Фонематический слух

Условия формирования правильной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста

5 бесплатных, простых логопедических игр, в которые можно играть с ребенком

Дети рождаются, чтобы учиться в игре. Игра в логопедические игры дома с вашим ребенком дает ему возможность практиковать речевые и языковые навыки, над которыми мы работаем, чтобы помочь им развиться во время терапии, а также дает вам возможность сблизиться с ним.

Скорее всего, вы уже играли в них раньше, но есть несколько способов настроить игры так, чтобы они по-прежнему были увлекательными, но еще более эффективными для определенных навыков, таких как словарный запас, внимание, память, артикуляция, фонетика. , наблюдение, дедукция и выразительный/рецептивный язык

Нам особенно нравятся эти игры, потому что они не только бесплатны, их можно использовать практически где угодно: в поездке, в ресторане, пока вы ждете еду, в дождливый день дома или в солнечный день в парке. И братья и сестры тоже могут присоединиться!

В произвольном порядке, наши лучшие 5 логопедических игр представлены в произвольном порядке:

Я шпион

Эта игра очень проста: увидьте что-то на виду, выберите одну деталь и заставьте других игроков угадать, что возможно. Несколько примеров того, как играть:

Дети, сами того не осознавая, тренируют свой рецептивный язык, выразительный язык и навыки дедуктивного мышления. Есть несколько способов, которыми вы можете их смешивать, в зависимости от целей логопедии вашего ребенка. Например, если ваш ребенок работает над своими выразительными языковыми навыками, он может чаще угадывать, чем «шпионить». Рассмотрите возможность расширения категорий за пределами цвета:

  • «Я вижу своими маленькими глазками… что-то, что начинается на букву Р!»
  • «Я смотрю своими маленькими глазками… что-то круглое!»
  • «Я вижу своими маленькими глазками… что-то, что начинается со звука «с»!»
  • «Я своими глазками подсматриваю… то, что раньше писалось!»

Если вы хотите отточить словарный запас, попробуйте выбрать слова из последних списков орфографии/словарного запаса вашего ребенка.

20 вопросов

В этой игре вы выбираете существительное (человек, место или предмет), а другой игрок (игроки) получает 20 вопросов “да-нет”, чтобы попытаться угадать, что это за предмет. Некоторые вопросы, которые могут быть заданы:

  • Это место?
  • Это человек?
  • Это человек, которого я знаю?
  • Этот человек известен?
  • Человек с каштановыми волосами?

Подобная игра помогает детям развивать свои выразительные и рецептивные языковые навыки, а также их способность использовать дедуктивное мышление. Если ваш ребенок работает над разговорными и выразительными языковыми навыками, попросите его ответить на вопросы «да-нет» полным предложением. — Нет, у него нет крыльев. Если почерк является одним из навыков, над которыми работает ваш ребенок, попросите его записать подсказки на доске для сухого стирания, меловой доске или на бумаге маркером или мелком.

Такие логопедические игры заставят вашего ребенка смеяться, учиться и говорить! Чтобы получить дополнительные предложения, обратитесь к логопеду FOCUS Fort Myers вашего ребенка!

FOCUS предлагает педиатрическую логопедическую помощь детям в Форт-Майерсе, Кейп-Корал и на юго-западе Флориды. Виртуальная логопедия доступна для детей по всей Флориде. Позвоните (239) 313.5049 или свяжитесь с нами через Интернет.

Дополнительные ресурсы:

Роль игры в развитии детей: обзор фактических данных, The LEGO Foundation

Другие записи в блоге:

Смартфоны и логопед: A GR8! Combo, 19 мая 2018 г., Блог логопеда Cape Coral

Логопедические игры для дошкольников

Дидактические игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми 4 – 7 лет. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие звукового анализа, развитие фонематического слуха.

1. «Снегурочка и Снеговик»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков – в словах.

Оборудование: картинка с изображением Снегурочки и Снеговика, снежинки, на обороте которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры: Снегурочка и Снеговик – это снежные внуки Деда Мороза. Как ты думаешь, что они едят? А еще они любят «вкусные» снежинки. Давай накормим их. Но это непросто, посмотри,  что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук – , а для Снеговика – картинки со звуком — .

2.  «Угости Зою конфетами»

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочки; конфеты, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если ты четко произнесешь звук в слове – конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня.

3. «Дождик»

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочек под зонтом; капельки с картинками, в словах которых слышится автоматизируемый звук.

Ход игры: Две подружки Зоя и Зуля пошли на прогулку. Но вдруг начался дождик. Подружки не расстроились, ведь у них был с собой…(что?) – зонт. Девочки укрылись под ним. А веселые капельки дружно стекали с зонта и превращались в лужицы. Давай посмотрим,  из каких капелек получилась лужица. Ты бери капельку и называй картинку, четко произнося звук  . Только очень постарайся, чтобы наша лужица получилась большая.

4. «Шарики для Лягушонка»

Цель:  автоматизация звука  в словах.

Оборудование: картинка с изображением лягушонка с шариками; разноцветные шарики, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Лягушонок Кваша получил в день рождения воздушные шарики. Но вдруг подул ветерок,  и шарики разлетелись. Давай поможем Лягушонку поймать шарики и привязать их на ниточку. Называй картинку на обороте шарика, четко проговаривая  звук  .

5. «Звуковая полянка»

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Оборудование: три цветочка, обозначающих начало, середину и конец слова; «звуковая» пчелка.

Ход игры:  Я буду называть тебе слова со звуком , а ты внимательно слушай. Посади Звуковую пчелку на тот цветочек, где ты слышишь этот  звук.

6. «Ежику снятся сны» 

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка ежика, спящего в кроватке, облачки–сны с картинками, в словах которых мы слышим звук .

Ход игры: Ежик сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук .

7. «День рождение Карлсона»

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка с изображением Карлсона; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: У  Карлсона — День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук .

8. «В каком домике живет звук?»

Оборудование: картинки – три домика с звуковыми схемами (начало, середина и конец слова); картинки на автоматизируемый звук.

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Ход игры: Посмотри сколько картинок, давай расселим их по домикам. Положи картинку в тот домик, где ты слышишь звук.

Каждую из этих игр можно разнообразить, например,  перевернуть картинки и попросить ребенка назвать, что на них было изображено. С каждой картинкой  можно поиграть в игры «Один — много»,  «Назови ласково», «Мой, моя, мое, мои» и т. д.

Логопедические игры для постановки звуков З-С-Ц

Очень важно научить ребенка раздельному произношению «свистящих» звуков З-С-Ц. Конечно, перед играми следует размяться, иначе результаты не будут сильно впечатляющими:

  • нужно широко улыбнуться, постаравшись показать все зубы, а после свернуть губы трубочкой;
  • напрячь губы и постепенно их расслабить;
  • поочередно легко покусывать зубами то верхнюю, то нижнюю губу;
  • в конце надо изобразить языком цокот копыт.

После того, как ребенок несколько раз повторил эти упражнения, можно приступать к играм.

Нужно заранее подобрать картинку любимого мультипликационного героя, девочки, котика, кого угодно. Вырезаем заготовки в виде конфет, а на них наклеивай изображение предметов, в названии которых есть проблемная буква. Говорим ребенку, что наш герой очень любит сладости и нужно его покормить

При правильном произношении слов, конфетка попадает к персонажу, в противном случае ее забирает учитель.
В этой игре задачей ребенка будет опознавание первого звука в словах.
Змея, солнце, цапля, сила, зонт, слон, цыпленок, злой, цокот, смех и пр.
В игре с повторениями звуков ребенок должен проговаривать все слоги четко, не проглатывая проблемные буквы.
Стих на звук С.
Муха села на слона,
Муха удивляется:
Где же слон? Одна спина
По лесу слоняется!
Для тренировки произношения звука Ц.
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву «Ц»:
— Подойди, цыпленоу Цып!
Повторяйка: цып-цып-цып!
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок!
Для проговаривания звука З.
Встретиться Змей и Змея захотели.
Встретиться Змей и Змея не сумели.
Змей в облаках, а Змея на земле.
Надо бы Змею спуститься к Змее.

Теперь важно усложнить задачу и попросить ребенка закончить слово слогом СА, ЦА или ЗА.
Ли.., лин.., птица.., колба.., ко.., ло.., куни.., кра..

Темы для занятий для логопеда

Занимаясь с детьми логопед может взять множество различных тем. помогая малышам развивать речевые навыки. Далее приводятся несколько наиболее популярных вариантов.

Тема «Профессии»

Во время таких занятий рассматривают различные специальности, вовлекая детей в игры и разнообразную деятельность. Им загадывают загадки, связанные с деятельностью взрослых. С малышами проделывают упражнения, имитирующие движения работников.

Проводя по теме «Профессии» логопедическое занятие в подготовительной группе детей учат говорить о различных видах занятий взрослых.

С детьми произносятся различные звуки и слова, их учат делать мимические движения, выражающие определенные эмоции.

Тема «Зима»

Когда проводится логопедическое занятие на тему «Зима» предлагаются загадки на темы зимней погоды, событий, относящихся к этому периоду. С детьми проводят беседы, связанные с этим временем года. Малышам предлагают описать зимнюю погоду, употребляя для этого различные слова. Например, «Что делает мороз/Щиплет, кусает».

Тема «Транспорт»

С детьми рассматривают различные виды транспорта и дают задания, которые имеют отношение к ним. Например, малыши рассматривают карточки с изображениями и должны определить, какая лишняя (изображены: автомобиль, поезд, самолет и кастрюля). Дети должны объяснить свой выбор. Можно проделать упражнение «Пароход гудит», используемое в логопедии.

Обратите внимание! При этом дети на выдохе с закрытым ртом должны произносить долгий звук «ы-ы-ы»

Тема «Мебель»

Мальчикам и девочкам дошкольного возраста предлагают назвать предметы мебели, расположенные в комнате. Их спрашивают о том, из чего сделаны различные части стула, стола или шкафа. Может использоваться игра, когда называются качества мебели, а ребенок должен назвать противоположное свойство.

Тема «Комнатные растения»

Можно сыграть в игру «Чтобы». Детям говорят, как нужно ухаживать за растениями, а они должны добавить слово «чтобы» и сказать, почему именно это надо делать. Игра «Два и пять» состоит в том, что о различных комнатных растениях нужно сказать предложение типа: «У меня два кактуса и пять кактусов». Детям с ОНР предлагают произнести различные предложения , рассказав о том, что делает божья коровка. Например: «Божья коровка летает над цветком».

речевые игры для детей 6 7 лет | Тренажёр по логопедии (подготовительная группа) на тему:

Речевые игры для детей 6-7 лет

-(притяжательные прилагательные на –ин)

Игра «Чьи подарки?»

Догадайся кому из детей что подарили и ответь полным предложением.

(используются картинки, игрушки, одежда)

Это Катина кофта. Это Димина машина. Это Катины сандалии. Это Димины брюки.

Игра «У папы или мамы»

 (используются картинки, игрушки, одежда)

Это мамина сумка. Это мамины сережки. Это папин галстук. Это папины ботинки.

– (предлоги на, под)

Игра «Вставь предлог»

Кот спит…тахте.                   Паук сидит … стене.               Кот сидит… тахтой.

Кофейник стоит … столе.     Толя едет …  коне.                Попугай сидит … ветке.

Туфли стоят …. Диваном.     Книги лежат … столе.          Катя стоит …  тополем.

– (предлоги на, с)

Игра «Путаница»

Соня, земля, листья, с поднимать-…

Сима, листья, земля, сухие, с, поднимать-…

Вася, осенние, земля, листья, с поднимать-…

Земля, осыпаются, ясень, листья, с, на-…

Осина, листья, земля, на, осыпаются, с-…

Осыпаются, на, липа, листья, на, сухие-…

– (образование сложных слов:)

Игра «Придумаем новые слова»

Сам катит-самокат, разводит сады-…, перевозит лес-…, разводит леса-…, всасывает пыль-…, с высоты падает вода-…, (самокат, сенокос, вездеход, медонос, самолет, самоход, пустозвон, звездопад, листопад, вездеход, водовоз).

– (предлоги за, из-за)

Игра «Составь предложение»

– зайка, куст, залезать, за-…

– зайка, куст, вылезать, из-за-…

– Зоя, сосна, за, стоять-…

– Зоя, сосна, выходить, из-за-…

– столик, дети, сидеть, сидеть, за-…

– дети, столик, вставать, из-за-…

– (согласование прилагательных с существительными (зленный, зеленая, зеленое, зимний, зимняя, зимнее, синий,…, красный…))

Игра «Назови предмет»

Про что можно сказать зеленый? (зелёный лист (огурец, перец, карандаш, портфель).

Игра «Запомни-повтори»

Осенний лист-осеннее небо-осенняя погода.

Игра «Подбери предметы к признаку»

Осенний: лист, воздух, костюм, лес, сад.

– (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных –ок, -ек, -ик)

Игра «Большой-маленький»

Пёс-пёсик, нос-носик, хвост-хвостик, басня-басенка, лестница-лесенка, колесо-колесико, пылесос-…, кокос-…, насос-…, лист-… .

– (предлоги под, из-под)

Игра «Скажи грамотно»

Зоя, банка, под, ставить, скамейка-…

Зоя, банка, вынимать, скамейка, из-под-…

Диван, собака, спать, под-.

Диван, собака, выглянуть, из-под-…

Диван, собака, вылезать, из-под-…

Билет, скамейка, под, падать-…

Панама, под, скамейка, падать-…

Автобус, водитель, под, залез-…

Автобус, водитель, вылезать, из-под-…

Нина, скамейка, из-под, панама, доставать-…

– (словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям)

Игра «И я тоже»

Ты умник, и я тоже умница. Ты ученик, и я тоже ученица. (охотник, шутник, модник, художник, школьник, волшебник, фокусник, первоклассник, работник, мастер, летчик, писатель)

– (косвенные падежи существительных)

Игра «Закончи предложение». Закончи предложение фразой о двух или пяти попугаях (тиграх, бегемотах, белках, волках и т.п.)

В группу принесли клетку с (двумя попугаями).

Дети подошли к (двум говорящим попугаям).

Дети выпустили из клетки (двух говорящих попугаев).

Они весело играли с (двумя попугаями).

Вечером дети рассказывали родителям о (двух попугаях).

В цирк привезли клетку с (пятью большими тиграми).

Смелая дрессировщица смело вошла в клетку к (пяти тиграм).

Дрессировщица выпустила на арену (пять тигров).

Мы смотрели выступление (пяти тигров).

Мы рассказывали друзьям о (пяти тиграх).

– (употребление глаголов надеть, одеть, надевать, одевать)

Игра «Закончи фразу»

Мама свою дочку (одевает). Дочка на себя носочки (надевает).

Миша на своего брата шапку (надевает). Миша младшего брата (одевает).

Игра «Скажи грамотно»

Дима, пальто, не, надевать, умеет, сам-…

Диме, надеть, тетя, Катя, пальто, помогает-…

Диму, она, пальто, в, одевает-…

Петя, костюм, сам, надевать, умеет-…

Петя, костюм, надевает, сам-…

Петя, Диму, одевает, маленького-…

Дима, одеваться, маленький, не, сам, умеет-…

– (образование прилагательных)

Игра «Какое полено, какая ветка, какой лист?»

Клен- кленовое полено, кленовая ветка, кленовый лист; береза-…; орех-…; ель-….

Игра «Какой сок, какое повидло, какая кожура?»

Абрикос- абрикосовый сок, абрикосовое повидло, абрикосовая кожура….

Игра «Что из чего?»

Посуда из стекла- стеклянная посуда. Платье из льна- льняное платье.

Посуда из глины-…                               Шляпа из фетра- …

Чашки из фаянса-…                              

Причины дислалии

Различные формы заболевания могут развиваться вследствие разных причин. В одних случаях это могут быть нарушения в строении речевого аппарата, в других случаях заболевание развивается вследствие неправильного вербального воспитания ребенка.

  • В основе физиологической формы недуга лежит обусловленная возрастом недоразвитость органических структур, поддающаяся коррекции по мере того, как ребенок взрослеет.
  • Механическая дислалия возникает вследствие обусловленных генетически приобретенных или врожденных патологий органов речевого аппарата.
  • Функциональная дислалия никак не связывается с патологиями строения органов, ответственных за устную речь. Эта группа более развернута и в свою очередь объединяет несколько видов болезни.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как составляется характеристика речи на детей с ОНР?

Прежде всего, различают моторную и сенсорную дислалии.

  • Первый тип развивается в связи с функциональными нарушениями речедвигательного анализатора. Проще говоря, при подобной патологии у ребенка во время разговора неправильно двигаются губы и язык – это и становится причиной искажения звуков.
  • При сенсорной дислалии неправильно функционирует речеслуховой анализатор, из-за чего разделение на составные части акустически схожих между собой звуков происходит некорректно и малыш, естественно, не может их правильно повторить.

Случается и так, что оба упомянутых типа недуга наслаиваются один на другой, то есть ребенок пытается изначально некорректно произнести услышанный звук, еще и неправильно двигая губами и языком при этом.

Названия дефектов произношения звуков с описанием приводятся в таблице:

Название дефекта Звуки, произношение которых страдает
Ротацизм и
Сигматизм свистящие , , , и шипящие , , ,
Ламбдацизм и
Каппацизм и
Гаммацизм и
Йотацизм
Хитизм и

Также могут иметь место недостатки твердости и смягчения звуков, когда мягкие согласные ребенок заменяет сдвоенными твердыми и наоборот, а также некорректное выговаривание звонких и глухих звуков, когда глухие согласные звуки заменяются на твердые и наоборот. Кроме того, можно встретить мономорфную или простую и полиморфную (сложную) дислалии. В первом случае ребенок неправильно выговаривает один звук или несколько звуков, принадлежащих к одной группе (рекомендуем прочитать: учимся с ребенком выговаривать букву Р). В случае же полиморфной дислалии всегда нарушено выговаривание сразу нескольких звуков, принадлежащих к различным группам.

Чаще всего при заболевании не страдает лексико-грамматическая сторона устной речи. Ребенок развивается нормально и накапливает словарный запас, который соответствует его возрасту, прекрасно понимает, что говорят ему. Однако что именно он говорит и отвечает, в некоторых случаях тяжело понять даже родным.

Физиологические предпосылки механической дислалии

Механическая дислалия часто возникает, как следствие короткой подъязычной уздечки, которая затрудняет движение языка (подробнее в статье: как лечится короткая уздечка у новорожденного?). Диспропорциональные размеры самого языка также могут быть причиной невозможности развития правильной артикуляции. Способствовать развитию заболевания также могут различные патологии в строении зубочелюстного аппарата, такие как сильное выступание вперед верхней или нижней челюсти, большие промежутки в рядах зубов, аномальное строение неба или его расщепление, укороченная уздечка верхней губы.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Функциональная форма недуга может обуславливаться следующими социальными факторами:

Изначально неправильное речевое воспитание ребенка. В частности, частое копирование взрослыми «детского лепета» и постоянные «уси-пусечки».
Ребенок воспитывается в семье, где говорят на двух языках. Малыш просто-напросто переносит особенности артикуляции из одного языка в другой. В результате страдает произношение, когда ребенок говорит на обоих языках

Это же может наблюдаться и в случае, когда в семье ребенка говорят на одном языке, а, например, в детском саду – на другом.
Недостаточно развито слуховое восприятие фонем.
Педагогическая запущенность, а именно – ситуация, когда родители не обращают внимание на неправильное произношение ребенка.
Недостаточная подвижность речевого аппарата, которая в результате становится причиной неверного произношения звуков.
Умственные отклонения.

Вообще же можно считать, что любые отклонения в психическом развитии ребенка могут стать причиной заболевания. Значение педагогической составляющей также нельзя недооценивать.

Стадии постановки правильного звукового произношения ребенка

Развитие навыков правильного звукового произношения детей дошкольного и младшего школьного возраста реализуется в соответствии с этапами логопедической работы над фонетической стороной речи. Поэтому работа реализуется по следующим стадиям:

  1. Подготовка речевого аппарата ребенка к овладению звуками. Здесь, рассматривается работа органов артикуляции, позволяющая отработать правильную постановку звуков. Для этого, тренируются мышцы языка, отрабатывается подвижность губ, челюстей и щек, чтобы достичь их правильного положения при произношении того или иного звука и их сочетаний. Кроме того, здесь необходимо развить моторные функции организма, а также активизировать моторику речевого аппарата. Для этого, используются упражнения на произношения звуков, которые издают животные, подражание шуму самолета, рокоту ракеты и т.д. Важным моментом подготовки речевого аппарата к звуковой работе является постановка правильного речевого дыхания. Используются упражнения, формирующие навыки совершения короткого вдоха и плавного продолжительного выдоха.
  2. Постановка звука. На данной стадии ребенок учится воспринимать звуки на слух, повторять их, произнося самостоятельно и визуально воспринимать звуки, на основании наблюдения за артикуляционными движениями говорящего. Первоначально идет отработка правильного произношения простых звуков, на произнесение которых не требуется использования сложных артикуляционных приемов. Сначала отрабатывается произношение шипящих звуков, затем свистящих и т.д.
  3. Коррекция неправильного произношения. Если при постановке тех или иных звуков были обнаружены проблемы в их произношении, то осуществляется их коррекция. Для этого используются специальные логопедические методики, включающие перечень приемов и упражнений на отработку верного звукового произношения и его связи с другими сторонами речи и аспектами их функционирования.

Чтобы постановка звуков была успешно реализована, требуется наличие хорошо развитой подвижности речевого аппарата. Это отрабатывается артикуляционной гимнастикой, а также совершением простых грызущих движений (достаточно дать ребенку что-то погрызть в течение дня). Кроме того, отрицательно на звуковом произношении, сказывается наличие проблем со слухом и зрением. Любые отклонения требуют коррекции.

Запоминаем буквы

Малыш легко справляеся с играми для развития фонематического слуха? Значит, можно переходить к знакомству с буквами.

Если ребенок еще не умеет читать, то буквы называют не так, как в алфавите (эс, пэ, эм), а произносят как звук — отрывисто и четко — , , и так далее. Это облегчит процесс обучения чтению

Несмотря на то, что на данном этапе звук и буква называются одинаково, каждый раз обращаем внимание детей на то, что буквы мы видим и пишем, а звуки — слышим и произносим

«Нарисуй букву»

Рисовать можно на песке, на манке, выкладывать из семечек, скрепок, ниток, мелких ракушек и камней, а также лепить из пластилина. Также можно конструировать буквы из их элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

«Исправь букву»

Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Догадайтесь, какие это буквы и исправьте их. В роли жучка-буквоеда может выступать стирательная резинка, также можно просто написать буквы на листе не полностью.

«Рисуем на спине»

Повесьте на стену большой лист бумаги. Дайте ребенку маркер и попросите его встать перед листом. Напишите на его спине указательным пальцем печатную букву. Пусть ребенок повторит ее на листе. Убедитесь, что он почувствовал, что вы написали. Для этого рисуйте буквы большого размера и медленно.

Типы нарушений и их симптомы

Такой термин, как «звукопроизношение» охватывает собой фонетическое (звуковое) оформление разговорной речи и речедвигательные навыки. Среди различных расстройств звукопроизношения чаще всего можно встретить отдельные аномалии ее звукового оформления, в то время как другие операции высказываний остаются естественными

Нельзя не принимать во внимание, что дислалия сегодня остается одним из наиболее распространенных логопедических нарушений, которые не связаны с нарушениями в работе центральной нервной системы или слухового аппарата

Симптоматику заболевания в каждом случае определяет конкретная форма патологии. В соответствии с классификацией заболевания различают физиологическую, механическую (или органическую), а также функциональную дислалию.

При этом физиологическая дислалия обуславливается возрастной невнятностью речи ребенка. Механическая же вызывается врожденными или приобретенными отклонениями в строении и развитии речевого аппарата.

Когда нужны домашние занятия?

Дошкольники, у которых есть проблемы со звукопроизношением, в детском саду или в школе раннего развития проходят логопедическое обследование. В ходе этой необычной диагностики речевых возможностей логопед выясняет, как рано заговорил малыш, какие слова были первыми, когда он научился строить предложения, есть ли у него дефекты речи и трудности с произношением определенных звуков.

Обычно исследуют следующие звуки и сочетания: C, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, Рь, Л, Ль. Оценивается не только отдельное произношение, но и звучание их в словах и слогах.

Логопед оценивает также работу артикуляционного аппарата ребенка, его прикус, состояние зубов, языка, губ. И только после этого все данные заносятся в речевую карту. В нее же вписываются назначения специалиста.

Помимо посещения кабинета логопеда в группе или индивидуально, родителям рекомендуется заниматься с дошкольником в домашних условиях. Именно такие, домашние занятия и вызывают у родителей массу вопросов.

Рекомендации по их применению

Использовать лишь ИКТ (информационные компьютерные технологии) на логопедических занятиях нельзя, потому что это вредит зрению и ребенок может устать от работы с компьютером, пусть он и играет за ним. Соблюдая определенные рекомендации, их применение будет продуктивным и не нанесет вред здоровью:

  • Достаточно использовать 1-2 дидактических игры, длительность которых не будет превышать 5 мин.
  • Выбирать нужно в соответствии с целями и лексической темой занятия.
  • Их использование эффективно на этапах автоматизации и дифференциации.
  • Расстояние между экраном и глазами должно быть не меньше 50 см.
  • Во время игры у ребенка должна быть прямая спина.
  • После ее выполнения стоит сделать короткую зарядку.

Логопедические игры за компьютером должны облегчить процесс коррекции и сделать его продуктивнее, повысить заинтересованность ребенка в обучении. Но не нанося при этом вреда здоровью и не формируя зависимость от компьютера

Поэтому логопеду важно найти баланс между применением современных технологий и классических дидактических игр

Причины дислалии

Виды занятий для развития речи

Чтобы стимулировать развитие речи, рекомендуется:

  • выполнять специальную гимнастику для мышц лица, называемую артикуляционной;
  • использовать пальчиковые игры;
  • устраивать игры, в которых малыш будет подражать звукам;
  • учить стихи и пополнять словарный запас другими способами.

Он проведет диагностику, определив параметры развития крохи, а также учтет интересы малютки. Так как главным видом деятельности детей раннего возраста являются игры, игровой формат подходит для логопедических упражнений как нельзя лучше.

Если занятия проходят с логопедом, они могут быть как индивидуальными, так и в группах из нескольких деток. Для групповых занятий детей распределяют по возрасту, например, 2-3 года и 4-5 лет. Индивидуально логопед может заниматься с неговорящим ребенком в детском саду или в домашних условиях.

Логопеды подтверждают, что участие родителей в становлении речи сильно влияет на итоговый результат занятий. Если мама и папа активно включаются в работу, делают домашние упражнения и слушают рекомендации специалистов, ребенок гораздо быстрее осваивает правильную речь

Важно лишь помнить, что это длительный процесс, но терпение обязательно будет вознаграждено хорошими успехами малыша

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: