Логоритмика, звукоповторение, речевой слух
Прежде всего, у ребенка должен быть развит речевой слух. Для этого предлагаются следующие упражнения:
- Продемонстрировать малышу предметы, которые издают звук. Попросить его повернуться спиной и создать звук, чтобы он угадал, что это за предмет. Так формируется речевой слух и восприятие звуков.
- Завязать ребенку глаза и звонить в колокольчик, при этом перемещаясь по комнате. Он должен пальцем указать откуда идет звук.
Звукоповторению можно учить ребенка с годовалого возраста. Возьмите куклу и убаюкивайте ее (аа-аа-аа-а), пусть малыш повторяет. Также можно повторять звуки животных.
Логоритмические занятия представляют собою повторение стихотворения, движений и музыки. Проводят в любом возрасте, родители показывают пример, ребенок повторяет за ними. Можно петь песню и делать движения, о которых в ней поется.
Как производить занятия в домашних условиях
В домашних условиях можно проводить несколько видов занятий. Это:
- пальчиковые игры;
- артикуляционная гимнастика;
- упражнение на звукоповторение;
- логоритмические упражнения;
- игры для активизации слухового аппарата;
- повторение литературного материала.
Занятия должны быть ежедневными, регулярными и проходить в игровой форме. Если ребенку будет скучно, то он не научится ничему.
Существует несколько правил проведения:
- Длительность занятий растет постепенно. Оптимальное время для первого занятия — 3-5 минут.
- Не стоит учить принудительно, иначе ребенок откажется заниматься и вовсе.
- В день проводить по несколько небольших упражнений.
- Не повышать голос, если малыш не способен на что — то. Следует определить, почему язык его не слушается и работать над этой проблемой.
Только в этом случае можно достигнуть успеха.
Логопедические игры для детей дошкольного возраста
Игры в помощь логопеду
Необходимость проведения серьезных коррекционных методов через игру очевидна для всех педагогов. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала.Задача учителя-логопеда – сделать непосредственно образовательную деятельность интересной игрой, а не скучным занятием, особенно при автоматизации и дифференциации звуков. Благодаря использованию разнообразных дидактических игр совместная деятельность учителя-логопеда с дошкольником превращается в занимательное игровое путешествие или игру со сказочными персонажами. Благодаря этому у обучающихся создается положительная мотивация, которая будет способствовать эффективной работе в течение всего логопедического занятия, что впоследствии приведет к желаемому результату. Игры направлены на автоматизацию звуков, предназначены для индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, будут полезны для логопедов и воспитателей логопедических групп. Дидактическая игра №1 «Свистелочка» Варианты заданий: 1 вариантЦель: автоматизация звука изолированно.Ход игры: Помоги Дракоше пройти по дорожкам к своим друзьям и спой с ним песенку (ребенок ведет пальчиком по дорожкам и произносит звук «с-с-с»).
2 вариант Цель: автоматизация звука в слогах.Ход игры: Помоги Дракоше собрать шарики. Ребенок ведет пальчиком по дорожкам и читает слоги (если не умеет, то повторяет за взрослым). Так же можно предложить ребенку пройти по дорожкам в обратном направлении и прочитать, что получится.
Дидактическая игра №2 «Улитка»Варианты заданий: 1 вариант Цель: автоматизация звука изолированно.Ход игры: Помоги улитке Симе добраться до листиков и спой с ней песенку (ребенок ведет пальчиком по дорожкам и произносит звук «сь-сь-сь»).
2 вариант Цель: автоматизация звука в слогах.Ход игры: Помоги улитке Симе доползти до листиков. Ребенок ведет пальчиком по дорожкам и читает слоги (если не умеет, то повторяет за взрослым).
Дидактическая игра №3 «Звенелочка»Варианты заданий: 1 вариант Цель: автоматизация звука изолированно.Ход игры: Помоги комарику долететь до лужайки и спой с ним песенку (ребенок ведет пальчиком по дорожкам и произносит звук «з-з-з»).
2 вариант Цель: автоматизация звука в слогах.Ход игры: Помоги Вжику долететь до каждого цветочка. Ребенок ведет пальчиком по дорожкам и читает слоги (если не умеет, то повторяет за взрослым). Так же можно предложить ребенку пройти по дорожкам в обратном направлении и прочитать, что получится.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедические игры для дошкольников Игры для профилактики оптической дисграфии и дислексии у дошкольников Логопедическая игра для детского сада про животных Настольные логопедические игры для детского сада своими руками
Логопедические игры для дошкольников и младших школьников
Логопедические игры своими руками для дошкольников
Логопедические игры своими руками
Логопедическая игра для старших дошкольников
Логопедическая игра для детей 5 – 8 лет «Кто быстрее»
Артикуляционная гимнастика
Такого вида упражнения следует проводить перед каждым занятием. Они воздействуют на мускулатуру артикуляционного аппарата и помогают подготовить его к работе на занятиях.
Гимнастика представляет собой комплекс специально подобранных упражнений для укрепления мышц губ и языка. Именно они участвуют в произношении звуков. Из-за их недостаточной функциональности речь у ребенка нечеткая.
Проводятся логопедические игры и упражнения перед зеркалом, чтобы малыш контролировал свои движения. Так он быстрее научится правильному произношению. Занятия проводить дважды в день, продолжительность 7-10 минут. В результате малыш будет говорить не только правильно, но и разборчиво и четко.
Пример комплекса:
- Максимально растянуть губы в улыбке, зубы не видны. Пробыть в таком положении пол минуты.
- Проделать то же, только зубы видны, опять же пол минуты.
- Язык не напряжен, лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Проговаривая «ПЯ», шлепать им. Верхняя губа касается языка.
- Свернуть язык в трубочку и держать так 30 секунд.
- Медленно облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу, не отрывая язык.
- Широко улыбнуться и касаться поочередно языком кутиков губ.
Логопедические игры по лексическим темам
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: нет лошади, много коров, нет свиньи, много коз и т.д.
«БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.
Например: кот – котик – котище, собака – собачка – собачище и т.д.
«ОГРОМНЫЙ»
Задачи: образование существительных с увеличительным суффиксом -ИЩ
Например: кот – котище, корова – коровище
«КТО БОЛЬШЕ?»
Задачи: образование родственных слов
Например: кот – котик – котёнок – киса – кошка – кошечка – кисонька и т.д.
«НАЗОВИ МАМУ И ДЕТЁНЫШЕЙ»
Задачи: образование существительных от существительных
Например: у вороны – воронята, у совят – сова.
«НАЗОВИ СЕМЬЮ»
Задачи: образование существительных от существительных
Например: папа – кот, мама – кошка, дети – котята. Это кошачья семья.
«МНОГО»
Задачи: закрепление в активном словаре существительных
Например: много коров – стадо, много коней – табун, много собак – свора.
«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»
Задачи: Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.
Например: клюёт – клюют, летит – летают, машет – машут и т.д.
«КТО ТАК ДЕЛАЕТ?»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: она ловит мышей, мурлыкает, мяукает, лакает – это кошка.
«КТО КАК КРИЧИТ?»
Задачи: Образование глаголов от звукоподражаний.
Например: корова – мычит, овца – блеет, коза – блеет и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: длинный хвост, острые рога, усатая мордочка.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: учить подбирать прилагательные к заданному существительному.
Например: она рогатая, большая, пёстрая – корова. Он высокий, быстрый, красивый – конь и т.д.
«ЧЕЙ?»
Задачи: образование притяжательных прилагательных от существительных.
Например: козий пух, коровье молоко, собачья морда и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: составление сложносочиненных предложений с союзом по образцу. Усвоение слов-антонимов.
Например: у лошади хвост длинный, а у свиньи…(короткий) и т.д. Кошка низкая, а лошадь…(высокая) и т.д.
«КАКОЙ ХВОСТИК?»
Задачи: Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Например: мягонький, пушистенький
«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ, КАКОЙ?»
Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния основ двух существительных.
Например: у лошади длинная грива, она длинногривая; у козы длинная шерсть, она длинношерстная.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: употребление предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
Например: котёнок спрятался пол кровать, на полку, в ящик, за кресло, вылез из-под кровати, из-под кресла, из ящика, спрыгнул со стола и т.д.
«КТО, ГДЕ ЖИВЁТ?»
Задачи: Использование в речи предложных конструкций, практическое использование в речи предлога «В».
Например: собака живёт в конуре, корова живёт в сарае, кошка живёт в доме и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: у кошки два котёнка, у козы три козлёнка, у овцы пять ягнят и т.д.
Пальчиковые игры
Пальчиковая гимнастика совместно с текстами помогает развить мышление, воображение, внимание и выразить свои эмоции. Помимо развития речи наблюдается еще и появлении быстрой реакции
Заниматься следует ежедневно по 5 минут. Упражнений есть много, но для начала подойдут:
- Цветок. Ручки сложены, как при молитве. Малыш говорит: солнышко просыпается, цветочек открывается(пальцы разжимаются, ладошки сжатые), солнышка садится, цветочек спать ложиться (ладони вновь сомкнуть).
- Кошка. Руки на столе, сжатые в кулак. Малыш проговаривает: «кулачок-ладошка, я иду как кошка». Разжимает руки, не отрывает ладони от твердой поверхности, а затем возвращается в исходное положение. Повторить 7 раз.
- Птица. Скрестить руки перед грудью, ладони к себе. Сцепить большие пальцы, они символизируют голову птицы. Пальцы — крылья. Птица полетела (помахать пальцами), села-поседела (разъединить ладошки и прижать к груди), дальше полетела.
Такие игры можно использовать и в минуты отдыха, на прогулке, в дома, в поездке.
Произношение сложных звуков
Артикуляция развивается постепенно, произношением сложных звуков дети обычно овладевают в последнюю очередь. Часто в речи ребенок заменяет их на более простые или не проговаривает вовсе.
Звук «Р»
Эксперты советуют заниматься постановкой этого трудного звука у ребенка в 5 лет. Если малыш произносит «р», но некорректно, то еще раньше – потом переучивать сложнее.
В помощь:
Скороговорки с «р» («Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
Подражание (просто произносите «р» в своей речи при ребенке как можно четче и чище).
Постановка от других звуков, которые ребенок произносит правильно
Например, когда ребенок произносит «ж», осторожно отодвиньте палочкой язык вглубь рта – образуется «р». Закрепите звук, повторив упражнение несколько раз
Или малыш говорит «з», слегка касаясь языком альвеол, и сильно дует на язык. Слышен звук «р».
Трехэтапное упражнение: язык «присасывается» к твердому небу, ребенок делает глубокий вдох через нос и короткий выдох через рот с подключением голоса.
Постановка механическим способом (осуществляется только логопедом – с молоточком, шпателем).
Звук «Ш»
Постановка этого звука происходит в 3–5 лет.
Наиболее употребляемый способ – через «с». Ребенок поднимает язык к небу, произносит «с» и плавно выдыхает воздух, чтобы получилась «ш». Перед непосредственно постановкой «ш» специалисты рекомендуют развить артикуляцию губ и языка с помощью упражнений:
- Широкая улыбка, обнажающая оба ряда зубов, на 5-7 секунд.
- Облизывание губ «широким языком» сверху вниз.
- Загибание широкого кончика языка по направлению к носу.
- Ребенок вытягивает губы трубочкой и долго дует на ватный шарик, загоняя его, например, в угол стола.
- Малыш дует сквозь сближенные губы на полоску бумаги – сильнее, слабее, снова сильнее.
Повторение литературного материала
Занятия должны включать и чтение стихов, скороговорок. Они должны быть маленькими, легкими, ассоциативными. Скороговорки помогают увеличить запас слов, выработать четкую речь, развить дикцию. Материал можно брать из любых источников, или же придумать свой.
К сожалению, такие занятия в домашних условиях могут помочь только при небольших дефектах. С серьезными нарушениями необходимо обращаться к профессионалу.
- Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
- Игры с пальчиками — значение в развитии ребенка Одним из показателей хорошего психического и физического развития малыша является…
- О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
- Виды терапии для развития детей — песочная …