Другие статьи по теме:
Как правильно ставить ударения в сложных словах?
как научить ребенка разговаривать
Как научить ребенка говорить звук «Р»?
Как научить ребенка говорить звук Л?
Как научить ребенка пересказывать текст?
Как составить рассказ по картинке?
пальчиковый массаж
Как играть с логопедической куклой
Большакова. Алалия
Интервью с логопедом Мариной Решетко
Рекомендации для родителей детей с задержкой речевого развития; признаки нарушений речевого развития
Нормы психомоторного и доречевого развития ребенка
Интервью с логопедом Оксаной Виноградной, автором логопедических пособий для неговорящих детей
Автоматизация звука «С» в слогах и словах
Что такое дидактическая игра
Использование игровых элементов на занятиях − это не значит, что с детьми просто играют без педагогической цели. Такие упражнения нужны для того, чтобы ребенок легче усваивал учебный материал. Дидактическая игра является методом педагогического воздействия, используя этот прием, взрослый повышает детский интерес к занятиям.
Почему этот способ способствует мотивации детей? Потому что для них создают комфортные условия, не акцентируя внимание на процессе обучения. Игровая деятельность для дошкольников − их естественное состояние, поэтому на такие занятия они ходят с удовольствием
Для результативности взрослый должен понимать, что дидактическая игра имеет педагогическую цель. В случае развития речи − это коррекция звукопроизношения, фонетико-фонематических процессов. Их обязательно нужно подбирать по возрасту, чтобы ребенку были понятны инструкции, игра была ему интересной.
Феноменальная память правого полушария — фотографическая память
Игры с картинками, упражнения на память для детей 5-6 лет
Самая совершенная память. О чем идет речь? Это когда прочитал книгу, а потом просто листаешь страницы у себя в голове и выбираешь из нее нужные сейчас моменты)
Да, такого можно добиться. Дети с развитым правым полушарием головного мозга по методике Макото Шичиды именно так и действуют. Конечно, это целая система, но мы можем включать эти игры в свои занятия.
Что нужно делать?
Важны игры с карточками, но особенным образом.
Самые простые.
40. Что пропало?
Кладем перед ребенком несколько картинок и просим запомнить. Начинаем с 3 — 5 штук. Смотрите по ребенку, можно начинать с 5 — 7 штук.
Собираете картинки и опять выкладываете только без одной.
41. Что появилось?
Выкладываем перед ребенком картинки, просим запомнить. Потом собираем, добавляем новую, опять раскладываем и просим определить, какая картинка появилась.
42. Какую показала первой?
Это знакомая вам игра «Найди отличия». Задача не искать отличия — это игра на внимательность, описанная выше. А играть так: показываем любую из двух, потом две и просим определить, какую показали в первый раз.
43. Запомни узор. Можно использовать мандалу, а можно мозаику.
Выложите узор, покажите ребенку, а потом попросите собрать такой же. Сначала самый простой, а потом наращивайте количество фишек.
44. Размести правильно
Показываем картинки в домиках. Ребенок смотрит, запоминает, а потом выдает ему домики без картинок и отдельно картинки и просим разместить их в нужные домики.
Выводы
Почему в 4-6 лет необходимо заниматься развитием правого полушария? Потому что после 6-9 лет вступает в силу левое полушарие с его логикой, а правое полушарие с его воображением, фотографической памятью, лигвистическими, математическими способностями, интуицией отступает на второй план.
Возраст 4-6 лет — период активности правого полушария, развивая его, мы укрепляем межполушарные связи, развиваем весь мозг.
Правое полушарие — это не только феноменальная память, это креативность, творчество и уверенность в своих способностях (Игры развивающие фантазию и воображение — 5 важных шагов).
А как насчет того, чтобы научить ребенка листать книги в голове и выбирать нужную информацию?
Представьте, что вы родитель сына или дочки, которые запоминают все, что хотят. Они учатся на отлично, успевают ходить в кружки и помогать маме.
Вам не нужно платить репетиторам и переживать о том, поступят они в институт или нет. В этой книге я открываю секрет, как этого достичь (откроется в новой вкладке).
По этой теме советую почитать статью про методику Макото Шичиды, как по ней развивать деток с рождения.
До скорого!
Ваша Надежда Тихонова
Логоритмика: упражнения для детей
Развитие логики детей в 7-8 лет
Логические игры для детей 6-7 лет и старше, то есть для тех, кто уже учится в начальных классах, также нужно выбирать правильно. Это могут быть:
- судоку. Такие задания не только тренируют логику, но и способствуют развитию математического мышления и навыков счета.
- кроссворды и сканворды. Учат работать с информацией, улучшают память и мышление.
- задачи на обобщение, в которых требуется объединить ряд слов общим определением. Учат анализировать данные, делать на их основе собственные выводы.
- анаграммы – задания, в которых нужно составить слово из заданных букв. Развивают скорость мышления, увеличивают словарный запас.
- разнообразные головоломки, ребусы, шарады. Учат находить соответствия и несоответствия, «подгонять» решение задачи под нужные условия.
- логические настольные и дидактические игры. В зависимости от их вида могут совершенствовать не только логику, но и память, концентрацию, навыки вычислений, аналитические и стратегические способности.
- развивающие компьютерные игры в виде скачиваемых программ или приложений в интернете. Позволяют развивать логику в увлекательном интерактивном формате.
Правильно выбранные упражнения помогут развивать навыки у ребят дошкольного и школьного возраста. Благодаря игровому подходу им будет интересно заниматься, а это значит, что и результаты тренировок будут более заметны.
Что необходимо со стороны родителей для запуска речи
Сложные предложения
Родители, разговаривая с ребенком должны стараться использовать различные конструкции предложений, не разговаривать шаблонами. Чтобы запустить и развивать речь, необходимо, общаясь с ребенком, которому 1,5-2 года, употреблять сложные предложения. Он будет слышать и запоминать их, а потом постепенно воспроизводить.
Пример: «На улице хорошая погода, светит солнце, поэтому мы можем пойти гулять». Или: «Нужно переодеться, так как ты испачкал одежду». Появляется упрощенное понимание причинно-следственных связей.
У детей трехлетнего возраста не возникает проблем с родами и числами. Чаще встречаются ошибки в использовании ошибки с падежных окончаний: «Я звать папу».
Работа производится над сложными и вопросительными предложениями. Цель родителей окрашивать свою речь интонационно. Прежде всего, следует интонацией показывать вопрос. Общайтесь с малышом, спрашивайте у него: «Где кукла?», «Что ты делаешь?» и так далее
Разговаривать с ребенком – очень важно
Вопросительные предложения
Затем, нужно способствовать использованию вопросов. Например: «Узнай у тёти: «Как дела?»», «Спроси у папы, где кукла?».
Так родители стимулируют малыша употреблять в своей речи вопросительные предложения.
Этапы развития речи
Становление речи происходит постепенно, начиная с самого рождения. Зная приблизительные этапы развития речи в каждом возрасте, гораздо проще определить наличие признаков отставания.
- От 0 до 6 месяцев. Младенец активно слушает речь взрослых, пытается воспроизвести звуки, которые воспринимаются им пока как мелодия. Он уже различает голоса людей, которые с ним разговаривают. Сначала малыш овладевает гласными звуками, а уже ближе к полуторамесячному возрасту появляются согласные звуки «г», «к», «х», благодаря которым ребёнок начинает «гулить».
- От 6 до 12 месяцев. В этом возрасте ребёнок часто имитирует звуки взрослой речи. Произносит отдельные слоги, например «ма-ма», «лепечет». К окончанию первого года жизни появляются первые слова и предложения. Словарный запас составляет от 2-3 до 20 слов, причём большая часть – существительные.
- 1 год. В годик речь приобретает активный характер и становится средством взаимодействия со взрослыми. Вместе со способностью самостоятельно передвигаться, ребёнок накапливает знания об окружающем мире и пополняет словарный запас, который в этом возрасте составляет 300-400 слов. Произношение адаптирует под себя, пропуская или заменяя сложные сочетания звуков.
- 2 года. К двум годам формируется фразовая речь. В это время ребёнок способен сформулировать предложение из 2-3 слов. Постепенно происходит освоение грамматических категорий, таких как число, род, падеж. Запас слов достигает до 700 единиц.
- 3 года. Дети этого возраста активно общаются со взрослыми и сверстниками, но пока ещё с помощью простых предложений. Трёхлетний ребёнок овладевает основными закономерностями языка и на их основе придумывает свои слова. Этот процесс называется «словотворчеством» и сигнализирует о нормальном развитии речи ребёнка. Словарный запас – до 1000 слов.
- 4 года. На пятом году жизни ребёнок «оттачивает» полученные навыки, пополняет активный и пассивный словарный запас, который составляет приблизительно 2000 слов. По мере взросления все звуки родного языка ребёнок начинает произносить чётко и ясно.
- К 5 годам считается нормой, если ребёнок освоил все стороны языка и владеет свободной речью. Если нет – это повод незамедлительно обратиться к специалисту.
В чем помогут игры?
Игровая форма наиболее благоприятна для освоения различных навыков, в том числе и речевых. Правильно подобранные игры способствуют совершенствованию самых разных сторон речи, культуры общения.
Основные направления развития речи старших дошкольников в форме игры:
- интонационная и динамическая выразительность речи;
- правильный темп, ритм;
- четкость произношения;
- постановка правильного ударения;
- умение ставить слова в правильные грамматические формы;
- умение четко и полно формулировать свою мысль;
- обогащение словарного запаса;
- развитие монологической и диалогической речи;
- формирование предпосылок к освоению письменной речи.
При этом важно, чтобы все задания ребенок воспринимал как призыв к участию в игре, а не занудное занятие (повтори, приведи пример, найди). Соответственно, мотивация к игровым занятиям и интерес к ним у ребенка намного выше, чем к урокам по развитию речи
А значит, и эффект будет ощутимее.
2. Игры на речевое дыхание
Правильное дыхание очень важно для речи. Речевое дыхание от произвольного отличается тем, что это осознанный процесс
Вдох и выдох не равны между собой, выдох гораздо длиннее. Сколько воздуха нужно вдохнуть — зависит от длины фразы, которую предстоит сказать.
Для речи у дошкольников, особенно долгой, обычно дыхания не хватает: ребенок часто дышит, при этом выдох укорочен, а добор воздуха при речи заметен для окружающих. Чтобы научить ребенка верно и размеренно говорить, его приходится учить правильно дышать.
Игра «Бабочки»
Берется карточка в виде цветочной поляны и много-много бабочек, вырезанных из цветной бумаги. Воспитатель помещает бабочек на полянку и говорит: «Посмотри, как много бабочек прилетели. Подуй на них, и они улетят!»
Ребенок дует на бабочек и одновременно педагог приговаривает «Дуй! Летиии». Дети тоже могут повторять это «Лети!», растягивая последнюю гласную.
Запуск речи у ребенка
Большинство родителей не всегда понимают, как должна развиваться речь у детей. К сожалению, у малышей возникает задержка речевого развития, и им нужна помощь в запуске речи.
В настоящее время основная часть детей с нарушениями речи успешно осваивают программу дошкольного образования благодаря проведению специальных коррекционных занятий с логопедом.
При этом важно, чтобы родители, как и логопед, были заинтересованы в том, чтобы ребенок овладел речью и стал полноценным участником совместной деятельности. Логопед должен четко и уверенно объяснить родителям, что если они будут делать все правильно, то смогут добиться хороших результатов В запуске речи у малыша
Неговорящие дети – это проблема, с которой сталкиваются многие родители. Если ребенок молчит, родители начинают беспокоиться: «С чем это связано?»
Здесь важно не упустить момент и найти причину молчания, после этого логопед сможет составить корректный план коррекционной работы и подобрать способы преодоления нарушения
Как развивается речь до года. Норма и задержка
Плавание и речь
Логопедические расстройства речи у детей относятся к проблеме фактического произношения связных звуков, а языковые расстройства — относятся к пониманию сути значения слов или нарушения объединения и сочетания слов для обмена информацией и мыслями. Мало кто знает, что акватерапия может внести существенный вклад в коррекцию речевых нарушений у детей.
Нарушения речи у детей включают:
- Нарушения сочленения звуков, трудности произношения, искажения слов до такой степени, что слушатели не могут понять, что ребенок говорит. Нарушение произвольности речи, например, заикание, когда поток речи прерывается аномальными остановками, повторения частей слов или продления звуков и слогов. Резонансные или голосовые нарушения: проблемы с ритмом, громкостью или качеством голоса, которые отвлекают слушателей от того, что говорится. Эти типы расстройств могут также вызвать боль или дискомфорт в голосовом аппарате ребенка при разговоре.
Языковые расстройства могут быть нарушениями восприятия или выражения мыслей и информации:
Трудности понимания или обработки языка. Сложность сложения слов, ограниченный словарный запас или невозможность использования языка социально приемлемым способом
Когнитивно-коммуникационные расстройства: трудности с коммуникативными навыками, которые связаны с памятью, вниманием, восприятием, организацией, регулированием и решением проблем
Чем раньше у ребенка будет выявлено нарушение речи, тем быстрее можно начать лечение, и тем эффективнее будет терапия. Активное лечение в виде индивидуальной терапии обычно начинается в возрасте ребенка от 2 до 4 лет. Ранние дошкольные и дошкольные годы, когда речевые навыки не сформированы полностью, являются критическим периодом для становления нормального языка и речи.
Хотя многие люди знакомы с использованием бассейна для проведения лечебной физкультуры, большинство удивляются, узнавая о преимуществах акватерапии для улучшения развития речи.
Что не стоит дарить?
Не всякий подарок на совместные 5 лет жизни будет уместен. Поздравление с таковым, возможно, не оскорбит супругов, но и самому дарителю будет гораздо приятнее осознавать, что он ответственно подошел к выбору подарка, проявив тем самым уважение к юбилярам, что будет вдвойне приятно и им.
Деревянная свадьба – праздник, по случаю которого не стоит презентовать:
- Изделия из жемчуга, поскольку этот камень в качестве подарка символизирует слезы, неприятности, разочарования;
- Часы (настенные, напольные), потому что считается, что они могут привести к разногласиям в паре, а, возможно, и к расставанию;
- Ножи, вилки, способные вызвать частые ссоры в семье;
- Зеркала, посуду из тонкого стекла, которая символизирует хрупкость отношений, способных легко разбиться – так же, как и подобные предметы;
- Нежелательно дарить и текстильные изделия, потому что годовщина (любая) свадьбы имеет свою символику. В случае 5-летия супружества в ее качестве выступает дерево – твердое, прочное, как и отношения мужа и жены, сложившиеся к этому моменту. Поэтому мягкий текстиль – не самый лучший презент для этого события.
Зная, 5 лет совместной жизни, какая свадьба отмечается, вы сможете правильно подготовиться и отметить этот праздник независимо от того, являетесь вы сами юбилярами, их гостями или родителями. Соблюдение традиций празднования – это не просто ритуалы, которые несут в себе какую-то магию. Это одна из основ закладки новых семейных традиций, способ совместно получить массу новых положительных эмоций, впечатлений, воспоминаний, а это один из путей к укреплению отношений, созданию прочной базы для их дальнейшего благополучного развития.
Развитие связной речи. Как помочь ребенку заговорить?
Разнообразные слова и человеческая речь сопровождают нас с самого начала нашей жизни, будь то наши первые слоги, или колыбельная, которую мы услышали на ночь из уст любимой мамы. Каждое слово может стать многогранным, а уж если умело выстраивать его в предложения — получится плавная, красивая и информативная (полезная для других) речь.
Что необходимо сделать для того, чтобы ваш малыш захотел, пусть и неосознанно (поначалу) расширить свой словарный запас, и на что стоит обратить особое внимание?
Стоит помнить, что дети дошкольного возраста, как маленькие исследователи — постоянно интересуются тем, что происходит вокруг. Их волнует все: от того, почему трава зеленая, до информации об опадании листвы в осенние месяцы подходящего к концу года. Чем чаще, подробнее и интереснее ваши ответы — тем выше шанс того, что ребенок, используя метод подражания, заберет мысли и слова в свой речевой багаж. Чем больше у ребенка знаний, тем яснее он понимает, что ему необходимо все больше информации, что отлично подкрепляет его базовый словарный запас.
Как могут помочь родные:
Беседовать с ребенком о погодных условиях и любимом времени года, отвечать на вопросы об окружающей среде, читать с ребенком энциклопедии с иллюстрациями и, в обязательном порядке, — обсуждать прочитанное.
Важно не забыть:
Энциклопедии и темы для беседы об окружающем мире должны быть интересны не только вам, но и ребенку
Если та или иная тема не привлекает внимание малыша — отложите ее на более позднее время, переключитесь на то, к чему у него есть стабильный интерес, ведь то, что нам интересно — мы выполняем с большим усердием и удовольствием
В первую очередь — это минимальное развитие мелкой моторики, которое отлично стимулирует развитие речи и другие познавательные процессы (память, внимание, мышление и воображение), что, впоследствии, помогает не просто воспроизводить услышанную информацию, но и анализировать ее, проверять на достоверность, тем самым — закладывая основы логического и критического мышления. Взаимодействие с предметами с помощью тактильных ощущений — отличный способ изучения свойств предметов и запоминания прилагательных, относящихся к ним
Например, таким образом, ребенок понимает, что лимон не просто желтый, но и шершавый, упругий, мякоть его влажная, косточки твердые, а если подключить еще и вкусовые рецепторы — кислый. Так ребенок узнает новые слова, опираясь на знакомые объекты, не испытывая стресса, но продолжая получать столь необходимые знания для развития умения разговаривать полными предложениями
Взаимодействие с предметами с помощью тактильных ощущений — отличный способ изучения свойств предметов и запоминания прилагательных, относящихся к ним. Например, таким образом, ребенок понимает, что лимон не просто желтый, но и шершавый, упругий, мякоть его влажная, косточки твердые, а если подключить еще и вкусовые рецепторы — кислый. Так ребенок узнает новые слова, опираясь на знакомые объекты, не испытывая стресса, но продолжая получать столь необходимые знания для развития умения разговаривать полными предложениями.
Как могут помочь родные:
Предлагать ребенку исследовать разные объекты с помощью касаний и ощущений, не забывая знакомить с новыми словами — описаниями. Начать лучше с самых любимых вещей: мягких игрушек, любимых книжек, элементов одежды из детского гардероба. Стоит поддерживать этот процесс в формате игры, чтобы у ребенка сохранялась устойчивая положительная реакция.
Важно не забыть:
Принуждение — бесполезно и непродуктивно. Как только ребенок чувствует давление — он теряет интерес к деятельности и не хочет выполнять аналогичное занятие в следующий раз. Если ребенок отказывается от одного вида деятельности — предложите другой, который принесет не только пользу, но и радость.
Окружающий мир и домашняя обстановка = удачная среда для изучения новых “слов — предметов” и “слов — описаний”. Начинать можно с простых и знакомых объектов, постепенно переходя на более сложные, требующие более детального и пристального изучения. Поддерживая форму игры при работе с новыми упражнениями и незнакомыми материалами, вы сохраняете в ребенке желание познавать и делиться мыслями, что также благотворно влияет на становление речи.
Если вы хотите направить силы на развитие мелкой моторики — вас ждет «Творческая мастерская», которая не только поможет стимуляции развития речи, но и подарит много новых знаний об окружающем мире. А основы правильно речи, конечно закладываются на программе «МалышОк»:)
Для детей 6-7 лет
В этом возрасте ребят начинают готовить к школе. Ведущей деятельностью становится учебная, но игры используют, чтобы они не уставали и были сконцентрированы на занятии в течение нужного количества времени. В норме звукопроизношение и грамматический строй в этом возрасте полностью сформированы, ребенок овладел не только диалогической формой речи, но и связной. Он может составлять рассказы по картинке, говорить о своих впечатлениях сложными предложениями, активно используя прилагательные.
Основная цель − это формирование навыков письма и чтения. На занятиях используют букварь, прописи. Взрослый не просто теперь учит соотносить образ звука и буквы, но и показывает, как правильно ее писать. Поэтому обязательно отрабатывают базовые элементы письма.
Формируйте плавную речь, сильный выдох при помощи следующих заданий:
- «Кто быстрее забьет мяч в ворота» (дети соревнуются у кого быстрее получится задуть ватку);
- «Ветряная мельница».
В качестве физминутки предложите поиграть на дудочке или подуйте мыльные пузыри. Возраст 6-7 лет не означает, что с детьми нужно проводить занятия без отдыха и игр. Просто их используют не в таком большом количестве.
В подготовительной группе ребятам нравится принимать участие в спектаклях. Вы можете обыгрывать сказку в домашних условиях. Это способствует развитию темпо-ритмической стороны, улучшает дикцию, диалогическую и связную речь. С детьми нужно учить стихотворения, обучать пересказу, правильно использовать интонацию.
Логические игры для детей 5-6 лет
Для дошкольников не стоит выбирать слишком сложные упражнения, иначе им будет неинтересно заниматься. Для детей 5-6 лет подойдут увлекательные игры на развитие логического мышления, и чем разнообразнее они будут, тем лучше:
- «Раскрась рисунок по образцу». Малышу предлагается раскрашенный разными цветами образец и его нераскрашенный шаблон. Его задача – раскрасить картинку, как на исходном рисунке.
- «Закончи фразу». Родитель говорит часть фразы, а ребенок должен ее продолжить. Например: «Дом высокий, а цветок …» (низкий), «Небо голубое, а солнце …» (желтое).
- «Что лишнее?». Нужно рассмотреть картинку, на которой изображено несколько предметов, и понять, какой из них не подходит ко всем остальным и является лишним.
- «Найди отличия». Малышу нужно найти небольшие отличия между двумя похожими между собой рисунками.
- «Составь картинку из геометрических фигур». Для занятия потребуются дидактические материалы – несколько разных геометрических фигур, которые вырезаны из картона. Дошкольнику нужно сложить из них силуэт того предмета, который назовет ему родитель или педагог.
Игры на запуск речи
В качестве первого шага к запуску речи предлагаем попробовать поиграть со своим малышом в простые игры, которые помогут ему развить речь, память, мышление и логику. Такие нехитрые упражнения не отнимут много времени, но наверняка помогут вам и вашему малышу в развитии.
Игры для ребёнка от 1 года
Для запуска речи, с малышом нужно много общаться, рассказывать ему о предметах и явлениях окружающего мира. Читайте ребенку сказки, потешки, небольшие стишки, стоит проговаривать каждое свое действие.
Игра «Найди игрушку»
Что понадобится: для игры подойдут любимые игрушки малыша.
Дайте ребенку посмотреть на его любимую игрушку, назовите её, после положите игрушку в видимой доступности от ребенка. Попросите малыша найти её или принести (если ребенок понимает слово «принеси»). Так можно проделывать с разными игрушками и предметами.
Результат: таким нехитрым способом повышается пассивный словарь ребёнка.
Игра «Что звучит»
При проведении этой игры вам понадобятся: свисток, дудочка, бубен, трещотка, или любые другие предметы издающие громкие узнаваемые звуки.
Сначала покажите, ребёнку, как звучат эти инструменты, проговаривайте их названия. После спрячьте за спину или ширму, издайте звук инструментом. Далее покажите ребенку два инструмента на выбор, если ребенок еще не умеет называть их.
Предлагаете показать пальцем, звук какого инструмента он слышал. Начиная предлагать выбор из двух инструментов, постепенно увеличивайте их количество.
Результат: так мы развиваем слуховой анализ и восприятие малыша. Так же можно поиграть со звуками, которые издают животные.
Понимает ли ребенок обращенную к нему речь?
Как же это определить? Конечно же, наблюдая за своим малышом.
При просьбах, ребенок ориентируется на знакомые ему слова. К примеру, он знает название столовых приборов, но не знает слова «положи». В этом случае, при просьбе «положи вилку», ребенок может принести её вам. При повторении просьбы, он поймет, что что-то сделал не так и может отнести ее к папе. Здесь необходимо показать на собственном примере, что нужно сделать, при этом снова озвучивая просьбу.
Или наоборот, вы просите ребенка принести футболку, он понимает слово принести, но не знает слова «футболка». Здесь, ребенок может просто приносить вам любую вещь первую, попавшуюся на глаза.
Как развивается речь в 2-3 года. Когда обращаться к логопеду
Физическое развитие пятилетнего ребёнка
- Окружность грудной клетки: 52-57 см;
- Рост: 100-120 см;
- Вес: 17-25 кг.
Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину
В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.
Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.
Пятилетний ребёнок должен уметь:
- Быстро лазать по гимнастической стенке;
- Прыгать с высоты 40-50 см;
- Бросать мяч в мишень с 2-х м;
- Прыгать на одной ноге;
- Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
- Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.
Мелкая моторика у пятилетнего ребенка
У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.
Игры-говорилки для малышей
Мама-комментатор
Приучить малыша говорить с самим собой – очень полезная вещь. Просто комментируйте вслух все свои движения: Мама пошла на прогулку, мама одевается. Кроха очень скоро начнет повторять за вами, пусть и на своем, пока «тарабарском» языке.
«Поем слова»
«Мы пекли каравай, вот такой вышины…» Вовлекайте ребенка, сначала он просто будет поднимать и опускать ручки, кружиться в хороводе, но незаметно для себя начнет и подпевать, пытаясь выговорить слова. Также для этой цели подходят народные игры: «По кочкам» или «Баба сеяла горох».
Важное правило! Малыш сначала может петь только отдельные слова или даже части слов. Не торопите и не исправляйте его, он должен чувствовать «свободу»
В то же время не впадайте в другую крайность, не переходите на детский язык и не коверкайте слова, как малыш.
Упражнения и игры для развития речи
Пальчиковые игры
Любимое занятие для всех малышей. Направлены на развитие мелкой моторики и, как следствие, становления речи. Разучите с ребёнком небольшие стишки, например «Сорока-ворона». Подключите движения пальцев, которые ваш малыш будет с радостью повторять. Такие игры совершенствуют мелкую моторику и помогают научить ребёнка правильно говорить.
Артикуляционные упражнения
Мелкие мышцы рта в детском возрасте нужно тренировать, так как они могут быть недостаточно развиты. Для их укрепления требуется ежедневно проводить артикуляционную гимнастику. Расположитесь вместе с ребёнком у зеркала, чтобы контролировать правильное выполнение упражнений. Выполняйте движения губ и языка, показывая ребёнку пример для его самостоятельной работы.
Упражнения на развитие речевого дыхания
Важно приучать ребёнка к правильному дыханию, начиная с момента его становления речи. Воздух, выпускаемый нами во время произношения речи, является источником звука
Многие несложные и легкодоступные упражнения направлены на развитие дыхания, например: подуть на одуванчик, надуть воздушный шар, выдувать мыльные пузыри.
Музыкальные игры
Учить ребёнка говорить можно с помощью музыкальных игр. Когда дети поют, им легче даётся усвоение звуков, слогов и в конечном итоге слов. Музыкальные игры можно организовать в нескольких вариациях: с музыкальными инструментами (ложки, барабан), песенки со звукоподражанием животным, песни с одновременным выполнением несложных движений.
Игр и методик с использованием дидактического материала – огромное количество. И практически все из них можно применить для развития речи. Игра «Волшебный мешочек» прекрасно подходит для развития речевых навыков. Правила игры: в мешочке находятся разнообразные по форме и величине предметы. Ребёнку предлагается на ощупь выбрать себе предмет и описать его. Проговаривание признаков предмета закрепляет речь, а также помогает в формировании начальных математических представлений.