Коррекция и лечение алалии
Родители должны морально подготовиться, что лечить ребенка придется долго и тяжело. Коррекция должна быть комплексной и регулярной, она займет несколько лет. Без терапии алалия будет прогрессировать.
В коррекционных и логопедических центрах практикуют психолого-педагогические методы. Для восстановления структуры мозга требуется терапия медикаментами.
Логопед регулярно и поэтапно занимается с больным ребенком, стимулируя развитие устной речи. К следующему этапу переходит только после закрепления предыдущего.
Последовательность логопедических занятий при алалии:
- Стимуляция подражательной активности. Увеличение количества понимаемых слов. Обучение составлению аморфных слов (фрагментарных из детской речи).
- Получение навыка образования словоформ. Построение фраз из двух слов. Продолжение увеличения количества понимаемых понятий.
- Формирование грамматически верной фразы из 2-3 слов. Проговаривание слов из 3 слогов.
- Получение навыка простой связной речи. Работа над правильным проговариванием звуков. Построение фраз, в которых до 5 слов.
- Построение сложных многословных предложений. Обучение изменению слов.
Важное логопедическое мероприятие для лечения алалии – артикуляционный массаж. Ребенку легче даются основные коррекционные занятия, когда у него развита мускулатура органов артикуляции
Для массажа требуются логопедические зонды. Курс включает 8-10 сеансов.
Логопед может научить родителей проведению артикуляционного массажа в домашних условиях. Вместо логопедических зонтов используйте металлическую чайную ложку или пальцы. Все действия повторяйте 5 раз, перед каждым упражнением и после него поглаживайте лицо ребенка.
Массажные движения выполняйте в следующей очередности:
- от центра лба к вискам;
- на висках по движению стрелки;
- вокруг век;
- круговыми движениями на щеках;
- между бровями;
- нос, губы и язык.
Медикаментозная терапия – основная, ее цель – стимуляция восстановления корковых речевых центров. Применяют следующие препараты:
- Ноотропы. Стимулируют метаболизм в тканях головного мозга, делают нервные клетки более устойчивыми к вредным факторам. Детям наиболее часто назначают «Глицин», «Пирацетам».
- Антиоксиданты. Укрепляют нервные ткани, ускоряют их восстановление, повышают мозговую активность. Это «Токоферол», «Таксифолин».
- Препараты для улучшения циркуляции крови в мозге. Например, «Актовегин».
В действенности ноотропов и антиоксидантов при лечении алалии многие медицинские специалисты сомневаются. Зачастую улучшение речевых навыков связано с грамотной логопедической помощью и общеразвивающими занятиями, а его объясняют положительным действием вышеуказанных медикаментов. И уж точно улучшить речевые навыки ребенка не в силах витаминные комплексы и БАД.
При структурных патологиях коры головного мозга высокоэффективными оказываются физиотерапевтические мероприятия:
- электрофорез;
- магнитотерапия;
- лазерная терапия;
- дециметровая терапия;
- иглорефлексотерапия;
- электропунктура;
- лечение водами.
Рассмотрим подробнее особенности логопедической терапии разных форм алалии.
Моторной
Поскольку патология системная, упражнения должны затрагивать все нюансы речевого развития. При моторном нарушении задачи логопеда:
- стимулировать активность речи;
- скорректировать произношение звуков;
- развить связную фразовую речь;
- расширить общий и повседневный словарь;
- научить грамотному построению фраз.
Обязательные логопедические методы при моторной алалии – ритмика и массаж.
Сенсорной
При сенсорной форме алалии задачи логопеда:
- сформировать грамматически правильную речь;
- научить дифференциации фонем и неречевых звуков;
- развить навык различения слов, соотнесения понятий с определенными объектами;
- сформировать понимание словосочетаний и фраз.
При всех формах алалии при возможности не стоит затягивать с обучением ребенка письму и чтению, так ему будет легче закреплять логопедические навыки, следить за речью.
Смешанной
Поскольку смешанная форма алалии проявляется нарушением и понимания, и воспроизведения речи, то есть имеет наиболее тяжелую симптоматику, то терапия на нее почти не влияет. Несмотря на логопедические занятия и медикаментозное лечение, больной ребенок в психическом состоянии заметно отстает от сверстников.
Массаж при алалии
Массаж необходим чаще при моторном типе алалии. Такие процедуры направлены на улучшение артикуляции и чувствительности тканей. Кроме того, они координируют мышцы языка и лица, а также способствуют уменьшению избыточного слюноотделения.
Масса должен проводить специалист, только в таком случае процедуры будут эффективными и обретут терапевтическое назначение
Важно, чтобы сеансов массажа было не менее 10. Техника массажа включает легкие постукивания пальцами по щукам, языку, а также губам
Вдоль поверхности щек массажист делает надавливающие круговые движения. Частота массажа, тип движений, а также особенность процедуры определяется индивидуально и зависит от тяжести и формы заболевания.
Что такое алалия?
Термин состоит из двух греческих слов: а – частица отрицания, лалия – речь. То есть это отсутствие или неполноценность речи у ребенка при здоровом слухе и первичной интеллектуальной развитости. Алалия – медицинский термин, логопеды говорят «общее недоразвитие речи».
Согласно статистике, патология наблюдается у мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек. Ее выявляют у 1% детсадовцев и 0,5% учеников начальной школы.
Важная особенность речевой алалии у детей – дефектность всех составляющих речи: грамматики, фонетики, словаря. Патология протекает в легкой и тяжелой форме:
- При тяжелой алалии ребенок не понимает, что говорят обращающиеся к нему люди, общается лепетом или обрывками слов, либо речь вовсе отсутствует.
- При легкой форме речь зачаточная, проявляется ограниченным индивидуальным словарем, грамматическими ошибками, звуковыми и слоговыми искажениями, затрудненным обретением навыка чтения и письма. Познавательная активность низкая, в школьные годы с трудом формируются личностные качества.
Нередко отмечается невротический ответ на речевой дефект
Ребенок быстро утомляется, не способен концентрировать внимание, не стремится развиваться, контактировать с окружающим миром. Высока вероятность задержки психического развития вторичного характера
Симптомы моторной алалии
Неврологический статус
При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).
Психологический статус
Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.
Речевой статус
При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.
Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.
При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.
Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.
Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.
При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.
Публикация «Консультация на тему „Алалия и ее виды“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
— связной речи
— развитие лексико-грамматических
— психических функций
— медикаментозную терапию
За годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии, зависящих от степени недоразвития речи и проявлений недуга. Сегодня в логопедии применяется классификация алалии по В. А. Ковшикову, по которой выделяются три типа алалии:
— моторную алалию
-сенсорную алалию
— смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)
При моторной алалии
имеют место характерные речевые и неречевые (неврологические, психологические) проявления. В основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В таком случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи сохраняется. Неврологическая симптоматика при моторной алалии проявляется, прежде всего, двигательными расстройствами: слабым развитием моторики пальцев рук, недостаточной координированностью движений, неловкостью. Наблюдаются трудности с выполнением мелкомоторных операций (складыванием пазлов, мозаики и т. п.) и с овладением навыками самообслуживания (зашнуровыванием обуви, застегиванием пуговиц и т. п.). Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения эмоционально-волевой сферы, памяти (особенно слухоречевой, восприятия и внимания. По мере развития речи такого ребенка, интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются. Словарный запас детей при моторной алалии существенно отстает от возрастной нормы. Новые слова тяжело усваиваются, в активном словаре имеются преимущественно обиходные термины. Маленький словарный запас обусловливает неточное понимание значений слов, замены их по звуковому и семантическому сходству, неуместное употребление слов. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.
Сенсорная алалия
возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих. Недоразвитость фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к нарушению соотнесения слышимого или произносимого слова с тем или иным явлением или предметом и неразличению слов-паронимов.
Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к нарушениям поведения, вторичным нарушениям личности, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, проблемами концентрации внимания, неустойчивостью памяти и слухового восприятия. У детей с сенсорной алалией может отмечаться хаотичность поведения — импульсивность или, напротив, инертность, замкнутость. В чистом виде сенсорная алалия наблюдается редко, обчаще
встречается смешанная сенсомоторная алалия
что указывает на функциональную неразрывность речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, отоларинголога, логопеда, детского психолога. Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в коррекционных центрах, специализированных ДОУ, санаториях и стационарах. Работа над речью ведется при помощи физиотерапии (транскраниальной электростимуляции, электрофореза, лазеротерапии, ДМВ, магнитотерапии, ИРТ, водолечения, электропунктуры и др.) и медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур
При алалии важно работать над развитием психических функций (внимания, мышления, памяти, представлений, общей и ручной моторики
Отличия в патогенезе
Долгое время считалось, что патогенез алалии связан с органическими поражениями головного мозга. Слуховой гнозис локализуется преимущественно в левой височной доле. Естественно, понимание речи может сложиться лишь при условии накопленного словаря и, если сохранены проводящие пути между полушариями. В противном случае ребенок не понимает обращенной речи и звуков при сохранении слуха. Таким образом, при сенсорной алалии отсутствуют связи между правым и левым полушарием головного мозга.
При моторной алалии патологический процесс находится в основном в доминантном левом полушарии. Допустим, что ребенок понимает речь, различает звуки. Однако, чтобы он заговорил, нужно, чтобы он мог воспроизводить артикуляционные движения. Это возможно лишь в случае, если сохранены и работают проводящие пути между височной и премоторной, постцентральной областями мозга. В этом же случае должны работать лобные доли, отвечающие за мышление.
К алалии приводят нарушения нейропроводящих путей. Теория подтверждается исследованиями, в ходе которых было выявлено, что не у всех алаликов наблюдается органическое поражение мозга. В свою очередь, диагностируемые кисты не являются основанием расстройства.
Кроме того, в раннем возрасте мозг достаточно пластичен и способен замещать пораженные участки новыми, что невозможно во взрослом возрасте при афазии. Однако в случае, если нейронные связи не сохранены, этого не произойдет. То есть между алалией и афазией есть отличия также в основе патогенеза. В первом случае это поражение ЦНС, во втором — конкретных речевых центров головного мозга, которое, в свою очередь, разрывает проводящие пути.
Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.
Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.
Проявления моторной алалии
Начальные признаки алалии можно заметить еще на первом году жизни ребенка. Но родители не придают этому значения. Это более поздние этапы гуления, лепета, ребенок не стремится к общению с родителями, не реагирует на их появление. У него снижена познавательная активность. При таких проявлениях стоит обратиться за консультацией к специалисту, который точно определит нарушение это или нет, даст рекомендации по развитию речи.
Чаще всего родители начинают беспокоиться на втором году жизни ребенка. В этот период в речи малыша появляются первые слова, которые он складывает во фразы, начинает формироваться фонематическая система, свойственная родному языку. И если ваш малыш не заговорил к 1,5-2 годам − нужна логопедическая помощь. Чем раньше начнете лечить ребенка, тем эффективнее и благоприятнее будет прогноз на выход из алалии. Не нужно слушать народное мнение, что это нормально, когда первые слова появляются к трем годам − оно неправильное.
В характеристике детей с моторной алалией отмечают сформированность произносительных возможностей, но они не умеют ими пользоваться. Они не могут выбрать подходящий звук для оформления высказывания. Поэтому в их речи присутствуют замены одних фонем на другие, трудности в произвольном повторении звуков и слов. При этом иногда малыш может произносить звуки правильно, только непроизвольно.
У алаликов голос тихий и невыразительный, а его первые слова долгое время похожи на лепет, часто в них опущены слоги. Фразовая речь является таковой из-за ритмического рисунка, а слоговая структура слов искажена, особенно у длинных слов. Дети с этим дефектом долгое время произносят только ударный слог.
У малышей с моторной алалией в пассивном словаре имеется большое количество слов, и они прекрасно понимают речь окружающих. Но в активной речи они используют их гораздо в меньшем объеме. Характерная особенность − существительных в пассивном словаре больше, чем глагольной лексики. Ребенок заменяет в речи одни слова на другие, которые входят в одну тематическую группу (например, вместо стола − стул и т. д.). Иногда малыш может соединять слоги из разных слов, поэтому окружающим бывает трудно понять, о чем он говорит.
Имеются нарушения грамматического строя. Во фразах и предложениях малыш неправильно согласовывает слова, опускает предлоги. Чтобы общаться с окружающими, дети с моторной алалией используют жесты и мимику.
Они неуклюжи, с трудом усваивают новые моторные навыки, особенно связанные с пальчиковой моторикой. Особенно заметны нарушения в работе артикуляционного аппарата: трудности в движении губ, языка, что является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Часто у детей с этим нарушением отмечается нежелание общаться с другими людьми, потому что им нужно прикладывать для общения больше усилий, чем другим. Некоторые понимают, что их речь отличается от речи окружающих, и стесняются этой особенности
У алаликов неравномерно формируется внимание, память и мышление
Некоторые малыши отличаются заторможенностью, неловкостью, а другая группа − расторможенностью и гиперактивностью. Они с трудом адаптируются к новым условиям, не понимают правил игры. Поэтому алалики замкнуты, с трудом идут на контакт.
Некоторые специалисты ставят нарушение «моторная алалия» практически всем неговорящим детям. Но родители должны понимать, что нужна не только консультация логопеда, но и невролога, чтобы точнее определить специфику нарушения.
Коррекционные работы
Логопедическая коррекция включает несколько направлений и этапов:
Стимуляция речевой активности
На начальном этапе важно создать мотивацию, активировать речевые реакции, научить подражать чужой речи, обогатить запас слов. Также малыш учится вести диалог
Результата легче добиться, если использовать игровую форму занятий;
Стимуляция фразовой речи. К этому этапу приступают после того, как у малыша сформируется определенный набор слов, появляется навык ведения диалога. Тогда становится возможным построение простых предложений, которые постепенно усложняются. Одновременно дети учатся правильному построению слов и предложений, у них из устной речи исчезают грамматические ошибки;
Развитие связной речи заключается в обучении ребенка ведению монолога, рассказа. Он учится формулировать мысль, пересказывать прочитанное или услышанное, составлять рассказ по картинке, сочинять. Закрепляется грамматика;
Устранение фонетико-фонематических нарушений посредством различных упражнений
Малыш учится правильно произносить звуки, фиксируя внимание на положении органов артикуляции во время занятий и в обычной жизни. Со временем такой контроль доходит до автоматизма.
Хотим отметить роль родителей в развитии речи у малыша
Важно всячески поощрять его успехи, его речевую активность. Но если пока что-то не получается, не стоит его ругать
Диагностика алалии
Диагностика алалии представляет собой сложный процесс, который требует внимательного исследования, участия специалистов и использования различных методов тестирования.
Медицинский анамнез и клиническое исследование.
Первый шаг в диагностике алалии начинается с тщательного сбора медицинского анамнеза. Врач должен выяснить историю развития речи у пациента, возможные травмы или неврологические расстройства. Клиническое исследование включает в себя наблюдение за пациентом в процессе общения, выявление особенностей произношения и связной речи.
Основной целью медицинского анамнеза и клинического исследования является создание базового понимания степени и характера речевых трудностей пациента.
Логопедическое тестирование.
Логопедическое тестирование предоставляет более системный и структурированный метод оценки речевых способностей пациента. Врач может использовать различные тесты, направленные на выявление нарушений артикуляции, грамматики, лексики и связной речи. Такие тесты могут включать задания на повторение слов, фраз, артикуляционные упражнения и другие.
Логопедическое тестирование позволяет более детально определить характер и область нарушений в речевых навыках пациента.
Нейрологическое обследование.
Учитывая, что алалия может быть связана с неврологическими расстройствами, проведение нейрологического обследования становится важным компонентом диагностики. Это может включать в себя проверку нервной системы, рефлексов, координации движений и других неврологических параметров.
Нейрологическое обследование необходимо для исключения других возможных причин речевых трудностей и определения общего состояния здоровья пациента.
Аудиологическое тестирование.
Некоторые случаи алалии могут быть связаны с аудиологическими проблемами. Аудиологическое тестирование включает в себя проверку слуха, а также способности пациента распознавать и интерпретировать звуки и речь. Это может быть особенно важным при диагностике алалии у детей.
Аудиологическое тестирование помогает выявить, если речевые трудности связаны с аудиальными проблемами.
Рентгенография головы и шеи.
В некоторых случаях, особенно если есть подозрение на травмы головы, может быть проведена рентгенография головы и шеи. Это позволяет выявить возможные структурные изменения или повреждения, которые могут быть связаны с алалией.
Рентгенография может быть необходима для исключения органических причин речевых нарушений.
Электроэнцефалография (ЭЭГ).
ЭЭГ может использоваться для измерения электрической активности мозга
Это может быть полезным в выявлении эпилептических активностей, которые могут влиять на функцию речи.
ЭЭГ может быть проведена, если есть подозрение на эпилептическую активность, влияющую на речевые навыки.
Магнитно-резонансная томография (МРТ) или Компьютерная томография (КТ).
Исследование структуры мозга с использованием МРТ или КТ может предоставить более детальную информацию о возможных аномалиях или поражениях, которые могут быть связаны с алалией.
МРТ и КТ позволяют более глубоко изучить структуру мозга и выявить возможные изменения, связанные с речевыми трудностями.
Консультация специалистов.
Важной частью диагностики алалии является консультация различных специалистов, таких как невролог, логопед, аудиолог и психотерапевт. Их экспертные мнения и опыт существенны для создания полной картины заболевания.
Совместная работа специалистов позволяет учесть различные аспекты и предоставить комплексное лечение.
Из-за чего у детей возникает алалия?
Полное отсутствие навыков речи или ее недоразвитие (речь ребенка бессвязная и непоследовательная, не соответствует лексике родного языка) называется алалия. С медицинской точки зрения, это серьезное нарушение функции центральной нервной системы, которое сопровождается неврологическими расстройствами и немотой. Для того чтобы убедиться в том, что ребенок не глухой или немой с рождения, врач отоларинголог проводит специальную диагностику.
Наличие слуха определяется по реакции малыша на звуки и речь — ребенок может отреагировать звуковыми сигналами, взглядом, жестами, движением на обращенную к нему речь или заинтересовавшие звуки.
Врожденная немота определяется путем исследования речевого аппарата ребенка и анализа задержки в произношении звуков, которые характерны для определенной возрастной группы:
- в возрасте 2 месяцев ребенок начинает «гулить» (произносить протяжные негромкие звуки, похожие на гласные);
- в 4-5 месяцев малыш произносит открытые слоги, растягивая гласные;
- в 6-7 месяцев подражает интонации родителей, выдерживает смысловые паузы и ждет ответ;
- в 8 месяцев может неосознанно произносить простые слова;
- в 1 год может осознанно называть отдельные и повторяющиеся слоги;
- в 2 года у ребенка появляются навыки построения коротких предложений;
- 3 года — полное понимание речи взрослых, малыш может объяснить свои потребности;
- в 7 лет ребенок обладает такой же речью, как и взрослый человек.
Нервные центры, которые отвечают за речь, расположены в головном мозге. Это центр Вернике и Брока:
- Первый находится в височной доле мозга и отвечает за импрессивную форму речи – восприятие, понимание и анализ услышанного с дальнейшим преобразованием в мысленное проговаривание слов для ответа (сенсорная алалия).
- Второй расположен в лобной доле мозга, отвечает за экспрессивные речевые навыки (моторная алалия) – умение произносить осмысленные звук, складывая их в слоги, слова, фразы и предложения.
Задержку речевого развития могут вызвать тяжелые инфекционные заболевания ребенка в период формирования речевых навыков, травмы верхних отделов дыхательных путей, полости рта и языка, травмы головы. Также причиной нарушения деятельности мозговых структур могут быть:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как лечится задержка речевого развития у детей от 3 лет и старше?
- травмы во время внутриутробного развития плода;
- родовые травмы, связанные с использованием акушерских щипцов или медикаментозной стимуляцией;
- гипоксия во время родов;
- осложнения беременности, вызванные неправильным питанием матери, ожирением или злоупотреблением алкоголем;
- инфекционные заболевания во время беременности;
- врожденные заболевания ребенка (сифилис, ВИЧ, наследственные генетические патологии).