Презентация, доклад на тему психическое развитие детей с нарушениями речи

Речевые нарушения у детей и дислексия: медико-психологические аспекты

Особенности детей с нарушением речи и логопедическая помощь

Дети с нарушениями речи обычно имеют функциональные или органические аномалии в центральной нервной системе.

Наличие органического поражения мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, длительное качание на качелях, часто они жалуются на головную боль, тошноту и головокружение. Многие из них страдают различными двигательными расстройствами: Нарушения равновесия, координации движений, недифференцированные движения пальцев рук и артикуляционные движения.

Такие дети быстро выматываются и истощаются (то есть быстро устают) при любом виде деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут усидеть на месте, теребят что-то в руках, топают ногами и т.д. Они эмоционально неустойчивы, и их настроение быстро меняется. Часто у них наблюдаются расстройства настроения с агрессией, навязчивостью, тревогой. Гораздо реже у них наблюдаются вялость и заторможенность. Такие дети довольно быстро устают, и эта усталость накапливается в течение дня, вечером, а также в конце недели. Усталость влияет на общее поведение ребенка, его самочувствие. Это может проявляться в усилении головных болей, нарушениях сна, вялости или, наоборот, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно оставаться усидчивыми, работоспособными и добровольно внимательными на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может проявляться в двигательном беспокойстве, когда они сидят в классе, встают, ходят по классу и выбегают в коридор во время урока. На перемене дети чрезмерно возбуждены, не реагируют на замечания, а после перемены им трудно сосредоточиться на уроке.

Как правило, у таких детей неустойчивое внимание и память, особенно речевая, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной активности, низкая умственная работоспособность. Психическое состояние этих детей нестабильно, что резко меняет их работоспособность

В период психосоматического благополучия такие дети могут достичь достаточно высоких успехов в учебе

Психическое состояние этих детей нестабильно, что резко меняет их работоспособность. В период психосоматического благополучия такие дети могут достичь достаточно высоких успехов в учебе.

Дети с функциональными аномалиями ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую оценку, неуважительное отношение учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессивностью или, наоборот, повышенной застенчивостью, нерешительностью, робостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей с нарушениями речи.

На основе психолого-педагогической классификации и ряда исследований языкового и психического развития детей с различными формами речевой патологии в ИРО РАО были разработаны научно обоснованная теория обучения детей с нарушениями речи и принципы комплектования логопедических учреждений в системе образования; организационные основы функционирования дифференцированной сети учреждений для лиц с различными формами речевой патологии.

Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования оказывается в следующих типах учреждений: Детский сад для детей с нарушениями речи, логопедический детский сад, группы для детей с нарушениями речи в общеобразовательных детских садах, учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушениями речи, школа для детей с нарушениями речи (1 и 2 отделения), логопедические пункты в общеобразовательных школах, группы для детей с нарушениями речи в общеобразовательных детских садах.

Система здравоохранения для детей с нарушениями речи включает следующие структуры: логопедические кабинеты при детских поликлиниках, «речевые» стационары и полустационары при детских больницах, диспансеры, специализированные центры медицинских институтов и др. В этих учреждениях проводится комплексное обследование и диагностика детей, лечебно-профилактические мероприятия (при наличии показаний) и интенсивный курс логопедических занятий по индивидуальной программе в соответствии со спецификой расстройства (афазия, заикание, ринолалия, дислалия и т.д.).

В системе социальной защиты населения существуют специализированные детские дома, основной задачей которых является своевременная диагностика и коррекция речи детей.

Коррекционная система развития речи у детей с речевыми нарушениями

Как показывает практика коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, малоэффективными является та работа, которая опирается на общеизвестные методические рекомендации, рассчитанные на среднестатистического ребенка. Необходимо использовать в коррекционной работе современные методики, которые ориентированы на учет индивидуального каждого ребенка и специфики его речевого нарушения.

Основные направления коррекционного логопедического воздействия на детей с нарушениями речи:

Научить ребенка последовательно и связано, фонетически и грамматически правильно излагать собственные мысли и идеи, рассказывать собеседнику о различных фактах и событиях

Данные навыки очень важно сформировать у ребенка именно в период дошкольного детства, так как они оказывают непосредственное влияние на успешность обучения ребенка в школе, а также на успешность его социализации в обществе. Кроме того, связная речь способствует всестороннему и своевременному развитию личности ребенка.
Компенсировать те нарушения речи, которые невозможно полностью исправить, с целью им минимизации

Данная задача решается на протяжении всей логопедической работы с ребенком.

Одной из главных задач окружающих ребенка взрослых является своевременное выявление отклонений в его речевом развитии и правильная их классификация от чего зависит выбор способа коррекционной и логопедического воздействия.

Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи проводится в три этапа:

  1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Содержание работ включает в себя формирование представлений о звуковом составе слова, овладение анализом и синтезом слого-звукового состава слова. Также на данном этапе логопед проводит коррекцию дефектов произношения, а также развитие навыков связной речи.

  2. Восполнение пробелов в развитии грамматического строя речи и её лексического запаса. Содержание коррекционной работы включает в себя уточнение словарного запаса ребенка, работу по его обогащению и расширению, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

  3. Восполнение пробелов в развитии связной речи. Содержание работы включает в себя формирование навыков связного построения словосочетаний и предложений, программирование смысловой структуры речи и логики связи слов между собой в рамках конкретного предложения. Кроме того, осуществляется работа по формированию умения формулировать свои мысли, высказывать их посредством правильного подбора языковых средств.

Замечание 2

Коррекционная работа с детьми с нарушением речи направлена на развитие разных видов речи (монологическая, диалогическая) и ее различных сторон (семантическая, связная, смысловая и т.д.).

Работа по развитию монологической речи проводится в следующих направлениях:

  1. Формирование и развитие умения мысленно программировать текст, а затем его воспроизводить.
  2. Овладение разнообразными языковыми средствами оформления связного и понятного собеседнику текста. Особое значение в данном направлении отводится развитию семантической стороны речи.

В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи по развитию умений:

  • анализировать различные наглядные ситуации, выделять основное и второстепенное, фоновое и основное;
  • располагать смысловые звенья в логичной последовательности;
  • удерживать смысл и суть разговора в памяти.

В работе над языковым оформлением текста, логопед развивает умения:

  • переключаться с одной мысли на другую, при этом правильно выстраивать структуру предложения;
  • располагать предложения в логической последовательности.
  • связывать между собой предложения в общий текст.

Таким образом, нарушение связной речи – одно из сложных явлений в развитии ребенка. Несформированность речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями

Поэтому для дальнейшего успешного обучения детей в школе и социализации ребенка в обществе, очень важно организовать качественную коррекционную работы по развитию речи

Слайд 12Нарушение познавательных (когнитивных) функций психики. Внимание характеризуется преобладанием непроизвольного вида внимания над

произвольным, внешнего над внутренним; неустойчивостью произвольного внимания, его отвлекаемостью. Модальность внимания преимущественно зрительная. Чужая речь часто непонятна, поэтому воспринимается как помеха, как безразличный или раздражающий шум. Невозможно распределение внимания между речевой деятельностью и другими действиями, которые в норме синхронизированы (например, действия под диктовку, вербальную инструкцию) или легко распределяемы (например, слушать радиотрансляцию, одновременно рисуя, вышивая).
Нарушение речи вследствие взаимодействия ее анализатора с анализаторами зрения, слуха, участвующих в формировании речи, нарушает и их функции зрительного, слухового восприятия.
При фонематических нарушениях страдает восприятие различение фонем на слух: чем больше не выговаривается звуков, тем меньше фонем различается.
В зрительном восприятии образы мало дифференцированы, непрочны, ослаблена их связь с наименованием, затруднено опознание предмета по отдельным признакам и в измененных условиях предъявления. Отмечаются нарушения пространственных представлений.

Понятие речевого нарушения

Речевая инвалидность — это собирательный термин для обозначения отклонений от нормы речи, принятой в конкретной языковой среде, которые полностью или частично затрудняют языковую коммуникацию и ограничивают возможности социальной адаптации человека. Они обычно вызваны отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, не могут быть преодолены самостоятельно и могут нарушать интеллектуальное развитие. Для их обозначения специалисты используют различные термины, не всегда взаимозаменяемые — нарушения речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.

К детям с языковыми нарушениями относятся дети с психофизическими нарушениями различной степени тяжести, которые вызывают нарушения коммуникативной и обобщенной (когнитивной) функции языка. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полные предпосылки для интеллектуального развития. Выделение этих отличительных особенностей необходимо для того, чтобы отличить их от языковых расстройств, встречающихся у детей с олигофренией, умственной отсталостью, слепых и слабовидящих детей, детей с ранним детским аутизмом и т.д. Языковое расстройство — это расстройство психики и мозга.

Причины, приводящие к языковым нарушениям, делятся на биологические и социальные факторы риска. Биологические причины языковых нарушений — это патогенные факторы, действующие в основном во время внутриутробного развития и рождения (гипоксия плода, родовая травма и т.д.) и в первые месяцы жизни после рождения (инфекции мозга, травмы и т.д.). Нарушения речи, вызванные патогенным фактором, не исчезают сами по себе и без специально организованной коррекционной логопедической помощи могут негативно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. Необходимо различать патологические языковые нарушения и возможные языковые отклонения, вызванные возрастными особенностями формирования языка или условиями окружающей среды (социальные и психологические факторы).

Социально-психологические факторы риска в основном связаны с психологической депривацией детей. Негативное влияние на развитие языка может быть вызвано тем, что дошкольнику приходится осваивать две языковые системы одновременно, чрезмерной стимуляцией развития языка ребенка, неправильным способом воспитания детей, педагогической запущенностью, т.е. отсутствием внимания к развитию языка ребенка, языковыми ошибками других людей. В результате этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения в развитии различных аспектов языка.

Дети с нарушениями речи делятся на ряд подкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы нарушения речи, глубины и системной распространенности нарушения речи, задач, содержания и методов логопедической работы. Глубокие нарушения различных сторон речи, ограничивая использование языковых средств общения и обобщения, вызывают специфические отклонения в других высших психических функциях — внимании, памяти, воображении, словесно-логическом мышлении, эмоционально-волевой и личностной сфере и т.д., которые часто осложняют картину речевого расстройства ребенка. Качественная специфика и тяжесть таких аномалий вторичного порядка связаны с формой и глубиной языкового нарушения, а также со зрелостью языковой системы ребенка и других высших форм поведения на момент действия патологического фактора.

Современные классификации языковых расстройств в основном сосредоточены на выделении первичных расстройств. Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются с разных сторон:

  • С точки зрения локализации поражения и психофизической организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень; смысловой и сенсорный уровень). На этой основе различают тяжесть ряда языковых нарушений. Этот подход близок к нейропсихологическому направлению в изучении языковых нарушений и чаще всего используется в комплексных исследованиях детей школьного возраста и подростков;
  • с точки зрения этиопатогенеза. Выделяются органические и функциональные причины нарушений и характерные симптомокомплексы языковых расстройств. В настоящее время этот подход отражен в клинической и образовательной классификации

Подготовительный (с рождения до 1 года)

Первые голосовые реакции (крик, плач) способствуют развитию движений речевого аппарата. В этот период развитие речи идет одновременно с эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональные отношения с матерью устанавливаются к двум месяцам и появляется лепет – сочетания артикулируемых звуков. Подражание артикуляции окружающих, повторение звуков и их закрепление наблюдается уже в 5 месяцев. В 6 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги, осваивает тон, ритм, темп, интонацию. Во второй половине первого года у ребенка можно наблюдать способность понимания речи – происходит восприятие определенных звукосочетаний. Ребенок начинает связывать звукосочетания с предметами и действиями («тик-так», «бах!»). Он реагирует не только на слова, но и на интонацию. С 10-11 месяцев реакция на отдельные слова, ситуации, интонации становится постоянной. Правильное прохождение подготовительного речевого этапа – залог успешности речевого развития.

Слайд 22В этой связи социальный темперамент лиц с общим недоразвитием речи отличает: —

низкая активность (безынициативность, быстрая утомляемость, неустойчивость внимания и потеря интереса к общению);
— низкий темп речи (затруднения в подборе слов и в произношении звуков);
— низкая пластичность (стереотипы, плохая переключаемость);
— повышенная или пониженная эмоциональность (обидчивость, раздражительность, неустойчивость настроения или заторможенность) .
Регулятивные психические свойства личности.
Слабо развиваются такие индивидуально-психические свойства самоуправления, как самоконтроль, самоанализ, саморегуляция, вследствие нарушений словесно-логического мышления, невозможности замечать и исправлять собственные ошибки, неразвитости в общении и деятельности самосознания.
Отличительными особенностями Я-концепции, самоотношения детей с общим недоразвитием речи и другими нарушениями являются завышенная самооценка и низкий уровень притязаний.

Слайд 23Поведение таких детей может резко различаться в зависимости от характера отношения

к своему дефекту. Если ребенок переживает недостаток своей речи и падает мотивация общения, его поведение отличают робость, застенчивость, замкнутость. Может образоваться тревожно-мнительный, сенситивный или психастенический характер, а в случае поражения ЦНС, моторной алалии и органического инфантилизма — тормозимый тип.
В случае безразличного отношения к дефекту речи ребенок ведет себя развязно, фамильярно, агрессивно. Здесь на органической основе дефекта создаются условия формирования возбудимого типа личности.Как указывает Г.В.Чиркина, основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности.

Слайд 20Общение и речь. Темперамент и характер как коммуникативные свойства личности. Общение осуществляется

невербально и вербально.
Эффективность вербального общения с помощью речи прямо пропорциональна словарному запасу человека, его красноречию.
В норме у ребенка в игровой деятельности, происходит развитие его общительности за счет все большей вербализации когнитивных и коммуникативных функций психики, участия в общении речи, сначала монологовой (эгоцентричная речь при освоении предметной деятельности), затем диалогичной, необходимой в совместных играх со сверстниками, для освоения в них социальных ролей. Тем не менее и в норме развития может сформироваться преимущественно вербальный (левополушарный, мыслительный, рациональный) или невербальный (правополушарный, художественный, эмоциональный) тип личности.

Слайд 21Связь развития речи с развитием памяти и мышления, отставание в этой

связи в интеллектуальном развитии от хорошо говорящих сверстников не позволяют детям с тяжелым дефектом речи понять и запомнить правила, цель и последовательность игровых действий. Они не умеют играть или играют плохо, вследствие этого не принимаются в игру, отвергаются в общении.
Кроме того, известная взаимосвязь развития общей моторики и речедвигательной способности, которая проявляется в манипуляторной неловкости ребенка с дефектом речи, также осложняет общение, происходящее в игровой, учебной или трудовой совместной деятельности.
Помимо интеллектуальных факторов освоения языка невербального и вербального общения его эффективность в большой степени зависит от индивидуальных свойств темперамента и характера.

Преддошкольный этап(1-3 года)

Этап становления активной речи. Ребенок ещё путает и искажает звуки, но активно повторяет их и охотно говорит. Первая речь – ситуационная, т.к. слова носят обобщенно-смысловой характер (слово обозначает и предмет, и просьбу, и чувство). Поэтому такая речь сопровождается жестами и мимикой. К полутора годам словарный запас нарастает, слово приобретает более обобщенный характер. Если в 1,5 года активный запас ребенка составляет 30-35 слов, то в 2 года – 300 слов, а к трем годам – 1000 слов. Ребенок начинает усваивать знания

Обратите внимание, что это становится возможным только при развитии речи. Сначала ребенок выражает свои желания одним словом, потом простыми фразами без согласования слов внутри фразы

К двум годам дети овладевают единственным и множественным числом и простыми грамматическими понятиями. Грамматический строй речи формируется на третьем году жизни.

Слайд 24Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем

могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития. Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное к какому-либо определенному познавательному процессу, одновременно влияет и на другие

Так, например, упражнения, направленные на развитие моторики ребенка, одновременно укрепляют его внимание и моторную память; рисование помимо развития моторики положительно влияет на внимание, пространственные представления, мышление

Дошкольный (3-7 лет)

Это период активного развития фонематического восприятия звуков родного языка. Это важнейший навык, необходимый для слухового контроля за собственным произнесением. Хотя еще отмечается неправильное произнесение шипящих, свистящих, мягких, к 4-5 годам ребенок дифференцирует все звуки. Словарный запас продолжает увеличиваться, к 6 годам он составляет 3-4 тысячи слов. Значения слов уточняются, их использование становится все более правильным. Ребенок пытается уловить логику возникновения слова, возникает активное словотворчество (вместо «перчатка» – «пальчатка»). Грамматика речи усложняется, к 4 годам устанавливается структура простых предложений. В 5 лет появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенок может построить короткий рассказ из 40-50 предложений, что свидетельствует об успешном овладении монологической речью. Формируется контекстная речь – обобщенная, лишенная наглядной опоры.

Ссылки:

Chang, Y. S., Owen, J. P., Desai, S. S., Hill, S. S., Arnett, A. B., Harris, J., Marco, E. J., & Mukherjee, P. (2014). Autism and sensory processing disorders: shared white matter disruption in sensory pathways but divergent connectivity in social-emotional pathways. PloS one, 9(7), e103038. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0103038

Chermak, G. D., Silva, M. E., Nye, J., Habrouck, J., & Musiek, F. E. (2007). An Update on Professional Education and Clinical Practices in Central Auditory Processing. Journal of American Academy of Audiology, 18, 428-452.

Jussila, K., Junttila, M., Kielinen, M., Ebeling, H., Joskitt, L., Moilanen, I., & Mattila, M. L. (2020). Sensory Abnormality and Quantitative Autism Traits in Children With and Without Autism Spectrum Disorder in an Epidemiological Population. Journal of autism and developmental disorders, 50(1), 180–188. https://doi.org/10.1007/s10803-019-04237-0.

Khavarghazalani, B., Farahani, F., Emadi, M., & Hosseni Dastgerdi, Z. (2016). Auditory processing abilities in children with chronic otitis media with effusion. Acta oto-laryngologica, 136(5), 456–459. https://doi.org/10.3109/00016489.2015.1129552.

Sabourin, Katherine & Reynolds, Ann & Schendel, Diana & Rosenberg, Steven & Croen, Lisa & Pinto-Martin, Jennifer & Schieve, Laura & Newschaffer, Craig & Lee, Li‐Ching & Diguiseppi, Carolyn. (2018). Infections in children with autism spectrum disorder: Study to Explore Early Development (SEED). Autism Research. 12. 10.1002/aur.2012.

Нару­шения внутреннего оформления высказывания:

  • алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи из-за органических поражений речевых зон головного мозга. Обычно такое поражение случается во внутриутробном развитии или доречевом пери­оде развития. Этот дефект – один из самых сложных. Потому что языковая система не формируется, страдают все звенья произносительной стороны речи.
  • афазия — полная или частичная утрата способности пользоваться различными средствами языка. Чаще афазия наблюдается у взрослых. Однако ребенок может утратить сформированную речь из-за перенесенных черепно-моз­говых травм или инфекционных заболеваний.

Нарушение речи у детей: причины и виды

Определение 1

Нарушения речи (речевые нарушения) – это разнообразные расстройства речевой деятельности, которые препятствуют полноценному общению и социализации ребенка.

Нарушение речи является одной из наиболее актуальных проблем в области современной педагогики и психологии. Обусловлено это тем, что детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше

В этой связи крайне важно своевременно диагностировать речевые нарушения и организовать коррекционную работу

Причины нарушения речи у детей:

  1. Генетическая предрасположенность. К наследственному фактору относится наличие родственников с различными речевыми нарушениями; нарушение прикуса; аномалии ротовой полости и т.д.
  2. Болезни, которые ребенок перенес в первый год свой жизни. Особенно опасными являются менингит, воспаление уха, инфекции и т.д., то есть все те заболевания, которые негативно сказываются на развитии слуха и речи ребенка.
  3. Врожденные патологии – представлены внутриутробными нарушениями формирования нервной системы, инфекционными заболеваниями, которые перенесла мать во время беременности и т.д.
  4. Патологии в процессе родов – к ним относятся асфиксии, гипоксии, использование щипцов для извлечения ребенка и т.п.
  5. Неблагоприятные социальные условия – воспитание ребенка в асоциальных семьях, педагогическая запущенность, невнимательность родителей к развитию ребенка, недостаточность общения со взрослыми и сверстниками и т.д.

Виды нарушения речи у детей:

  • Фонематические расстройства речи – представлены такими патологиями как брадилалия, тахилалия, дислалия, дизартрия, ринолалия и заикание.
  • Внутренние расстройства речи – афазия и алалия.

Замечание 1

Указанные виды нарушений речи могут встречаться как по отдельности, так и в совокупности. В случае, если у ребенка имеются два вида нарушений речи, то процесс диагностирования значительно осложняется.

Как нарушение слухового восприятия связано с аутизмом?

Для аутизма характерны проблемы с коммуникацией и трудности в социальных ситуациях, так что может быть сложно понять, что у аутичного ребенка есть трудности с восприятием устной речи и другой слуховой информации.

Ребенок с нарушением слухового восприятия может быстро уставать, когда он слушает чужую речь. Попытки следовать за разговором могут приводить к истощению, и ребенок может их избегать, что уменьшает для него возможности речевой практики. Из-за этого аутичные дети могут казаться замкнутыми, не заинтересованными в участии в разговорах и другом социальном взаимодействии.

Взрослые в спектре аутизма говорят о том, что им сложно фильтровать сенсорные стимулы, особенно в шумной обстановке, например в многолюдном ресторане. Кроме того, во время разговора другой человек может жевать жвачку, его телефон может звонить, он может говорить слишком быстро. Все это может вызывать перегрузку у человека в спектре аутизма. Он может стремиться отдохнуть от такой нагрузки в одиночестве, подальше от мира звуков.

Среди сенсорных проблем при аутизме у детей чаще всего встречаются нарушения зрительного восприятия, повышенная тактильная чувствительность и нарушения слухового восприятия. Более того, одно исследование показало, что есть связь между уровнем сенсорных проблем и степенью выраженности симптомов аутизма. По наличию у ребенка повышенной слуховой и тактильной чувствительности можно было предсказать, что у него будет диагностирован аутизм (Jussila et al., 2020).

Многие справедливо задаются вопросом — связаны ли проблемы со слуховым восприятием с тем, что многие аутичные дети лучше всего усваивают зрительную информацию. Если слушать устную инструкцию трудно и утомительно, то зрительное восприятие может быть более желанной альтернативой.

Другое интересное пересечение между аутизмом и нарушением слухового восприятия — это инфекции ушей. Некоторые исследования (Khavarghazalani et al., 2016) указывают на то, что для детей, ранее болевших отитом среднего уха, характерна та или иная степень нарушения слухового восприятия. Аутичные дети могут отличаться аномалиями в работе иммунной системы, многие из них чаще, чем остальные дети, болеют инфекционными заболеваниями (в том числе инфекциями уха) в первые годы жизни (Sabourin et al., 2018).

На самом деле многие родители детей в спектре аутизма говорят о хронических ушных инфекциях в первые годы жизни ребенка. Было бы интересно проверить, связаны ли подобные инфекции с НСВ, или же дети в спектре аутизма в целом более предрасположены к проблемам слухового восприятия, как и к другим сенсорным расстройствам.

Пересечение между аутизмом и НСВ требует новых исследований, но мы точно знаем, что аудиологи и другие специалисты, занимающиеся вопросом слуха, должны больше знать о работе с аутичными детьми и дифференциации симптомов аутизма и нарушения слухового восприятия.

Вы можете попробовать поговорить с другими родителями аутичных детей в вашем регионе, чтобы узнать, к какому логопеду или другому специалисту лучше обратиться в связи с проблемами слухового восприятия у ребенка.

Заключение

Хотя НСВ пока что нельзя вылечить, можно работать с ребенком над уменьшением симптомов. Поведенческая терапия может помочь ребенку научиться лучше различать звуки, а также распознавать произнесенные слова. Ранняя диагностика и вмешательство — это наилучший подход для дальнейшего развития ребенка.

Нельзя просто считать, что ребенок «не хочет слушать». Возможно, ему так сложно воспринимать звуки, что ему проще сдаться и не пробовать! Терпение, терапия и много возможностей для тренировки в разговоре в безопасной и тихой обстановке — все это поможет ребенку стать более уверенным слушателем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: