Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе

Презентация на тему "картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы"

Содержание игры

Когда дети строят свою игру, то они основываются на поведении взрослых, на точном понимании их действий. В зависимости от возраста ребенка сама игра будет немного различаться. У детей младшего дошкольного возраста игра строится на простом копировании действий взрослого человека, а у старших дошкольников игра усложняется, добавляются новые детали. Если раньше ребенок выступал в роли доктора и просто лечил, то став постарше, он начинает уговаривать пациентов перед уколом или другими манипуляциями.

Фантазия детей безгранична. И дети не просто подражают определенному сценарию из жизни, но и способны на комбинацию различных сюжетов. Новая игра складывается из подсмотренных в кино сцен, элементов сюжета из книг и взятых примеров из жизни. Такая способность к комбинированию основывается на понимании ребенком деятельности взрослого человека и возникающих при этом взаимоотношений.

Если сюжетно-ролевые игры начинаются сначала с простого подражания взрослым, то у больших деток содержание игры более сложным. Порой дети, прежде чем приступить к игре, заранее обдумывают ее содержание, так называемый план, где обозначены роли каждого члена игры и сам сюжет. В процессе создания различных комбинаций сюжетов происходит взаимодействие между детьми.

Это действие очень полезно для дальнейшего развития коммуникативных навыков. Каждый может привнести что-то новое, а объяснение своих мыслей очень хорошо формирует речевые способности. Способность слышать предложение по построению игры делают ребят более внимательными и отзывчивыми.

В конечном итоге, совместными усилиями построенное содержание игры учит деток логике в последовательности событий и сохранение его целостности.

Особенности самосознания

Самосознание представляет собой понимание ребенком себя самого, своих качеств, отношений с окружающей действительностью. Наиболее яркой формой самосознания считается самооценка, то, как малыш оценивает свои достижения, личностные качества и возможности. Первоначально малыш не имеет возможности оценивать себя, поэтому использует позицию окружающих. Так, если мама будет постоянно говорить ребенку, что он молодец, именно такая позиция отложится у него.

Кроме того, в самосознание дошкольника следует включить:

  • понимание своего пола (ребенок осознает себя как мальчика или девочку) и соответствующее поведение;
  • понимание своего места в мире, собственной социальной позиции, чаще всего происходит это к началу младшего школьного возраста. Поступивший в первый класс ребенок уже четко осознает, что является школьником.

У ребенка появляются новые ценности, переживания, его внутренняя жизнь усложняется, меняются поступки и поведение

Очень важно помочь ему в этом непростом процессе, поскольку только так малыш сможет стать равноправным членом общества

Чаще всего высокой самооценкой отличаются те дети, которые посещали детский сад, поскольку их деятельность координировалась профессиональным педагогом и направлялась по необходимому руслу

Однако роль воспитателя не отменяет и важности общения с родителями, родственниками, среды

Побудительная сфера

Дошкольное детство – период развития личности, ключевой и очень важный. Именно сейчас происходит становление основных мотивов, которые будут побуждать ребенка к деятельности. В чем же его специфика?

Появляются мотивы, связанные с тем, что ребенок стремится включиться во взрослую жизнь, стать более похожим на своих родителей или их друзей, жить, как они. Зачастую такие мотивы переплетаются с игрой, поэтому малыши часто развлекаются, играя в «Дочки-матери», «Магазин» и подобные.

Кроме того, выделим и такие мотивы:

Быть лучше ровесников, соревновательный элемент.
Установление и поддержание положительных отношений со взрослыми

Ребенку крайне важно, чтобы его выделили, похвалили, порадовались его достижениям.
Моральные мотивы – послушание, помощь окружающим, стремление как-то порадовать их.
Мотивы учения – приобретение знаний, умений и навыков.. Для дошкольника присуще не ждать похвалы, а прикладывать определенные усилия, чтобы ее получить. Кроме того, именно в этот период возникает иерархия мотивов, их соподчинение

Кроме того, именно в этот период возникает иерархия мотивов, их соподчинение

Для дошкольника присуще не ждать похвалы, а прикладывать определенные усилия, чтобы ее получить. Кроме того, именно в этот период возникает иерархия мотивов, их соподчинение.

Значение родителей для личностного развития

Цель сюжетно-ролевой игры в средней группе

Цель — формирование и закрепление умения выполнять разные ролевые действия.

Задачи сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада:

  • развитие коммуникабельности, умения взаимодействовать с людьми разных возрастов;
  • улучшение социальных навыков, закрепление правил поведения в обществе;
  • формирование навыка самостоятельного определения роли, выбора подходящих атрибутов;
  • совершенствование речевых способностей, умения строить диалог;
  • нравственное развитие, воспитание положительных личностных качеств;
  • творческое развитие.

Дошкольники средней возрастной группы в своей игровой деятельности уже способны самостоятельно варьировать сюжеты, действовать в коммуникации с товарищами без помощи взрослого. К этому возрасту у детей уже должно быть сформировано гибкое ролевое поведение. Задача педагога состоит лишь в том, чтобы распределить роли, предложить игровые атрибуты, а в ходе игры следить за порядком, соблюдением правил, своевременно гасить конфликты между игроками. Сюжетно-ролевые игры эффективны, только если между дошкольниками установлены дружеские отношения, нет недопониманий и разногласий.

Этапы формирования личности в дошкольном возрасте

БЛОГ ПЕДАГОГОВ

Консультация для родителей подготовительной группы «Как подготовить ребёнка к школе»
Человек без воспитания – тело без души
Что такое конструктор LEGO для ребенка?
Как LEGO влияет на развитие детей
ЛЕГО-сказки
Конспект игрового часа «В гостях у бабушки Пчелы»
Я – человек, играю, думаю, живу
Использование кейсов в дошкольном образовательном учреждении
«Осень. Обобщение». Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности
Прививаем любовь к книге у дошкольников
Складная опора-штора «Сухой душ»
Консультация для педагогов и родителей ДОУ «Что такое логоритмика»
Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста
Зачем нужно закаливание?
Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ
Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста
Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2-3 лет
Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию
Консультация для педагогов Тема: «Современные формы работы с детьми»
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»
Консультация для воспитателей по теме: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды по правилам дорожного движения в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды по изобразительной деятельности в группах»
Методические рекомендации для педагогов «Организация и проведение летней оздоровительной работы в ДОУ и образовательных учреждениях»
Консультация старшего воспитателя для педагогов на тему «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников»
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Дисциплина в детском саду»
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей
Проблемные формы межличностных отношений дошкольников
Речевые игры по дороге домой для детей 5-6 лет
Подвижные игры
для детей с общим недоразвитием речи
Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста
Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре
Ребенок грызет ногти. Причины. Решение
Почему дети капризничают?
Гиперопека и ее последствия для ребенка
Безопасный Новый год для ребёнка: что нужно знать
Методика и программное содержание социально-нравственного воспитания детей в старшей группе
Авторитет родителей в воспитании детей
Компьютер: «за» и «против»
Дисциплина на улице — залог безопасности
Готовность ребенка к школе – залог успешной адаптации
Музыкальное воспитание в семье
Музыка и здоровье в детском саду
Активный детский отдых зимой
О проблемах приобщения дошкольников к книге
Развитие детей в театрализованной деятельности
Что должны знать родители перед первым посещением бассейна
Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста
Дети и чтение
Несколько слов о наказании ребенка
Игрушка в жизни ребёнка
Сказка ложь, да в ней намек
Несколько советов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях
Как помочь ребёнку научиться различать цвета?
Веселые карандаши в руках у ребенка
Организация работы по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста

Организация трудового воспитания младших дошкольников в современном детском саду
Сенсомоторная координация как показатель психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Детская субкультура как механизм социализации дошкольников
Дышим правильно – говорим легко. Формирование речевого дыхания при заикании
Ребенок играющий
В детский сад без слез
Игрушки — подружки
Как вести себя родителям с гиперактивным ребенком
Рекомендации родителям гиперактивного ребенка
Запреты и ограничения
Кризис семи лет
Как подготовить ребенка к школе?
100 тысяч «почему!»
Как победить застенчивость
Почему дети разные?
Пойми меня! (Умному взрослому — от умного ребёнка)

Развитие самосознания и самооценки в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте

В младшем и среднем дошкольном периоде формируется доброжелательная пристрастность к своему полу, что предопределяет развитие самосознания. К 3-4 годам ребенок не только начинает различать пол окружающих людей, но и достаточно хорошо знает, что в зависимости от пола, к людям предъявляют различные требования. Так, девочки, как правило, играют в куклы и одеваются как мамы, а мальчики играют в пожарников, строителей или водителей.

К 4 – 5 годам самостоятельная оценка других людей, включая их поступки и качества, будет зависеть от отношения ребенка к данным людям. Это может, в частности, проявляться через оценку поступков персонажей сказки. Любой поступок, совершенный хорошим, положительным героем, оценивается как хороший, плохого – как плохой. Но со временем оценка поступков и качеств сказочных героев начинает отделяться от общего отношения к ним.

В процессе усвоения норм и правил поведения, они становятся мерками, которые ребенок использует для оценки других. Тем не менее, приложить данные мерки к самому себе ему гораздо сложнее. Переживания, которые захватили ребенка или толкают его на те или иные поступки, способны заслонять от него действительный смысл совершаемых поступков. Это не дает возможность оценивать их беспристрастно. Подобная оценка возможна лишь на основе сравнения собственных поступков, качеств с возможностями и поступками окружающих.

К 6-7 годам (старший дошкольный возраст) отношение к себе снова значительно меняется. В этот период дошкольник осознает не только свои конкретные качества и действия, но и собственные переживания, мотивы и желания. Они, в отличие от объективных характеристик, не могут стать предметом оценки и сравнения, при этом способны объединять и консолидировать личность ребенка в целом. Все это происходит благодаря усилению субъектной составляющей самосознания, ввиду чего происходят изменения во взаимоотношениях 6-7-летнего ребенка. Осознание им собственного «Я» уже не так жестко фиксируется на собственных достоинствах и становится открытым для мнения других.

Построение сюжетно-ролевых игр

Игры у детей развиваются со все большим усложнением. Это относится к задействованию фантазии детей, когда на основе нее строится вся сюжетно-ролевая игра. При этом она должна отвечать таким требованиям как увлекательность и интересность для каждого играющего ребенка. А в коллективе нужно уметь соединить все фантазии или отдать предпочтение более понравившимся.

Не все дошкольники и не всегда способны справиться с этой довольно непростой задачей и во избежание ссор и обид педагог должен прийти на помощь ребятам. Он может помочь направить действия детей и постараться предоставить каждому ребенку возможность внести свой вклад в построение игры. Чем старше ребенок, тем его потребность в коллективной игре только возрастает вместе с желанием реализовать всю свою фантазию.

Влияние семьи на формирование характера ребенка

Воспитание человеческого характера начинается еще в раннем возрасте, когда мама с папой вырабатывают определенные правила поведения по отношению к своему малышу.

Психологи уверены: именно семья оказывает решающее влияние на формирование детской личности и сильного характера у ребенка. Итак, что же нужно учитывать родителям при воспитании детей с самых первых дней жизни?

1. Учитывайте особенности малыша

Не следует лепить из младенца идеальный образ успешного и умного ребенка. Обязательно учитывайте его индивидуальные особенности, темперамент, поскольку именно они и создают целостную личность.

Самое важное для родителей – направить свои усилия на совершенствование сильных качеств характера и смягчение недостатков. Проще говоря – нельзя выращивать из скромного романтика сильного лидера.

2. Подбирайте подходящую методику воспитания

В помощь мамам и папам разработано множество методик раннего воспитания, написано немало пособий. Вы все о них слышали: это системы Домана, Зайцева, Никитиных, Сесиль Лупан, Монтессори и многие другие.

Каждый из этих методов формирует у детей те черты характера, которые понадобятся для полноценной общественной жизни. Конечно, не обязательно пользоваться какой-то одной развивающей методикой, можно внести в нее свои собственные наработки.

Главное – не сравнивать кроху с другими детками, а окружить его вниманием и лаской

3. Создайте индивидуальный режим

Новорожденным и младенцам требуется упорядоченный режим, соблюдение которого придаем детям спокойствие и уверенность в себе.

На самом деле ребенок до полугода еще не научился капризничать, он через крики старается донести до мамы свои потребности. А характер этих требований будет зависеть от детского темперамента.

Поэтому постарайтесь научиться предугадывать желания крохи, определить периоды его активности и сна. Правильный распорядок помогает учитывать особенности темперамента и формировать характер.

4. Учите на собственном примере

Мы уже говорили, что дети не обращают внимания на длинные нотации, а повторяют за взрослыми. Вот почему именно от родителей и от отношений в семье зависит поведение малыша. Чтобы сформировать у крохи сильный характер, учите его добиваться цели, поощряйте самостоятельность.

Самое главное, чтобы ваши дела не расходились с вашими словами. То есть начните воспитание младенца… с себя. Это является первым шагом к формированию сильных черт детского характера.

И еще, даже если вы не удовлетворены особенностями детского темперамента и характера, не стоит стремиться мгновенно искоренять эти качества.

Да, основные черты личности закладываются до трех лет, однако при должной заботе и внимании можно значительно снизить их негативные проявления.

Итак, характер малышей во многом зависит от врожденных характеристик, стиля воспитания в семье, выбранной развивающей методики. Но важнейшим фактором все-таки является отношение родителей к ребенку. Под руководством чутких и любящих мамы и папы чадо обязательно вырастет сильной и интересной личностью.

Привычные сюжеты игр

Как правило, самыми распространенными и привычными играми для детей дошкольного возраста являются сюжетно-ролевые игры в: магазин, больницу, парикмахерскую и многие другие. Если ребенок недостаточно осведомлен о роли человека в этих профессиях, то педагог обязательно все объясняет ребенку и он тогда сможет сразу же примерить эту профессию на себе. Обычно в дошкольных учреждениях всегда есть в наличии предметы, предназначенные для тех или иных профессий.

Сюжетно-ролевые игры относятся к важному и обязательному элементу в воспитании подрастающего ребенка. Пользу, которую они приносят невозможно сравнить с другими видами обучения для ребят дошкольного возраста

Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте происходит усложнение отношений детей с окружающими. В этот период все чаще детям необходимо определять собственное отношение к чему-либо. Им требуется оценка поступков, поскольку обязательных правил становиться все больше, а столкновение разных мотивов происходит все чаще.

У дошкольников начинает развиваться самосознание. Оно представляет собой понимание того, что человек из себя представляет, какими качествами наделен, каким образом относятся к нему другие люди и чем вызвано данное отношение. Максимально ярко феномен самосознания проявляется в рамках самооценки, которая состоит в оценивании ребенком собственных достижений и неудач, качеств и возможностей.

Дошкольник на начало школьного периода не только начинает выступать в качестве субъекта деятельности, но и способен осознавать себя как субъекта. В этот время формируется самосознание, представленное способностью к самооценке собственных действий, поступков и переживаний.

Определение 1

Самосознание представляет собой процесс осознания личностью собственного «Я», включая физическую, духовную и общественную сущность. Самосознание является знанием и одновременно отношением к себе как к определенной личности.

Физическая, духовная и общественная сторона личности тесно связаны и оказывают влияние друг на друга. Процесс осознания всех аспектов личности становится при этом сложным единым процессом. Осознание себя в качестве физического существа и станет отношением к себе как к некоторому живому организму, наделенному известными физическими качествами.

Когда рассматривается осознание себя как духовного существа, то на первое место выходят знания и отношение к себе. Осознание себя в качестве общественного существа состоит в осознании собственной общественной роли и места в группе.

Проявление и развитие самосознания у ребенка в течение первых семи лет жизни напрямую связано с совершенствованием межличностных отношений с окружающими людьми. Основные этапы данного развития начинаются с того, что с раннего возраста дети заимствуют отношение к самому себе у взрослых.

При вступлении в дошкольный возраст, дети начинают осознавать лишь сам факт, что они существуют. По-настоящему ребенок в этот период еще ничего не знает о себе и о собственных качествах. Стремясь походить на взрослого человека, ребенок в раннем возрасте не способен учесть свои реальные возможности. Это достаточно явно можно проследить в кризисе 3 лет.

Для правильной оценки себя, ребенку необходимо сначала научиться оценивать других людей. Для этого ему нужно смотреть на них как бы со стороны, что происходит далеко не сразу. В это время при оценке сверстников он может просто повторять мнения, которые высказывают взрослые люди. Аналогично происходит и при самооценке («Я хороший, так как мама сказала»).

Половая идентификация играет в самосознании большую роль. Ребенок отождествляет себя с представителями пола примерно к 3 годам. Это происходит в процессе того, как он учится осознавать самого себя в качестве будущую мужчины или женщины. «Я — мальчик» («Я — девочка») — это знание и убеждение ребенка.

В результате этого процесса осознание своего «Я» начинает включать и осознание собственной половой принадлежности.

Характеристика сюжетно-ролевых игр

Большое влияние на развитие ребенка оказывают сюжетно-ролевые игры. В этой игре ребенок может примерить на себя роль взрослого и попробовать поиграть в различные профессии. Такая игра идет естественно и руководима самими детьми, а играя роль взрослого, ребенок учится строить отношения с окружающими, и может проявить все свои способности и оригинальность.

У детей в возрасте пяти — шести лет происходит осознание себя, как личности со своими стремлениями и заложенным потенциалом. Близкое знакомство с жизнью и ролями людей у ребенка происходит постепенно: сначала в собственной семье, затем в коллективе детского сада и друзьями на дворовой площадке. А играя в сюжетно-ролевые игры, ребенок изнутри знакомится с социальными ролями взрослых, ведь он пробует их по возможности детально воспроизвести. Поэтому воспитатели детского сада обязательно знакомят детей с особенностями такой игры.

Когда ребенок играет роль взрослого, особенно старательно воспроизводя профессию, то он погружается в выдуманный мир и на самом деле воображает себя, к примеру, стоящим за кассой продавцом или лечащим пациентов доктором. В этом процессе задействована не только вся фантазия ребенка, но и подключены эмоции смешанные с восторгом от своей новой роли и открывающимися возможностями, пусть и только лишь в игре, ведь в роли покупателей или пациентов выступают ровесники.

Дети задействуют все предметы окружающей обстановки, гармонично вписывая их в свой сюжет. Стул незаметно превращается в домик, а кресло в автомобиль. Ребенок сам устанавливает правила и придумывает дальнейшее развитие истории и каждый может выбрать роль по интересам. Здесь помощь взрослых не нужна, дети с большим удовольствием справляются сами, воплощая в игровой форме все свое представление о роли профессии и поведении между членами игры.

Хоть сюжетно-ролевая игра это всего лишь детское развлечение, но ребенок в процессе игры приобретает полезный опыт и новую информацию, что никогда не будет лишним, а принесет лишь пользу.

Во что играют детки разного возраста?

Малышня первой младшей группы и детки помладше нуждаются в приглашении поиграть. Как я уже не раз писала, но не устану повторять, что мало дать ребенку «орудие» игры – нужно научить играть!

Что нам стоит сказать двухлеткам: ой, кажется, кукла Маша плачет! Давай ее покормим!

Все, сюжетно-ролевая игра «Семья» началась.

Помните, что двухлетки способны пока в сюжетной игре выполнять знакомые действия, не взяв на себя никакой роли – мама, папа, шофер, продавец

Акцентируйте внимание малыша на том, что нужно делать: поить, кормить, ехать, идти. Не говорите ребенку: давай, ты будешь мамой, а кукла – это твоя дочка

Малыш пока этого не поймет, просто предлагайте что-то конкретное сделать.

Мы, воспитатели, сами предлагаем ребятам сюжеты, проявляем фантазию, приобщая детей к сюжетно-ролевым играм, готовим атрибуты, в общем – всячески мотивируем дошкольников.

Родители тоже должны проявлять посильную активность и придумывать, чем занять своих детей. Понятно, что уставшей после работы маме совсем не до игры, но в выходной можно и нужно хотя бы часик посвятить игре с ребенком, если ему не с кем играть. С компанией малышей немного легче, можно подсказать им тему игры, дать атрибуты и просто направлять иногда.

Одна моя знакомая жаловалась, что в их районе в частном секторе вообще нет детей, одни бабки. Когда ее ребеночек был маленький, они искали себе компанию для игр по всей округе. Но потом малыш пошел в садик, затем в школу и кроме как там ни с кем практически не общается. Выходные и каникулы он проводит сам дома. Появилась замкнутость какая-то… Она говорит, что не знала о том, что нужно играть дома с ребенком в сюжетно-ролевые игры, а то бы делала это, чтобы не дать ребенку почувствовать одиночество… Хорошо, если есть братья и сестры, ты никогда не будешь одинок, правда?

Вспомнилось, как в детстве мы с сестрой забавлялись, используя кусок гипсокартона. Мы сдирали верхний слой бумаги и выпиливали из прессованного гипса разные фигурки. До сих пор не знаю, откуда тогда взялся гипсокартон у нас, но этот факт был.

Игровая позиция ребенка

Весь смысл игры строится на роли ребенка, которую он играет. Это может быть изображение персонажа из книги или мультфильма, а может и придуманная роль, основанная на профессии взрослого. Но в любом случае, исполнение роли дает ребенку возможность выразить себя и привнести свое собственное видение данного персонажа в сюжете игры. Однако, нужно соблюсти баланс и не отступить от плана, придуманного и поддержанного всей группой играющих. При сильном отклонении возможно общее недовольство, что учит ребенка правилам взаимодействия в коллективе.

Дети уже способны исполнять роли с четырех лет. Хотя вся игра построена на передаче эмоций между персонажами посредством мимики, речи и жестов. В таком возрасте, скорее всего, потребуется помощь педагога, чтобы подобрать желаемую роль для ребенка, потому что весь процесс завязан на эмоциях ребенка. Если роль не подходит по половому признаку, то ребенок воспротивится ее исполнять. А также в зависимости от симпатии или неприятия ребенком роли, персонажа которого он должен играть, зависит качество исполнения и вовлеченность в процесс.

Роль семьи в формировании личности дошкольника

В семье на формирование личности дошкольника оказывает влияние всё. Начиная от структуры семьи (классический треугольник папа-мама-ребенок или отсутствие отца, наличие других детей или бабушки), стиля воспитания до принятых форм проявления эмоций.

Очевидно, что каждый ребенок нуждается в отце. Если он отсутствует, роль отца поневоле выполняют другие члены семьи. У дошкольника нарушается осознание материнских и отцовских функций, мальчики лишаются образца мужского поведения в семье. Сейчас мы коснулись только характеристик, лежащих на поверхности. Особенности семейной структуры — тема необычайно глубокая.

В некоторых семьях сложилась традиция добиваться своего капризами и обидами. Этот способ обязательно берут на вооружение малыши с темпераментом холерика. Если он результативен, капризность становится одной из главных личностных особенностей ребенка. Затем появляется проблема: как воспитывать без наказаний.

Дошкольники быстро улавливают неискренние отношения между родителями. Услышав, что мама рассказывает папе не совсем то, что было в действительности, ребенок очень скоро прибегнет к полуправде, а потом допустит и полную ложь в общении.

Можно сколько угодно рассказывать ребенку, как правильно поступать. Но главным ориентиром для него будут высказывания и поступки значимых взрослых – в первую очередь, родителей, а затем старших детей, бабушек, дедушек.

Личностное развитие дошкольника – ответственная задача для родителей

В данной статье кратко изложены особенности формирования личности ребенка, и на что должны обратить внимание взрослые

Воспитывая дошкольника, важно признавать самостоятельность и автономность его личности. Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений. Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений

Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений.

Особенности сюжетно-ролевых игр в средней группе детсада

Организовывать игры в средней детсадовской группе положено либо в дообеденное время после основных занятий и процедур, либо на прогулке на свежем воздухе.

Особенно актуальны для средней группы так называемые производственные или профессиональные игры, в которых дошкольники играют людей определенных профессий. Детский мозг интенсивно копит повседневную информацию, в памяти откладываются социальные и поведенческие нормы, демонстрируемые взрослыми людьми.

Сюжетно-ролевые игры обязательно должны предваряться подготовительными занятиями. Педагог может читать воспитанникам рассказы о разных профессиях, организовывать беседы на социальные темы. Чтобы мотивировать детей к беседе, педагог может продемонстрировать иллюстративный материал, показывающий разные бытовые и профессиональные ситуации

Во время прогулки или похода по городским улицам можно обращать внимание дошкольников на то, как работают дворники, курьеры, почтальоны, водители общественного транспорта

Скачать картинку

Скачать картинку

Отличным вариантом подготовительного мероприятия может стать экскурсия в учреждение или заведение, где дошкольники знакомятся с представителем определенной профессии, узнают, чем он занимается, какую пользу обществу приносит. Предварительно педагог договаривается с этим сотрудником о встрече с детьми. Такую экскурсию будет нетрудно организовать в библиотеку, на почту, в школу. В самом садике детей можно сводить в пищеблок, чтобы им рассказали о своей работе повара, и в прачечную, где ребята познакомятся с прачкой. Также с дошколятами могут поговорить уборщицы и дворник.

Поскольку в 4–5-летнем возрасте дошкольники уже четко осознают разницу в гендерной принадлежности, сюжетно-ролевые игры нужно подбирать раздельно для мальчиков и девочек. Девочкам обычно нравится играть в домохозяек, учительниц, поваров. То есть им подходят игры, раскрывающие образ женщины как матери, жены, хранительницы очага. А вот мальчикам больше нравятся игры, раскрывающие образ мужчины как спасателя, помощника, добытчика, лидера. Для них подойдут игры в космонавтов, шоферов, моряков, строителей.

Но, несмотря на гендерные нюансы, педагогам следует организовывать игры так, чтобы было интересно и мальчишкам, и девчатам, чтобы для каждого нашлась роль. Детям нужно объяснить, что хлопотать по дому могут не только мамы, но и папы. Что большинство профессий подходит как для мужчин, так и для женщин. Так, женщина может управлять экскаватором или строительным краном, а мужчина может работать поваром или школьным учителем.

Проведение сюжетно-ролевых игр во время прогулки делает времяпровождение полезным и увлекательным. Дошкольники с большой охотой собираются на прогулку, когда воспитатель обещает проведение интересной игры. Особенно, если игра подразумевает использование игрушек и атрибутов, надевание специальных предметов гардероба. Игровой процесс во время прогулки должен длиться около 30 минут. Причем он должен включать физическую тренировку, познавательно-трудовую деятельность, речевую активность.

Структура игры: сюжет

Как и в любой истории, основу которой составляет сюжет, так и в процессе игры дети сами придумывают события, которые следуют одно за другим. Основой их являются происшествия из реальной жизни, с которыми непосредственно столкнулся сам ребенок или свидетелем которых был.

И что интересно, то в зависимости от географического проживания детей сюжет игры разный. Дети, которые живут ближе к морю, чаще играют в капитанов корабля, строителей морских судов и спасателей. У детей северных народов преобладает сюжет, связанный с охотой и оленеводством.

И не только география влияет на игру, но и различные происшествия, неожиданно происходящие с ребенком или окружающими его людьми. Тогда ребенок может примерить на себя роль спасателя, пожарного или полицейского. А некоторые известные личности способны побудить ребенка подражать им и строить сюжет на основе их деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: