Конспект логопедического занятия «автоматизация звука [с] в обратных слогах»

Автоматизация звука "с" в словосочетаниях и предложениях

Игры для фонематического восприятия звуков С и Сь

Игра “Хлопки”

Предложите ребёнку хлопать в ладоши, когда он слышит С или Сь в словах. Произносите слова, где данный звук встречается в начале, в середине и в конце слов и слова, где С отсутствует вообще. Если ребёнку сложно выловить на слух, протяните звук, например, масссссло, ссссссерги, рыссссссь.

Игра “А что это свистит, угадай”

Вам понадобятся изображение насоса и краника, из которого вытекает вода. Покажите ребёнку первую картинку и скажите: “Воздух выходит из наноса и свистит с-с-с-с-с-с-с-с-с-с”. Пусть малыш повторит.

Далее показываем вторую картинку: “Вода льётся из крана и мягко свистит, вот так сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь”. Ребёнок повторяет.

Теперь показываем ему по очереди картинки и просим сказать, как свистит вода.

Даем ребёнку картинки и играем следующим образом: вы произнесите звуки вперемешку: с-с-сь-сь-с-сь-с, а он показывает вам правильное изображение. Далее вместо звуков можно называть слова, где встречаются С и Сь.

Игра-шутка “Путаница”

Предложите ребёнку догадаться, а какие слова должны появиться со звуком С или Сь на месте ошибки. Например:

  • Мы в садике кушали халат. А Машки красивый салат.
  • По небу летала скамейка. А во дворе стояла чайка.
  • Рассказали, что рыбак в речке выловил собак. А зато ему потом на крючок попался гном. (Не дом, а сом).
  • Лежит Васька на раскладушке, грызет со вкусом ушки. (Не пушки, а сушки).
  • У куклы дочка красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).

Детям очень нравится данная игра, они смеются, но исправляют ошибки.

Советы по проведению упражнений по автоматизации звуков

Перед началом занятий стоит размять свой рот. Для этого сядьте с малышом перед зеркалом и выполните базовые упражнения:

  • удержание губ в улыбке с обнажёнными зубами, чтобы они хорошо просматривались;
  • вытягивание губ вперед в виде трубочки и удержание;
  • складывание губ в виде колечка и удержание;
  • чередование вышеизложенных упражнений;
  • чередование язык широкий и язык узкий;
  • поднятие языка вверх и вниз.

После этого можно выполнить 1-2 упражнения, которые выполняли на этапе постановки звука, например, мячик в ворота, язычок-блинчик или чистим зубки.

После того, как удалось размять язык, губы, щёки, можно перейти к упражнениям по автоматизации звука

На данном этапе работу также важно выстроить постепенно: начать со слогов, затем перейти к словам, словосочетаниям и предложениям

Следите за тем, насколько правильно малыш выполняет гимнастику. Указывайте на ошибки, чтобы он знал, что делает неправильно. Показывайте правильные примеры.

 Не стоит ругать ребёнка, если у него что-то не получается 

Игры на автоматизацию звуков С и Сь на примере фраз

“Иди сюда”

Эта игра для нескольких детей, но ее можно провести и в паре. Перед этим только покажите маленькую инсценировку с участием игрушек.

Подберите игрушки, в названии которых есть звук С, например, собака, кукла Саша, сова, слон. Расскажите, как игрушки играли в эту игру. Например, собака говорит: Кукла Саша, иди сюда! Я нашел тебе расческу!” Кукла Саша говорит: “Слон, иди сюда! Я нашла тебе самокат!” Далее игрушка обращается к ребёнку, а затем ребёнок обращается к разным игрушкам и говорит, что он им нашел. Главное, слово должно содержать С или Сь.

“В магазине”

Соберите предметы и изображения, в которых есть свистящий С или Сь. У нас необычный магазин, получить товар в нем можно только, если правильно выговорить название товара и где он находится. При произношении ребёнок должен продолжительно произнести нужный нам звук. Например:

– Здравствуйте! – Здравствуйте! Что бы вы хотели купить у нас? – Я хочу миску! – Чтобы купить у нас миску, скажите, а где в слове стоит С? – В слове миссссска звук С находится в середине! – Правильно! Вот ваша миска. – Спасибо! До свидания! – До свидания! Приходите к нам еще!

Речевой материал для автоматизации звука С в словах

Повтори три слова сразу и не ошибись ни разу

С помощью этого упражнения ребенок учится вслушиваться в речь взрослого, запоминать сразу три слова, близкие по звучанию. Тем самым развиваем речь, сноровку языка, память, фонематический слух.

сок — сон — сомстол — сток — стопоса — лиса — росафикус — минус — вирусфокус — глобус — автобусносок — песок — кусокмаска — каска — пляскавесы — носы — усыкокос — покос — насос

Словарь: сом, сон, крыса, колбаса, коса, лиса.

Словарь: русак, гусак, полосатый, косатка, салфетка, сарафан.

Словарь: лис, редис, хвост, рост, барбос, хвост.

Прочти и подумай

1. Вот салат, сок, сад, суп, сухарь, сор, сук, сыр, весы, сырок, бусы.

Что здесь можно есть и что нельзя? Что здесь самое вкусное?

2. Мы видим: ананас, поднос, фикус, ирис, кипарис, утёс, лес, аист, куст, хвост.

Что из них может расти и что не может? Назовите растения. Какие слова здесь оканчиваются на звук С?

3. На доске написано: оса, касса, лиса, сом, сова, песок, носок, сумма, сурок, судак, соболь, посуда, волосы, сокол.

Что здесь живое и что неживое? Что летает и что не летает? Кто может бегать? Назовите слова, оканчивающиеся на звук С.

4. Вове дали задание назвать 10 имён, в которых есть звук С. Но Вова назвал только пять: Соня, Сеня, Вася, Тарас, Люся.

Помогите Вове выполнить задание.

Соедини слова с картинками «Один — много»

Соедини слова с картинками: один предмет — много предметов: «Песок-пески…»

Словарь: оса-осы, песок — пески, косуля — косули, колбаса — колбасы, коса — косы, лиса — лисы, косынка — косынки.

Словарь: миска-миски, доска-доски, ласточка-ласточки, мост-мосты, пастух-пастухи, аист-аисты.

Поиграть в эти игры-онлайн можно здесь

Автоматизация звука С в чистоговорках

Повторяйте чистоговорки по частям или целиком. Упражнение способствует развитию слухового восприятия, внимания, памяти.

Са-са-са — самокат, сова, лиса.Сы-сы-сы — косы, волосы, усы.Со-со-со — соболь, сода, колесо.Су-су-су — суп, посуда, путасу.Ас-ас-ас — паста, масло, ананас.Ис-ис-ис — кипарис, Борис, ирис.Ос-ос-ос — нос, колос, абрикос.Ус-ус-ус — вкус, автобус, карапуз.Аса-аса-аса — колбаса и коса.Осы-осы-осы — волосы и косы.Усы-усы-усы — сарафан и бусы.Аска-аска-аска — ласка, маска, каска.

Выучите с ребенком чистоговорку и повторяйте каждый день, четко произнося звук С.

Са-са-са, са-са-саОй-ой-ой! Летит оса!Сы-сы-сы, сы-сы-сыНе боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-суВидел кто из вас осу?Сы-сы-сы, сы-сы-сыМы не видели осы.

Са-са-са, са-са-саОтгадайте, где оса.***

 СА—СА—СА — вот лиса.СУ —СУ —СУ — я боюсь лису.СУ —СУ —СУ — обманем мы лису.СО —СО —СО — у лисы колесо.СО —СО —СО — дай, лиса, нам колесо.СА—СА—СА — нет у лисы колеса.СЫ —СЫ —СЫ — нет колеса у лисы.

Игры на автоматизацию звуков С и Сь в словах

“Хвосты”

Игра заключается в том, что вы начинаете слово, а ребёнок заканчивает. Начните со слога СА-, а малыш пусть назовет несколько вариантов окончания, например, самокат, самка, сабля, садик и так далее. Затем предложите другое начала СКА-.

“Слова в лукошке”

Суть игры заключается в том, чтобы ребёнок увидел свой результат в буквальном смысле. Расскажите историю, жил на свете Старичок-Речевичок. Он насобирал много слов со звуками С и Сь, но по дороге домой все растерял. Надо помочь Старичку-Речевичку снова наполнить лукошко.

Можно нарисовать лукошко на листике или на мольберте. Когда ребёнок называет слово с нужным звуком, нарисуйте в лукошке квадратик или овал. Еще одно правильное слово – еще один кружок в лукошке. Если у вас дома есть настоящее лукошко, поиграйте с ним. В него можно класть кубики. Так ребёнок увидит, как много слов он знает.

“Угадайка”

Возьмите мешочек или шапку. Насобирайте предметы, в которых есть С или Сь. Положите предмет в непрозрачный мешок, дайте ребёнку его пощупать. Пусть он догадается, что это за предмет и назовет его.

Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Публикация «Конспект логопедического занятия „Автоматизация звука [С] в обратных слогах“» размещена в разделах

  • Буква С и звуки , . Конспекты занятий
  • Дифференциация и автоматизация звуков
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Логопедические занятия
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015

Оборудование: одна большая коробка; две маленькие коробочки; разрезная картинка совы; картинки для артикуляционной гимнастики (лягушка, дудочка, лопатка); картинки из пособия Е. Косиновой (санки, матрешка, ромашки, шуба, дом, лиса, автобус, ананас, самолет, носки, шапка, глобус, абрикос, пылесос).

Ход занятия:

I. Организационный момент

Л. : Посмотри, кто-то, оставил коробочку, давай узнаем, что в ней! (На столе большая коробка, в ней несколько маленьких коробочек с заданиями).

Л. : Открывай первую коробку, и мы узнаем, кто нам ее оставил! (В коробочке разрезная картинка совы). Ребёнок собирает картинку.

Л. : Это сова и она нам оставила задания! Открывай следующую коробочку. (В коробочке картинки артикуляционной гимнастики).

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

А) Лягушка и дудочка

Инструкция: Давай будем улыбаться с тобой как лягушка. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. (Чередовать движения пять-шесть раз на счёт «раз-два»).

Б) Лопаточка;

Инструкция: Положи широкий расслабленный язык на нижнюю губу. (Язык лопаткой положи, И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять)

В) А теперь давай Подразним язычок;

Инструкция: Приоткрой рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».

Г) Окошко;

Инструкция: На счет «раз» широко открой рот, язычок за нижними зубками (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

2. Развитие мелкой моторики

Л. : А давай с тобой посмотрим в каком лесу живет Сова! (Логопед показывает картинку леса, а на столе лежит картинка совы). Посмотри, как здесь красиво! А сейчас вырежи картинку совы по контуру!

Л. : Скажи, как ты думаешь где Сова чаще всего находится? (На дереве) Молодец, а теперь приклей картинку совы, на дерево! Теперь сова будет наблюдать за нашим занятием, ей интересно посмотреть, как мы занимаемся.

Л. : Открываем следующую коробочку! (Картинка кипящего чайника)

3. Закрепление изолированного произнесения звука

Л. : Покажи звуком, как кипит вода в чайнике! (С-С-С) Какой ты звук произнесла? (с-с-сссс) Повтори еще раз!

Л. : Вынимай следующую коробочку! (В коробочке находятся картинки)

Инструкция: посмотри, сколько картинок! Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное, нужно слово закончить, а поможет тебе звук . Итак, я читаю слово, а ты в конце произносишь звук . (Логопед, проговаривая слово без последнего звука, выкладывает перед ребенком карточки с картинками: глобус, автобус, кактус, ананас, абрикос, пылесос.)

4. Развитие фонематического восприятия

Л. : Чтобы звук в словах не терялся, давай его поймаем, когда услышишь звук , хлопай в ладоши! (ус, ас, уш, уз, ис, ат, ил, ос, аз).

Физкультминутка

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце — ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Упражненье повтори

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем:

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели.

Л. : Открывай следующую коробочку! Посмотри, какое интересное задание нам оставила сова!

5. Игра «Мячики»

Инструкция: «Подбрасывай» мячики (веди пальчиком по стрелке) и произноси слог: АС—АС—АС и т. д. Теперь «подбрасывай» и произноси: ИС —ИС —ИС и т. д. (Точно так же прорабатываются слоги ОС и УС, только следите, чтобы на звук губы широко раздвигались в улыбке.) Повторить 2- 3 раза.

Л. : Открывай следующую коробочку!

Инструкция: Найди картинки, в которых есть звук . (Санки, дом, лиса, цветок, шуба, автобус, ананас, самолёт, носки, маска, шапка).

6. Игра «Чего не стало?»

Инструкция: Посмотри на картинки и запомни их. Я закрою одну картинку, а ты посмотри и скажи, чего не стало (Не стало лисы. Не стало шубы. Не стало автобуса. Не стало цветка).

III. Итог занятия

Л. : Скажи, кто нам оставил все эти задания? Конечно, сова, она решила узнать, справимся ли мы с ее заданиями. У тебя все получилось!

Л. : Какой звук мы произносили?

Автоматизация С в предложениях

Для отрабатывания чистого произношения ребенку следует повторить предложения. Данное упражнение считается сложным.

  1. Суп несут в судке.
  2. Принесли сосну из леса.
  3. Лесоруб спилил сосну.
  4. На самом верху сосны спит сова.
  5. Сашины родители купят в субботу новую посуду.
  6. Люся рисовала красками самолет.
  7. На дереве засох сук.
  8. В сумке лежит судак.
  9. У сома есть усы.
  10. Саша купила весы.
  11. Тетя Соня принесла новые бусы.
  12. У Светы красивая косынка.
  13. У нас снова погас газ. А у вас?
  14. Кто несет поднос?
  15. Люся покупает ананас.
  16. Матрос поднимает парус.
  17. Настя любит ирис.
  18. Мы принесли кошке поесть и звали ее: «Кис-кис».
  19. Костя и Сережа идут в лес.
  20. Стул поставили у стола.
  21. В кустах сидели аисты.
  22. Настя пришла за кулисы в маске собаки.
  23. У нас сегодня будет много гостей.
  24. Степа любит свистеть в свисток.
  25. Сегодня на снегу мы заметили следы лося и лисицы.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком  (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком  (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало цапли, не стало бойца и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, цапля, цыпленок, сумка, цыганка. Лишняя карточка СУМКА, здесь нет звука  ).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, цыпленок — много цыплят, кольцо — много колец, боец — много бойцов). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии, как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЦЕПЬ, к маленькому — ЦЕПОЧКА.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем» научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (один — царь, но два, три, четыре — царЯ, пять — царЕЙ). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов. Автоматизация звука «Ц» в слогах и словах при помощи наглядности проводится после того, как звук поставлен и ребенок может его произносить изолированно

Автоматизация звука «Ц» в слогах и словах при помощи наглядности проводится после того, как звук поставлен и ребенок может его произносить изолированно.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Материал для автоматизации свистящих звуков
  3. Автоматизация звука Р
  4. Автоматизация шипящих звуков
  5. Дифференциация звуков
  6. Развитие речи
  7. Обучение грамоте
  8. Дидактические игры

Всем успехов и позитивного настроения!!!

Стишки

Когда ребёнок хорошо произносит звук С или Сь, предложите ему стишки. Следите, чтобы малыш правильно произносил свистящие, а если ошибается – попросите исправиться. Вот несколько примеров:

Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А вернемся к маме (А. Барто).

Сидел воробей на сосне. Заснул – и свалился во сне. Если бы он не свалился во сне – До сих пор бы сидел на сосне.

Если заниматься с ребёнком постоянно, то положительные труды не заставят себя долго ждать. Но если все же проблему с правильным произношением свистящих С и Сь не удается решить самостоятельно, обратитесь к врачу, который поможет выявить причину неудач и даст нужные рекомендации.  Играйте с ребёнком в игры со словами, придумывайте все новые формы активностей. Так вы сможете развивать не только речь малыша, но и слух, мелкую моторику рук. 

Особенности данного этапа логопедической работы

Главные задачи этапа автоматизации – закрепление правильного произношения, воспитание навыка самоконтроля за речью. Это один из самых трудоемких этапов, продолжительность которого трудно предугадать. У одной группы детей возникают затруднения с запоминанием правильного звукового образа, другие не испытывают с этим сложностей. Чтобы облегчить работу, нужно соблюдать определенные рекомендации:

  • подбирают речевой материал для занятий, следуя принципу, – от простого к сложному;
  • на первых занятиях речь должна быть максимально насыщена отрабатываемым звуком без оппозиционных фонем;
  • если вы автоматизируете твердый вариант звука, то речевой материал не должен содержать его мягкого произношения;
  • сначала логопед проговаривает отрабатываемый материал, затем ребенок повторяет, потом произносит все самостоятельно;
  • на занятии используют дидактические игры, наглядные пособия;
  • все упражнения должны быть на одну лексическую тему.

Логопед следит за чистотой произношения звука, усложняет задания только тогда, когда ребенок уверенно произносит отрабатываемую фонему в предлагаемых упражнениях

Перед каждым занятием педагог озвучивает тему, цель, акцентируя внимание малыша на уроке

Автоматизация в словах и фразовой речи

Отработку корректируемой фонемы на этом этапе нужно начинать после того, как в одном виде слогов (например, прямых) ребенок произносит ее правильно. Закрепление С проводят в начальной позиции, например: САМ, СОМ, СУМКА, СЫР и т. д. Логопед просит ученика повторить их за ним; затем он показывает картинку и просит сказать название предмета.

Логопед использует на занятиях другие задания по закреплению правильного произношения звука в этом речевом материале. На уроке можно использовать мяч, чтобы соединить подвижную и дидактическую игры. Взрослый кидает мяч и называет слово на букву С. Детям нужно сделать то же самое.

Кроме работы над координацией движений и закреплением произношения, включаются задания на развитие высших психических функций (ВПФ) – внимания, памяти, мышления. Еще одно задание, совмещающее сразу работу по исправлению звукопроизношения и ВПФ, – перечислить все предметы в комнате/кабинете, в названии которых есть С.

Когда в материал добавляют слова с автоматизируемой фонемой в конце (АНАНАС, НАСОС, НОС) и середине слова (ВКУСНЫЙ, ВЫСОКИЙ, КУСОК), задания усложняют – начинают автоматизацию во фразовой речи. Проговаривают фразы с автоматизируемыми слогами, словами. Примеры фраз: Сонина сумка, вкусный суп, высокая сосна, красные бусы и др.

Можно предложить ребенку закончить фразу. Взрослый предлагает следующую инструкцию: «Я говорю начало фразы – ты заканчиваешь ее словом, в котором есть звук С». Во время выполнения этого упражнения педагог обращает внимания на то, как он согласовывает слова во фразовой речи. Или ученику читают двустишие и ему надо подобрать подходящее слово:

«Брызги света всюду льют!

Это праздничный…(салют)»

Работая с детьми дошкольного возраста, такие задания дополняют подходящими иллюстрациями. Если логопед вводит новое для ребенка слово, то предварительно объясняет его значение. Дети дошкольного возраста любят отгадывать загадки, поэтому подбирают загадку со знакомым словом, затем предлагают ее отгадать:

«Ночью не спит,

Громко кричит,

Круглая голова.

Кто это?..(сова)»

Когда логопед замечает, что ребенок начал уверенно произносить С во фразах, он усложняет речевой материал. Приступают к введению фонемы в предложения, формируют связную речь.

Автоматизация звука С в предложениях

Прочти и подумай

1. Все мы знаем, что такое: стадо, стол, стул, стакан, спутник, кусты, стены, кресло, мосты, сосны, слон, сковородка, скамейка, спальня.

Что из всего этого бывает у людей в доме? На чём можно сидеть? Отвечай полным ответом.

2. Вот продукты: капуста, ананас, салат, соль, редиска, тесто, суп, сухарь, квас, сок, судак, сом, ириска, колбаса, сметана.

Что из них можно есть в сыром виде и что можно варить? Что растёт на огороде? Отвечай полным ответом.

3. Прочитайте: гусь, лось, слива, такси, карась, свисток, свинка, сметана, снегирь, носки, сливки, гости, костюм, самолёт.

Кто из них сам может двигаться и что само двигаться не может?

Игра «Съедобное — несъедобное» для автоматизации звука С.

-Рассмотри рисунок. Что ты видишь? Мальчика зовут Саня. Что съест Саня? Отвечай полным ответом: «Саня съест колбасу. Саня не ест кактус».

Можно проводить линии съедобных предметов к тарелке, несъедобное — зачеркивать. Или выкладываем камушки: зеленого цвета, то что Саня съест, красного, что не будет есть.

Речевой материал: кактус, колбаса, абрикосы, сапоги, эскимо, санки, суп, сыр, рис, сумка, самолёт, кокос, чеснок, арбуз, краски, мясо, автобус, сахар, глобус, редис, масло, каска, капуста, бусы, ананас.

Прочти и назови

Прочтите предложения, дополните их словами по рисункам.

1. Высоко в небе ….  . Соня и Саня летят на …. .  … идёт на посадку.  Саня и Соня выходят из … .

2. Вот … . Эти … вкусные. У нас не растут … . … растут на юге.

Чистоговорки для автоматизации звука

Рифмовка на звук

У Сони маска, у Светы — коляска.У Сани сок, у Кости — носок.У Сони салат, у Светы — самокат.У Сани миска, у Кости — сосиски.

Закрепление С в предложениях и связной речи

Сложнее всего на данном этапе коррекции – это ввести звук в обычную самостоятельную речь. Вначале в предложениях практически во всех словах должна быть С. Составлять их нужно только с теми слогами и словами, которые отрабатывали на занятиях, то есть речевой материал должен быть знаком ребенку.

Можно подбирать слова с одинаковыми слогами, можно чередовать. Главное условие – фонема должна занимать сильную позицию. На начальных занятиях по закреплению С в предложении этот звук должен быть в каждом слове.

Используют также дидактическую игру «Составь предложение». Перед ребенком кладут изображение предметов или явлений, в словах которых есть С. Он говорит названия и составляет из слов предложение. Такая логопедическая игра не только помогает автоматизировать звук в предложениях, но и корректирует грамматический строй, постепенно вводя фонему в самостоятельную связную речь.

На этом этапе можно заучивать небольшие стихотворные тексты:

«Днем сонные совы

На соснах сидят.

Когда все уснут –

На охоту летят».

Подбирать стихотворение нужно с учетом возрастных особенностей ребенка. Оно также должно совпадать с лексической темой занятия. Можно дополнить заданием на развитие фонематического слуха – назвать слова со звуком С.

Один из логопедических приемов, используемых на этапе автоматизации, – пересказ текста. Объем текста должен соответствовать возрасту, чтобы ребенок мог его воспринимать. Детям дошкольного возраста дополняют рассказ сюжетной картинкой. Текст читают, затем ребенок повторяет предложения. Взрослый еще раз читает текст, малыш его пересказывает. Примеры текстов:

  • Соня гуляла в лесу. В лесу растут высокие сосны. Соня собирает красные ягоды для бус.
  • В саду стоит скамейка. Перед скамейкой – стол. За столом Соня рисует самолет. Самолет летит над садом.
  • В саду сделали клумбу. На ней растут астры, ирисы. Рядом поставили скамейку. На скамейке отдыхает Соня. Она рисует астры и ирисы. Соня подарит рисунок маме.

Потом нужно подобрать тексты с небольшим количеством слов со звуком С. Это нужно для создания речевой обстановки максимально приближенной к разговорной речи.

Сложнее всего ввести звук в обыденную речь, поэтому на всех логопедических занятиях педагог формирует у детей навык самоконтроля. Сюда входит игра «Исправь слово». Взрослый называет слова, неправильно произнося звук, а ребенок должен его поправить. Но такое упражнение стоит использовать, если нет нарушений фонематического слуха.

Логопед показывает сюжетную картинку, предлагает составить по ней рассказ. Помогает наводящими вопросами, при этом следя за развернутостью ответов и правильностью произношения. Подбирать иллюстрацию нужно так, чтобы на ней было изображено много предметов со звуком С.

На этапе закрепления звука в самостоятельной связной речи можно предлагать творческие задания: придумать сказку про звук С или сочинить историю про приключения Сони и Бориса и т. д. Логопед уточняет, что нужно использовать как можно больше слов со звуком С. Также с детьми можно обыгрывать различные ситуации, в которых речь будет максимально приближена к разговорной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: