить на груди

Затем, слегка встряхивая руки ребенка, несколько раз развести их в разные стороны и снова скрестить на груди.

Чтобы правильно выполнять упражнение, надо периодически чередовать положение рук: сначала правая располагается сверху, затем левая.

Данную процедуру массажа рук повторить 6 раз.

Встряхивание рук — массаж рук ребенка

Исходное положение — лежа на спине.

Данная процедура способствует расслаблению мышц ребенка. Зажать в кулачке ребенка свой большой палец, другими пальцами легко сжав его руку. Делать так на обоих руках одновременно. После этого плавно отвести руки малыша в стороны и слегка встряхнуть. Если у ребенка наблюдается гипертонус мышц, то он выполняет это упражнение неохотно. В этом случае надо проводить поглаживание рук.

Консультация будет интересна и полезна для педагогов-психологов, учителей-логопедов, воспитателей всех возрастных групп. В консультации описаны приемы массажа и самомассажа рук и пальчиков, а также, массаж с помощью грецких орехов, карандашей, иглбола.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: