Игровые приемы в логопедии учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека дидактических карточек для развития лексико-грамматических категорий на групповых логопедических занятиях по коррекции дизорфографии

Логоритмика, звукоповторение, речевой слух

Прежде всего, у ребенка должен быть развит речевой слух. Для этого предлагаются следующие упражнения:

  1. Продемонстрировать малышу предметы, которые издают звук. Попросить его повернуться спиной и создать звук, чтобы он угадал, что это за предмет. Так формируется речевой слух и восприятие звуков.
  2. Завязать ребенку глаза и звонить в колокольчик, при этом перемещаясь по комнате. Он должен пальцем указать откуда идет звук.

Звукоповторению можно учить ребенка с годовалого возраста. Возьмите куклу и убаюкивайте ее (аа-аа-аа-а), пусть малыш повторяет. Также можно повторять звуки животных.

Логоритмические занятия представляют собою повторение стихотворения, движений и музыки. Проводят в любом возрасте, родители показывают пример, ребенок повторяет за ними. Можно петь песню и делать движения, о которых в ней поется.

Как производить занятия в домашних условиях

В домашних условиях можно проводить несколько видов занятий. Это:

  • пальчиковые игры;
  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнение на звукоповторение;
  • логоритмические упражнения;
  • игры для активизации слухового аппарата;
  • повторение литературного материала.

Занятия должны быть ежедневными, регулярными и проходить в игровой форме. Если ребенку будет скучно, то он не научится ничему.

Существует несколько правил проведения:

  1. Длительность занятий растет постепенно. Оптимальное время для первого занятия — 3-5 минут.
  2. Не стоит учить принудительно, иначе ребенок откажется заниматься и вовсе.
  3. В день проводить по несколько небольших упражнений.
  4. Не повышать голос, если малыш не способен на что — то. Следует определить, почему язык его не слушается и работать над этой проблемой.

Только в этом случае можно достигнуть успеха.

Логопедические игры для детей дошкольного возраста

Игры в помощь логопеду

Необходимость проведения серьезных коррекционных методов через игру очевидна для всех педагогов. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала.Задача учителя-логопеда – сделать непосредственно образовательную деятельность интересной игрой, а не скучным занятием, особенно при автоматизации и дифференциации звуков. Благодаря использованию разнообразных дидактических игр совместная деятельность учителя-логопеда с дошкольником превращается в занимательное игровое путешествие или игру со сказочными персонажами. Благодаря этому у обучающихся создается положительная мотивация, которая будет способствовать эффективной работе в течение всего логопедического занятия, что впоследствии приведет к желаемому результату. Игры направлены на автоматизацию звуков, предназначены для индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, будут полезны для логопедов и воспитателей логопедических групп. Дидактическая игра №1 «Свистелочка» Варианты заданий: 1 вариантЦель: автоматизация звука изолированно.Ход игры: Помоги Дракоше пройти по дорожкам к своим друзьям и спой с ним песенку (ребенок ведет пальчиком по дорожкам и произносит звук «с-с-с»).

2 вариант Цель: автоматизация звука в слогах.Ход игры: Помоги Дракоше собрать шарики. Ребенок ведет пальчиком по дорожкам и читает слоги (если не умеет, то повторяет за взрослым). Так же можно предложить ребенку пройти по дорожкам в обратном направлении и прочитать, что получится.

Дидактическая игра №2 «Улитка»Варианты заданий: 1 вариант Цель: автоматизация звука изолированно.Ход игры: Помоги улитке Симе добраться до листиков и спой с ней песенку (ребенок ведет пальчиком по дорожкам и произносит звук «сь-сь-сь»).

2 вариант Цель: автоматизация звука в слогах.Ход игры: Помоги улитке Симе доползти до листиков. Ребенок ведет пальчиком по дорожкам и читает слоги (если не умеет, то повторяет за взрослым).

Дидактическая игра №3 «Звенелочка»Варианты заданий: 1 вариант Цель: автоматизация звука изолированно.Ход игры: Помоги комарику долететь до лужайки и спой с ним песенку (ребенок ведет пальчиком по дорожкам и произносит звук «з-з-з»).

2 вариант Цель: автоматизация звука в слогах.Ход игры: Помоги Вжику долететь до каждого цветочка. Ребенок ведет пальчиком по дорожкам и читает слоги (если не умеет, то повторяет за взрослым). Так же можно предложить ребенку пройти по дорожкам в обратном направлении и прочитать, что получится.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедические игры для дошкольников Игры для профилактики оптической дисграфии и дислексии у дошкольников Логопедическая игра для детского сада про животных Настольные логопедические игры для детского сада своими руками

Логопедические игры для дошкольников и младших школьников

Логопедические игры своими руками для дошкольников

Логопедические игры своими руками

Логопедическая игра для старших дошкольников

Логопедическая игра для детей 5 – 8 лет «Кто быстрее»

Артикуляционная гимнастика

Такого вида упражнения следует проводить перед каждым занятием. Они воздействуют на мускулатуру артикуляционного аппарата и помогают подготовить его к работе на занятиях.

Гимнастика представляет собой комплекс специально подобранных упражнений для укрепления мышц губ и языка. Именно они участвуют в произношении звуков. Из-за их недостаточной функциональности речь у ребенка нечеткая.

Проводятся логопедические игры и упражнения перед зеркалом, чтобы малыш контролировал свои движения. Так он быстрее научится правильному произношению. Занятия проводить дважды в день, продолжительность 7-10 минут. В результате малыш будет говорить не только правильно, но и разборчиво и четко.

Пример комплекса:

  1. Максимально растянуть губы в улыбке, зубы не видны. Пробыть в таком положении пол минуты.
  2. Проделать то же, только зубы видны, опять же пол минуты.
  3. Язык не напряжен, лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Проговаривая «ПЯ», шлепать им. Верхняя губа касается языка.
  4. Свернуть язык в трубочку и держать так 30 секунд.
  5. Медленно облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу, не отрывая язык.
  6. Широко улыбнуться и касаться поочередно языком кутиков губ.

Логопедические игры по лексическим темам

«ОДИН – МНОГО»

Задачи: образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: нет лошади, много коров, нет свиньи, много коз и т.д.

«БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.

Например: кот – котик – котище, собака – собачка – собачище и т.д.

«ОГРОМНЫЙ»

Задачи: образование существительных с увеличительным суффиксом -ИЩ

Например: кот – котище, корова – коровище

«КТО БОЛЬШЕ?»

Задачи: образование родственных слов

Например: кот – котик – котёнок – киса – кошка – кошечка – кисонька и т.д.

«НАЗОВИ МАМУ И ДЕТЁНЫШЕЙ»

Задачи: образование существительных от существительных

Например: у вороны – воронята, у совят – сова.

«НАЗОВИ СЕМЬЮ»

Задачи: образование существительных от существительных

Например: папа – кот, мама – кошка, дети – котята. Это кошачья семья.

«МНОГО»

Задачи: закрепление в активном словаре существительных

Например: много коров – стадо, много коней – табун, много собак – свора.

«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»

Задачи: Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.

Например: клюёт – клюют, летит – летают, машет – машут и т.д.

«КТО ТАК ДЕЛАЕТ?»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: она ловит мышей, мурлыкает, мяукает, лакает – это кошка.

«КТО КАК КРИЧИТ?»

Задачи: Образование глаголов от звукоподражаний.

Например: корова – мычит, овца – блеет, коза – блеет и т.д.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: длинный хвост, острые рога, усатая мордочка.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: учить подбирать прилагательные к заданному существительному.

Например: она рогатая, большая, пёстрая – корова. Он высокий, быстрый, красивый – конь и т.д.

«ЧЕЙ?»

Задачи: образование притяжательных прилагательных от существительных.

Например: козий пух, коровье молоко, собачья морда и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: составление сложносочиненных предложений с союзом по образцу. Усвоение слов-антонимов.

Например: у лошади хвост длинный, а у свиньи…(короткий) и т.д. Кошка низкая, а лошадь…(высокая) и т.д.

«КАКОЙ ХВОСТИК?»

Задачи: Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: мягонький, пушистенький

«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ, КАКОЙ?»

Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния основ двух существительных.

Например: у лошади длинная грива, она длинногривая; у козы длинная шерсть, она длинношерстная.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: употребление предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: котёнок спрятался пол кровать, на полку, в ящик, за кресло, вылез из-под кровати, из-под кресла, из ящика, спрыгнул со стола и т.д.

«КТО, ГДЕ ЖИВЁТ?»

Задачи: Использование в речи предложных конструкций, практическое использование в речи предлога «В».

Например: собака живёт в конуре, корова живёт в сарае, кошка живёт в доме и т.д.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: у кошки два котёнка, у козы три козлёнка, у овцы пять ягнят и т.д.

Пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика совместно с текстами помогает развить мышление, воображение, внимание и выразить свои эмоции. Помимо развития речи наблюдается еще и появлении быстрой реакции

Заниматься следует ежедневно по 5 минут. Упражнений есть много, но для начала подойдут:

  1. Цветок. Ручки сложены, как при молитве. Малыш говорит: солнышко просыпается, цветочек открывается(пальцы разжимаются, ладошки сжатые), солнышка садится, цветочек спать ложиться (ладони вновь сомкнуть).
  2. Кошка. Руки на столе, сжатые в кулак. Малыш проговаривает: «кулачок-ладошка, я иду как кошка». Разжимает руки, не отрывает ладони от твердой поверхности, а затем возвращается в исходное положение. Повторить 7 раз.
  3. Птица. Скрестить руки перед грудью, ладони к себе. Сцепить большие пальцы, они символизируют голову птицы. Пальцы — крылья. Птица полетела (помахать пальцами), села-поседела (разъединить ладошки и прижать к груди), дальше полетела.

Такие игры можно использовать и в минуты отдыха, на прогулке, в дома, в поездке.

Произношение сложных звуков

Артикуляция развивается постепенно, произношением сложных звуков дети обычно овладевают в последнюю очередь. Часто в речи ребенок заменяет их на более простые или не проговаривает вовсе.

Звук «Р»

Эксперты советуют заниматься постановкой этого трудного звука у ребенка в 5 лет. Если малыш произносит «р», но некорректно, то еще раньше – потом переучивать сложнее.

В помощь:

Скороговорки с «р» («Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
Подражание (просто произносите «р» в своей речи при ребенке как можно четче и чище).
Постановка от других звуков, которые ребенок произносит правильно

Например, когда ребенок произносит «ж», осторожно отодвиньте палочкой язык вглубь рта – образуется «р». Закрепите звук, повторив упражнение несколько раз

Или малыш говорит «з», слегка касаясь языком альвеол, и сильно дует на язык. Слышен звук «р».
Трехэтапное упражнение: язык «присасывается» к твердому небу, ребенок делает глубокий вдох через нос и короткий выдох через рот с подключением голоса.
Постановка механическим способом (осуществляется только логопедом – с молоточком, шпателем).

Звук «Ш»

Постановка этого звука происходит в 3–5 лет.

Наиболее употребляемый способ – через «с». Ребенок поднимает язык к небу, произносит «с» и плавно выдыхает воздух, чтобы получилась «ш». Перед непосредственно постановкой «ш» специалисты рекомендуют развить артикуляцию губ и языка с помощью упражнений:

  1. Широкая улыбка, обнажающая оба ряда зубов, на 5-7 секунд.
  2. Облизывание губ «широким языком» сверху вниз.
  3. Загибание широкого кончика языка по направлению к носу.
  4. Ребенок вытягивает губы трубочкой и долго дует на ватный шарик, загоняя его, например, в угол стола.
  5. Малыш дует сквозь сближенные губы на полоску бумаги – сильнее, слабее, снова сильнее.

Повторение литературного материала

Занятия должны включать и чтение стихов, скороговорок. Они должны быть маленькими, легкими, ассоциативными. Скороговорки помогают увеличить запас слов, выработать четкую речь, развить дикцию. Материал можно брать из любых источников, или же придумать свой.

К сожалению, такие занятия в домашних условиях могут помочь только при небольших дефектах. С серьезными нарушениями необходимо обращаться к профессионалу.

  1. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
  2. Игры с пальчиками — значение в развитии ребенка Одним из показателей хорошего психического и физического развития малыша является…
  3. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  4. Виды терапии для развития детей — песочная …
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: