Трудный возраст: откуда берется детская жестокость?

Идеальное родительское собрание — возможно ли его провести?

К чему может привести такое поведение

Если не бороться с жестокостью в раннем возрасте, это может составить проблему по мере взросления. Если в детском возрасте можно справиться с таким состоянием самостоятельно, то с подростками такое поведение может создать много проблем в школе и вне ее.

Феномен детской жестокости в последнее время стал чуть ли не самой главной проблемой современного общества. Уровень детской и подростковой преступности возрос до огромных размеров, причем участились случаи насилия детьми, не достигшими возраста криминальной ответственности. Все это говорит о том, что методы воспитания и взгляды на саму систему воспитания нужно кардинально менять.

Зачем нужно родительское собрание

Для классного руководителя личная встреча с родителями — это возможность утвердить свой авторитет, показать себя настоящим профессионалом. Родители должны увидеть, что к вам можно и нужно обратиться за помощью. «Можно» означает, что вы выслушаете и постараетесь помочь, не привлекая лишнего внимания. Нужно — это о том, что все вопросы решаются только через вас и нет смысла прыгать выше головы, привлекая, например, администрацию школы.

Кстати, в реальности это так и есть: даже если родители нажалуются президенту, все спустят на школу с формулировкой «разберитесь в ситуации», и отвечать в итоге будете вы.

На родительском собрании, а также на личных беседах сразу после него, очень удобно выяснить, сообщить и обсудить важную информацию. Даже не просто сообщить, а донести, почему родители должны владеть этими данными. 

Когда я была классным руководителем, в начале разговора всегда обозначала свою позицию: меня интересует благополучие ребенка. Это помогало налаживать нормальные отношения даже с непростыми семьями, которые часто стесняются своих проблем и предпочитают оставаться незамеченными. В итоге о побегах из дома, истериках, странном поведении я узнавала первой. Родители звонили мне, потому что знали, что не будет лишней огласки и я действительно буду помогать.

Вам может быть интересно

09.12.2019 Тяжкий груз долгов: как избавиться от кредитной зависимости

23.07.2019 Здорово есть: научим правильному пищевому поведению

05.04.2019 Главный нехочуха: как победить лень и изменить жизнь

01.08.2019 Пожалейте собак: они страдают от нашего стресса

Мы действительно способны контролировать свои эмоции

08.05.2019 Трудный ребёнок: как привить ему уважение к законам и правилам

15.11.2019 Зевота, перейди на Федота: почему мы зеваем, заражаем других и сами заражаемся зевотой

28.10.2019 Выбраться из скорлупы и стать счастливым — это может каждый Как стать счастливее: из интроверта — в экстраверта

24.06.2019 7 рекомендаций, как перестать врать

28.10.2019 Электронные сигареты повреждают легкие

24.10.2019 Как просмотр порно меняет вашу жизнь: привычка, от которой стоит избавиться

04.04.2019 Слабоволие: что делать, если не можешь заставить себя действовать

Публикация «Воспитание начинается с семьи (выступление на родительском собрании)» размещена в разделах

  • Воспитание ребенка. Консультации для родителей
  • Родительские собрания в детском саду
  • Темочки

К сожалению,в настоящее время, родители реже стали заниматься своими детьми, реже стали разговаривать о добре и зле, рассказывать о том, что такое хорошо, и что такое плохо.

Как часто мы задаём себе вопрос о том, правильно ли воспитываем своих детей?

Предлагаю вашему вниманию посушать притчу о родителях и детях, которая заставит нас о много задуматься.

Однажды к мудрецу пришел человек.

— Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?

Мудрец сказал:

— Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:

— Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!

— Что же она сказала тебе? — спросил мудрец.

— Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»

Ребёнок – отражение своих родителей, их поведения, поступков, взглядов на мир. От того, как воспитывают ребёнка, зависит то. каким человеком он станет, как будет относиться к людям, всему миру, к нам самим.

Сегодня, воспитывая ребёнка, мы привыкли…кричать…упрекать…наказывать…угрожать.

Иногда в порыве гнева или воспитательного бессилия мы говорим ребёнку и делаем такие вещи, которые делать нельзя.

Однажды один человек полировал свой новенький автомобиль. Рядом бегал его сынок. Мальчик взял камень и начал царапать что-то на боку автомобиля. Отец, пол-жизни копивший на этот автомобиль, в гневе схватил руку ребёнка и стал бить по ней, не понимая, что он делает.

В больнице у ребёнка обнаружили множественные переломы, из-за них врачи не смогли сохранить ему пальцы. Когда сын увидел своего отца, он, с глазами полными боли, спросил:

— Папа, а когда мои пальчики снова вырастут?

Отец испытывал боль, он не смог ничего ответить сыну. Он вернулся домой с пустотой в душе. Он стал пинать свой автомобиль, когда на машине появилось огромное количество вмятин, отец остановился. Тогда он увидел те царапины, которые оставил ребёнок. Там было написано: «Я люблю тебя, папа».

На следующее утро этого человека нашли повешенным в гараже, около разбитой машины.

Любовь, внимание к детям и принятие их такими, какие они есть должны стать основой воспитания, ведь это намного важнее всех материальных благ, неурядиц и ссор из-за пустяков. Три способа открыть ребенку свою любовь

Три способа открыть ребенку свою любовь.

1. Слово

Называйте ребенка ласковыми именами, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение.

Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. В течение дня как можно больше прикасайтесь к ребенку, гладьте его по голове, по спине это ребенка окрыляет. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд.

Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите!

Благодарю за внимание!

Как говорить с родителями

Для того чтобы разговор с родителями выглядел корректным, придется вспомнить и активно использовать практические приемы педагогики, возрастной психологии и конфликтологии — не зря же мы когда-то тратили на них время.

Итак, о чем нужно помнить, чтобы вас услышали:

1. Вы настроены на позитив

Вы НЕ пытаетесь:

вывести кого-то на чистую воду;
выяснить какие-то нелицеприятные факты;
заострить внимание на том, что может быть неприятно вашему собеседнику.

Вы заинтересованы в том, что происходит сейчас, и в том, как оно может улучшить ближайшее будущее.

2. Вам нужен результат

Понятно, что родительское собрание предполагает принятие и фиксирование решений по всем вопросам. Но это слишком сухо для реальной жизни, тем более когда речь идет о детях.

Вам не нужно просто поговорить. Родители должны все осознать и сделать выводы. Не оставляйте никаких вопросов и сомнений — на все реагируйте, все обсуждайте, всех успокаивайте. При этом других участников нацеливайте на то, каким должно быть их выступление, к чему нужно в итоге прийти. Превращайте проблемы в задачи и определяйте сроки их решения.

3. Вы — лидер

Не начальник, который подавляет, а наставник, ведущий за собой. И взрослых, и детей. А это особый уровень отношений, предполагающий:

  • доверие;
  • сотрудничество;
  • согласование интересов;
  • последовательность действий.

Если вы пообещали — будет выполнено. Если вам пообещали, мягко и ненавязчиво добивайтесь исполнения.

4. Вы умеете общаться

Вы соблюдаете субординацию и требуете неукоснительного исполнения ее правил по отношению к себе. В этом случае никто не посмеет звонить вам в полночь и вешать на вас свои проблемы. К вам всегда будут обращаться по имени-отчеству даже те, кто в два раза старше вас. При этом не забудут предупредить, если заболели или уехали.

Вы знаете, как определять и показывать зоны ответственности, не позволяя другим перекладывать на вас чужие обязанности. Вы можете дать рекомендации, но не станете выполнять лишнюю работу. 

Вы умеете слушать, эмоционально поддерживая собеседника. Здесь хорошо работает техника активного слушания.

Вы можете показать, что понимаете эмоции собеседника. «Я бы на Вашем месте тоже забеспокоился <…> Хорошо, что Вы пришли. Давайте вместе разберемся и решим, как лучше поступить».

Вы умеете корректно сообщать информацию. Всегда помните про технику бутерброда: когда нужно сообщить что-то неприятное, сначала говорите о хорошем, затем добавляйте вот это неприятное, а заканчивайте снова приятным.

Проявление жестокости у детей

Существуют несколько неочевидных форм проявления жестокости, которые угрожают окружающим и Вашему ребёнку:

  1. Пассивная агрессия – элемент проявления жестокости, когда негативные эмоции скапливаются внутри сознания ребёнка и проявляются в небольших проступках, действиях с негативными последствиями. Так, ребёнок с пассивной агрессией может наступить на маленькое животное или раздавить ногой муравейник. Если вовремя не локализовать причину подобной агрессии – она может принять более тяжёлые формы.
  2. Виртуальная жестокость – жестокость, которая проявляется, когда ребёнок играет в компьютерные игры или приставку. Поначалу подобный вид жестокости кажется безопасным, но со временем у некоторого процента подростков в сознании начинают достраиваться неверные аналогии с реальным миром, и происходит замещение виртуального и действительного. Мы настоятельно рекомендуем родителям минимизировать контент с проявлением явной жестокости, либо тщательно следить за психологическим состоянием детей во время игры в компьютер.

Жестокость сегодня

Жестокость стала обыденным делом. Ее проявления не шокируют ни взрослых, ни детей.

Довольно часто жестокое поведение дает существенные результаты: человеку удается с его помощью удовлетворить свои интересы и заставить других подчиняться. Однако эта дорога ведет в тупик. Наблюдая или почувствовав на себе жестокое поведение, окружающие составляют соответствующее мнение о таком человеке и, опасаясь за собственную безопасность, пытаются его всячески избегать. Жестокий в итоге становится одиноким, окруженным страхом, недоверием, непринятым другими.

Жестокий характер ребенка, склонность к насильственным действиям должны насторожить родителей. Конечно, малыши должны уметь себя защищать, однако вряд ли целесообразно, чтобы дети входили в жизнь, заняв бойцовскую позицию.

Кто-то мудро отметил: если бы дети были наделены физической силой взрослых, весь мир погрузился бы в насилие. Ребенок мог бы совершить много бед, сея боль и разрушение, поскольку еще не усвоил общечеловеческих норм поведения и не научился контролировать свои поступки. К счастью, физические возможности детей существенно ограничены.

Проблема детской жестокости как социальное явление ​

Жестокие дети в школе — актуальная и насущная проблема. Об этом свидетельствуют новости, ролики в интернете, да и просто жизненные ситуации. Подростковая жестокость стала одной из самых больших проблем современной школы. Почти в каждом классе есть хотя бы один маленький агрессор. Сначала ребенок может мучать животных, потом начинает унижать одноклассников, грубить учителям, вести себя вызывающе с родителями. Когда дети-агрессоры собираются в сообщество из нескольких человек, это становится уже серьезной проблемой.

Сформируем негативное отношение к жестокости

Записаться на консультацию

Даже если ребенок ведет себя агрессивно только во внешней среде, а дома вполне адекватен, бездействие родителей может привести к тому, что жестокость рано или поздно обратится и на членов семьи. Проявление агрессии во внешнем мире часто переходит в жестокое отношение детей к родителям, младшим братьям и сестрам, поэтому профилактика агрессивного поведения детей и подростков является общей задачей семьи и общества.

Согласно исследованиям Института социологии РАН, проводимым с 2005 года в разных городах России, количество детей со спокойным, устойчивым неагрессивным поведением значительно снизилось. А статистика, собранная в период с 2006 по 2010 год, уже показывает, что доля подростков с адекватным поведением уменьшилось еще сильнее — с 32 до 15 %.

В ходе исследований выяснилось, что около 48 % старшеклассников тем или иным образом проявляли жестокость по отношению к сверстникам, участвовали в групповых избиениях и драках. Среди учеников 7-9 классов таких 21 %.

Каждый случай жестокости и агрессивности у детей школьного и подросткового возраста необходимо разбирать индивидуально с учетом особенностей развития, темперамента, способностей и социальных условий. Однако существуют методы действенной коррекции и профилактики детской жестокости и агрессивности, основанные на воспитании гуманности и контроля проявления негативных эмоций. О них поговорим ниже.

Как проявляется агрессия в подростковом возрасте ​

Характерные психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков :

отказ от участия в общих играх, мероприятиях;
чрезмерная самозащита, переходящая в нападение, в отношении детей и взрослых;
отрицание авторитета взрослых (родителей, учителей);
решение спорных вопросов конфликтным путем;
перекладывание вины на другого, не признание собственных ошибок;
использование истерики как последнего доказательства;
быстрый переход от словесных препираний к угрозам и физическому насилию;
склонность преувеличивать враждебность окружающих;
повышенная возбудимость и двигательная активность;
пассивное сопротивление, негативизм;
непонимание и невнимание к чувствам окружающих.

На физиологическом уровне агрессивность может проявляться в виде постоянного напряжения мускулов, неконтролируемых движений — сжатые кулаки, губы. Профилактика подростковой агрессии начинается с изучения причин, а они могут быть внешними и внутренними.

В этой и подобных ситуациях родители часто задают вопросы:

1.     Почему дети мучают животных и что делать с этим?

2.     Агрессивный ребенок — какие причины к этому привели?

4.     Жестокость в подростковой среде — как действовать?

5.     Есть ли эффективная профилактика жестокости в подростковой среде?

Для начала обратимся к причинам проблемного поведения.

Что провоцирует появление жестокости у детей

Необходимость ощутить свою значимость и силу

Цель достигается, если ребенок выходит победителем в драке, изначально затевая драку с более слабым, либо меньшим по возрасту. Становясь старше, дети прибегают к психологическому насилию, буллингу и травле, стараясь показаться на фоне других более значимыми. Другие же мучают животных, зная, что с людьми так не получится. Такая ситуация может приключится с семьей, в которой родители придерживаются авторитарного стиля взаимоотношений с чадом и не прислушиваются к нему. Ребенок хочет самоутвердиться в чем-то, поэтому часто и выбирает именно такой способ.

Влияние мульт- и киноиндустрии

Часто мы даже не замечаем, какие именно мультсериалы смотрят наши дети, а ведь там много жестокости. Фильмы-боевики и компьютерные игры также искривляют восприятие мира, показывая, что добиться всего можно лишь жестокими способами. Родителям следует строго следить, какие именно мультики смотрят дети и ограничивать время просмотров и игр.

телевизор

Желание детей определить рамки дозволенного

Часто дети совершают те или иные поступки из простого любопытства, они не знают, что хорошо, а что плохо. Следовательно, проходят все опытным путем

Со стороны родителей важно всегда быть начеку и вовремя объяснять ребенку, какой из его поступков больше никогда не должен повториться

Подражание

Дети, как губки, впитывают все, что видят. Задумайтесь, кто из окружения вашего ребенка ведет себя агрессивно и вдохновляет чадо на подобное поведение. Также разберитесь в причине, почему ребенок скопировал эту модель. Может этот человек таким образом добивается того, чего ваш ребенок добиться не может, но очень хочет?

Неправильное поведение родителей

Мы по незнанию часто сами наносим большой вред детям. Агрессия по отношению к детям и между родителями, проявление гиперопеки и авторитарный режим воспитания, много выдвигаемых требований, издевательство – все это дает малышам «зеленый свет» в проявлении уже собственной агрессии и жестокости.

Агрессия. Начало

Первые проявления агрессивности мы начинаем замечать у малыша примерно в год. Обычно она бывает направлена на близких людей – маму, папу, бабушку, сестренку. Ни с того ни с сего малыш, сидя на руках, может довольно больно шлепнуть по лицу или укусить, а то и ущипнуть. Такое поведение еще нельзя назвать жестоким, но это уже проявление агрессии. Такие проявления в данном возрасте совершенно нормальны – так ребёнок учиться различать границы дозволенного и усваивает связь между своими действиями и реакцией других. Было бы ошибочно думать, что такого рода агрессия малыша сделает его в будущем садистом. Это не так, но для того, чтобы этот навык не закрепился, реакция родителей должна быть ясной и понятной ребёнку. Нельзя отвечать агрессией на шлепки малыша или переводить все в игру. Вместо этого после первого же укуса или щипка вы должны сразу снять ребёнка с рук и строго сказать: «Нельзя! Мне больно!» Даже если ребенок расплачется, выдержите некоторое время, прежде чем снова взять его на руки. Если подобное поведение повториться – реагируйте так же, как и в первый раз. Малыш быстро усвоит, что такой способ общения в вашей семье неприемлем.

Изучение детской жестокости

Относительно природы детской жестокости в науке существует много мнений. Многие специалисты пытаются найти в детской жестокости истоки будущей агрессивности, уголовных преступлений, политического экстремизма. Следует признать, что такие рассуждения правильны, но лишь отчасти.

Жестокость ребенка не следует измерять взрослыми мерками. Это особый феномен. Попробуем разобраться в своеобразии этого явления, его последствиях, а особенно в том, является ли неотвратимым перерастание детской жестокости во взрослую?

Науке известно, что жестокость взрослого человека может быть детской по своей природе, поскольку этот индивид в своем нравственном становлении остановился на более низком, примитивном этапе, то есть просто не стал полноценной, зрелой личностью. Однако отношение к нему соответствующее – от общественного осуждения к уголовному наказанию.

Проявления детской жестокости

Когда родители или педагоги обсуждают проблему детской жестокости, то зачастую речь идет о совершенно разных явлениях, с разными причинами возникновения! Соответственно, чтобы эффективно скорректировать этот момент с помощью воспитания, нужно понять, с какими проявлениями жестокости у ребенка имеешь дело.

Сайт sympaty.net попытался составить приблизительную классификацию, но предупреждаем – в «чистом виде» каждое из нижеописанных явлений существует редко!

  • Ребенокполучает удовольствие от наблюдения жестокости – причинения боли животному или человеку, чьих-то мучений и т.п. Это тот самый случай, когда дети издеваются над домашними или бездомными животными, с видимым наслаждением убивают насекомых, без сочувствия, но с интересом наблюдают, если на их глазах больно человеку, а иногда сами пытаются причинить боль – укусить, ущипнуть, оцарапать и т.д.
  • Ребенок немотивированно агрессивен. Конфликты с другими детьми чаще всего решает дракой (кстати, можешь почитать, что делать, если ребенок дерется), с агрессией реагирует на все волнующие его моменты жизни.
  • В играх преобладают сюжеты насилия, драк, сражений, убийств ит.д. Порой можно наблюдать, как такие дети с явным наслаждением в игре представляют лужи крови, оторванные конечности и прочий антураж боевиков.
  • Ребенок осознанно и с удовольствием занимается «психологическим насилием»: дразнит и обижает других детей, придумывает явно обидные ситуации. Причем в качестве жертв выбирает, как правило, тех, кто не может дать достойного отпора – младших или психологически слабых детей (а такую слабинку он чувствует!). Финальная цель – понаблюдать за обидой жертвы, слезами и т.д.
  • У ребенка отсутствует сочувствие и жалость в тех случаях, когда это было бы естественно: когда кому-то плохо, грустно, больно, или же при прочтении соответствующего эпизода в книге, просмотра в фильме…

Почему дети становятся жестокими?

А как быть с жестоким ребенком? Известно, что развитие личности происходит постепенно, причем для начальных этапов характерно несовершенство или даже отсутствие нравственной позиции. Сознательным человеком ребенок еще должен стать, шаг за шагом, под руководством взрослого. Как правило, он еще находится под влиянием собственных импульсов и эмоций.

Моральные барьеры, которые упорядочивают жизнь взрослого человека, детьми не усвоены. К тому же ребенок не всегда умеет соотносить свои поступки и их последствия. Ведь у многих взрослых «чешутся руки», когда их кто-то раздражает своим поведением, и только значительными волевыми усилиями им удается себя сдерживать. Прожитые годы, приобретенный жизненный опыт, усвоенные нравственные наставления приучили их придерживаться общественных норм.

Ребенок же еще ​​не получил подобного опыта, не усвоил необходимых моральных уроков, у него «руки чешутся» недолго, и расправа над сверстниками, теми, кто помладше и послабее, происходит мгновенно.

Ребенок может поступить жестоко от незнания, от непонимания того, что крик и плач товарища – свидетельство страдания и боли, нанесенных им. Если он не научился понимать и сопереживать, то не способен правильно оценивать и чувствовать чужие страдания. Хотя это не оправдание, поскольку гуманности в отношении к другим нельзя не научиться никогда. Пробудить в детской душе сочувствие – задача взрослых: родителей, учителей, воспитателей.

Исследователи заметили, что жестокими чаще бывают дети тех родителей, которые сами не пытаются сдерживать собственные проявления жестокости. Можно рассматривать этот феномен как проявление наследственности, а можно объяснить тем, что дети просто усваивают соответствующее поведение при помощи наглядных пособий.

Методы психологической коррекции агрессивного поведения у детей

Одним из главных факторов успешной коррекции и профилактики подростковой жестокости выступает своевременность

Важно не упустить момент. Западные психологи пришли к выводу: если ребенок видит, что его не наказывают за плохое поведение и агрессивное отношение к другим, издевательства становятся только жестче

Что делать, если ребенок жестокий? Родители в этой ситуации могут помочь следующими способами:

1.     Учить ребенка контролю за эмоциями надо с раннего дошкольного возраста. Уже в 4 года малыши способны понимать и сдерживать свои эмоции.

2.     Установить близкий контакт с ребенком. Он не должен бояться говорить о своих проблемах, страх осуждения и непонимания заставит его замкнуться.

3.     Разделяйте свои эмоции с ребенком, в обсуждении неприятной ситуации говорите о том, что вам тоже неприятно, обидно, грустно. Разделение эмоций с ребенком снижает степень переживания.

4.     Если вы сами переборщили с наказанием, накричали или обидели ребенка, успокойтесь и поговорите спокойно, признайтесь, что были не правы и не справились со своими негативными чувствами.

5.     Не закрывайте глаза на проявления жесткости, выясняйте причины, объясняйте последствия. Ребенок должен понимать, что за свои поступки он несет ответственность.

6.     Если против вашего ребенка проявляется агрессия со стороны других, научите его защищаться и правильно реагировать — не обращать внимания, проявлять спокойствие, переводить в шутку.

7. Поддерживайте в ребенке уверенность в себе, цените его достижения и поощряйте хорошие поступки. Уверенный в себе человек не станет доказывать собственное достоинство кулаками.

Что делать если ребенок жестокий — технология изменения поведения 7Spsy

Если ребенок очень жестокий, вам не удается повлиять на его агрессивное поведение собственными силами, обратитесь к профессионалам. Современные технологии позволяют работать с детской агрессивностью и жестокостью дистанционно и конфиденциально.

Сформируем негативное отношение к жестокости

Записаться на консультацию

За 2-6 недель удается изменить модель поведения за счет замены подсознательных установок, которые вызывают привычку проявлять жестокость, на позитивные.

После прохождения курса прежде агрессивный ребенок, подросток полностью изменит манеру поведения, у него появится спокойная уверенность и доброжелательность.

  1. Статья по докладу РАН о детской жестокости (https://rg.ru/2012/06/01/pokolenie.html)
  2. Большой психологический словарь, В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова (https://www.elkniga.ru/static/booksample/00/19/15/00191530.bin.dir/00191530.pdf)
  3. Доклад о детской агрессивности (https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2015/11/17/doklad-detskaya-agressivnost )
  4. Национальная педагогическая энциклопедия (https://didacts.ru/termin/zhestokost-detskaja.html)  
  5. Статья в АИФ «Маленькое зло». Психологи раскрыли причины детской жестокости» (http://www.altai.aif.ru/society/education/56065)
  6. Статья «Cruelty of adolescents: causes and prevention. Difficult teenager» (https://ilovevaquero.com/dom-i-semya/19743-zhestokost-podrostkov-prichiny-i-profilaktika-trudnyy-podrostok.html)

Виды детской жестокости

Выделяют два вида проявления детской жестокости: фрагментарный и устойчивый.

Фрагментарная жестокость характеризуется тем, что у неё нет постоянной основы – это спонтанные проявления недовольства и раздраженности, обычно направленные на членов семьи, друзей, учителей. В таком порыве подросток может бросить Вас чем-нибудь, что попалось под руку, или впасть в истерику, не переставая кричать и топать ногами.

Бояться фрагментарной жестокости не стоит – она может быть вызвана переутомлением, давлением со стороны сверстников или преподавателей. Тем не менее, если Вы замечаете за Вашим ребёнком частые проявления подобной жестокости — обратитесь к психологу, чтобы причина была локализована, и чтобы в будущем у Вашего сына или дочери не было проблем с контролем своих эмоций.

Следующий тип детской жестокости – устойчивая жестокость, и это уже серьёзно. Устойчивая жестокость чаще всего направлена на какую-либо конкретную группу (сверстники, животные, игрушки), которая вызывает постоянно растущее напряжение и раздражение в сознании ребёнка, что влечет за собой регулярный выплеск негативной энергии в отношении ненавистной группы. Это может быть физическое насилие или словесная агрессия.

В случае, если Вы заметили за своим ребёнком подобные проявления жестокости – незамедлительно обратитесь за помощью к психологу. Возможно, это спасет будущее Вашего сына или дочери.

Недетские игры

Сильно подавляемые родителями дети в младшем школьном возрасте поднимают свою самооценку путем травли кого-то более слабого, часто собирая компанию. Таким извращённым образом ребенок пытается приобрести статус значимого. Так может проявляться и отсутствие чувства безопасности в собственном доме, так как родители применяют к ребёнку слишком жестокие, неадекватные наказания. Также, если к ребёнку применялось насилие в любой форме, он может воспроизводить похожую ситуацию, где уже он будет играть роль садиста. Эта смена ролей нередко наблюдалась в армейской среде среди молодых ребят. Те, над кем издевались старослужащие, в дальнейшем сами издевались над более слабыми. Причем нередко придумывают еще более жестокие издевательства.

Структура родительского собрания

Перед проведением родительского собрания педагог составляет его сценарий. Независимо от темы собрания, его назначения, в него обязательно должны входить следующие компоненты:

  • Анализ учебных достижений учащихся, уровень успеваемости классного коллектива. Здесь освещаются итоги учебной деятельности за определенный временной период;
  • Решение вопросов социального взаимодействия учащихся, психологического микроклимата класса. Педагог знакомит родителей с обстановкой в классе, общением и взаимодействием учащихся друг с другом, другими классами, педагогами. Здесь же, могут быть рассмотрены проблемы социального развития учащихся, актуальность их решения, их значимость;
  • Решение организационных вопросов учебно-воспитательной работы;
  • Освещение конкретной темы собрания: просвещение родителей, постановка текущих проблем и нахождение совместного решения;
  • Реализация психолого-педагогического просвещения родителей. Оно ориентировано на повышение педагогической компетентности родителей, оказание им помощи в решение образовательных и воспитательных проблем учащихся, вопросов межличностного взаимодействия с детьми;
  • Подведение итогов встречи. Собрание завершается подведением итогов встречи: значимости и пользы информации для родителей, решении актуальных проблем, необходимость проведения повторного собрания той же направленности и т.д.;
  • Проведение личных бесед с родителями. Такие беседы касаются решения определенных проблем с развитием, обучением и воспитанием отдельных учащихся. Педагог проводит индивидуальные беседы в целях избегания публичного освещения проблем конкретного ребенка и оказания индивидуальной помощи.

Рисунок 1.

Причины детской жестокости и агрессивности ​

Причины такого поведения кроются во внешних и внутренних факторах. В недавнем прошлом, причины подростковой агрессии и детской жестокости искали исключительно в семейных отношениях. Но этот фактор не всегда оказывается самым главным, иначе как можно объяснить агрессивность детей из вполне благополучных семей, где не применяют физическое насилие в качестве воспитательной меры. Ученые утверждают, что нельзя исключать из причин и генетическую предрасположенность.

Воспитание и атмосфера в семье

Со стороны семьи к неадекватному поведению ребенка могут привести:

  • слишком жесткое авторитарное воспитание, чаще всего со стороны строго отца;
  • завышенные требования к ребенку;
  • недостаток любви и слабая эмоциональная связь с родителями;
  • запугивание (даже если не бьют, но вызывают чувство страха);
  • чрезмерное попустительство и потакание;
  • домашние конфликты;
  • отсутствие откровенности между ребенком и родителями.

При наличии проблем в семейном воспитании у ребенка проявляется жестокость уже в детском саду, и это должно стать предупреждением для родителей. Часто воспитатели детсада говорят о проблемах взаимоотношений у детей, но многие родители находят массу оправданий и объяснений, не могут признать проблему.

Дети становятся жестокими не сразу, это процесс постепенный

Важно наблюдать и своевременно применять методы коррекции поведения агрессивных детей

Подростковая и детская агрессия как желание самоутвердиться

Как показывают исследования психологов, первые проявления агрессии у детей начинаются в возрасте 9-10 лет. Именно в этот период ребенок начинает чувствовать свою взрослость, происходит некоторое отдаление от семьи, в приоритет ставятся отношения с друзьями-сверстниками. Жестокость в детской среде — часто желание самоутвердиться в компании ровесников, которое приобретает жесткие формы. То есть, ребенок хочет доказать собственную значимость и силу, а выбирает для этого самый простой путь — подавление с помощью насилия более слабого в физическом или психологическом плане объекта (младшие дети, животные)

Детская жестокость к животным — одно из первых проявлений агрессивного поведения, важно понять почему и зачем ребенок это делает

Жестокие фильмы и игры

К косвенным причинам, провоцирующим подростковую агрессию, относятся также увлечения — фильмы, ТВ, интернет, компьютерные игры. Влияние современной индустрии развлечений одна из значимых причин, почему дети становятся жестокими и агрессивными. У несовершеннолетних, которые постоянно смотрят фильмы со сценами насилия, изменяется восприятие окружающего мира. Компьютерная зависимость вообще может привести к тому, что у ребенка выстроится неправильная система ценностей. Компьютер — это главное, остальное — ерунда. При такой модели поведения ребенок будет готов драться и хамить, лишь бы сохранить доступ к любимому развлечению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: