Гипотония это в логопедии определение

Опыт работы по теме [стёртые формы дизартрии]

Симптомы стертой дизартрии

Симптоматика определяется степенью выраженности патологии, возрастом ребенка, особенностями его речевого аппарата. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста характеризуется смазанностью признаков. В отдельных случаях родители вовсе не замечают у ребенка каких-либо патологических изменений.

Чаще всего диагностируют заболевание у детей, с рождения наблюдавшихся у логопеда и детского невролога по тем или иным причинам. Диагностика дизартрии осуществляется по нескольким симптоматическим категориям, описанным ниже.

Общая моторика

Отмечаются скованность, ограниченность телодвижений, быстрое мышечное переутомление. Ребенку сложно стоять на одной ноге, прыгать, ходить по узкому пути.

Нарушение моторики особенно проявляется при попытках танцевать, совершать спортивные упражнения и иные схематически четкие и ритмичные движения. Пациент не чувствует ритм, не может в него влиться.

Мелкая моторика у детей с дизартрией

Нарушение мелкой моторики становится заметным, когда ребенок начинает обслуживать сам себя. У него возникают затруднения в совершении простых манипуляций: застегивании пуговиц, размешивании напитка ложкой, завязывании шнурков. Больной ребенок отказывается от игр и занятий, требующих работы руками: от рисования, вырезания ножницами, создания поделок из пластилина.

У школьников возникают трудности с письмом: при написании слов буквы заменяются похожими по звучанию, не получается держать темп письма, даже при медленном написании получается непонятный и уродливый почерк.

Особенности артикуляционного аппарата

Отмечаются скупая мимика, низкий тонус лицевых мышц, постоянное нахождение рта в приоткрытом состоянии. Слабые мышцы не позволяют сжать губы в трубочку, активность движения языка низкая. Из-за этого произносимые звуки искажаются, сливаются, интонация утрачивает четкость.

Особенности звукопроизношения у детей

Стертая форма дизартрии у детей проявляется искажением и смешиванием фонем, иногда они вовсе пропускаются в словах (но пациент может проговаривать их в отдельности). Речь невнятная, неразборчивая, что обусловлено проблемным произношением шипящих и межзубных звуков. Больному сложно произносить длинные слова, состоящие из множества слогов.

Нарушения просодики при дизартрии

Интонация при стертой дизартрии невыраженная. Отмечаются проблемы с высотой и силой голоса, выдохи при разговоре слабые. Тембр неправильный, в большинстве случаев слишком быстрый, возможно появление гнусавости. Ребенок говорит монотонно, при долгом разговоре речь утрачивает внятность, голос постепенно слабеет. Голос не имеет глубины и силы, повысить его не получается. Маленький пациент не умеет подражать голосам животных и птиц.

Нарушение речевого развития у детей

Нарушение речевого развития определяется степенью выраженности стертой дизартрии. На начальном этапе у больного наблюдаются затруднения в просодике и восприятии звуков. Речевой аппарат и ориентационные способности в норме.

На второй стадии нарушение фонематического восприятия и просодические проблемы сопровождаются затрудненным произношением звуков, совершением грамматических и лексических ошибок в словах.

В тяжелом случае наблюдаются разнообразные нарушения звукового восприятия, произношения слогов и слов.

Коррекция

Коррекционные мероприятия по устранению расстройства звукопроизносительной стороны речи составляются на основании выявленной степени и формы стертой дизартрии. Традиционно лечение включает в себя прием медицинских препаратов, логопедическое воздействие и ЛФК. Комплексный подход позволяет увеличить эффективность лечения и достичь стойкого положительного результата при устранении речевых дефектов.

1. Медикаментозное лечение

Невролог назначает витамины группы В и так называемые ноотропы – препараты специфического значения, которые:

– улучшают память;

– активируют интеллектуальную деятельность;

– облегчают процесс обучения;

– развивают умственные способности.

К ним относятся «Семакс», «Энцефабол», «Фенибут», «Пантогам», «Церебролизин» и др.

2. Логопедия

Сеансы посещения врача подразумевают проведение логопедического массажа – разогрев мышц лица и полости рта с целью их подготовки к артикуляции и звукопостановке. После чего доктор приступает непосредственно к постановке дефектных звуков, их закреплению в слогах, словах и фразовой речи.

Параллельно ведется работа над развитием интонации и мелодики речи, преодолением нарушений в распознавании фонем, усвоением лексико-грамматических категорий.

Продолжительность курса занятий может составлять от 6 месяцев до 1 года и более.

3. ЛФК

Тренировки включают пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Дело в том, что развитие артикуляционного аппарата тесно взаимосвязано с координацией движений

Поэтому в процессе занятий большое внимание уделяется пальчиковой гимнастике. Также проводятся активные занятия по дыхательной гимнастике

Упражнения дают возможность выработать сильную воздушную струю, необходимую для нормального произношения звуков.

Публикация «Метод замещающего онтогенеза в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками, имеющими дизартрические расстройства» размещена в разделах

  • Дизартрия
  • Работа логопеда. Логопедия
  • Темочки

Метод замещающего онтогенеза — это система дыхательных и двигательных техник и упражнений, которая учит правильному дыханию, оптимизирует и стабилизирует общий тонус тела, помогает преодолеть патологичекие регидные телесные установки и синкенезии. Поэтому метод замещающего онтогенеза в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими дизартрические расстройства, является актуальным. Он был создан в 1990 году Анной Владимировной Семенович. Идеология этого метода основывается на теории советских психологов Александра Романовича Лурии о трех функциональных блоках мозга и теории Любови Семеновны Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Метод замещающего онтогенеза включают в себя следующие виды коррекционно- развивающих упражнений:

Дыхательные упражнения

Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. У детей с дизартрическими расстройствами отмечается недостаточный объем легких, неправильный тип дыхания, обусловленный недостаточной регуляцией работы мышц дыхательной системы. Дыхательные упражнения дают возможность делать глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.

Глазодвигательные упражнения

Позволяют расширить поле зрения, развивать самоконтроль и произвольность, укрепляют глазные мышцы. Плавные движения глаз снимают излишнее напряжение, что способствует нормализации мышечного тонуса. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

Упражнения на напряжение и расслабление

Позволяют бороться с такими проблемами как гипо и гипертонус, мышечные зажимы, синкенизии, навязчивые движения. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение может по их воле смениться приятным расслаблением и спокойствием.

Растяжки

Это система специальных упражнений на растягивание организма, основанных на естественном движении. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических регидных установок, оптимизации мышечного тонуса и повышению психической активности.

Коммуникативные игры

Данные игры направлены на взаимодействие в игре. Отработка навыков совместных действий проходит в контексте развития коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему для успешной социальной адаптации. Групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.

Релаксация

Необходимая часть комплекса упражнений метода замещающего онтогенеза, позволяющая снимать чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение. Она способствует расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений.

Представьте, что мы с вами летим на ковре-самолете:

«Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает спускаться и приземляется в нашем актовом зале (пауза). Делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза и чувствуем себя отдохнувшими».

Дизартрия – одно из самых распространённых речевых расстройств у детей

Дизартрия проявляется в нарушении произношения различных групп звуков. Чаще всего страдают свистящие, шипящие, Л и Р. Однако при тяжёлой дизартрии нарушенными могут оказаться даже звуки раннего онтогенеза, появляющиеся в речи ребёнка одними из самых первых – губные (п, б, м, в, ф), переднеязычные (т, д, н), заднеязычные (к, г, х).

В зависимости от сохранности произносительных возможностей выделяют следующие степени выраженности дизартрического расстройства:

Однако симптоматика дизартрии не ограничивается только лишь нарушениями звукопроизношения. Часто встречающимися проявлениями этого речевого нарушения бывают следующие симптомы:

В некоторых случаях к этим нарушениям добавляются расстройства звукослоговой структуры слова, несформированность фонематического восприятия (различения звуков) и лексико-грамматического строя речи. Тогда речь идёт об общем недоразвитии речи (ОНР), осложнённом дизартрией. Какие же механизмы вызывают дизартрию? Чаще всего у детей встречается псевдобульбарная дизартрия (примерно 90% случаев дизартрии у детей). Она возникает вследствие нарушения тонуса подвижных органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба). Фактором риска для такой дизартрии является наличие у ребёнка в раннем периоде жизни синдрома пирамидной недостаточности.

Синдром пирамидной недостаточности – это неврологический диагноз, который ставится неврологом в первые месяцы жизни ребёнка. Узнать о его наличии можно, ознакомившись с первыми записями этого специалиста в медицинской карте ребёнка.

Часто синдром пирамидной недостаточности отмечается у детей с перинатальной энцефалопатией (ПЭП). Признаками, подтверждающими наличие пирамидного синдрома, являются разнообразные нарушения мышечного тонуса:

Дети с повышенным мышечным тонусом могут рано начать стоять (из-за высокого тонуса мышц-разгибателей), ходят на цыпочках, не опираясь на стопу, не сгибая ноги в коленях. При выраженном понижении мышечного тонуса может отмечаться задержка психомоторного развития – ребенок позже начинает держать головку, садиться, стоять, ходить. В более позднем периоде у детей с нарушенным тонусом отмечается неуклюжесть, моторная неловкость. Подобные проблемы возникают из-за двустороннего поражения пирамидного пути.

Поражение кортико-бульбарного пути может проявляться в следующих симптомах:

1. Нарушение тонуса языка, губ, мягкого неба.

При повышенном мышечном тонусе (спастичность) язык напряжен, иногда оттянут кзади. Затруднено выполнение упражнений на распластывание языка (“лопаточка”). Нарушена артикуляция многих согласных, часто наблюдается их смягченное произнесение (“Сябака и коська зивут недрузьня”). При сниженном тонусе (паретичность), наоборот, ребёнок не может сузить язык (“иголочка”), затруднён подъём кончика языка наверх (облизывание верхней губы, верхних зубов). Паретичное состояние кончика языка может приводить к межзубному произнесению свистящих, шипящих, т, д, н, л. При слабости боковых краёв языка, вместо нормальных, произносятся “хлюпающие” звуки – л’х (собака –“л’хабака”). При нарушении тонуса губ пропадает чёткость произнесения губных согласных и гласных О, У. Снижение тонуса мышц мягкого нёба приводит к появлению в речи носового оттенка (ринофонии). При одностороннем снижении тонуса мышц мягкого нёба маленький язычок (увула) отклоняется в здоровую сторону при произнесении звука А.

2. Имеется гиперсаливация (слюнотечение).

Гиперсаливация усиливает смазанность, нечёткость дикции.

Однако было бы неправильным утверждать, что у всех детей с синдромом пирамидной недостаточности рано или поздно обнаружится дизартрия. Все зависит от того, как много нервных клеток пострадало, от зоны локализации повреждений (поражение кортико-бульбарного пути) и от возможностей компенсации в случае минимальных нарушений. Однако наличие пирамидного синдрома должно восприниматься как фактор риска дизартрии.

Дети с синдромом пирамидной недостаточности должны проходить обязательную диспансеризацию у врача-невролога – 2 раз в год, раннюю логопедическую диагностику.

От тщательности выполнения рекомендаций невролога (медикаментозная и физиотерапия, массаж, ЛФК) будут зависеть сроки и эффективность восстановительного лечения и результативность логопедической работы.

Экстрапирамидная дизартрия

Экстрапирамидная дизартрия (или подкорковая) — форма речевого нарушения, возникающая в следствии поражения подкорковых узлов и их нервных связей. Для данной патологии характерны непроизвольные движения лицевой и дыхательной мускулатуре, а также непроизвольные движения языка. Такие движения могут не проявляться какое-то время и усиливаться при попытке ребенка совершить произвольное движение. При этом, может быть сохранено произношение отдельных звуков.

Общая разборчивость речи зависит от управления речевым дыханием и голосом, и зависит от силы голоса. При хорошем звучании голоса речь может быть достаточно понятной. Звонкость голоса непостоянна. Как правило при экстрапирамидной дизартрии характерно затухание голоса к концу фразы. Голос ребенка может быть глухим, напряженным. Отсутствует плавности речи.

Подкорковая дизартрия характеризуется дискоординацией движений дыхательных и артикуляционных мышц. Часто повышен тонус мышц шеи и плечевого пояса. Отсутствует стабильность в построении фразы. При резких спазмах речь невозможна. Кроме того, данная форма дизартрии может сочетаться с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости.

Часть 3. Дизартрии. Клинические формы дизартрии у взрослых.

   Дизартрии представляют собой сложные нарушения речи, включающие расстройства звукопроизношения и просодики.  Степень нарушений устной речи при дизартрии может быть самой различной: от еле уловимых слухом особенностей звукопроизношения, до полной невозможности экспрессивной речи. Знание клинической картины данных нарушений позволяет своевременно определить комплекс мероприятий  логопедической  помощи.

Логопед — афазиолог должен знать:

  • современную классификацию, клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения нарушений речи, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп и при различных нозологиях;
  • методы диагностики и диагностические возможности методов непосредственного нейропсихологического исследования больного;
  • клинику нарушений речи при основных видах дизартрий;
  • особенности проведения нейропсихологического обследования у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму или нейрохирургическое вмешательство;
  • основы мультидисциплинарной нейрореабилитации;
  • особенности клинически проявлений различных видов дизартрий;
  • провести дифференциальную диагностику дизартрии;
  • показания, противопоказания для различных видов коррекции при дизартриях;
  • основы организации мультидисциплинарной реабилитации больных в современных условиях.

 Логопед  — афазиолог должен уметь:

  • поставить предварительное логопедическое заключение – синтезировать информацию о пациенте с целью определения нарушенного нейропсихологического фактора, нейропсихологического синдрома, установления  заключения;
  • заполнить заключение обследования, записать план по восстановительному обучению при дизартриях;
  • определить путь введения, оценить эффективность и безопасность проводимого восстановления;
  • наметить объем дополнительных обследований в соответствии с прогнозом развития болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
  • составлять программы диагностического обследования, использовать основные исследовательские методы (нейропсихологическое обследование) с целью анализа специфики нарушений речевой деятельности;
  • собрать анамнез заболевания, приведшего к нарушению речи;
  • иметь представление о нейровизуализационных методах обследования с целью уточнения диагноза основного заболевания;
  • установить заключение при дизартрии;
  • применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач;
  • определить алгоритм речевой реабилитации пациента неврологического профиля.

Логопед — афазиолог должен владеть:

  • основными подходами к анализу методологических проблем восстановления речи в современной афазиологии, приемами выбора и адаптации методов и методик исследования и восстановления;
  • навыками планирования восстановительного обучения;
  • правильным ведением протокола обследования;
  • методами нейропсихологического обследования;
  • интерпретацией результатов обследования;
  • алгоритмом постановки логопедического заключения;
  • понятийным аппаратом, приемами и методами восстановительного обучения;
  • определения первичных и вторичных нарушений для решения задач профилактики и коррекции;
  • методами исследования, диагностики, профилактики и коррекции различных форм нарушений речи;
  • современной отечественной классификацией дизартрий;
  • методами коррекции различных форм нарушений ВПФ, используя стратегии поведенческих тренингов, использование БОС.

Классификация

Пациенты со стертой дизартрией делятся на три группы по степени нарушения речевого развития:

  1. Коммуникативная способность развита, но имеются проблемы с восприятием и применением предлогов и сложных глаголов. Речевые связи хорошие, словарный запас достаточный для возраста ребенка. Вызывает затруднение произношение сложных в артикуляционном плане слов. Возможна затрудненная пространственная ориентация.
  2. Помимо нарушения произношения звуков и неразвитой интонационной способности, отмечается изменение фонематического восприятия. Совершаются ошибки в проговаривании похожих фонем и слов. Словарный запас недостаточный для возрастной группы. Вызывает затруднение образование слов, согласование частей речи при построении предложения.
  3. Отмечается выраженное речевое и фонематическое нарушение. Словарный запас низкий. Возникают проблемы при построении слогов. Не соблюдаются грамматические нормы.

Эта условная классификация необходима, чтобы разделить детей в дошкольных и школьных учреждениях для проведения терапии.

Как проявляется стертая дизартрия у детей

Особенностью стертой дизартрии является невыраженность симптомов, поэтому болезнь так и называется. Характерна нечеткая артикуляции вследствие нарушения моторики, искажение некоторых звуков

Обращают на себя внимание отсутствие интонации и невыразительная речь, сложность автоматизации. Клиническая картина в зависимости от зоны поражения может различаться: у одного ребенка преобладает фонетический дефект, у другого — просодический, у третьего — оба компонента присутствуют в равном объеме

Нарушение звукопроизношения затрагивает две группы звуков или больше. Например, шипящие, свистящие и сонорные. Речь со стертой дизартрией изобилует искажениями, заменой звуков. Малыш путает глухие, звонкие, мягкие звуки и не может их правильно употребить. Даже если удается справиться с этими проблемами, добиться автоматизма трудно.

В раннем возрасте такие дети обычно наблюдаются у невролога. Им ставят диагноз «перинатальное поражение ЦНС» и проводят медикаментозное лечение, курсы физиотерапии и массажа. С течением времени ребенка снимают с учета. Только когда речевые нарушения не проходят, родители и врачи начинают искать причину. Как правило, стертая дизартрия диагностируется у дошкольников — в 5 – 6 лет.

Характеристикой стертой формы дизартрии, которую могут заметить сами родители, являются бедность мимики, отсутствие тонуса губ, языка, асимметрия носогубных складок, уголков рта. При выполнении артикуляционных проб возникают непроизвольные движения языка, его дрожание и цианотичность. Повышено слюноотделение. Органы речи трудно удерживать в одной позиции.

Малышу может быть трудно пережевывать пищу, он отказывается от еды, если она кусочками. У младенцев затруднено сосание молока, нарушено глотание.

Общее развитие

Изменен неврологический статус

Обращают на себя внимание стойкий дермографизм, потливость рук и ног. Дети легковозбудимые, непоседливые, совершают много лишних движений

Или наоборот, заторможены, медлительны. У них нарушены память, внимание.

В физическом плане дети отстают от своих ровесников и отличаются невысоким ростом, худощавостью, астеническим телосложением. Они быстро устают при физических нагрузках, неуклюжи. Страдает синхронность выполнения движений, мелкая моторика. Малышу тяжело застегнуть пуговицу, завязать шнурки, заниматься творчеством. На уроках физкультуры при выполнении заданий он испытывает затруднения. Почерк нарушен, да и в целом ребенок пишет медленно.

Диагностика

Сложность в постановке диагноза заключается в его дифференцировании. Необходимо отличить дизартрию от дислалии и афазии, имеющих схожую симптоматику. Логопеды могут поставить точный диагноз малышу от 2 лет, когда можно говорить об отставании в развитии речи, патологии процесса говорения. До 2 лет следует показать ребенка неврологу, пройти ряд диагностических процедур при подозрении на дизартрию. В комплекс обследования могут включить:

  • МРТ головного мозга;
  • электронейрографию;
  • электромиографию;
  • электроэнцефалографию.

Неврологи ставят до года диагноз «стертая дизартрия», если:

  • ребенок плохо сглатывает слюну, не умеет пережевывать пищу;
  • малыш не умеет сосать грудное молоко, отсутствует сосательный рефлекс;
  • при рождении и после у крохи нет крика, или он выражен незначительно.

Р. И. Мартынова советовала проводить диагностику на основании наработанных годами наблюдений за маленькими пациентами

Обращать внимание стоит на физический, неврологический, психический статус малыша. У детей наблюдается сниженная физическая активность, маленький рост (зачастую), узкая грудная клетка

С неврологической стороны выявляют изменение тонуса мышц, нарушение функций вегетативной системы, гиперкинезы, повышенную потливость, слюноотделение, невыраженные парезы. Психиатры отмечают неустойчивое, рассеянное внимание, ослабление мыслительной деятельности, затруднения в запоминании.

Описание патологии, отличие стертого вида

Заболевание свойственно для дошкольников. Проводились исследования в специальных логопедических группах дошкольных учреждений, где выявлен дизартрический компонент у 50% детей с ОНР (общим недоразвитием речи) и 35% с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие). Изучением болезни занимались многие логопеды-дефектологи: Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина, Р. И. Мартынова, Е. Ф. Соботович. Термин «стертая дизартрия» был изменен в послесоветское время на МДР (минимальное дизартрическое расстройство).

Органы артикуляционного аппарата оснащены нервными волокнами, клетками, передающими или принимающими сенсорные импульсы, за счет чего происходит правильное произношение звука. При дизартрии иннервация ослаблена, недостаточна для четкого говорения. Патология имеет несколько видов, отличающихся по степени тяжести, вовлеченности органов речевого аппарата.

Вид дизартрии Основные отличия
Стертая Нарушено движение артикуляционных органов, недоразвита мелкая и общая речевая моторика, дефекты произношения нечетки, имеют стертую форму.
Выраженная Нарушения проявляются в произношении, построении, осмыслении речи. Изменен голос, тембр, ритм, интонационная выразительность отсутствует. Трудно понять, о чем говорит малыш.
Анартрия Происходит паралич речевых органов: языка, гортани, губ, глотки, что сказывается на возможности говорения. Ребенку трудно произнести звук. Редко отмечается нарушение глотания.

В зависимости от локализации поражения, выделяют несколько форм патологии:

  • Псевдобульбарная. Нарушается из-за врожденных или перенесенных в детстве инфекционных поражений головного мозга. Заметить патологию можно с грудного возраста: малыш плохо берет соску, не может сосать грудное молоко, амимия лица, нарушено глотание, повышено слюноотделение. В дошкольном и школьном возрасте псевдобульбарная форма характеризуется нарушением речевого дыхания, непроизвольными движениями, неровностью голоса, монотонной речью, язык напряжен, отодвинут кзади. Выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму.
  • Корковая. Нарушена моторика артикуляционного аппарата. Детям трудно переключиться с одного звука на другой. При отдельном произношении речь четкая, в потоке возникают замены, трудности в сочетании согласных. Схожа патология с дислалией.
  • Мозжечковая. Наблюдается у малышей нечасто, характеризуется отрывистыми звуками, скандированием (выкриком) отдельных звуков.
  • Подкорковая. Характерны гиперкинезы (непроизвольность движений мышечной мускулатуры лица, речевого аппарата), нарушение мышечного тонуса.  Связана с поражением подкорковых узлов головного мозга. У детей с подкорковой дизартрией развито говорение, малыш может играть, произносить слова, предложения. Внезапно в результате артикуляционного спазма малыш замолкает, не может ничего сказать. Язык становится напряженным, при попытках говорить прорываются гортанные звуки.
  • Бульбарная. Название связано с очагом болезни − продолговатым мозгом, имеющим луковичный вид (bulbus − луковица). Причина в травматическом, опухолевом или воспалительном процессе. В результате у человека повреждается несколько нервов, отвечающих за говорение: подъязычного, блуждающего, языкоглоточного, реже − лицевого, тройничного. Отличительным признаком является затрудненное глотание жидкой, пережевывание твердой пищи, паралич мышц.

III. Методика работы по автоматизации поставленных звуков в процессе обучения пересказу.

Принципы и методы, положенные в основу.

На основании многолетней работы я составила план работы с детьми с ОНР, предусматривающий тематическую последовательность несколько отличную от той, что описана в специальной литературе. Мои наблюдения показали, что дети с указанной патологией при автоматизации звуков в связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств я остановилась на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов является наглядность, при которой происходит речевой акт. Анализируя результаты своей работы, я пришла к выводу, что использование картинного материала и текстов при пересказе значительно облегчают овладение детьми с ОНР автоматизацией звуков в связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, последовательными.

Тексты пересказов в своей работе я использую только после того, как поставленный звук ребенок произносит изолированно а затем этот звук автоматизируется в:

  1. слогах различных типов;
  2. в словах, словосочетаниях;
  3. в чистоговорках;
  4. в предложениях;
  5. в потешках;
  6. в стихотворениях;
  7. и только потом – в текстах, насыщенных автоматизируемым звуком.

Кроме общепризнанных в логопедии принципов (наглядности, поэтапности, цикличности и др.), при подборе текстов для пересказа я придерживалась следующих принципов:

  • текст должен быть насыщен постановочными звуками и максимально мало содержать при этом еще не поставленных или не автоматизированных звуков;
  • текст должен быть интересен детям, доступен уровню речевого и интеллектуального развития ребенка и максимально приближен к его личному опыту.

Тексты должны в обязательном порядке включать:

  • слова с открытыми слогами;
  • слова с закрытыми слогами;
  • слова со стечением согласных;
  • тексты с разными словами;
  • тексты на дифференциацию поставленного звука с другими звуками, сходными с ним артикуляционно и акустически.

Каждый текст сопровождается картинным алгоритмом, лексическим словарем, вопросами к тексту.

В своей работе я использую следующие методы: наглядный, словесный, игровой (сюрпризные моменты, использование игрушек и т.д.), практический.

Рассмотрим патогенез этих искажений более подробно

Боковое произнесение звуков – одна сторона языка паретична, на поражённой стороне «парус», поражённая сторона провисает, при высовывании изо рта кончик языка девиирует в сторону поражения.

Межзубное произнесение – кончик языка располагается в межзубном положении, что возможно диагностировать как при гипотонусе, так и при гипертонусе.Смягчённое произнесение звуков – стойкая палатализация свидетельствует о патологически высокой спинке языка («язык горбом»), что отмечается только при гипертонусе.При данных искажениях звукопроизношения выявляется нарушение мышечного тонуса по типу гипотонуса или гипертонуса.

Гипотонус характеризуется следующими проявлениями – лицо ребёнка амимично, уголки глаз и губ опущены, носогубная складка сглажена, нижняя челюсть провисает из-за слабости жевательных мышц, рот полуоткрыт, характерна гиперсаливация, язык гладкий, распластанный, удлинённый, безвольный, с трудом выполняет артикуляционный уклад и удерживает артикуляционную позу, отмечается повышенная истощаемость при выполнении артикуляционных упражнений.

При гипертонусе мышцы лица спазмированы, напряжены, зубы сомкнуты, движения губ ограничены, нарушается лабиализация (огубление) звуков, выражен рвотный рефлекс, отмечается стойкая палатализация звуков, которую устранить традиционными методами не представляется возможным. Довольно часто при стёртой дизартрии можно встретить и явление лицевой асимметрии, когда на одной стороне лица и языка преобладает гипотонус или гипертонус, при этом лицо асимметрично.

Такие стойкие нарушения мышечного тонуса, имеющие органическую этиологию в основе структуры речевого дефекта, требуют комплексного подхода при проведении логопедической работы с ребёнком.

Целесообразно перед артикуляционной гимнастикой сначала сделать логопедический массаж, уделив максимум внимания зоне акцента, дабы улучшить трофику мышечной ткани в поражённой области и тем самым нормализовать тонус мышц посредством стимуляции соответствующих зон иннервации артикуляционного аппарата.

Таким образом, подготовив артикуляционный аппарат, можно приступать к выполнению соответствующего комплекса артикуляционных упражнений, к выполнению дыхательной гимнастики и к постановке звука. Только такая этапность работы по преодолению нарушений звукопроизношения с использованием логопедического массажа позволит логопеду более эффективно осуществлять логокоррекционную работу при стёртой форме дизартрии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: